Блок 2.
Античная культура.
Культура Древней Греции.
Античная культура.
По конспекту.
Культура периода архаики. В культуре этого периода («архайос»-древний) Целью искусства становится создание красоты, которая символизирует духовное и физическое совершенство, добро. Особое внимание уделяется нравственному и патриотическому воспитанию гражданина.
Архаическая культура развивалась, начиная с VIII в. и по VI в. до н.э. в условиях, изменивших греческий мир. Основу для дальнейшего развития культуры составили: классическое рабство, система денежного обращения, демократическая система управления.
Сформировались основные виды греческого искусства, а так же его жанры. Это было время становления греческой аристократии и ее художественных запросов, системы ценностей. Она нашла отражение в возведенных в этот период храмовых комплексах, служивших не только центрами греческих городов, но и особыми священными территориями.
Именно в этот период формируется знаменитая ордерная система, представленная дорическим и ионическим ордерами. Слово «ордер» латинское, переводится как порядок, но в архитектуре оно означает использование при строительстве единой меры измерений. Соединивший несущие части зданий (стереобат) и верхнюю платформу (стилобат) со стоящими на них опорами-колоннами. Каждый ордер – это особый вариант, своеобразное воплощение подобной идеи: ионический – легкость, изящество; дорический – приземистость, тяжеловесность. Часто в дорическом стиле использовали колонны с ложбинками (каннелюрами).
В ионическом стиле, который возник в городах Малой Азии, больше проявилось восточное влияние, использовался растительный декор. Архитектурные детали ярко раскрашивали. Греческая архитектура была полихромной (цветной). Раскрашивались элементы верхней части храма, например, поля фронтов и триглифы – в синий цвет, метопы – в красный. А отдельные детали покрывались позолотой. Колонны оставались нераскрашенными, но естественный цвет мрамора (от жёлтоватого до серовато-голубоватого) участвовал в создании общего колорита. Вместе с цветной скульптурой это придавало зданиям торжественный и праздничный вид.
|
Кора |
Использование колонн было разнообразным. Они опоясывали всю постройку, оформляли городскую площадь, портики. До наших дней сохранились в г. Пестуме дорические постройки храмов. Это целые комплексы, построенные на освященных местах, где увидели люди знаки богов. Все святилища хранили дары городов и граждан (вотивы) – это были скульптуры, установленные вдоль дорог, ведущих в храмы. Здесь же устанавливали памятники тем спортсменам, которые одержали победы в спортивных состязаниях.
Курос. |
Понимание гармонии и соразмерности сохранили грек
и в умении использовать при строительстве ландшафт, делая природу не фоном, а гармонической частью ансамблей.
В VI веке было создано в г. Эфес «греческое чудо» – храм Артемиды. Он обладал собственной властью, и его территория считалась неприкосновенной. Его строительство было поручено Харсифрону, прибывшему из города Кносс. Это святилище было длиной 110 м., а шириной – 55 м. Его окружали 127 колонн. И сама постройка, и ее крыша была сложена из мрамора.
Греческие скульпторы участвовали в конкурсе на право создания скульптуры богини Артемиды. Это были знаменитые мастера – Фидий, Поликлет, Кресилай. Несколько раз храм горел, но был восстановлен. Однако после утверждения христианства, судьба языческого храма была предрешена.
|
Развитие архитектуры усилило интерес к его декору с использованием скульптур. Первоначально скульптурные изображения раскрашивали. В этом проявлялось влияние традиций древнего Египта, впоследствии в них проявилась естественная красота камня-мрамора. Греческие мастера использовали мрамор того цвета, который имитировал цвет человеческой фигуры, по завершению работ скульптуру натирали для блеска воском. Художники ставили своей целью выявление видимой, земной красоты. Однако сохранили влияние искусства Месопотамии и Египта.
