ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект настоящего федерального закона направлен на создание единого правового пространства на федеральном уровне, регулирующего вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей и определяющего стратегические механизмы улучшения демографической ситуации в Российской Федерации в долгосрочной перспективе. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативно-правовой акт, закрепляющий указанные гарантии и регулирующий данные вопросы на федеральном уровне, что является серьезным упущением в вопросе обеспечения социальных гарантий для семей, имеющих детей.
Представляется, что вопрос демографической политики является самым важным вопросом и одновременно с этим ключевым глобальным вызовом для Российской Федерации в будущем. Настоящий проект федерального закона направлен на существенное изменение демографической ситуации в нашей стране, на перелом её негативных тенденций, имеющихся в настоящий момент. В частности, согласно информации Росстата РФ, естественный прирост населения в Российской Федерации до 2035 года при лучшем прогнозе составит 349 тысяч человек в год, а в худшем случае окажется -856 тысяч человек ежегодно.
Годы | Всего, человек | На 1000 населения | ||||
родившихся | умерших | естественный прирост | родившихся | умерших | естественный прирост | |
Низкий вариант прогноза | ||||||
-175836 | 11,4 | 12,6 | -1,2 | |||
-190527 | 11,3 | 12,6 | -1,3 | |||
-324716 | 10,5 | 12,8 | -2,3 | |||
-398658 | 10,2 | 12,9 | -2,7 | |||
-462433 | 10,0 | 13,1 | -3,1 | |||
-522843 | 9,7 | 13,3 | -3,6 | |||
-580747 | 9,4 | 13,4 | -4,0 | |||
-635105 | 9,2 | 13,6 | -4,4 | |||
-681852 | 9,0 | 13,7 | -4,7 | |||
-723820 | 8,8 | 13,8 | -5,0 | |||
-757996 | 8,6 | 13,9 | -5,3 | |||
-784421 | 8,5 | 14,0 | -5,5 | |||
-806361 | 8,4 | 14,1 | -5,7 | |||
-827148 | 8,4 | 14,2 | -5,8 | |||
-844212 | 8,3 | 14,3 | -6,0 | |||
-854138 | 8,3 | 14,5 | -6,2 | |||
-856763 | 8,4 | 14,6 | -6,2 | |||
-856119 | 8,5 | 14,7 | -6,2 | |||
-856615 | 8,6 | 14,9 | -6,3 | |||
Средний вариант прогноза | ||||||
-155731 | 11,5 | 12,5 | -1,0 | |||
-109020 | 11,7 | 12,4 | -0,7 | |||
-218250 | 11,0 | 12,5 | -1,5 | |||
-269684 | 10,6 | 12,5 | -1,9 | |||
-309377 | 10,4 | 12,5 | -2,1 | |||
-341319 | 10,2 | 12,5 | -2,3 | |||
-366318 | 10,0 | 12,5 | -2,5 | |||
-384211 | 9,8 | 12,4 | -2,6 | |||
-400461 | 9,7 | 12,4 | -2,7 | |||
-414549 | 9,5 | 12,4 | -2,9 | |||
-420987 | 9,4 | 12,3 | -2,9 | |||
-416802 | 9,4 | 12,2 | -2,8 | |||
-397094 | 9,4 | 12,1 | -2,7 | |||
-380917 | 9,4 | 12,0 | -2,6 | |||
-363785 | 9,4 | 11,9 | -2,5 | |||
-342400 | 9,5 | 11,8 | -2,3 | |||
-316355 | 9,6 | 11,8 | -2,2 | |||
-288414 | 9,7 | 11,7 | -2,0 | |||
-259096 | 9,9 | 11,7 | -1,8 | |||
Высокий вариант прогноза | ||||||
-72390 | 11,8 | 12,3 | -0,5 | |||
12,2 | 12,0 | 0,2 | ||||
12,3 | 11,9 | 0,4 | ||||
12,3 | 11,7 | 0,6 | ||||
12,0 | 11,6 | 0,4 | ||||
11,8 | 11,5 | 0,3 | ||||
11,6 | 11,3 | 0,3 | ||||
11,3 | 11,1 | 0,2 | ||||
11,1 | 10,9 | 0,2 | ||||
10,9 | 10,7 | 0,2 | ||||
10,7 | 10,4 | 0,3 | ||||
10,6 | 10,2 | 0,4 | ||||
10,6 | 10,0 | 0,6 | ||||
10,5 | 9,7 | 0,8 | ||||
10,5 | 9,5 | 1,0 | ||||
10,6 | 9,3 | 1,3 | ||||
10,7 | 9,1 | 1,6 | ||||
10,8 | 8,9 | 1,9 | ||||
11,0 | 8,7 | 2,3 |
|
Одновременно с этим Росстат РФ отмечает плавное повышение коэффициента демографической нагрузки с 786 нетрудоспособных лиц на 1000 трудоспособных в 2018 году до 911 нетрудоспособных в 2036 году.
