Система музыкального воспитания Ветлугиной




Анализ концепции музыкального воспитания школьников

Д.Б. Кабалевского.

 

Поворотным этапом в отечествейной музыкальной педагогике явилась программа музыкального воспитания учащихся Д. Кабалевского.

Система Кабалевского во многом опирается на общие идеи Б. Яворского, Б. Асафьева, Л. Баренбойма и ставит своей целью раннюю подготовку детей к восприятию серьезной музыки.

Кабалевский, обобщив музыкально-педагогический опыт мировой практики музыкального воспитания, создал концепцию, принципиально переосмыслившую статус, образносодержательную направленность урока музыки в школе. Задача учителя, по мнению Кабалевского, раскрыть перед учащимися музыку не как объект изучения, а как явление жизни, целостное и многогранное.

Интерпретация цели музыкального образования — формирование музыкальной культуры личности учащегося — осуществляется Д. Б. Кабалевским в его концепции сквозь призму следующих целевых установок:

- ярко выраженная воспитательная направленность, способствующая развитию эмоционально-ценностного отношения к музы­ке, музыкального мышления, музыкально-эстетического вкуса,музыкально-творческих способностей, умений и навыков;

- опора на мировое музыкальное наследие;

- развитие музыкального мышления детей, их творческого потенциала в процессе слушания музыки, ее исполнения и сочинения.

В музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского основополагающее значение приобретают следующие принципы:

ориентация на формирование интереса детей к музыкальным занятиям, согласно которой в их основе — развитие эмоциональ­ного восприятия школьниками музыки, личностного отношения к явлениям музыкального искусства, вовлечение учащихся в процесс художественно-образного музицирования и стимулирование их музыкально-творческого самовыражения;

направленность музыкальных занятий на духовное развитие личности учащихся, при которой содержание музыкального образования нацелено главным образом на их нравственное,эстетическое развитие, на формирование музыкальной культуры школьников как важной и неотъемлемой части всей их духовной культуры;

связь музыки и жизни в процессе музыкального образования, осуществляемая прежде всего в раскрытии содержания учебных тем, в отборе музыкального материала и методах егопреподнесения;

• введение учащихся в мир большого музыкального искусства — классического, народного,современного, охватывающего многообразие его форм, жанров и стилей;

 

• тематическое построение программы, предполагающее целенаправленное и последовательное раскрытие жанровых, интонационных, стилевых особенностей музыки, ее связи с другими видами искусства и жизнью;

выявление сходства и различия на всех уровнях организации музыкального материала и во всех видах музыкальной деятельности;

• трактовка музыкальной грамотности в широком смысле этого слова, включающая в содержание этого понятия не только элементарную нотную грамоту, но и, в сущности, всю музыкальную культуру;

• понимание восприятия музыки как основы всех видов музыкаль­ной деятельности и музыкального воспитания в целом;

• направленность музыкальных занятий на развитие творческого начала в ребенке, которую необходимо осуществлять в композиторской, исполнительской и слушательской деятельности.

 

Сущностью музыкальной культуры является способность воспринимать и осознавать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно связанное с ней. Поэтому в основе всех форм приобщения школьников к музыке лежит эмоциональное, активное ее восприятие.

 

В своей программе музыкального воспитания Д. Кабалевский главной задачей считает воздействие через музыку на духовный мир ученика, на его нравственность. Недаром своим девизом он выбрал слова известного педагога В. Сухомлинского: "Музыкальное воспитание - это не воспитание ыузыканта, а прежде всего воспитание человека". Целью обучения Кабалевский ставит не ов­ладение теми или иными навыками и знаниями, а формирование у учащегося подлинно музыкальной культуры на основе целостного представления о музыке, ее общественной роли и социальном назначении.

Суть системы Кабалевского состоит в том, что уже на начальных этапах обучения музыкальныепроизведения, начиная от простейших форм и кончая самыми сложными (вплоть до симфоний),концентрируются вокруг трех важнейших жанров музыки: песни, танца, марша.

Программа ставит перед учителем три основные задачи: развитие у школьников интереса к музыке; формирование способностей теоретически размышлять о ней; привитие учащимся навыков выразительного исполнения.

