Социальные отношения: реципрокность




Лекция №3

Реципрокность или социальный обмен является универсальным явлением и базовым свойством социальной жизни. Когда мы идем к другу или подруге на вечеринку и берем с собой подарок, мы становимся участниками социального обмена. Существует три правила обмена: обязанность давать, обязанность принимать и обязанность возвращать дар. Взаимный обмен играет очень важную роль в современном обществе, а в традиционном обществе он и был практически единственным средством объединения людей в отсутствие государства.

Впервые на проблему социального обмена обратил внимание Мосс в своей книге «Очерк о даре». Мосс выделял три вида обществ: общества, построенные на взаимном обмене, который является основным способом социальной интеграции; общества, где государство и торговля выполняют часть функция взаимного обмена; современные общества, где государство и торговля практически полностью заменили взаимный обмен. Мосс считал, что с развитием рынка взаимный обмен постепенно утрачивает свою значимость, однако современные исследователи склоняются к выводу, что он по-прежнему значим, особенно в отношениях с близкими людьми. Книга Мосса была посвящена анализу даров в разных культурах, и в частности в ней рассматривался обычай кула у тробрианцев и обычай потлач в Северной Америке. Обычай кула предполагал обмен дарами, не имеющими экономической ценности (красивые раковины или ожерелья из дельфиньих зубов), между жителями разных островов. Эти дары нельзя было оставлять у себя навсегда, через какое-то время их необходимо передавать дальше. Экспедиции кула – очень дорогостоящие и сопряжены с серьезными опасностями, поэтому снаряжать такие экспедиции могли только мужчины с высоким социальным статусом. На индивидуальном уровне с помощью кула удовлетворялась потребность в личной славе, поскольку при очередной передаче даров назывались имена всех мужчин, участвующих в кула. На уровне группы обычай кула помогал жителям разных островов поддерживать связь друг с другом.

Обычай потлач в Северной Америке: вожди племен время от времени приглашали друг друга. Каждый приходил со свитой. Устраивались пышные пиршества, во время которых потреблялось огромное количество еды и напитков, часть еды, напитков, ковров, тканей демонстративно уничтожали: сжигали, сбрасывали в океан, чтобы показать силу и могущество вождя. Вождь, устраивающий ответный праздник, должен был превзойти предыдущего вождя в щедрости. Т.Х. Эриксен интерпретирует этот обычай как извращенную реципрокность, цель, которой не установление социальных связей, а произведение впечатления (Эриксен, 2014).

К. Поланьи выделяет три вида регуляции экономических отношений:

· Реципрокность – бартер, прямой обмен товарами или услугами, основанный на взаимном доверии или на немедленном ответном платеже.

· Редистрибуция – государство изымает часть доходов или продукции у жителей страны, а затем перераспределяет излишки среди населения.

· Рынок – безличный обмен товарами и услугами между продавцом и покупателем.

Опираясь на исследования Полинезии Ферта, Поланьи показывает, что в традиционных обществах, где люди владеют лишь простыми технологиями и ограничены в возможности производить излишки, также существует обменная деятельность. Поланьи отмечал, что экономическая деятельность в форме реципрокности одновременно является и средством выживания, и способом установить контакты с другими людьми. Человек, не следующий правилам, проигрывает в долгосрочной перспективе: он исключается из важнейших социальных связей, и цена нарушений слишком высока. С точки зрения Поланьи реципрокность и редистрибуция – более гуманная форма экономического взаимодействия по сравнению с рынком.

М. Салинз выделяет три вида реципрокности:

Генерализованная реципрокность – нет четких правил обмена, явного механизма ценообразования, необходимость возврата даров прямо не проговаривается, но подразумевается и все о ней знают. В Океании обмен по принципу генерализованной реципрокности осуществлялся между родными и друзьями.

Сбалансированная реципрокность – обмен по принципу «ты – мне, я – тебе», рыночная торговля, правила обмена установлены более четко. Обмен по принципу сбалансированной реципрокности осуществлялся между жителями одной деревни и знакомыми друг с другом жителями соседних деревень.