|
Годы | Низкий вариант прогноза | Средний вариант прогноза | Высокий вариант прогноза | ||||||
Всего | в том числе лицв возрасте: | Всего | в том числе лицв возрасте: | Всего | в том числе лицв возрасте: | ||||
моложе трудоспо- собного | старше трудоспо-собного | моложе трудоспо- собного | старше трудоспо-собного | моложе трудоспо- собного | старше трудоспо-собного | ||||
|
Отдельно стоит отметить прогнозы по суммарному коэффициенту рождаемости, которые выглядят согласно данным Росстата РФ следующим образом:
Низкий вариант | Средний вариант | Высокий вариант | |
1,600 | 1,608 | 1,660 | |
1,608 | 1,675 | 1,753 | |
1,535 | 1,610 | 1,815 | |
1,520 | 1,600 | 1,866 | |
1,514 | 1,600 | 1,885 | |
1,509 | 1,605 | 1,901 | |
1,505 | 1,615 | 1,915 | |
1,502 | 1,630 | 1,928 | |
1,501 | 1,646 | 1,940 | |
1,500 | 1,661 | 1,952 | |
1,500 | 1,676 | 1,963 | |
1,501 | 1,690 | 1,973 | |
1,502 | 1,704 | 1,983 | |
1,504 | 1,717 | 1,993 | |
1,507 | 1,729 | 2,002 | |
1,511 | 1,740 | 2,010 | |
1,516 | 1,750 | 2,018 | |
1,521 | 1,759 | 2,026 | |
1,525 | 1,768 | 2,033 |
Таким образом, даже при наиболее позитивном прогнозе суммарный коэффициент рождаемости (количество детей на 1 женщину) составит не более 2.033 ребенка, а в худшем случае будет 1.525 ребенка, что означает неминуемую демографическую яму и депопуляцию народа Российской Федерации.
Одновременно с этим стоит отметить отдельные исследования Росстата РФ, отображающую отношение граждан России к планированию семьи и деторождению.
Первым показателем является желаемое число детей среди женщин и мужчин, которое свидетельствует о том, что как среди мужчин, так и среди женщин как желаемое, так и ожидаемое число детей почти для половины граждан составляет 2 ребенка (в среднем желаемое число 2.15-2.16, а ожидаемое 1.88):
Число детей | Женщины | Мужчины | ||
Желаемое число детей | Ожидаемое число детей | Желаемое число детей | Ожидаемое число детей | |
2,0 | 3,4 | 2,3 | 4,4 | |
17,0 | 25,2 | 17,4 | 23,6 | |
48,3 | 44,4 | 46,3 | 44,0 | |
21,7 | 13,7 | 19,7 | 13,7 | |
3,4 | 2,2 | 3,3 | 2,0 | |
5 более | 2,2 | 0,9 | 3,4 | 1,4 |
трудно сказать | 5,4 | 10,1 | 7,4 | 10,9 |
среднее число детей | 2,15 | 1,88 | 2,16 | 1,88 |
Указанные цифры свидетельствуют, во-первых, о том, что даже при наилучшем прогнозе указанных ожиданий Россию не ожидает демографический прирост за счет естественного прироста населения, а, вероятно, ожидает его снижение. Во-вторых, разница в показателе между желаемым и ожидаемым количеством детей свидетельствует о том, что у граждан имеются причины, по которым они, вопреки своему желанию, понимают, что не будут иметь желаемое число детей, а будут иметь меньше детей, чем хотели бы.