Основные темы в скульптуре – античные сюжеты, изображения куросов (обнаженных юношей) и кор (девушек в одеяниях) с полуулыбкой на лицах. Она даже получила особое название «архаическая улыбка». В 1886 г. во время раскопок в г. Афины были найдены сохранившиеся скульптуры кор, поражающие своей реалистичностью.
Для реализации замыслов мастера использовали круглую скульптуру, рельеф, барельеф и горельеф, делая изображения разными по объему на плоскости. Мастера Греции работали и в жанре живописи. Особую ценность представляет роспись ваз.
Чернофигурная вазопись | Краснофигурная вазопись |
Сохранившиеся вазы позволяют сделать вывод о необычайно высоком уровне искусства вазописи. Форм, размеров, видов этих керамических изделий очень много. Это пиксиды – керамические сосуды для хранения ювелирных изделий, килики и скифосы посуда для вина и т.п. Знамениты школы этого вида искусства, мастера которых изобразили столь разнообразную жизнь жителей Греции, природу, морскую стихию и животный мир, что по ним можно изучать греческую культуру. Необычной красотой отличаются чернофигурная и краснофигурная керамика. Она воплощала закон функциональности, согласно которому предмет должен быть полезен и красив.
|
Чернофигурную керамику украшали декоративные изображения с силуэтами фигур, напоминающих египетские.
С VI века начинает доминировать краснофигурная керамика, фон которой становится черным. Богатая коллекция таких произведений представлена в Эрмитаже. На предметах, выставленных в музеях, можно увидеть мир греческих героев и богов.
Приземленность религии, разнообразие культов, мифов создавали в Греции особую духовную атмосферу, располагавшую к свободному мышлению и появлению философских концепций устройства мира. К тому же встречи греков с различными культурными мирами, развитие ремесел, требующих от мастеров здравого смысла и смекалки, привели к достаточно радикальной для того времени рационализации греческого мировосприятия. И в VI веке до нашей эры появляется одно из величайших достижений греческой культуры – философия а также зарождается наука. К примеру, Анаксимандр одним из первых описал космос как циклический физический процесс. Фалес своей теоремой о равнобедренном треугольнике впервые ввел доказательство в математику. Пифагор заложил основы геометрии, выработал аксиоматический метод построения науки, создал прообраз научного сообщества. В VI веке до нашей эры начала складываться греческая система начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном (гимнастика, музыка, танцы, письмо и чтение).
Большое место в греческой культуре периода архаики играла поэзия. Самым ярким эпическим поэтом считался Гесиод. В поэме «Труды и дни» он утверждал, что счастье человеку приносит лишь богатство, которое добыто собственным трудом. Однако в целом эпос уже отходил на второй план, уступая пальму первенства лирической поэзии, прославлявшей пиры, игры, любовь, воспевавшей не подвиги героев, а простые человеческие чувства, поднятые на божественную высоту. Выдающимися лириками VIII – VI вв. до нашей эры были поэты Алкей, Анакреонт Архилох и поэтесса Сапфо.
В период архаики приобретают значимость те жанры литературы, которые отражают гражданскую позицию жителей полисов. Это звучало в поэзии Тиртея.
Отражая происходившее в обществе события, греческое искусство послужило основой, продолжение которой и высшее развитие пришлось на период, получивший название классический.
Классический период. Переход от архаики к классике был в значительной степени обусловлен греко-персидскими войнами, возвышением Афин и расцветом рабовладельческой демократии. В первой трети V в. до н.э. греки вели войну против персов. Борьба за независимость заставила их сплотиться в военном союзе. Греки разбили персов при Марафоне, Соломине и под Платеями. После войны культурный центр Греции переместился в Афины. Последовавшие притязания афинян на господство над остальным греческим миром стали возмутителем спокойствия в эллинском мире. Зависимые от Афин города восставали против власти Афин, но всякий раз терпели поражение.
