Темы для самостоятельного изучения | Изучаемые вопросы | Кол-во часов | Формы самостоятельной работы | Методическое обеспечение | Формы отчетности |
1.Общие вопросы психологии умственно отсталых детей | Л.С. Выготский об основных проблемах детской дефективности. Классификации, формы УО | Подготовка к семинару, составить сводную таблицу классификации умственной отсталости | Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 – ти томах Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М., 1959. Певзнер М.С., Лубовский В.И. Динамика развития детей-олигофренов. М., 1963. ПевзнерМ.С., Л.И.Ростягайлова, Е.М.Мастюкова. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1982. | Семинар, представить сводную таблицу, контрольная работа | |
2. Раннее развитие умственно отсталого ребенка | Основные характеристики психофизического развития | Подготовка к семинару, подготовка реферата по выбранной теме | Специальная детская психология./ Под ред. Лубовского В.И. – М., 2003. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - С-Пб., 2003. | Семинар, защита реферата, контрольная работа | |
3.Внимание, восприятие и представления, память дошкольников с нарушением интеллекта | Особенности формирования психических процессов умственно отсталых детей, способы коррекции | Подготовка реферата по выбранной теме, подбор упражнений для развития психических процессов | Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. – Челябинск, 1999. Баскакова И.Л. Внимание школьников – олигофренов. – М., 1982. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1988. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002. Основы специальной психологии./ Под ред. Кузнецовой Л.В. – М., 2003. | Семинар, защита реферата, контрольная работа | |
4.Деятельность умственно отсталых детей | Роль деятельности в развитии психики детей с нарушением интеллекта | Подготовка к семинару, подготовка реферата по выбранной теме | Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов. – М., 1968. | Семинар, защита реферата контрольная работа, | |
5.Мышление умственно отсталых дошкольников | Особенности формирования, способы развития и коррекции | Подготовка к семинару, подготовка реферата по выбранной теме | Станденко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. – Киев, 1980. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М., 1977. | Семинар, защита реферата, контрольная работа | |
6.Общение детей с нарушениями интеллекта | Особенности общения, способы развития коммуникативных навыков | Подготовка к семинару, подготовка реферата по выбранной теме | ПевзнерМ.С., Л.И.Ростягайлова, Е.М.Мастюкова. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1982. Психология умственно отсталого школьника: В 3ч./ Под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 1994 – 1995. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб., 2004. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. – СПб., 1998. | Семинар защита реферата, контрольная работа | |
7.Речь детей с нарушениями интеллекта | Особенности формирования речи, методы развития и коррекции | Подготовка реферата по выбранной теме. Составить описание особенностей речи детей с нарушением интеллекта | Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М., 1977. Специальная детская психология./ Под ред. Лубовского В.И. – М., 2003. ПевзнерМ.С., Л.И.Ростягайлова, Е.М.Мастюкова. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М., 1982. Психология умственно отсталого школьника: В 3ч./ Под ред. В.Г. Петровой. – Красноярск, 1994 – 1995. | Защита реферата, конспект, контрольная работа | |
8.Поведение, эмоциональное и личностное развитие умственно отсталого ребенка | Характеристика поведения, личностной,эмоционально-волевой сферы, способы развития и коррекции | Подготовка к семинару, подготовка реферата по выбранной теме, подбор упражнений для развития эмоций, личности | Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр./ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1980. | Семинар защита реферата, контрольная работа | |
9.Роль взрослого в психическом развитии ребенка с умственной отсталостью | Индивидуальная работа с семьей, методы и формы работы с семьей | Подготовка к семинару, подготовка реферата по выбранной теме | Мастюкова Е.М., Москвина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М., 2004. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/ Под ред. Б.П.Пузанова. М., 2000. Лурье Н.Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. М.,1972. Шипицина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. –М., 2002. | Семинар, защита реферата, контрольная работа | |
10.Особенности психического развития умственно отсталых детей в учреждениях интернатного типа | Характеристика детей, особенности учреждения | Подготовка реферата по выбранной теме. Описать особенности психического развития детей с нарушением интеллекта в учреждениях интернатного типа | Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб. науч. тр./ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1980. | Защита реферата, конспект, контрольная работа | |
11.Психологическая готовность умственно отсталого ребенка к обучению в школе | Методы диагностического исследования готовности | Подготовка к семинару, подготовка реферата по выбранной теме | Диагностические методики, карты обследований. Забрамная С.Д.Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993. | Семинар, защита реферата, контрольная работа |