Симтомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»




КАЛУЖСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

МОСКОВСКОГО
ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО университета

 

 

Рабочая тетрадь

По психодиагностике

студента (ки) ______ курса

группы __________

_____________________________

 

 

Калуга, 2017

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА

«РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО»

Автор предложена М.3. Дукаревич
Цель применения теста: методика исследова-ния личности
Задачи: Выявление особенностей личности
Необходимые материалы: лист бумаги для работы лучше всего брать белый или слегка кремовый, неглянцевый. Карандаш – средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать не следует.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Время выполнения задания Не ограничивается
При выполнении задания следует отмечать в протоколе: · Графические признаки: характер линий, контур фигур. · Пространство рисунка. · Содержательные характеристики (анализ отдельных частей и их значения). · Тематика рисунка. · Название.
Вопросы к беседе Чем животное питается?
Где оно живет?
Чем оно обычно занимается? Что любит делать больше всего?
Чего оно больше всего не любит?
Оно живет одно или с кем-нибудь еще?
Есть ли у него друзья? Кто они?
Есть ли у него враги? Кто они? Почему они его враги?
Есть что-нибудь, чего оно боится, или оно ничего не боится?
Литература 1Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с. 2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное ру-ководство. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. – 160 с. 3. Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного»// Вестник Моск. ун-та, Сер.14, Психология. – 1986. – №4. – С. 56–59. 4. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 416 с

Категории анализа «Рисунка несуществующего животного»

 


1. Смещение рисунка вверх.

2. Смещение рисунка вниз.

3. Смещение рисунка вправо.

4. Смещение рисунка влево.

5. Крупное изображение.

6. Маленькое изображение.

7. Маленький рисунок, расположенный в левом углу листа.

8. Голова направлена вправо.

9. Голова направлена влево.

10. Положение анфас.

11. Двухголовое животное.

12. Направление хвоста вправо-вверх.

13. Направление хвоста вправо-вниз.

14. Направление хвоста влево-вверх.

15. Направление хвоста влево-вниз.

16. Уши.

17. Рот приоткрыт, прорисовка языка.

18. Рот с прорисовкой губ.

19. Рот открыт и зачернен без прорисовки губ и языка.

20. Прорисовка зубов.

21. Глаза с прорисовкой радужки.

22. Ресницы.

23. Увеличенный размер головы.

24. Рога.

25. Перья.

26. Грива, шерсть.

27. Основательность опорной части.

28. Неустойчивость опорной части.

29. Соединение ног с туловищем прочное и основательное.

30. Соединение ног с туловищем слабое, небрежное.

31. Однотипность опорных элементов.

32. Разнообразие опорных элементов.

33. Крылья.

34. Щупальца

35. Украшающие элементы.

36. Прямые символы агрессии: когти, зубы, клювы, оружие.

37. Острые углы по контуру типа шипов, игл, щетины.

38. Выступы типа панцирей, щитов, заслонов.

39. Запачканные, затемненные, удвоенные линии контура.

40. Защита по верхнему контуру.

41. Защита по нижнему контуру.

42. Защита справа.

43. Защита слева.

44. Уверенные, завершенные линии.

45. «Разорванные» линии контура.

46. Неаккуратность рисунка.

47. Штриховка внутри контура.

48. Сильный нажим.

49. Паутинообразная линия.

50. «Падающие» линии.

51. «Восходящие» линии.

52. Обилие дополнительных деталей.

53. Фигура круга.

54. Антропоморфность изображения (человекоподобное животное).

55. Сексуальные признаки.

56. Несоответствие пола рисунка.

57. Вмонтированность механических деталей.

58. Угрожающая тематика.

59. Образ беззащитного животного.

60. Использование элементов, а не заготовок.

61. Соединение в названии смысловых частей.

62. Псевдонаучный суффикс или окончание.

63. Поверхностно-звуковое название.

64. Ироническое название.

65. Повторение одних и тех же частей в названии.

66. Принятие рисунка.

67. Отвержение рисунка



Тревожность: 7, 19, 21, 38, 39, 45, 46, 47, 48, 53, 59.

Агрессивность: 5, 20, 34, 36, 48, 51, 58.

Защитная агрессия: 24, 37, 40, 41, 42, 43.

Демонстративность: 22, 25, 35, 62.

Самораспространение: 5, 33, 34, 35.

Негативное самоотношение: 2, 6, 7, 13, 15, 67.

Позитивное самоотношение: 1, 12, 14, 66.