Спарта никогда не зависела от Афин, но всегда с ними соперничала. Во время расцвета Афин зависимые от них города постепенно уходили под протекцию (защиту) Спарты. Наконец между Афинами и Спартой разразилась Пелопоннесская война в 431 – 404 гг. до нашей эры. Ее итогом стало поражение Афин. Произошло крайнее ослабление всех эллинских полисов. Стоит ли удивляться тому, что в 338 г. до н.э. окрепшее Македонское царство фактически подчинило себе греков. (Пелопоннес полуостров, на котором располагалась Лакония со столицей Спартой и некоторые другие города-государства. Аттика с Афинами во главе на Пелопонесе не располагалась.)
Для экономической жизни классической Греции характерно расширение ремесла и торговли одновременно с сокращением доли производства зерновых. С этими процессами связано падение политической роли деревни: свободное население перебиралось в города. Усилилась социальная дифференциация, интенсивно росло рабовладение.
Политическая жизнь Греции V в. до н.э. испытывала сильное влияние Афин, где Перикл, избранный стратегом в 444 г. до н.э., завершил процесс построения демократического общества. В Афинах действовали основные принципы демократии: свобода слова, равные возможности в занятии должностей (сочетание системы жеребьевки и выборов), равенство перед законом, коллегиальность управления. Существенную роль играли народное собрание, суд. Однако многие жители – рабы, женщины, переселенцы из других полисов, рожденные в смешанных браках афинян с не афинянами, не могли участвовать в политической жизни.
Система наказаний в Афинах была весьма разнообразной. Она включалась в систему законов, отражавших права и обязанности свободных граждан греческих полисов. При наиболее серьезных преступлениях, какими считались убийства, государственная измена, безбожье, назначалась смертная казнь. Осужденному предлагалась самому привести приговор в исполнение путем принятия яда, использования меча или веревки.
Многие законы определяли возможности греков в получении образования. Идеал античного образования в IV в. до н.э. заключался в надстраивании над начальными знаниями какой-нибудь интеллектуальной системы. Можно было углублять свои познания в школе риторики Исократа, заняться философией в Академии Платона или Ликее Аристотеля. Аристотелем была сформулирована и главная цель образования: формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства.
В Греции классического периода изменилась концепция градостроительства. От хаотических застроек и узких улочек, архитекторы перешли к теории и практике регулярной застройки городов (Гипподамов корпус). Частные дома граждан выглядели очень просто: стены из кирпича-сырца и внутренний дворик. Лишь пол щедро украшался мозаикой.
Третьим ордером возникшем в этот период становится коринфский. Коринфский ордер похож на ионический, но более богат декоративно-орнаментальным убранством. Капители его колонн украшены стилизованными изображениями растений. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн находились в храме Аполлона в Бассах (IV в. до н.э.).
Классический период – время небывалого расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря строительству акрополей, разнообразных общественных сооружений. Самый грандиозный из архитектурных комплексов этого периода — ансамбль Акрополя в Афинах, воздвигнутый в V в. до н.э. на месте разрушенных персами храмов.
Асимметрично расположенные постройки комплекса объединяла единая художественная идея, единый принцип равновесия составных частей в границах ансамбля. Главным архитектором Акрополя был Фидий. Он же как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса, главном святилище Афин – Парфеноне (447 – 438 гг. до н.э.). Храм был посвящен покровительнице города Афине-Парфенос (Афине-Деве) и символизировал победу греков над врагами. Зодчими этого величественного здания были Иктин и Калликрат. Кроме Парфенона в ансамбль Акрополя входили Эрехтейон (в нем совершались обряды в честь Афины и Посейдона), храм Ники Аптерос (Ники Бескрылой), Пропилеи (парадный вход в комплекс), бронзовая статуя Афины Промахос (Афины-Воительницы) работы Фидия. У подножия Акрополя поставили одеон (крытый театр для музыкальных представлений) и театр Диониса.