Следующим предметом исследования являлась оценка возможного влияния появления еще одного ребенка на различные аспекты жизнедеятельности (с двумя детьми) (%):
Если бы в Вашей семье появился еще один ребенок, то, как, на Ваш взгляд, это повлияло бы на: | станет хуже | не повлияет | станет лучше | трудно сказать |
Женщины | ||||
Ваши личные доходы | 59,6 | 29,0 | 2,2 | 9,2 |
Материальное положение Вашей семьи | 62,7 | 27,3 | 2,7 | 7,4 |
Жилищные условия | 32,4 | 60,0 | 3,3 | 4,3 |
Ваш профессиональный рост | 17,8 | 75,6 | 1,0 | 5,7 |
Общение с друзьями | 12,9 | 81,2 | 2,5 | 3,4 |
Здоровье | 18,9 | 59,0 | 3,2 | 18,9 |
Отношения с супругом(ой)/партнером(шей) | 4,3 | 70,9 | 17,0 | 7,8 |
Возможность полноценно отдыхать | 44,1 | 47,5 | 1,4 | 7,0 |
Отношение к Вам родственников, окружающих | 2,5 | 82,1 | 10,4 | 5,0 |
Мужчмны | ||||
Ваши личные доходы | 48,8 | 40,2 | 1,4 | 9,5 |
Материальное положение Вашей семьи | 58,1 | 31,7 | 1,7 | 8,5 |
Жилищные условия | 31,0 | 61,9 | 2,6 | 4,5 |
Ваш профессиональный рост | 5,8 | 88,7 | 0,8 | 4,7 |
Общение с друзьями | 11,2 | 82,0 | 1,8 | 5,0 |
Здоровье | 11,4 | 76,7 | 1,9 | 10,0 |
Отношения с супругом(ой)/партнером(шей) | 4,3 | 73,2 | 15,1 | 7,4 |
Возможность полноценно отдыхать | 39,5 | 50,8 | 1,2 | 8,4 |
Отношение к Вам родственников, окружающих | 3,8 | 81,1 | 9,2 | 5,9 |
Исходя из указанной таблицы, мы видим, что положительно оценивают появление нового ребенка в среднем не более чем 7 процентов, существенная часть показателей остается нейтральной, а часть, такие как личные доходы и материальное положение семьи – определенной негативной.
Еще одним исследованием, которое может свидетельствовать об отношении граждан как к демографической ситуации, так и к роли, которую должно выполнять государство для её поддержки, является исследование, предметом которого является отображение мнения о возможном влиянии государства на рождения детей в семьях (%):
С каким из трех мнений Вы согласны в наибольшей степени? | Женщины | Мужчины |
государство должно помочь семье иметь столько детей, сколько она сама хочет | 41,0 | 39,0 |
если число детей в семьях слишком мало, то государство должно попытаться заинтересовать семьи иметь большее число детей, создав естественно необходимые условия для этого | 46,1 | 45,6 |
государство ни в коей степени и никаким образом не должно влиять на рождение в семьях того или иного числа детей | 12,9 | 15,4 |
Таким образом, подавляющее большинство граждан (87.1% женщин и 84.6% мужчин) считают, что именно государство должно помогать гражданам в улучшении демографической ситуации и создавать для этого необходимые условия.
Указанные исследования и представленная статистика позволяют сделать вывод о том, что в среднесрочной перспективе в Российской Федерации в лучшем случае ожидается застой демографической ситуации (отсутствие естественного роста населения) либо естественная убыль населения.
В этих условиях необходимо немедленно переломить сложившуюся кризисную ситуацию и принять на федеральном уровне единый нормативно-правовой акт, который станет основой демографической поддержки населения в России, демографической программой Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В этой связи представляется обоснованным приятия ряда взвешенных, опробованных и показавших свою эффективность решений. В основе создания механизма таких решений может стать действующая в Сахалинской области демографическая программа, реализующая комплексную поддержку со стороны государства для семей, имеющих детей. Реализуемые поэтапно с 2010 года меры демографической поддержки показали свою беспрецедентную эффективность на территории Сахалинской области. В частности:
- суммарный коэффициент рождаемости за 2017 год составил 2.029 при плановом значении 2.02;
- существенно увеличилось число многодетных семей: по отношению к 2013 году рост числа многодетных семей стабильный и составляет почти 184%;
- доля рождений вторых и последующих детей в общей численности рождений увеличивается и составляет в 2018 году 65 процентов при плановом показателе 60 процентов (2017 год – 63 процента, 2016 год – 62 процента, 2015 год – 61 процент, 2014 год – 57 процентов).
