К 100-летию мученической гибели
Ныне трудно найти правду на Земле, затопляемой все сильнее
Греховными волнами; чтобы не разочароваться в жизни,
надо правду искать на Небе, куда она ушла от нас.
Великая княгиня
Елисавета Феодоровна Романова
Обращаясь к духовным и социальным проблемам современного общества, размышляя о причинах постигшего нас кризиса и, прежде всего кризиса человека, мы все пристальнее начинаем вглядываться в исторический лик России, и на примерах недавнего прошлого искать ответы на самые насущные вопросы наших дней. И тогда становится очевидным, что эти ответы уже даны, что многие проблемы дня сегодняшнего очень схожи, например, с проблемами начала ХХ века, что в любой, даже самый сложный период исторического бытия человек может раскрыть тот великий потенциал, который заложен в него Творцом. Тогда, как и сейчас, одним из серьезнейших недугов российской жизни были такие явления как развоцерковление общества, увлечение ложно понятыми гуманистическими идеями, распространение оккультизма и неверия. Поэтому воистину бесценным для нас является пример воплощения христианских идеалов, горячей веры и самоотверженного служения ближним, несмотря на пороки и отступление окружающего мира.
Такой пример явила преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова (1864-1918), её имя, данное при рождении – Елизавета Александра Луиза Алиса, немецко-английская принцесса, внучка знаменитой королевы Виктории*, сумевшая стать святой подвижницей, которая с удивительной кротостью и смирением приняла многочисленные жизненные испытания и мученический венец. Её жизненный подвиг стал бесценным достоянием нашей Церкви, она стала одной из самых почитаемых новомучениц Российских. Гессенская принцесса Элла, в 1884 году вышедшая замуж за великого князя Сергея Александровича – брата государя Александра III, вместе с российским обществом переживала все недуги и проблемы того времени. Самым страшным явлением был терроризм на политической почве, который унес жизнь её горячо любимого супруга. Эта трагедия не сломила великую княгиню, перед ней открылся новый путь деятельного милосердия и всецелого служения Господу - путь мирного созидания и преображения русского общества. Создание Марфо-Мариинской обители труда и милосердия стало главным делом её жизни.
|
Какой же была эта замечательная женщина? О великой княгине сохранились удивительные воспоминания ее современников, которые свидетельствуют о цельности, благородстве и духовной устремленности ее натуры.
* По отцовской линии великая княгиня по некоторым данным происходила от царственного рода Рюриковичей.
Духовник Елисаветы Феодоровны игумен Серафимо-Алексеевского скита Пермской епархии отец Серафим после гибели великой княгини написал такие слова: «Будет время, когда талантливые поэты воспоют в стихах ее возвышенную душу, ее светлые подвиги, не только аскетические, но любви и милосердия. Это прекрасные, возвышенные дела ее, эта жертва, как жертва, приносимая на алтарь любви, никогда не изгладится из памяти благодарного человечества, которое будет благословлять ее как великую жену любви ».1 Когда юная принцесса Элла (такое имя она носила в семейном кругу) приехала из тихого уютного Дармштадта в огромную неспокойную Россию, она смогла увидеть величие империи накануне ее заката, сумела проникнуться духом святой Руси, навсегда полюбить ее народ и культуру.
|
Обращаясь к материалам посвященным жизненному пути великой княгини, можно видеть ступени ее духовного восхождения: непрестанную внутреннюю борьбу, стремление к деятельному милосердию, отказ от суетных соблазнов светской жизни, любовь к уединению, высокую культуру благотворительности. В отношении к людям она стремилась избегать односторонних оценок, была беспощадна к собственным ошибкам и всегда прощала других. Высокие нравственные качества Елисаветы Феодоровны были не только следствием христианского воспитания и примера добродетельной жизни ее матери, но в большей степени результатом огромного труда души великой княгини. «Это было редкое сочетание возвышенного христианского настроения, нравственного благородства, просвещенного ума, нежного сердца и изящного вкуса. Она обладала чрезвычайно тонкой и многогранной душевной организацией. Самый внешний облик ее отражал красоту и величие ее духа: на ее челе лежала печать прирожденного высокого достоинства, выделявшего ее из окружающей среды…Она всюду вносила с собой чистое благоухание лилии; это был отблеск ее сердца. Все качества ее души строго соразмерены были одно с другим, не создавая впечатления односторонности. Женственность соединялась в ней с мужеством характера; доброта не переходила в слабость и слепое безотчетное доверие к людям; дар рассуждения, который так высоко ставят христианские подвижники, присущ был ей во всем, даже в лучших порывах сердца»2.
|
Современный поэт посвятил Елисавете Феодоровне такие строки:
И невозможное сумевшая успеть…
Крылами мир объять –
и ни луча, ни тени
не нарушить.
И на сердце принять
дожди безвестных слез.
Натянутость всех струн
незримо облегчить –
для вечности
оттаивая души. 3
Великая княгиня была не только умной, тонкой, прекрасной женщиной, но и крупным общественным деятелем своего времени. Невозможно даже просто перечислить все начинания Елисаветы Феодоровны на ниве социального служения. Духовному и гражданскому подвигу великой княгини посвящена книга И.К. Кучмаевой, в которой автор подробно описывает деяния Елисаветы Феодоровны, справедливо названные «цветом христианского милосердия» 4. Трудно найти сферу социального служения, которая не была бы охвачена заботами и покровительством великой княгини. Она занимала в течение своей жизни более 150 должностей в различных организациях – Председательница Московского управления Красного Креста, Почетная председательница Дома воспитания сирот убитых воинов, Председательница Императорского Православного Палестинского общества, Попечительница Военного лазарета и Комитета о военных госпиталях и т.д. Нападение Германии на Россию в 1914 году стало тяжелым испытанием для великой княгини, немки по крови, родственники которой жили на территории Германии. Тем не менее, несмотря на внутренние страдания и переживания, Елисавета Феодоровна отдает все свои силы на алтарь победы России. Этот ее духовный подвиг был и остается еще не до конца оцененным ни современниками, ни потомками. Елисавета Феодоровна стала последней великой благотворительницей старой Москвы в трудное военное время.
Святейший патриарх Кирилл (в то время митрополит Смоленский и Калининградский), выступая на VI Свято-Елисаветинских чтениях сказал: «Для нас, русских людей кажется удивительным явлением преданная любовь Елисаветы Феодоровны, иностранки по происхождению, к своему второму Отечеству – России. После смерти мужа и во время начала революционных событий 1905-1907 годов, когда уже ничто казалось бы её не связывало с Россией, и ей представлялась реальная возможность уехать в Германию к своей родне, она писала брату: "Я буду жить и умру здесь. Мне кажется, что я вросла в это место и не боюсь". Великая княгиня поражала русских людей своей искренней любовью к русскому языку, культуре, народному быту. Простые люди признавали её своей и ласково называли: " Великой Матушкой"» 5.
Случаи избрания монашеского пути среди членов императорской семьи в то время были уже единичными и вызывали непонимание и даже осуждение. Не поддаться влиянию среды, соблазнам роскошной и легкой светской жизни могла только духовно одаренная натура, с юных лет стремившаяся к подвижничеству. В наше время также закрепилось одностороннее представление о подвижничестве как о чем-то труднодосягаемом и почти невозможном в обыденной жизни. Направление всех своих сил на исполнение заповедей Божиих в тех обстоятельствах, в которые поставил Господь, - это качество истинного подвижника. Елисавета Феодоровна задолго готовила себя к этому служению: её решение принять Православие через семь лет после свадьбы с Сергеем Александровичем было актом твердого и сознательного стремления к истине, которое в полноте было явлено в высшей форме свидетельства о Христе – мученичестве. В память о присоединению к Православию в Лазареву субботу 1891 года супруг подарил Елисавете Феодоровне медальон с ликом Спасителя с надписью: «Не бойся, только веруй!». Эти слова стали заветом всей её дальнейшей жизни и, хотя пути Промысла Божия для нас непостижимы, именно православная вера помогла раскрыться всем духовным дарованиям Елисаветы Феодоровны и стать великой русской святой.
После крещения Руси внуком святой равноапостольной великой княгини Ольги началось строительство храмов и почти сразу же обустройство при них учреждений призрения. Епископ Переяславский Ефрем в 1091 году приказывает строить больницы для безвозмездного лечения прихожан и всех нуждающихся. Впоследствии вся отечественная медицина вышла из монастырей, а первыми врачами на Руси были монахи (светский тип врача и светские лечебницы появились в результате секулярных реформ гораздо позднее). Православная церковь всегда осуществляла очень большую и разностороннюю деятельность в этом направлении, побуждая народ к проявлению сострадания и милосердия к ближним, а высшие сословия – к личной благотворительности. В 1844 году в Санкт – Петербурге была учреждена первая в России община сестер милосердия, основанная по инициативе и содействии дочерей императора Николая I Марии и Александры, а также принцессы Терезии Ольденбургской. У истоков создания благотворительных учреждений нового типа и в последующие годы находились великие княгини и княжны, а также другие представители августейшей семьи. Наиболее яркое и полное развитие эта добрая традиция получила в царствование последних Романовых.