В г. Олимпия архитектором Либоном Элидским воздвигнут в V веке до н.э. храм Зевса, ставший чудом света. Скульптуру Зевса для этого сооружения создавал знаменитый Фидий. Высота скульптуры – 12,5 м., а материал, из которого скульптор соорудил свой шедевр – золото, слоновая кость, черное дерево и кедр. Сам Фидий говорил, что создал Зевса по образам поэта Гомера.
Дискобол. Скульптор Мирон. V веке до н.э. |
В скульптуре классического периода утвердился общегреческий идеальный художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начал. Греки были убеждены, что красота человеческого духа может быть выражена только в совершенном теле, а лицо должно передавать возвышенную одухотворенность. Такой идеал породил две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально точному, пропорционально выверенному изображению тела и удаление от индивидуально-портретных черт. Греческая эстетика предполагала исключить из искусства уродства и страдания, чтобы не искажать красоту. Поликлет поставил перед собой задачу точно определить пропорции человеческой фигуры отражающие совершенную красоту. Эти параметры таковы: голова – 1/7 всего роста, ступня – 1/6, лицо и кисть – 1/10. Представления, подобные этим, он изложил в произведении «Канон», не сохранившимся до наших дней.
В V веке до н.э. свои работы создавал Мирон. Красноречиво стремление отразить идеальный образ физически развитого тела воплощено в скульптурных творениях Мирона. «Дискoбол» – одна из самых известных его работ.
Для скульптуры IV в. до н.э. характерен более сложный и в некотором смысле противоречивый взгляд на жизнь. Постепенно утрачивалась ориентация на идеал уравновешенно-гармонического существования человека. Особая лиричность и самоуглубленная мечтательность свойственна персонажам Праксителя («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»). И все же лица греческих статуй по-прежнему не несли отпечатка индивидуальности, они выражали лишь типы эмоциональных состояний. Исключением стали скульптуры Лисиппа, впервые наделенные индивидуально-портретными чертами («Апоксиомен»).
Сдвиг в сторону реалистичности сопровождался преодолением условности изображений и обращением к линейной перспективе в живописи. Мастеру настенных росписей Полигноту приписывают авторство изобретения приемов, передающих глубину пространства с помощью размещения фигур на разных уровнях. Аполлодор, писавший станковые картины на досках, считается первооткрывателем светотени.
Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. На первый план выделяется театр – один из любимых всеми гражданами полиса видов зрелищ.
Предшественником трагедии был жанр дифирамба – хоровой песни, связанной с культом Диониса. Основатель античного театра Феспид еще в VI в. до н.э. добавил к хору актера-декламатора, таким образом, создав предпосылку для диалога. В V в. до н.э. актеров стало два, а затем и три. Они могли участвовать в драматическом действии независимо от хора. Но хор продолжал активно присутствовать в трагедии, комментируя происходящее и иногда вступая в диалог или даже в полемику с героями. Хор начинал и заканчивал трагедию, а также пел между отдельными сценами – эписодиями.
Главная тема греческих трагедий – встреча героя с судьбой, Роком. И хотя Рок непреодолим, герой все-таки борется с ним. Мужество сопротивляться обстоятельствам и стремиться к величию свободного человека – проявление героического идеала греческой культуры. Трагедия давала зрителю заряд энергии, помогавший лучше приспособиться к жизни с ее борьбой и страданиями и при этом сохранить достоинство. Выдающимися авторами трагедий V в. до н.э. были Эсхил, Софокл, Еврипид. История сохранила до нашего времени от богатого наследия Эсхила шесть его пьес, а также 18 драм, созданных Еврипидом.
В трагедии «Орестея», Эсхил решает проблему неотвратимости действия закона мировой справедливости. Судьба у поэта осмысливается как кара богов за зло, которое несут преступления людей. В трилогии «Прометей» Эсхил восстает против безусловного подчинения богам и традициям. Главный вопрос, который задает Эсхил во второй части трагедии «Прометей прикованный»: «Всегда ли справедливы боги?» Развязка этой коллизии наступает в третьей части трагедии «Прометей освобожденный»: Зевс примиряется с Прометеем, а Прометей признает право Зевса повелевать миром. Закон справедливости восстановлен. Так утверждается Эсхилом нравственный идеал греков.