Негативная реципрокность – попытки получить что-то, не отдавая взамен, экономическое жульничество, воровство, ожесточенный торг о цене. В Океании считался приемлемым с незнакомыми людьми, чужаками.

П. Бурдье отмечал, что генерализованная реципрокность способствует возникновению отношений созависимости, которые являются полуфеодальными и экономически неэффективными.

Также во всех культурах существует неотчуждаемая собственность, которая не подлежит обмену или дарению. Этой проблеме посвящена современная работа А.Винер. В каждом обществе, в котором присутствуют дарообмен и торговля, также есть нечто, что нельзя передать, обменять, продать, разделить с другими людьми. Это могут быть вещи, знания или действия. Есть определенные, имплицитные, не выраженные в вербальной форме правила, которые упорядочивают обмен дарами и устанавливают границы между его различными формами. Неотчуждаемая собственность варьируется от культуры к культуре и от эпохи к эпохе. Например, в дореволюционной российской крестьянской культуре к неотчуждаемой собственности относилась земля. В XVIII – XIX веках в России, в Англии считалось постыдным продавать наследственную усадьбу. Обучение ремеслу в Средневековье также не продавалось за деньги, в то время как в наши дни мы можем приобрести навыки, посещая курсы. В наше время осуждается продажа подарков или писем близких нам людей, оказание сексуальных услуг за деньги, денежные отношения между близкими родственниками.

Родство

Во всех обществах существуют первичные социальные группы. Для описания наиболее близких и длительных отношений между людьми используется термин – первичные связи. Эти связи образуются не только внутри семьи, домохозяйства, между родными, но также и внутри сообщества и в процессе трудовых отношений. Важную роль могут играть и религиозные, и политические группы. И все же антропологи исходят из убеждения, что родство и семья – универсальные способы установления связи между людьми. Антропологические исследования, которые проводятся уже около 100 лет, свидетельствуют, что у большинства народов есть сходные способы осмысления родства и кровных отношений. Л.Г.Морган на основе исследования культурной истории и полевой работы среди ирокезов сделал вывод о том, что традиционные общества целиком строятся на родстве. На родстве в традиционных культурах базировались наследственные отношения и права собственности, политическая карьера и состав местных обществ, а в некоторых обществах – даже религия (культ предков). В сложных обществах, напротив, разделяются социальные институты в сферах экономики, политики, социализации, права. Л.Г.Морган выделил различия между классификационными и дескриптивными системами родства. В классификационных системах одним и тем же словом называют всех членов родственной группы (в частности клана) одного пола и одного поколения – например, словами, которые можно перевести как «отец» или «сестра». В классификационной системе одним словом называют отца, брата отца и их двоюродных и троюродных братьев. В дескриптивных системах прямые и боковые линии родства различаются. В то же время классификационные термины встречаются и в дескриптивных системах. Например, слово «тетя» может применяться и к сестре отца или матери, и к супруге брата отца или матери. В современных обществах родство сохраняет свое значение, однако присутствуют и другие принципы социальной организации бюрократические правила, парламентаризм, личные достижения.

