Лекция 1. Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника как науки. (2 ч.)
План:
- Предмет, задачи олигофренопсихологии.
- Методы психологии лиц с умственной отсталостью.
- Историяизучения умственно отсталых детей.
- Теоретические положения и принципы дошкольной олигофренопсихологии. Связь с другими науками. Общие проблемы. Определение понятия. Зона ближайшего развития. Структура дефекта.
- Причины нарушений интеллектуального развития. Эндогенные, врожденные, приобретенные причины.
- Классификации умственной отсталости. Классификации по степени тяжести дефекта. Морфологические классификации. Классификации на основе психологических и клинических признаков. Этиологические классификации. Этиопатогенетические классификации. Классификации для социального и педагогического прогноза. Клинико-физиологические классификации. МКБ – 10.
Семинар 1. Основные понятия психологии умственно отсталого дошкольника как науки. (2 ч.)
Вопросы для изучения:
1. История изучения умственной отсталости.
2. Зона ближайшего развития.
3. Структура дефекта.
4. Причины возникновения умственной отсталости.
5. Классификация интеллектуальных нарушений.
Задание для самостоятельной работы:
Подготовить сводную таблицу классификаций умственной отсталости.
Литература:
1. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1960.
2. Выготский Л.С. Собр. Соч.: В 6т. – М., 1982-1985. – Т.5
3. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины ХХ века. М., 1995.
4. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - С-Пб., 2003.
5. Клинико-генетические исследования олигофрении/ Под ред. М.С.Певзнер, М., 1972.
|
6. Специальная детская психология./ Под ред. Лубовского В.И. – М., 2003.
Лекция 2. Раннее развитие умственно отсталого ребенка. Особенности возникновения и развития ориентировочно-исследовательской деятельности у детей с ранним органическим поражением нервной системы (ЦНС).(2ч.)
План:
- Особенности развития детей с умственной отсталостью (младенчество, ранний возраст).
- Овладение ходьбой, моторное и физическое развитие. Неравномерность психомоторного развития. Сенсорная сфера.
- Предметные действия, игровая деятельность. Неадекватные действия.
- Развитие речи, общения, коммуникации. Поведение, самообслуживание.
Семинар 2. Раннее развитие умственно отсталого ребенка. (2 ч.)
Вопросы для изучения:
1. Особенности ориентировочных действий умственно отсталого ребенка на раннем этапе развития.
2. Формирование моторики, физического развития.
3. Формирование предметной и игровой деятельности.
4. Поведение и самообслуживание детей с интеллектуальными нарушениями.
5. Недоразвитие познавательного интереса, речи и общения со взрослыми.
6. Особенности формирования сенсорной сферы в раннем возрасте.
Литература:
1. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - С-Пб., 2003.
2. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1988.
3. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. – М., 1981.
4. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.
5. Специальная детская психология./ Под ред. Лубовского В.И. – М., 2003.
Задание для самостоятельной работы:
|
1. Подготовить конспект статей по заданной теме.
2. Защита рефератов по соответствующей тематике (см. в разделе «Методические материалы»).
3. Сделать аналитический обзор публикаций журнала «Дефектология» за период 2010-2012г.г. по проблематике семинара, в соответствии с выбранной темой реферата.
Модуль 2. Особенности психических процессов (18часов)
Лекция 3. Особенности психических процессов: внимания, восприятия и представлений, памяти.(2ч.)
План:
- Особенности внимания при разных степенях умственной отсталости: легкой степени (дебильность), умеренной и тяжелой (имбецильность), глубокой (идиотия).
- Нарушения процессов ощущения и восприятия при различных степенях умственной отсталости.
- Характеристика нарушений памяти в зависимости от выраженности интеллектуальных нарушений.
Семинар 3. Особенности психических процессов (2 часов).
Вопросы для изучения:
1. Особенности психических процессов при разных степенях интеллектуального нарушения.
2. Характеристика внимания детей с нарушением интеллекта.
3. Особенности памяти.
4. Нарушения восприятия.
5. Особенности ощущения и представлений умственно отсталого ребенка.
Задание для самостоятельной работы
- Подготовить конспект статей по заданной теме.
- Защита рефератов по соответствующей тематике (см. в разделе «Методические материалы»).
- Сделать аналитический обзор публикаций журнала «Дефектология» за период 2010-2012г.г. по проблематике семинара, в соответствии с выбранной темой реферата.
Литература:
1. Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск, 1999.
|
2. Баскакова И.Л. Внимание школьников – олигофренов. – М., 1982.
3. Психология умственно отсталого школьника: В 3ч./ Под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 1994 – 1995.
4. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1988.
5. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.
6. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.
7. Основы специальной психологии./ Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2003.
8. Катаева А.А,, Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.
9. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. Пособ. – М., 2002
10. Лубовский В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. - 1971. - №6.
11. Головина Т.Н. Нарушение цветоразличения у умственно отсталых школьников. – Специальная школа. – М., 1968, вып. 4.
12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М., 2000.