Та же тема борьбы с Роком и осмысление тайны Рока содержатся в трагедии Софокла «Эдип-царь». Главный ее герой Эдип – воплощение греческого идеала нравственности: настоящий патриот, мужественный, разумный, деятельный человек. Но над ним висит роковое пророчество: он убьет своего отца и женится на матери. В конце концов пророчество сбылось. Потрясенный Эдип жестоко наказывает себя – выкалывает себе глаза. Преступления несчастный Эдип совершает, непроизвольно и главный вопрос над которым заставляет задуматься Софокл: «Разве можно карать за то, что сделано в неведении? За ним стоит реальная жизнь, в которой даже самый набожный, нравственный, разумный человек страдает и умирает. В чем же его вина перед богами? Ответ Софокла так же глубок, как и вопрос. Вина Эдипа в том, что он – человек и как человек не может не действовать. А действия вызывают цепь последствий, которые не всем дано предвидеть и которые часто выходят из-под контроля отдельной личности.
Еврипид в трагедиях («Медея», «Гекуба», «Андромаха», «Вакханки» и др.) сосредоточивается на частной жизни героев, их страстях, оказывающихся сильнее воли. Древний автор наполнил античную трагедию напряженным психологизмом. Человек в трагедиях Еврипида ни в чем не может найти опору. В этом положении отразился надвигавшийся кризис греческой цивилизации. Открытие трагического во внутреннем мире личности составило основу дальнейшего развития жанров трагедии и драмы.
Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. В ней смех был поднят до высот великого искусства. Не только слезы, но и смех могут очистить и возвысить человека – такова мораль греческой комедии. Исток этого жанра кроется в различных формах народных увеселений. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных язв полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служат комедии Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).
Аристофан создал комедии на основе политической сатиры, с использованием карнавального сюжета. В его комедиях представлены различные социальные слои. Он соединяет по ходу сюжета реальное с фантастическим и абсурдным.
Театральные представления были для греков праздником. Длились они целый день. Для посещений театра малоимущими им платили специальные стипендии. Во время этих театральных праздников состязались знаменитые драматурги. Победителей ждали уважения и почет, а фразы их произведений входили в обороты речи. Актерами были мужчины, для усиления эффекта по сценарию они носили специальные маски и костюмы, обувь на высокой платформе (котурны). Представления шли с использованием декораций и технических приспособлений.
Популярность театра оказала влияние на архитектуру. Зодчие разработали тип конструкции театра с использованием рельефа местности. В холмах и горах вырезали полукружьем скамьи, вторая часть конструкций – сцена, за которой располагались алтарь и различные постройки. Такие театры вмещали до 20 тысяч зрителей. Самый знаменитый театр, в котором ежегодно проводятся состязания древнегреческих пьес, находится в г. Сиракузы. Греческий театр заложил основы современного театра Европы.
В классический период обозначились характерные черты античной интеллектуальной культуры. Это было время отделения от философии самостоятельных наук. В их основе ложился теоретический анализ мира, проводимый философами – мудрецами. Свои знания мудрецы передавали своим ученикам. Аристотель учил своих учеников в Лицее, Платона в Академии. В V – IV вв. до н.э. наивысшего расцвета достигла философия. В трудах Аристотеля закладывались основы естествознания, Демокрит сформулировал атомистическую теорию строения материи, Евдокс создал геоцентрическую систему вселенной, которая вплоть до XVII в. считалась неопровержимой, Геродот и Фукидид заложили основы истории, а Гиппократ создал основу медицины. Греческие ученые составили солнечные и лунные календари, а также особую науку – гномику, связанную с изучением времени и созданием различных видов часов.
Таким образом, в классический период наиболее полно проявились типологические черты греческой культуры, были созданы произведения искусства, литературы, а также философские системы, ставшие достоянием не только античной, но мировой культуры.