Поверхностность, импульсивность: 28, 30, 63.

Основательность, обдуманность: 27, 29.

Повышенная возбудимость: 5, 45, 46.

Эмоциональная устойчивость: 44.

Астенизация, депрессия: 6, 49, 50.

Общая энергия: 51, 52.

Конформность, стандартность: 31.

Творческий потенциал: 32, 60.

Низкая самооценка, нерешительность: 2.

Завышенная самооценка, потребность в признании: 1.

Активность, тенденция к действию: 3, 8

Тенденция к размышлению, рефлексив-ность: 4, 9

 


ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА

«РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО»

Автор    
Цель применения теста:  
Задачи:    
Необходимые материалы:  
Инструкция:  
Время выполнения задания  
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:  
Вопросы к беседе  
 
 
 
 
 
 
 
Литература 1.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с. 2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное ру-ководство. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. – 160 с. 3. Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного»// Вестник Моск. ун-та, Сер.14, Психология. – 1986. – №4. – С. 56–59. 4. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 416 с

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА

«Рисунок семьи»

Автор    
Цель применения теста:  
Задачи:    
Необходимые материалы:  
Инструкция:  
Время выполнения задания  
При выполнении задания следует отмечать в протоколе:  
Вопросы к беседе  
 
 
 
 
 
 
 
Литература 1.Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 528 с. 2. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное ру-ководство. – М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. – 160 с. 3. Габидулина С.Э. К обоснованию методики «Рисунок несуществующего животного»// Вестник Моск. ун-та, Сер.14, Психология. – 1986. – №4. – С. 56–59. 4. Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 416 с

 

Симтомокомплексы «Кинетического рисунка семьи»

Р.Ф. Беляускайте

Симптомокомплекс Симптом Балл
1. Благоприятная семейная ситуация показателей 1. Общая деятельность всех членов семьи 0, 2
2. Преобладание людей на рисунке 0, 1
3. Изображение всех членов семьи 0, 2
4. Отсутствие изолированных членов семьи 0, 2
5. Отсутствие штриховки 0, 1
6. Хорошее качество линии 0, 1
7. Отсутствие показателей враждебности 0, 2
8. Адекватное распределение людей на листе 0, 1
9. Другие возможные признаки  
2. Тревожность   1. Штриховка 0, 1, 2, 3
2. Линия основания – пол 0, 1
3. Линия над рисунком 0, 1
4. Линия с сильным нажимом 0, 1
5. Стирание 0, 1, 2
6. Преувеличенное внимание к деталям 0, 1
7. Преобладание вещей 0, 1
8. Двойные и прерывистые линии 0, 1
9. Подчеркивание отдельных деталей 0, 1
10. Другие возможные признаки  
3. Конфликтность в семье 1. Барьеры между фигурами 0, 2
2. Стирание отдельных фигур 0, 1, 2
3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур 0, 2
4. Выделение отдельных фигур 0, 2
5. Изоляция отдельных фигур 0, 2
6. Неадекватная величина отдельных фигур 0, 2
7. Несоответствие вербального описания и рисунка 0, 1
8. Преобладание вещей 0, 1
9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0, 2
10. Член семьи, стоящий за спиной 0, 1
11. Другие возможные признаки  
4. Чувство неполно-ценности в семейной ситуации 1. Автор рисунка непропорционально маленький 0, 2
2. Расположение фигур на нижней части листа 0, 2
3. Линия слабая, прерывистая 0, 1
4. Изоляция автора от других 0, 2
5. Маленькие фигуры 0, 1
6. Неподвижная фигура автора по сравнению с другими фигурами 0, 1
7. Отсутствие автора 0, 2
8. Автор стоит спиной 0, 1
9. Другие возможные признаки  
5. Враждебность в семейной ситуации 1. Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа 0, 2
2. Агрессивная позиция фигуры 0, 1
3. Зачеркнутая фигура 0, 2
4. Деформированная фигура 0, 2
5. Обратный профиль 0, 1
6. Руки раскинуты в стороны 0, 1
7. Пальцы длинные, подчеркнутые 0, 1
8. Другие возможные признаки  

 

При отсутствии на рисунке указанных признаков ставится оценка 0 баллов; 1, 2, 3 балла ставятся в зависимости от степени выраженности соответствующего признака.

НАЗВАНИЕ ______________________________________________

Автор    
Цель применения:  
Задачи:    
Необходимые материалы:    
Инструкция:  
Время выполнения задания  
При выполнении задания следует отмечать в протоколе: ·
   
Литература  

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: