Пояснительная записка
Организационные условия учебной дисциплины (факультатива)
Изучение курса проводится в 5-м семестре. Рабочей программой и календарными планами для очно-заочной формы обучения предусмотрено 94 часов занятий, из них 20 – лекционных, семинаров и практических занятий и 74 часа самостоятельной работы студентов. План занятий учебной дисциплины включает 10 часов лекций, 10 часов практических занятий и 74 часа самостоятельной работы студента (Представление докладов, реферирование статей, обсуждение тем, выполнение практических и творческих заданий, выполнение процедур и заполнение бланков протоколов комплексных обследований и их количественная и качественная обработка с последующими интерпретацией и анализом, работа с компьютерными базами психодиагностических данных, выполнение тестовых заданий). Итоговая форма контроля - зачет.
Занятия проводятся, как правило, в учебной аудитории, оборудованной компьютерами, аппаратно-программным комплексом «Статус-Профиль» (311, 415), выполнение самостоятельных заданий предполагает работу в научной библиотеке, использование Интернет ресурсов, анализ протоколов обследования, практическую деятельность с респондентами-волонтерами, самонаблюдение и самодиагностику.
Каждый студент должен вести рабочую тетрадь, где оформляются конспекты лекций и семинаров, отчеты о выполненных заданиях, конспектируются необходимые статьи. Записи в рабочих тетрадях должны вестись аккуратно и последовательно. По результатам работы студента на лекциях, практических занятиях, экспертизы преподавателем выполненных практических заданий, выполнению тестовых заданий студент получает зачет по учебной дисциплине.
- Нормативные ссылки
- ГОС ВПО по специальности 030302 клиническая психология
- Учебный план СибГМУ по специальности 030302 клиническая психология (очно-заочная форма обучения)
Нормативная трудоемкость изучения дисциплины
1. По учебному плану __94__часов.
Трудоемкость | Количество часов |
5 семестр (18 недель) | |
Общая | 94 часов |
Обязательная аудиторная, в том числе: Лекции Практические занятия и семинары | |
Самостоятельная работа | |
Курсовая работа | нет |
Дипломная работа | нет |
Другие виды работ: Реферат | есть |
Другие виды работ: Контрольная | есть |
Другие виды: Зачет | есть |
ИТОГО |
4..Цель и задачи изучения дисциплины
Целью данного курса является формирование у студентов представлений о содержании отрасли знаний «дифференциальная психология и психофизиология» (базовые понятия, критерии и методы диагностики, факторы [культурные, социальные, психологические, биологические] формирования индивидуальных различий), а также знакомство с основными методологическими подходами и технологиями диагностики и оптимизации индивидуальных психофизиологических, психических и психологических особенностей человека.
Поставленная цель достигается через решение следующих задач:
Изучение основных современных подходов, критериев в установлении закономерностей возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека.
Знакомство с теоретическими основами психодиагностических исследований и овладение (в соответствии с текущими возможностями факультета) методами диагностики индивидуальных психофизиологических, психических и психологических особенностей.
Знакомство с основными методологическими подходами и технологиями формирования и приемами коррекции состояния ВПФ индивидуальности.
5. Структура и содержание дисциплины.
5.1 Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)
№ | Раздел дисциплины | Всего часов | Виды занятий | ||
Лекции | Практ. занятия И Сем. | С/р | |||
Предмет, история и основные направления дифференциальной психофизиологии. Место в системе других наук. | 0 | ||||
Источники индивидуальных различий и становления индивидуальности. Индивидуальные различия (ИР) у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии. Основные факторы происхождения ИР. Организм, индивид, личность, индивидуальность. | 1 | 2с | |||
Методы дифференциальной психологии и психофизиологии.Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. Объединение физиологического, психологического и поведенческого уровней в комплексных исследованиях индивидуальных различий. | 1 | 0 | |||
Типологические свойства нервной системы как главные нейрофизиологические характеристики индивидуальности. Типологическая концепция И.П. Павлова.Типы как совокупность свойств и как картина поведения. Теории типов темперамента. Проблемы исследования темперамента в психофизиологических школах В.С. Мерлина, Б.М. Теплова. Типологические свойства нервной системы и проблемы личностиииндивидуальностивконцепцияхБ.Г. Ананьева, европейских и американских психофизиологов и персонологов (Я. Стреляу, Г.Айзенка, Р.Б. Кеттелла и других). Диагностика свойств нервной системы и темперамента. Формула темперамента. | 3 | 2с+2п | |||
Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии. История проблемы: от теории доминантного полушария к теории функциональной асимметрии. Виды функциональных асимметрий (моторные, сенсорные, ВПФ). Проблемы диагностики ФАМ. | 2 | 2п | |||
Психофизиология и психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции. Биология пола. Пол и гендер. Пол и ФАМ. Пол и способности. Фактор пола и психика. | 1 | 2п | |||
Стиль человека: способы взаимодействия с миром. Современные представления о структуре стилевой сферы индивидуальности. Единая концепция стиля человека. | 2 | 2с |
ИТОГО: 94 10 10 74
5.2. Содержание разделов:
Предмет, история и основные направления дифференциальной психофизиологии. Место в системе других наук.
Источники индивидуальных различий и становления индивидуальности. Структура субъекта взаимодействия с миром: организм, индивид, личность, индивидуальность. Индивидуальность – интегральная биопсихосоциальная характеристика человека. Индивидуальные различия (ИР) у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии. Основные факторы (генетические, онтогенетические, средовые) происхождения ИР.
Методы дифференциальной психологии и психофизиологии. Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. Общие принципы дифференциально-психологического анализа: реализация формального подхода, интегральный анализ (соотношение части и целого), взаимосвязь интра- и интериндивидуальных закономерностей, взаимодействие эндо- и экзофакторов в детерминации различий, измеряемость и статистическая оценка изучаемых явлений. «Типологический» и «измерительный» принципы. Объединение физиологического, психологического и поведенческого уровней в комплексных исследованиях индивидуальных различий. Развитие электрофизиологических методов и их применение для выявления и измерения индивидуальных особенностей. Спонтанная и вызваннная ритмика: факторы формирования (генотип, онтогенетические и средовые влияния).
Типологические свойства нервной системы как главные нейрофизиологические характеристики индивидуальности. Типологическая концепция И.П. Павлова.Типы как совокупность свойств и как картина поведения. Теории типов темперамента (гуморальные, формальные, энергетические, конституциональные, факторные и др.). Проблемы исследования темперамента в психофизиологических школах В.С. Мерлина, Б.М. Теплова. Вклад В.Д. Небылицина в теорию основных свойств нервной системы. Специально человеческие свойства нервной системы. Соотношение основных и специально человеческих (парциальных) свойств нервной системы. Соотношение темперамента и характера. Типологические свойства нервной системы и проблемы личности и индивидуальности в концепциях Б.Г. Ананьева, европейских и американских психофизиологов и персонологов (Я. Стреляу, Г. Айзенк, Р.Б. Кеттелл и другие).
Характеристики отдельных свойств нервной системы. Сила нервной системы. Подвижность – инертность и лабильность нервных процессов. Баланс нервных процессов. «Безусловнорефлекторные» свойства нервной системы (сила, лабильность, активированность) и «условнорефлекторные» свойства нервной системы (подвижность и баланс по динамичности): сходства и различия. Проблема «расщепления» свойств. Возрастно-половые проявления свойств нервной системы.
Диагностика свойств нервной системы и темперамента. Формула темперамента. Методики: Теппинг-тест (вариант Е.П. Ильина, 1972), кинематометрические методики определения подвижности и баланса нервных процессов (Е.П. Ильин, 1972; ручной вариант), Тест-опросник Г.Айзенка, Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, Павловский темпераментальный опросник, Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б. Кадырова, Шкала для измерения выраженности силы нервной системы человека и других индивидуально-психологических особенностей учащихся (по Я. Стреляу) и др.
Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии. История проблемы: от теории доминантного полушария к теории функциональной асимметрии. Виды функциональных асимметрий (моторные, сенсорные, ВПФ). Индивидуальный латеральный профиль. Проблемы диагностики ФАМ.
Психофизиология и психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции. Биология пола: механизмы половой дифференциации, морфологические, физиологические различия (нейродинамические, кинестетические, психофизиологические). Пол и ФАМ. Фактор пола и психика.
Стиль человека: способы взаимодействия с миром. Современные представления о структуре стилевой сферы индивидуальности. Единая концепция стиля человека (ЕКС, А.В. Либин, 1993 - 2004). Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность.
5.3. Темы практических занятий и семинаров
1. Источники индивидуальных различий и становления индивидуальности.
2. Диагностика свойств нервной системы и темперамента. Теппинг-тест: бланковый и автоматизированный варианты. Возможности и ограничения метода.
3. Кинематометрические методики определения подвижности и баланса нервных процессов: бланковый и автоматизированный варианты. Возможности и ограничения метода.
4. Шкала для измерения выраженности силы нервной системы человека и других индивидуально-психологических особенностей учащихся (по Я. Стреляу).