Эллинистический период. Завоевательный поход Александра Македонского на Восток и образование им империи положили начало новому этапу в развитии античной культуры, который получил названия эпохи Эллинизма. Огромнейшее государство Александра, державшееся только на принуждении, после смерти властителя распалось на ряд монархий, сочетавших в себе восточные и греческие формы правления.
Характерной чертой эллинистической культуры стала урбанизация. Новые города Египта и Азии были греческими по облику, быту, но их правители тяготели к не характерной для греков восточной роскоши. В городах сосредоточились материальное богатство и культурные достижения. Столицы эллинистических государств – Антиохия, Пергам и другие, позволяют судить о размахе градостроительства.
Из греческих городов мощным культурным центром оставались Афины. На театральные представления, спортивные состязания и религиозные церемонии сюда съезжались зрители и участники из соседних государств. Многочисленные скульптурные мастерские поставляли во многие города копии произведений выдающихся ваятелей Греции. Философские школы, созданные Платоном и Аристотелем, оказывали заметное влияние на науку и образование того времени.
Александрийский маяк на острове Фарос. |
Но главным центром эллинистического мира стала Александрия Египетская – огромный город, важнейший финансовый и торговый центр с крупным портом. Мировую славу Александрии принесли построенные в III в. до н.э. Мусейон и библиотека (последняя насчитывала до 700 000 книг). В центре эллинистического образования были созданы все условия для занятия научными исследованиями и учебой (лекционные залы, исследовательские лаборатории, ботанический и зоологический сады, гостиница). Проживание и работа его организаторов оплачивались государством. В Александрию стекались талантливые ученые и поэты той поры.
Во времена Александра Македонского греки возвели необычный маяк на острове Фарос в 283 г. до н.э. всего за пять лет. Высота его 180 метров. Его величие служило символом власти династии Птолемеев. Маяк уникален не только размерами, но и техническими решениями: шахты, пандусы, система зеркал и освещения (кстати, слово «фара» происходит от названия острова Фарос).
Эллинизм – период наивысшего расцвета греческой науки. Не религия, не искусство, а именно стремление к рациональному познанию мира двигало развитие духовной культуры этого периода. Для переписки книг привлекали рабов, поэтому количество книг росло, а их цена снижалась. Все больше людей пользовались книгами, и, в конце концов, устная ученая греческая культура уступила место культуре письменного слова.
Эллинистическая наука становилась более многогранной. Среди ее самых высоких достижений следует выделить геометрию Евклида, гелиоцентрическую гипотезу Аристарха Самосского, опыт соединения науки и техники в механике Архимеда, изобретение паровой турбины Героном Александрийским, исследования в области физиологии и анатомии Герофила и Эрасистрата. Полибий предпринял первую попытку описать всемирную историю, Эратосфен измерил окружность земли и создал ее карту с параллелями и меридианами, Теофраст заложил основы ботаники и зоологии, а Зенадот Эфесский и Филет Косский создали первые книги по истории литературы, словари, занимались проблемами лексики.
А для классических жанров литературы эллинизм стал временем заката. Героическая и гражданская подоплека эпоса и трагедии оставляла публику равнодушной, поскольку исчерпал себя прежний порядок полисной жизни. Публика предпочитала поэзию малых форм – например, полные изящества и элитаризма эпиграммы и гимны Каллимаха, отвлекающие от жизненных забот мимы Герода. От литературы ждали, прежде всего, показа обособленного мира отдельного человека. Публика искала в поэзии наслаждения и занимательности. Из комедий исчезла политическая проблематика, ее сменили сюжеты из обыденной жизни, пародийно-мифологические темы. Так, наиболее яркий комедиограф того времени Менандр изображал социально-бытовые конфликты, через призму повседневной жизни обычных людей.