Тематизмкак педагогический принцип организует всю воспитательно развивающую работу педагога. Тематизм программы отличается от предыдущих сво­ей познавательной сущностью. Каждая новая тема - очередная ступенька лест­ницы, ведущей к овладению основами музыкальной культуры. Она является стер­жнем, вокруг которого объединяются на уроке все виды музыкальной деятельно­сти: пение, слушание, музыкально-ритмические движения. Тема служит импуль­сом к созданию на занятиях проблемных ситуаций, требующих собственного размышления о музыке. Творческая организация урока помогает формированию учащихся к самостоятельному мышлению, проявлению инициативы.

 

Впервые программа по музыке для общеобразовательной школы содержит в себе систему эстетически ориентированных, обобщенных (а не элементарных знаний о закономерностях музыкального искусства). При этом изучение их начи­нается уже с первого класса. Ключевые знания — это основа, позволяющая школь­никам ориентироваться в музыке.

Программа Кабалевского предусматривает преемственность детского сада и школы.Связующим звеном является репертуар и игровые приемы. Именно первая тема "Три кита в музыке" и выполняет функцию перехода от музыкальных занятий в детском саду к урокам музыки в школе.

Темы второго класса представляют собой новый виток спирали познания за­кономерностей музыки. "Три кита", проводники в мир большой музыки, - песня, танец, марш, - перерастают в песенностьтанцевальность, маршевость. Три следующие темы "Интонация", "Развитие","Построение музыки", - раскрывают перед школьниками особенности музыки как искусства интонационного на ос­нове принципов сходства и различия. Музыкальному восприятию детей помогут ориентиры в виде "зерна-интонации", образного ядра произведения, наблюдая за изменениями которого они вникают в содержание музыки. Позднее, в шестом классе, школьники вернутся к темам второго класса "Интонация", "Развитие му­зыки", "Построение музыки", "Музыкальная драматургия", но уже на качественно новом уровне

Понятие музыкальная культура учащихся чрезвычайно объем­но и может иметь разную трактовку. Д. Б. Кабалевский подчеркивал значение музыкальной грамотности в широком смысле этого слова как основы, без которой музыкальная культура не может сформироваться. Важным в его представлении является также развитие у детей исполнительского, творческого начала.

Д. Б. Кабалевский выстраивает целостную систему становления и развития музыкальной культуры учащихся на основе всё более полного раскрытия ими таких сущностных свойств музыкального искусства, как интонация, жанр, стиль, музыкальный образ и музыкальная драматургия в их связи с жизнью, другими видами искусств, историей.

 

Система музыкального воспитания Ветлугиной

Содержание

 

Введение

 

Задачи и содержание программы музыкального воспитания

 

Виды и формы организации музыкальной деятельности детей

 

Музыкальный букварь

 

Заключение

 

Список литературы

 

Введение

 

Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры - т.е. музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. «Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека, его общего духовного становления» (4).

 

Задачи и содержание программы музыкального воспитания

 

Н.А Ветлугина разработала систему музыкального воспитания для детей дошкольного возраста, которую активно применяют в детских садах.

 

Целью программы является развитие у ребенка общей музыкальности. Музыкальность - это усвоенный музыкальный опыт, способы усвоения опыта, а также способности, выступающие как результата усвоения детьми обобщенных способов музыкальной деятельности. Музыкальность у детей - это комплекс способностей, содействующих успешному проявлению активной музыкальной деятельности в доступных формах. Интерес к музыке и достаточно развитый музыкальный слух, говорят о музыкальности ребенка.. Музыкальность формируется через музыкальную деятельность детей. Существуют способности, наличие которых необходимо ребенку для выполнения конкретной деятельности - слушания, исполнения, творчества. Такими способностями являются:

 

1)способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);

2)исполнительские способности (чистота певческих интонаций; согласованность движений при игре на детских инструментах);

3)способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально игровых танцевальных импровизациях.

 

Ветлугина выделила основные умения и навыки музыкальной деятельности:

1. Целостное и дифференцированное восприятие того или иного произведения, ориентировка в нем. Целостное восприятие предполагает правильную эмоциональную реакцию на общий настрой песни или пьесы. Ребенок следит за развитием художественного образа, выраженного комплексом музыкальных средств в определенной форме. Неоднократное прослушивание позволяет воспринимать мелодию дифференцированно, улавливать количество ее характерных черт. Эти умения помогают улучшать качество собственного исполнения.

2. Сопереживание чувств, настроений, выраженных в музыке. Оно необходимо для выразительной исполнительской деятельности.

3. Художественное исполнительство. Детям доступно умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально - ритмических навыков.

4. Творческие проявления детей. Создание новых образов и действий.

5. Самостоятельные действия. Умения действовать без посторонней помощи.