Общины сестер милосердия – это феномен духовной и общественной жизни России середины XIX – начала XX веков. Некоторые современные исследователи рассматривают их как одну из форм развития монастырей, другие – как особый путь развития благотворительных медицинских учреждений. Последняя по времени основания община – Марфо–Мариинская сумела органично сочетать в своей деятельности обе эти формы и сконцентрировать в своей работе весь опыт сестринского общинного служения в России. Известный историк и москвовед В.Ф.Козлов отмечает, что «феномен Марфо–Мариинской общины еще не раскрыт. В ее названии, принципе устройства, назначении общинных учреждений…было очень много нового, нацеленного на далекую перспективу. История отпустила для Марфо-Мариинской общины всего девять лет (из них лишь пять мирных), а всему движению сестер милосердия (до революции 1917 года – О.Т.) чуть больше семидесяти»6. Великая княгиня Елисавета Феодоровна основала многочисленные общины милосердия, центом жизни которых всегда становился православный храм. Историки считают, что подобные общины, например, Иверская, стали прообразами женских монастырей нового типа. «Социальная роль общин сестер милосердия заключалась не только в помощи бедным и смягчении напряженности в обществе. Общины, в которых активную роль играли женщины самой высшей социальной ступени общества, наглядно предлагали и элите русской провинции заняться подобной благотворительной деятельностью»7.
Высшей точкой развития церковной благотворительности в России стала созданная в Москве в 1907-1910 годах великой княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинская обитель. По замыслу основательницы, здесь должны были соединиться в гармоничном сочетании две добродетели: служение Богу через помощь ближнему и непосредственное служение Господу через молитву и духовную работу над собой (Марфа и Мария – евангельские сестры, явившие пример служения трудом и молитвой).
В основу устроения Марфо-Мариинской обители был положен устав почти что общежительной монашеской жизни. За Божественной литургией митрополит Московский Владимир возложил на сестер нагрудные кресты в знак их иноческого достоинства, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Перед посвящением в настоятельницы она сказала удивительные слова: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих»8. Во время организации обители было высказано много критических замечаний в адрес Елизаветы Феодоровны, её даже обвиняли в перенесении протестантских идей на российскую почву. Эти опасения оказались напрасными. «Напротив, многие убедились, что она решала поистине масштабную задачу – осуществление конкретных дел, направленных на воцерковление жизни российского общества, то есть возвращение в общественную жизнь России Православия»9.
Великой княгине Елисавете Феодоровне в ее служении настоятельницы обители удалось сочетать глубину духовной жизни с беспримерным подвигом помощи страждущим. Ее социальная деятельность была «действием из глубины созерцания », путем молитвы и духовного подвига она приобрела то «милующее сердце », о котором так часто писали святые отцы Православия. Всей своей жизнью она показала, что подлинная христианская духовность всегда социальна, а подлинное христианское социальное служение всегда духовно. Опыт великой княгини показал, что любой социальный вопрос может возвыситься до измерения вечности. Она заботилась прежде всего о том, чтобы люди были не только сыты и здоровы, но главное, чтобы они познали Бога и жили по Его заповедям. Именно потому, что Церковь знает цену человеческой души, христианское милосердие выше, чем любая помощь светской гуманитарной организации.
Обитель осуществляла обширную деятельность: работали больница, амбулатория, аптека, приют, благотворительная столовая. Елисавета Феодоровна помогала сельским священникам, миссионерам, посещала отдаленные монастыри России, оказывала помощь вдовам, солдатам, организовывала санитарные поезда и санатории для раненых. В Кремлевском дворце были оборудованы женские мастерские для пошива всего необходимого для фронта – было сделано очень много для поднятия патриотического духа русских людей и армии во время Русско-японской и Первой мировой войн.
Революция 1917 года не вызвала в сердце великой княгини ненависти к русским людям. Она писала: «Я испытываю такую глубокую жалость к России и её детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но великой России, увы, больше нет. Мы…должны устремить свои мысли к Небесному Царствию…и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя". В одном из своих последних писем сестрам обители она написала пророческие слова: «Святая Россия и Православная Церковь…существуют, и существуют более, чем когда бы то ни было». Глядя в лицо смерти Елисавета Феодоровна молилась Спасителю о прощении своих убийц. Эти слова стали ее последней проповедью любви и милосердия и венцом ее служения, ставшего самой жизнью и значащаго больше, чем жизнь. «Многотерпеливая, как праведный Иов, тихая, как известные и безвестные сестры милосердия, неравнодушная как добрый самарянин, великая княгиня уподобилась зерну из евангельской притчи, которое погибло ради будущей жизни. Она вошла в вечность смиренно и жертвенно, терновый мученический венец навсегда осиял её чело. Великая княгиня предстает как страстотерпица XX века, она подобно первым русским святым благоверным князьям Борису и Глебу, безропотно отдала себя в руки палачей. Её подвиг показал, что…у России есть святость, есть подлинное Православие, есть тысячи людей, готовых на жертву ради евангельского добра»10.