Эллинизм подарил миру новые литературные жанры – буколическую поэзию, у истоков которой стоял поэт Феокрит, и роман, наиболее ярко представленный в творчестве Лонга («Дафнис и Хлоя»). Буколики описывали идиллию сельской жизни, гармонию человека с природой и отражали одну из характерных особенностей эпохи эллинизма – ностальгическую грезу о «золотом веке», когда жизнь была так проста и беззаботна. Роман представлял собой любовную историю на лоне природы, наполненную многочисленными приключениями и занимательно изложенную.
Социальные проблемы отразили произведения в жанре социальной утопии – рассказ об острове Панхея, автор Эвгемер и о путешествиях на острова Солнца, автор Ямбул.
Во многом исторические произведения эллинизма создавали в жанре художественной литературы. Это работы Калитарха и Каллисфена. Свои знаменитые труды по истории создал Полибий. Сорок томов «Всеобщей истории» этого автора позволяют создать представления об уровне исторической науки.
Для религиозной жизни данного периода характерно отождествление некоторых малоазийских и египетских богов с греческими. Так, египетская богиня Исида приняла облик греческой Деметры. Все большее распространение (в основном за пределами материковой Греции) получало обожествление царствующих особ. Уже Александр Македонский благосклонно принял от египетских жрецов титул сына бога Амона.
Архитектуре последнего периода развития древнегреческой культуры присущи пышность, обилие декора, интерес к внутреннему пространству, стремление к гигантским размерам. Ордерная система распространялась на жилищные постройки, все чаще выполняя декоративную роль. Частные дома зажиточных горожан богато украшались мозаикой, статуями, росписями. Жизнь в мегаполисах увеличивала тягу человека к природе, и в городах начали разбивать парки, а в сельской местности строить загородные поместья. Появился новый тип храма – ротонда (круглая в плане постройка), но широкое распространение он получил уже в Древнем Риме.
Изобразительное искусство эллинизма отличал, с одной стороны, драматический психологизм, а с другой – утонченный лиризм. В эллинистической скульптуре обобщенный героический образ отошел на второй план. При отсутствии единой эстетической системы формировались различные художественные школы. В ряде произведений проявилась тенденция к драматизации мировосприятия (фриз алтаря Зевса в Пергаме, «Лаокоон»). Такой выразительной гармонией отмечены полные лиризма, спокойствия и ясности творения Александра Антиохийского –
Венера Милосская. Скульптор Александр Антиохийский. 130 и 100 годами до нашей эры |
«Венера Милосская» и Леохара – «Аполлон Бельведерский». В некоторых скульптурных портретах обозначилось стремление к натурализму. Но общим для всех мастеров оставался интерес к изображению эмоциональных состояний человека и стремление активно воздействовать на чувства зрителя. Развитие скульптуры эллинизма ознаменовалось появлением портрета, особенностью которого было достижение близкого сходства с изображаемой моделью. Искусство создания скульптурного реалистического портрета в дальнейшем было усовершенствовано римлянами.
Таким образом, в период эллинизма был подведен итог культурному развитию Древней Греции и наметились совершенно новые, не свойственные греческой классике, культурные тенденции.
Эллинизмом завершился очень важный этап мировой истории, который кардинально повлиял на развитие европейской культуры и цивилизации. Античная Греция дала миру полисную демократию, философию, фонетическую письменность, сформировала основы современных литературных жанров, каноны архитектуры и скульптуры, заложила начала европейской науки. Значительным достижением древнегреческой культуры является взгляд на человека как на прекрасное и совершенное творение.
Культура древнего Рима.
История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, она стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура.
Аполлон Бельведерский Скульптор Леохар ок. 330 – 320 до н. э. |
Развитие римской культуры находилось под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего греков и этрусков. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов, а затем объявлять достижения «своими». От этрусков римляне позаимствовали «римские» цифры, церемонию триумфа – торжественного въезда полководца-победителя, ставшую символом величия Рима. Творчески усвоив иноземные достижения, римляне в некоторых областях общественной жизнедеятельности, преимущественно в сферах материальной культуры и права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.