5. Тест-опросник Г.Айзенка, Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова, Павловский темпераментальный опросник.
6. Опросник для выявления соотношения двух сигнальных систем Б. Кадырова. Возможности и ограничения метода.
7. Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии: Виды функциональных асимметрий (моторные, сенсорные, ВПФ).
8. Индивидуальный латеральный профиль. Проблемы диагностики ФАМ.
9. Психофизиология и психология пола. Пол в структуре индивидуальности. Половые различия: биологическая эволюция и социальные традиции.
10. Стиль человека: способы взаимодействия с миром. Современные представления о структуре стилевой сферы индивидуальности.
11. Обсуждение: Портрет интегральной индивидуальности
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1..Рекомендованная литература
а) Основная литература:
1. Данилова, Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности [Текст]: учебник для университетов по специальности "Психология" / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - М.: Издательство МГУ, 1989. - 398 с
2. Данилова, Н.Н. Психофизиология [Текст]: учебник для вузов / Н. Н.Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 372 с.
3. Клиническая психология и психофизиология [Текст]: учебное пособие / Ред. Г. М.Яковлев. - СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. - 296 с.
4. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст] / Е. П.Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.: ил.
5. Лучинин, А.С.Психофизиология [Текст]: конспект лекций / А. С. Лучинин. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 320 с.
б) Дополнительная литература:
1. Бернштейн, Н. А. Биомеханика и физиология движений [Текст]: избранные психологические труды / Н. А.Бернштейн; Ред. В. П.Зинченко. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1997. - 608 с.
2. Блум, Ф. Мозг, разум и поведение [Текст]: монография / Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер. - Пер. с англ. - М.: Мир, 1988. - 248 с.
3. Павлов, И.П. Мозг и психика [Текст]: избранные психологические труды / И. П. Павлов; ред. М. Г. Ярошевский; Московский психолого-социальный институт (М.). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: МОДЭК, 2004. - 360 с.
4. Симонов, П.В.Мотивированный мозг [Текст]: высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии / П. В. Симонов; ред. В. С. Русинов. - М.: Наука, 1987. - 238 с.
5. Вилюнас, Витис К. Психологические механизмы биологической мотивации [Текст]: монография / В. К. Вилюнас. - М.: МГУ, 1986. - 206 с.
6. Спрингер, С. Д. Г. Левый мозг, правый мозг [Текст]: асимметрия мозга: Пер. с англ. / С. Д. Г. Спрингер. - М.: Мир, 1983.
7. Научные периодические издания (журналы: Здравоохранение, Валеология, Вопросы психологии и т.д.) и сетевые информационные источники.
6.2. Материально-техническое обеспечение
1. локальная компьютерная сеть;
2. программное обеспечение: для математико-статистического анализа результатов учебно-научных исследований и поиска и хранения информационных материалов;
3. психологический инструментарий: классические и компьютерные версии;
4. аппаратно-программный комплекс для диагностики индивидуальных физиологических, нейродинамических, психических, психологических особенностей, аппаратно-программный комплекс «Статус - Профиль»
5. Видеофильмы, таблицы и другое оборудование.
7.Требования к уровню освоения программы
Освоение содержания дисциплины студентом считается полным при условии:
1) Иметь сформированные научные представления о структурно-функциональной организации интегральной индивидуальности и системных механизмах функциональных состояний и индивидуальных особенностей человека и его психики.
2) Иметь представления о методологии системного анализа и методологических основаниях психологии и психофизиологии индивидуальных различий.
3) Знать методы регистрации объективных показателей физиологических функций, используемых в психофизиологии и психологии (ЭЭГ, КГР, ЭОГ, ЭМГ, ЭКГ, МЭГ, МРТ, ПЭТ; психологические измерительные и аналитические инструменты) и уметь отбирать их для решения поставленных в исследовании задач.
4) Иметь навыки интерпретации исследований индивидуальных различий психических процессов и состояний человека через призму возможных биологических механизмов и условий среды развития и функционирования.
1. Формы текущего, промежуточного, итогового контроля
1) Текущий контроль успеваемости проводится в виде опроса и тематического тестирования.
2) Промежуточный контроль включает итоговые занятия (пункты 4-7 раздела 5.3) в соответствии с тематическим планом дисциплины.
3) Итоговый контроль проводится в форме зачета в 5-м семестре.
4) Порядок проведения промежуточного и итогового контроля определен соответствующими организационно-методическими указаниями, все виды контроля обеспечены контрольно-измерительными материалами.