Задачи:
1. повторение темы «Лексика»;
2. тренировка памяти, внимания, быстроты реакции;
3. применение собственной стратегии.
Ведущий: Конкурс капитанов команд.
Все мы знаем, что такое антонимы. Это слова с противоположным значением. Задание простое: капитан победившей в предыдущем конкурсе
команды называет слово, к которому его противник должен подобрать
антоним. Если задание выполняется, то право хода переходит к ответившему, если – нет, то капитан должен ответить сам.
Ведущий: Например, я говорю своему коллеге слово «добрый»,а он мне должен ответить… Злой. Я дала правильный ответ, значит, теперь я называю слово. Умный. Глупый… Надеюсь, капитаны поняли задание. Не старайтесь придумать слово, к которому трудно или невозможно подобрать антоним, ведь, если соперник не ответит, давать ответ придется вам самим. У кого будет больше правильных ответов? Посмотрим! На задание дается минута!
Примеры:
Команда №1 | Команда №2 |
Тише | Громче |
Грусть | Веселье |
Болезнь | Выздоровление |
Недостаток | Излишество |
Рабский | Свободный |
Прекрасно | Ужасно |
По истечении одной минуты идет подсчет ответов, эксперты объявляют результаты конкурса и промежуточный итог игры.
Тема: «Орфоэпия».
Задачи:
1. повторение раздела «Орфоэпия. Культура речи»;
2. тренировка памяти, внимания;
3. сотрудничество в группе.
Ведущий: Люди очень часто делают ошибки в произношении слов, ставя неправильное ударение. Например, инженерА звОнят в магАзин, чтобы узнать, продаются ли тортЫ.
Море ошибок. Все вы знаете правильный вариант. ИнженЕры звонЯт в магазИн, чтобы узнать, продаются ли тОрты. А теперь проверим знания наших студентов! Кто быстрее и правильнее выполнит задание?!
Нужно расставить ударения в словах.
Задание. На карточках игроков пишутся следующие слова:
Алфавит, квартал, портфель, документ, магазин, эксперт, каталог, каламбур, бармен, свекла, арахис, феномен, договор, средства, красивее, творог.
Тема: «Крылатые фразы».
Задачи:
1. вспомнить самые известные крылатые фразы;
2. тренировать память, внимание;
3. проверить эрудицию.
Ведущий: Быстро говорить мы умеем. А вот быстро продолжить крылатую фразу сможем? Ведь крылатые фразы мы используем в нашей речи, мы хорошо их знаем. А вдруг и автора узнаем? Ведь все предложенные крылатые выражения пришли в язык из известных произведений русских писателей – классиков. Участвует две команды, капитан решает, кто будет озвучивать правильный ответ.
Если участник продолжил фразу правильно - 1 балл, если верно назвал автора - еще 1 балл. Игрокам раздаются неполные фразы на карточках, эти же фразы - на экране.
Предлагаются следующие крылатые фразы:
1. Счастливые часов …(не наблюдают) - А.С. Грибоедов
2. Любви все возрасты…(покорны) - А.С. Пушкин
3. А вот слона – то я …(и не приметил) - И.А. Крылов
4. В человеке все должно быть прекрасно…(и лицо, и одежда, и мысли) - А.П. Чехов
5. И дым Отечества…(нам сладок и приятен) - А.С. Грибоедов
6. Чем меньше женщину мы любим,...(тем легче нравимся мы ей) - А.С. Пушкин
7. Кукушка хвалит петуха за то, что …(хвалит он кукушку) - И.А. Крылов
Ведущий: Сейчас я проверю ответы и сообщу вам
Тема: «Фразеологизмы».
Задачи:
1. повторение раздела «Фразеология»;
2. тренировка внимания и памяти;
3. проверка эрудиции, словарного запаса участников.
Задание. Допишите фразеологизм, выбирая правильное слово, объясните значение получившегося фразеологизма:
1. Как ветром…….(унесло, сдуло, закрутило). Исчез, как будто и не было.
2. Хвост……..........(сжать, скомкать, поджать). Испугаться.
3. Метать бисер перед…(кошками, свиньями, птицами). Напрасно доказывать что-то людям, которые не могут это оценить.
4. Выносить сор из …(избы, бани, погреба). Разглашать семейные ссоры, неприятности.
5. Брать…….(быка, корову, оленя) за рога. Начинать действовать решительно с самого начала.
6. (Олух, тупица, бестолочь) царя небесного. О глупом, недалёком человеке.
Тема: «Культура речи».
Задачи:
1. тренировка памяти, внимания;
2. оценивание качества речи;
3. эрудиция участников команд.
Ведущий: Теперь нашим командам предстоит составить мудрые советы «Почему важно следить за своей речью». Подготовьте 10 обоснованных советов, например:
1. Слова начинаются с мыслей. Поэтому, чтобы наша речь была приятной, для начала нужно проследить, как мы мыслим, и при необходимости что-то исправить. Наполните сердце добрыми мыслями. В Библии сказано: «Обо всем, что истинно, что достойно серьезного внимания, что праведно, что чисто, что заслуживает любви, о чем говорят с одобрением, что добродетельно и что похвально,— о том постоянно размышляйте» (Филипийцам 4:8). Следуя этому совету, вы избавляйтесь от вредных, нездоровых мыслей и так далее. Время выполнения – 5 мин.
Давайте послушаем команды. Читать нужно выразительно, обязательно аргументируйте свои советы. За каждый совет – 1 балл. Команды дают свои советы «Почему важно следить за своей речью». Сейчас эксперты объявят результат последнего конкурса и общий счет игры.