Если греки, наиболее ярко проявили себя в области искусства и философии, то римляне обнаружили бесспорные способности в практической деятельности. Амбивалентная черта римского характера – практицизм, перерастающий в утилитаризм, наложила отпечаток на весь ход культурно-цивилизационного развития Римской республики и империи.
Римляне рано сформировали в своей культуре чувство собственной исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Откровенно сказал об этом Вергилий в «Энеиде»:
Римлянин! Ты научись народами править державно –
В этом искусство твое! – налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Первоначально этическим идеалом римлян (так же, как и греков) было героическое поведение – virtus (доблесть, добродетель), утверждающее такие ценности, как верность гражданскому долгу, сдержанность, упорное терпение и настойчивость, мужество, твердость, величие духа, уважение к традициям предков, почитание богов. Но этот идеал по мере нарастания и обострения противоречий в римском обществе все более и более перемещался в сферу назидательной риторики и апологетической литературы и утрачивал социальную почву.
Отличительной особенностью римской религии был ее «формульный», договорной характер, что наложило отпечаток на римскую культуру в целом. Римская религия сосредоточилась на обрядовой стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда – как гарантия успешности обращения к богам. Первоначально римские боги представлялись в качестве безличных сил, управляющих миром. Количество различных духов и демонов было поистине огромно. Впоследствии под влиянием греков в Риме складывается антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером.
Многие боги римлян похожи на греческих. Бог неба Юпитер напоминает Зевса, бог войны Марс – Ареса (или Арея), богиня мудрости Минерва – Афину, бог врачевания Эскулап – Асклепия, богиня любви Венера – Афродиту и т.д. Особо почитались древнеиталийские. Италики – в древности население средней части и юга Апеннинского полуострова. Древнеиталийские боги это Лары – духи очага и семьи (Лар в переводе означает песня), Гении – покровители людей, Пенаты тоже домашние боги. Большая роль отводилась культу Весты – богини очага и римской крестьянской общины. В Риме в ее честь воздвигли храм Весты, в котором вечный огонь поддерживался высоко ценимыми жрицами-весталками. Большой популярностью пользовались «Сивиллины книги», по преданию, отражавшие судьбу римского народа. Широкое распространение получила практика гаданий. Жрецы-авгуры толковали различные знамения, гадали по полету птиц, по внутренностям (особенно печени) животных, по священным курам. Были и другие способы узнать, благоволят ли боги к тому, что задумал сделать человек.
Ведя происхождение права от богов, римская религия придавала особый статус юридическому мышлению. Уважение к закону, наряду с почитанием богов и традиций предков, отличало римский менталитет. Именно система Римского права, это впечатляющее достижение Древнего Рима, оказала решающее влияние на европейскую юридическую мысль. В практику современного судопроизводства вошли такие созданные римлянами формы, как предварительное следствие, допрос, тюрьма, апелляция. Римляне впервые сформулировали одно из основных правил современной юриспруденции – презумпцию невиновности.
Римское право, подобно религии, долго сохраняло «формульный» характер. Ни одна правовая система того времени не имела таких точных формулировок и нигде следование букве закона не было столь неукоснительно как в Риме. Правда, толкование законов не было застраховано от произвола.
Древнейшим письменным сводом римского права стали «Законы Двенадцати таблиц» (середина V в. до н.э.), регулировавшие имущественные и торговые отношения. Процесс дальнейшей разработки системы римского права, направленного прежде всего на защиту частной и государственной собственности, связан с профессиональными комментариями и дополнениями к этим законам. Основателями римской юридической науки считаются Публий Муций Сцевола (II в. до н.э.) и Квинт Муций Сцевола (140 – 82 гг. до н.э.). Империя стимулировала системное оформление права. Во второй половине II в. н.э. появились знаменитые Институции Гая, но уже в середине III в. н.э. начался явный упадок римской юриспруденции.