По воспоминаниям художника М.В. Нестерова, Елисавета Феодоровна всегда имела очень скромное мнение о себе. Единственным своим дарованием она считала готовность отдать свое сердце людям. Именно эта чистота помыслов и чувств великой княгини оборачивалась восстановлением образа Божия в людях, обращала обитель Марфы и Марии в пристань спасения и утешения для многих. Сегодня, когда Церковь после многих лет гонений вернула себе миссию социального служения, мы должны не только бережно восстанавливать, но и преумножать те добрые начинания, которые заложила святая преподобномученица Елисавета. Многое из того, что было создано её трудами не только не устарело, но служит образцом для подражания. Жизненный подвиг и служение святой великой княгини Елисаветы Феодоровны навсегда останется для нас живым примером подлинного милосердия и жертвенной христианской любви.
Королева Румынии Мария (племянница великого князя Сергея Александровича) много лет назад написала о Елисавете Феодоровне, которую близко знала, такие слова: «Ты теперь на Святой Земле, жертва мира, который слишком мрачен для твоего света. Но вместе с тем одержана полная победа. Ничто не может заслонить память о тебе. Они (большевики - О.Т.) смогли расправиться лишь с твоей земной красотой, но память о твоем очаровании, доброте, любви будет жить с нами всегда подобно звезде в ночи»11.
Размышляя о духовной связи времен, можно отметить некоторые черты, которые сближают равноапостольную княгиню Российскую Ольгу и великую княгиню Елисавету Феодоровну, несмотря на столетия, разделяющие их жизненные судьбы. Во-первых, горение веры, которое выразило себя в том числе и через внешние дела (строительство храмов, забота о религиозном просвещении народа, устроение христианской жизни). Обе они реализовали себя как великие личности в истории, приняв Православие через духовный поиск и стремление к истине, проявив твердость и решимость, невзирая на мнения родных и ближайшего окружения, занимая высокое общественное положение в государстве. Такой пример весьма важен для современных правящих элит как ориентация на идеал праведника, как путь выстраивания гармоничных и достойных взаимоотношений между обществом и государством.
Во-вторых, великая княгиня Ольга и великая княгиня Елисавета горячо любили свое земное отечество, отдавая на служение ему все свои силы. Первая начала сокрушать древнее, ещё мощное язычество; вторая – через возрождение христианских устоев жизни духовно боролась с неоязычеством и социальными пороками. В-третьих, как известно святая Ольга была одной из первых жен Руси, посетивших святые места (Константинополь, собор Св. Софии). Великая княгиня Елисавета принимала активное участие в деятельности Императорского Православного Палестинского Общества, заботилась о паломниках из простого народа и сама посетила великие святыни (Иерусалим, Бари), а также большое количество храмов и монастырей в России. По воспоминанием современников, простой народ умилялся при виде августейшей паломницы, особенно когда она в храмах покупала свечи как обычная прихожанка, ежедневно подавала на проскомидию записки о здравии и упокоении, посещала все службы, даже самые ранние и продолжительные. Князь Феликс Юсупов, сопровождавший великую княгиню в паломничество на Соловки, написал позднее: «Навек озарена моя жизнь светом этой замечательной женщины, которую уже в те годы почитаю как святую»12.
И, наконец, обе они были добрыми супругами, заботливыми матерями (Елисавета Феодоровна воспитывала приемных детей – Димитрия и Марию). Эти святые жены есть истинный пример для подражания и хочется надеяться, что их молитвами Господь сохранит наш народ, нашу Церковь и нашу Россию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Игумен Серафим. Мученики христианского долга. Пекин. 1920, С.12.
2. Анастасий (Грибановский), арх. Светлой памяти великой княгини Елисаветы Феодоровны.//Материалы к житию преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М.: 1996. С.69.
3. Неволина Е.В. Золотой святыни свет…М.: 2004. С.696.
4. Кучмаева И.К. Жизнь и подвиг великой княгини Елизаветы Феодоровны. –М.: 2004.
5. Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных, Свято-Елизаветинских чтений.- М.:ГАСК, 2005, С.10.
6. Петербург и Москва в жизни великой княгини Елисаветы Феодоровны. Материалы IX и X Свято-Елисаветинских чтений. М.: 2008. С.59.
7. Там же. С.60.
8. Миллер Л.П. Святая мучениница Российская Великая княгиня Елизавета Феодоровна.-М.: Марфо-Мариинская обитель милосердия, 2002, С.173.
9. Отблеск Нетварного Света: Материалы VI юбилейных, Свято-Елизаветинских чтений.- М.:ГАСК, 2005, С.9.
10. Там же. С.29.
11. Петербург и Москва в жизни великой княгини Елисаветы Феодоровны. Материалы IX и X Свято-Елисаветинских чтений. М.: 2008. С.104.
12. Там же. С.167.