Кроме того, согласно утвержденному плану демографического развития, в Сахалинской области до 2025 года, которым определены целевые индикаторы по каждому из демографических показателей, планируется их существенный рост:
- увеличение коэффициента рождаемости с 2.02 до 2.25;
- сокращение доли малоимущих граждан за счет выделения государственной социальной помощи на основании социального контракта и увеличение обратившихся за такой помощью с 16.4 до 30 процентов;
- снижение доли населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума с 9 до 6.3 процентов;
- увеличение реальных денежных доходов населения (в процентах к предыдущему году) с 95,6 до 107,5 процентов;
- снижение смертности от всех причин с 12 случаев на 1 тысячу человек до 9.5;
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни с 69.2 до 76.5 лет.
Учитывая изложенное, настоящим проектом федерального закона предлагается к реализации на всей территории Российской Федерации комплекс мер, направленных на кардинальный перелом демографической ситуации, имеющей ярко выраженный негативный вектор развития.
В частности, настоящий проект федерального закона определяет правовые основы получения социальной поддержки семьями, имеющими детей.
Действие настоящего проекта федерального закона распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим проектом федерального закона меры социальной поддержки не отменяют и не заменяют любые иные меры социальной и иной поддержки, предусмотренные федеральным и региональным законодательством, не влекут их отмену, прекращение, уменьшение либо ущемление прав лиц, являющихся получателями такой поддержки.
Проект федерального закона определяет следующий круг лиц, имеющих право на социальную поддержку. Социальная поддержка оказывается:
1) семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, определенной для соответствующего субъекта Российской Федерации, на территории которого проживают получатели социальной поддержки (далее – малоимущие семьи), на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство), в приемную семью, проживающего в семье ребенка до достижения им возраста восемнадцати лет;
2) семьям, проживающим на территории Российской Федерации, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных или принятых под опеку (попечительство), в приемную семью и воспитывающим их до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (далее - многодетные семьи);
3) беременным женщинам со сроком беременности 12 недель и более (далее - беременные женщины);
4) семьям, воспитывающим детей в возрасте до трех лет, в том числе усыновленных или принятых под опеку (попечительство), в приемную семью (далее - семьи с детьми до трех лет);
5) семьям, в которых рожден первый ребенок;
6) семьям, в которых возраст каждого из родителей либо одинокого родителя не превышает 35 лет (далее - молодые семьи).
Понятие "одинокий родитель", используемое в настоящем Федеральном законе, применяется в случае если:
1. в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери;
2. второй родитель умер либо признан судом безвестно отсутствующим (умершим) либо лишен родительских прав;
7) семьям, где оба родителя либо одинокий родитель являются студентами (курсантами) государственных профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Российской Федерации, проходящими очное обучение, проживающими на территории Российской Федерации, и имеют одного или нескольких несовершеннолетних детей (далее - студенческие семьи);
8) семьям, имеющим детей-инвалидов;
9) семьям, в которых проживают инвалиды с детства;
10) родителям, награжденным орденом «Родительская слава»;
11) детям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по призыву, гибель которых не связана с совершением ими противоправных действий, проживающих в семьях, где матери являются вдовами погибших (умерших) военнослужащих, или в случае, если после вступления в новый брак дети не были усыновлены (удочерены) (далее - дети военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву);
12) детям-инвалидам, а также детям, оба родителя которых являются инвалидами или один из родителей является инвалидом и самостоятельно воспитывает детей (ребенка);
13) обучающимся из малоимущих семей, семей, находящихся в социально опасном положении, семей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, реализующих соответствующие образовательные программы, по очной форме обучения - до окончания обучения, по очно-заочной (вечерней) форме обучения - до достижения ими восемнадцатилетнего возраста (далее - обучающиеся из малоимущих семей, семей, находящихся в социально опасном положении, семей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации);
14) студентам в возрасте до 23 лет, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального либо регионального бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Российской Федерации, являющимся членами малоимущих семей, многодетных семей, семей, где один или оба родителя достигли возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины) и являются неработающими пенсионерами (далее - студенты до 23 лет).
Меры социальной поддержки, предоставляемые настоящим проектом федерального закона в отношении малоимущих семей:
1) ежемесячное пособие на ребенка в размере 410 рублей;
2) адресная продовольственная помощь в виде предоставления набора продуктов питания.
При этом к размеру ежемесячного пособия на ребенка применяются повышенные устанавливаемые Правительством Российской Федерации районные коэффициенты.
Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается:
1) на двести процентов на детей одиноких матерей;
2) на пятьдесят процентов на детей, родители (один из родителей) которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, а также на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Ежемесячное пособие выплачивается одному из родителей (усыновителей, приемных родителей, опекунов, попечителей).
Ежемесячное пособие не выплачивается опекунам (попечителям, приемным родителям), получающим в установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации порядке денежные средства на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) либо в приемной семье.
Адресная продовольственная помощь в виде предоставления набора продуктов питания оказывается одному из родителей при обращении в государственное казенное учреждение за ее назначением. Указанная адресная продовольственная помощь в виде предоставления набора продуктов питания назначается сроком на один год решением, принятым государственным казенным учреждением, и оказывается один раз в квартал.
Социальная поддержка многодетных семей осуществляется в следующих формах:
Многодетным семьям предоставляется социальная поддержка в каждом субъекте Российской Федерации в объеме не ниже базового размера денежных выплат, установленного настоящей статьей.
Указанный размер базовых денежных выплат может быть увеличен в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой, определяющей повышенные региональные коэффициенты для субъектов Российской Федерации, критерием определения которых являются более низкие показатели рождаемости, прироста населения, числа рожденных детей на одну женщину, уровня социального комфорта для рождаемости.
Указанная социальная поддержка предоставляется в виде следующих базовых денежных выплат:
1) ежемесячная денежная выплата в базовом размере 1986 рублей на каждого ребенка, совместно проживающего с родителями (одним из родителей), опекунами (опекуном), попечителями (попечителем), приемными родителями (приемным родителем), на детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, не проживающих совместно с родителями (одним из родителей), опекунами (опекуном), попечителями (попечителем), приемными родителями (приемным родителем), - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
2) единовременная денежная выплата при одновременном рождении трех и более детей в базовом размере 1000000 рублей на семью при условии регистрации рождения детей в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации;
3) единовременная социальная выплата в базовом размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории субъекта постоянного проживания (периоды которого определяются настоящим Федеральным законом) получателя единовременной социальной выплаты, но не более 2000000 рублей, при рождении в семье третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2013 года при условии регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
4) ежемесячная денежная выплата в случае рождения после 31 декабря 2018 года третьего ребенка или последующих детей (усыновления третьего ребенка или последующих детей, рожденных после 31 декабря 2018 года) в семьях со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения, установленного для субъекта Российской Федерации за год, предшествующий году обращения за выплатой, в размере величины прожиточного минимума детей, установленной для соответствующего субъекта Российской Федерации.
5) ежемесячная выплата денежных средств семьям со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, определенной для соответствующего субъекта Российской Федерации, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, топлива и транспортных услуг по его доставке при условии проживания в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от формы собственности жилищного фонда, в соответствии с нормами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата в базовом размере 50 процентов стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории субъекта постоянного проживания предоставляется однократно многодетной семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при соблюдении одного из следующих условий:
1) если родитель (одинокий родитель) рожден на территории субъекта Российской Федерации, в котором он планирует получение указанной выплаты и проживает на территории данного субъекта Российской Федерации в общей сложности не менее 10 лет;
2) если один из родителей рожден на территории субъекта Российской Федерации, в котором он планирует получение указанной выплаты и один из родителей проживает на территории такого субъекта Российской Федерации в общей сложности не менее 10 лет либо оба родителя рождены на территории такого субъекта Российской Федерации и проживают (проживали) на его территории в общей сложности не менее 10 лет;
3) если один из родителей (одинокий родитель) проживает (проживал) на территории субъекта Российской Федерации, в котором он планирует получение указанной выплаты в общей сложности не менее 20 лет.