Большинство этнографических исследований родства в первой половине XX века проводились британскими антропологами в рамках теории структурного функционализма в Африке. Фортес и Эванс-Причард разделили африканские общества на три типа: маленькие децентрализованные группы, иерархические и относительно организованные вождества (во главе – вожди племен) и царства. Промежуточная группа – сегментные общества, состоящие из линиджей (группа людей, происходящих от общего предка), больше всего интересовала авторов. Парадокс таких обществ состоял в том, что при слабой политической организации (формальном лидерстве) или его полном отсутствии, они были устойчивы, хорошо организованы и при необходимости могли собрать огромную армию. Разгадка, по мнению авторов, состояла в особенностях основанной на родстве социальной организации. Такие общества были, как правило, патрилинейными. Каждый человек принадлежал к линиджу. Внутри линиджа использовались классификационные термины. Одним словом обозначались братья, двоюродные и троюродные братья. Другим словом – отец и дяди по отцовской линии. Следующим уровнем организации был клан – в него входили люди, считавшие себя потомками общего предка, но от этого предка их отделяло такое число поколений, что проследить генеалогию было уже невозможно. Во многих из этих обществ браки на уровне линиджа запрещались, а на уровне клана – предписывались. Следующий уровень социальной организации – трайбл: люди с общим этнонимом, языком и идентичностью. Еще более высокий уровень организации, народ, выделялся лишь некоторыми антропологами. Например, Эванс-Причардом в его исследованиях нуэров. Когда возникает конфликт, применяется ветхозаветнй принцип: «я против моего брата, мой брат и я против кузенов, нащи кузены, мой брат и я – против наших дальних родственников». Таким образом, границы группы определяются ситуативно, она увеличивается и сокращается по необходимости. Сегментная группа одновременно децентрализована и сильно сплочена. В исследованиях Лоры Бохаванн нигерийского народа тив было показано, что тив манипулировали своей родословной в поисках выгоды, так как права собственности и пользования землей определялись по происхождению. В монографии Ф. Барта о политике в Свате (Пакистан) было показано, что в сегментной системе Свата мужчины объединяются с дальними родственниками против близких родственников в борьбе за привлекательные соседские участки земли, которые из-за действующей системы наследования находились в распоряжении близких родственников. В такой ситуации сегментная организация порождала раскол на уровне линиджа и способствовала индивидуальному предпринимательству.

Леви-Стросс сосредоточил свое внимание на изучении альянса или свойства – прочной реципрокной связи между людьми, не связанными биологически. По мнению, Леви-Стросса общество началось в тот момент, когда мужчина впервые в истории отдал свою сестру другому мужчине. По данным исследователя, во всех обществах обнаружены правила, регулирующие, кто и с кем может вступать в брак. Во всех обществах обнаружен запрет на инцест. Леви-Стросс показал, что существуют два вида правил – предписывающие и предпочтительные, которые соответствуют слабой и сильной интерпретации этих правил. Однако предписывающие системы крайне редко действуют в полном соответствии с этими правилами.

Антропологи различают родство и семью. Родство отсылает к группе, по которой ведется счет родства. Оно может быть унилейным (патри- или матрилинейным) или когнатным (счет родства ведется по обеим линиям). Западные общества основаны на когнатном принципе с преобладанием патрилинейности: семейные фамилии передаются по мужской линии.

Семья – домохозяйство, группа людей, живущих под одной крышей. Семьи, как правило, включают как людей, связанных друг с другом родством, так и не связанных. Существует несколько видов семей: минимальная (родитель и его дети), нуклеарная (супружеская пара и дети), расширенная семья. Многие расширенные семьи состоят из супругов, родителей одного из супругов и неженатых сиблингов одного из супругов. Некоторые расширенные семьи образуются нуклеарными семьями сиблингов, живущих под одной крышей.

У всех народов есть культурные объяснения тому, что у каждого есть отец и мать, и связь между родителями и детьми очень важна. В мире чрезвычайно распространено избирательное использование родственных связей. По словам, Т.Х.Эриксена многие из нас бывали в положении североафриканского мула, который беспрестанно твердит о своем дяде-коне, но никогда не вспоминает об отце осле. Из огромного числа наших родственников и свойственников мы обыкновенно упоминаем о тех, с кем постоянно общаемся или те, подчеркнуть родство, с которыми мы считаем стратегически верным. В обществах, где существуют родственные реципрокные обязательства, людей, занимающих высокое положение, нередко просят о помощи дальние и малознакомые родственники.

Существуют культурные представления о биологическом субстрате, который важен для идентичности человека, даже если он никак не связан с его или ее социальным опытом. В семейном праве многих стран главенствует презумпция «законнорожденности»: тот, кто растил ребенка, - отец и считается его отцом, даже если все понимают, что он не биологический отец ребенка. Несмотря на то, что в целом в современных западных обществах роль родства ниже, чем в традиционных обществах, исследования, проведенные в Западной Европе и Северной Америке, свидетельствуют, что многие социальные сети завязаны на родстве. По этим каналам перемещаются серьезные ресурсы (помощь в поиске работы, обмен услугами), а родство и семья – ключевые составляющие личной идентичности человека.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: