12.1 Понятие, признаки и виды правовых средств
12.2 Понятие, структура и стадии механизма правового регулирования.
12.3 Правовые стимулы, льготы и поощрения в механизме правового регулирования
12.4 Правовые ограничения
12.5 Понятие и формы реализации права
12.6 Применение правовых норм как особая форма реализации права
12.7 Пробелы в праве и пути их преодоления
12.8 Юридические коллизии
12.1 Правовые средства — юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей: нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, поощрения и т.д. Виды: по отраслевой принадлежности - гражданские, административные и т.п.; по характеру — материальные и процессуальные; по функциональной роли — регулятивные и охранительные; по информационно-психологической направленности — стимулы и ограничения.
12.2 Механизм правового регулирования (МПР) — система правовых средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядоченности общественных отношений и преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права. Цель МПР — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетворение.
Стадии и элементы МПР: 1) регламентация общественных отношений норма правА; 2) определение специальных условий, необходимых для возникновения правоотношения (юридический факт); 3) возникновение на основе юридических фактов у конкретных субъектов прав и обязанностей (правоотношение) 4) реализация субъективных прав и обязанностей, воплощение их в фактическом поведении участников общественного отношения (акт реализации правА; 5) применение права (факультативная, вступает в действие, когда беспрепятственная форма реализации права не удается и нужно вмешательство государства, акт применения правА.
12.3 Правовой стимул –правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования. Признаки связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, в отмене либо снижении меры лишения ценностей; сообщают о расширении объема возможностей, свободы; обозначают собой положительную правовую мотивацию; предполагают повышение позитивной активности; направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.
Виды: по отраслевой принадлежности - конституционные, гражданские, экологические и т.п.; по объему — основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льготА; по времени действия — постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); по содержанию —материально-правовые (зарплатА и морально-правовые (благодарность), по структуре нормы права -юридический факт-стимул (гипотезА, субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция).
Правовая льгота - правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимущестС, так и в освобождении от обязанностей, выполняют компенсационную и стимулирующую функции. Правовое поощрение – форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, для него наступают благоприятные последствия. Оно выступает в роли стимула на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными.
12.4 Правовое ограничение —правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Признаки: связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, прав личности; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; предполагают снижение негативной активности; направлены на защиту общественных отношений, их охрану.
Виды: по отраслевой принадлежности - административные, уголовные и т.п.; по объему — полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте 14-18 лет), по времени действия - постоянные и временные; по содержанию —материально-правовые и морально-правовые, по структуре нормы права - юридический факт-ограничение (гипотезА, обязанность, запрет, приостановление (диспозиция), наказание (санкция).
Правовые наказания - форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого человек в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
12.5 Реализация права - воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений. Классификация форм реализации права: по субъектному составу - индивидуальная и коллективная формы; по внешнему проявлению – активная и пассивная; по методу воздействия – добровольная и принудительная; по правовому положению субъектов – гражданско-правовая и административно-правовая; по характеру действий субъектов, степени их активности - соблюдение, исполнение, использование и применение.
12.6 Применение права — властная организующая деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по реализации норм права путем конкретизации общих предписаний к индивидуально-определенным лицам и жизненным случаям, осуществляемая в специально установленных законом формах и заканчивающаяся вынесением индивидуально-правовых актов: оперативно-исполнительная и правоохранительная деятельность. Признаки: выступает как организующая властная деятельность государства, субъекты применения права - государственные органы; должностные лица; осуществляется в рамках конкретных правовых отношений - правоприменительных; осуществляется в установленных процессуальным законом формах; сложная форма реализации права, проявляется в сочетании с иными формами реализации; это определенный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий реализации права; цель – удовлетворение интересов всего общества, обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права; сопровождается вынесением индивидуального правового акта.
Выделяют три основных стадии процесса применения права:
1) Установление (анализ) фактической основы.
2) Установление юридической основы дела.
3) Принятие решения по делу. Решение по делу сопровождается вынесением индивидуально-правового акта, - основой для возникновения правоотношения.
Акт применения права официальное, документально оформленное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, принятое на основе нормы права, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений, влекущее за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Классификация актов применения права: по субъектам применения права - акты законодательной власти, главы государства, исполнительной власти и пр.; по характеру принимаемого решения - коллегиальные и единоличные; по предмету правового регулирования: акты конституционно-правовые, административно-правовые и т.д.; по форме правоприменительной деятельности - регулятивные и правоохранительные; по территориальному принципу - акты республиканских и местных органов; по функциональному признаку - акты-регламентаторы и правообеспечительные акты, по своему юридическому значению – основные и вспомогательные, в зависимости от действия во времени - акты однократного действия и длящиеся; по форме внешнего выражения - акты-документы и акты-действия; по наименованию - приказы, приговоры и пр.
Правоприменительные акты-действия: словесные и конклюдентные (жесты).
12.7 Пробел в праве - отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Единственный способ устранения пробелов в праве - принятие соответствующим органом недостающей нормы. Оперативные методы преодоления пробелов — аналогия закона (применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним по своему значению и характеру отношения) и аналогию права ( применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов и смысла права в целом).
12.8 Юридические коллизии - противоречия между отдельными нормами или НПА, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий: 1) коллизии между НПА или отдельными правовыми нормами; 2) коллизии в правотворчестве (бессистемность, дублирование, издание взаимоисключающих актоС; 3) коллизии в правоприменении (разнобой в практике реализации одних и тех же норм, несогласованность управленческих действий); 4) коллизии полномочий и статусов государственных органов, должностных лиц.
Коллизии между Конституцией и иными актами разрешаются в пользу Конституции, между законами и подзаконными актами - в пользу законов, между актами одного органа, изданными в разное время, - применяется последний; между общим и специальным актом одного уровня, - применяется последний; если разного уровня, то общий.
Способы разрешения коллизий: толкование; принятие нового акта; отмена старого; внесение изменений или уточнений в действующие; судебное, административное, арбитражное рассмотрение; систематизация законодательства, гармонизация юридических норм; переговорный процесс, создание согласительных комиссий; конституционное правосудие; международные процедуры устранения конфликтов.