При этом под семьей, нуждающейся в улучшении жилищных условий, понимается отвечающая одному из следующих условий многодетная семья:
а) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых помещений;
б) члены многодетной семьи являются собственниками жилых помещений и обеспечены в совокупности общей площадью жилого помещения на одного члена многодетной семьи менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления.
Под членами многодетной семьи понимаются:
1) супруги и их (либо одного из них) несовершеннолетние дети и (или) дети, обучающиеся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
2) один из родителей, не состоящий в браке, его несовершеннолетние дети и (или) дети, обучающиеся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет;
3) одинокий родитель, не состоящий в браке, его несовершеннолетние дети и (или) дети, обучающиеся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Социальная поддержка беременных женщин осуществляется в соответствии с настоящим проектом федерального закона в следующих формах:
Беременным женщинам по заключению врачей в каждом субъекте Российской Федерации предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение их полноценным питанием, в размере не ниже базовых денежных выплат, установленных настоящей статьей. Базовый размер ежемесячной денежной выплаты беременным женщинам составляет 2000 рублей.
Установленный базовый размер ежемесячных денежных выплат может быть увеличен в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой, определяющей повышенные региональные коэффициенты для субъектов Российской Федерации, критерием определения которых являются более низкие показатели рождаемости, прироста населения, числа рожденных детей на одну женщину, уровня социального комфорта для рождаемости.
Социальная поддержка семей с детьми до трех лет осуществляется в соответствии с настоящим проектом федерального закона в следующих формах:
Семьям с детьми до трех лет предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение их полноценным питанием в размере не ниже базовых ежемесячных денежных выплат, установленных настоящей статьей. Базовый размер ежемесячной денежной выплаты составляет 2000 рублей на каждого ребенка.
Базовый размер ежемесячных денежных выплат может быть увеличен в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой, определяющей повышенные региональные коэффициенты для субъектов Российской Федерации, критерием определения которых являются более низкие показатели рождаемости, прироста населения, числа рожденных детей на одну женщину, уровня социального комфорта для рождаемости.
Размер ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей, проживающих в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, увеличивается на пятьдесят процентов.
Кроме указанных мер настоящим проектом федерального закона увеличивается период выплаты пособия по уходу за ребенком, предусмотренные Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с 1.5 до 3 лет.
Социальная поддержка семей, в которых рожден первый ребенок осуществляется в соответствии с настоящим проектом федерального закона в следующих формах:
Семьям, в которых после 31 декабря 2018 года рожден первый ребенок, предоставляется дополнительная социальная поддержка в виде единовременной денежной выплаты в размере не ниже базового размера денежной выплаты, установленного настоящей статьей. Базовый размер ежемесячной денежной выплаты составляет 54444 рубля. Базовый размер денежной выплаты может быть увеличен в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации методикой, определяющей повышенные региональные коэффициенты для субъектов Российской Федерации, критерием определения которых являются более низкие показатели рождаемости, прироста населения, числа рожденных детей на одну женщину, уровня социального комфорта для рождаемости.
Указанная выплата предоставляется однократно при условии рождения одного из родителей и его проживания в общей сложности не менее пяти лет в субъекте Российской Федерации, где родитель претендует на получение указанной выплаты либо проживания одного из родителей в общей сложности не менее десяти лет таком субъекте Российской Федерации до рождения ребенка.
Социальная поддержка молодых семей осуществляется в соответствии с настоящим проектом федерального закона в следующих формах:
Молодым семьям, имеющим двух и более детей, со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, определенной для соответствующего субъекта Российской Федерации, предоставляется социальная поддержка в виде ежемесячной выплаты денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, топлива и транспортных услуг по его доставке при условии проживания в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от формы собственности жилищного фонда, в соответствии с нормами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.