 

Названные умения и навыки способствуют реализации основных задач музыкального воспитания:

1. Воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы музыкального вкуса, развивать стремление совместно исполнять песни, пляски, развивать нравственные качества, эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности и память.

2. Развивать способность восприятия и исполнительства: целостное и дифференцированное восприятие, певческий голос, слуховой самоконтроль, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различных инструментах.

3. Знакомить с простейшими сведениями о характере музыки, ее развитии, изменении, о сходных –ъ

и контрастных построениях, выразительных средств, о наличии высоких - низких, долгих – коро1тких звуков.

Х=жз4. Развивать творческие способности детей, приобщая их к песенным импровизациям, инсценированию игровых песен.

 

Названные выше задачи конкретизируются в форме определенных видов музыкальной деятельности.(2,3)

 

Виды и формы организации музыкальной деятельности детей.

 

Первым и ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание - восприятие. Слушание складывается из следующих действий:

 

-слушания произведений;

 

-слушания в процессе разучивания песен, хороводов, танцев.

 

-слушания с целью определения свойств звука в дидактических играх.

 

Вторым видом музыкальной деятельности является детское исполнительство. Пение является массовым и доступным видом исполнительства. Песня - ценное средство нравственно- эстетического воспитания благодаря единству музыкального и литературного текста. Еще одним видом является ритмика. Музыкально - ритмическая деятельность условно делиться на две группы: восприятие музыки и воспроизведение ее выразительных свойств и движений. Первая группа действий связана с целостным восприятием музыки, которое постепенно дифференцируется, становиться более точным. Ребенок выделяет отдельные наиболее яркие средства - регистры, динамические, темповые нюансы, метрическую пульсацию, структуру произведения и т.д. Вторая группа действий направлена на освоение двигательных навыков в процессе музыкальных игр, хороводов, танцев. При этом используются различные движения: из области физических упражнений, танца. Все музыкально - ритмические движения выполняют общую задачу - добиться слитности характера движения и музыки. Музыкальные игры - ведущая форма организации ритмических движений. В основе игры чаще всего музыка, которая подсказывает ход действий сюжетной игры, музыкальную характеристику персонажей. Хороводы чаще всего проходят под народные песни. Танцы построены на зафиксированных движениях в определенной последовательности и построении (пары, круг)- состоят из знакомых элементов движений, которые повторяются на припев.

 

Игра на детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными инструментами, называют их, обращают внимание детей на тембровую окраску, объясняют расположение высоких и низких звуков, показывают приемы игры. Постепенно в самостоятельной деятельности дети осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны такие исполнительские качества как: выразительность воспроизведения, умение проявить свое отношение к исполняемому произведению; непринужденность, естественность действий во всех видах музыкальной деятельности; относительная точность певческих и музыкально - ритмических навыков.

 

Третий вид деятельности - детское музыкальное творчество. В пении это импровизация простейших мотивов, придумывание своих мелодий на заданный текст. Танцевальное творчество проявляется в умении комбинировать знакомые элементы танца, создавать собственные движения, придумать простой танец.

 

Четвертым видом является изучение элементарных сведений о музыке. Этот вид деятельности не включен в программу детского сада. Сюда включены сведения, как общего, так и специального характера.

 

Первая группа сведений дает понять детям, что музыка всегда отражает определенные чувства, мысли, она как бы повествует о чем - то и поэтому так различна по своему характеру, настроению. Детям сообщается, что музыку создают композиторы, народ.

 

Вторая группа сведений связана с различными видами музыкальной деятельности.

 

Ветлугина Н.А выделила 3 формы занятий:

 

Фронтальные занятия со всей группой детей. Оно предусматривает следующую последовательность детской музыкальной деятельности: в начале занятия музыкально - ритмические упражнения, вслед за ними слушание музыки, затем пение и после этого музыкальная игра или танец.

 

Построение занятия должно отвечать следующим требованиям:

 

1) Учитывать умственную, физическую и эмоциональную нагрузки детей;

 

2) Устанавливать преемственность развития музыкальных способностей в процессе приобретения навыков, знаний, усвоения музыкальных произведений;

 

3) Обеспечивать связь и последовательность видов деятельности и разучиваемого материала;

 

4) Быть вариативными и соответствовать возрастным возможностям детей, учебным заданиям.

 

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми строятся на основе тщательного изучения педагогом возрастных и типологических особенностей детей, анализа их поведения и деятельности в коллективе, учета уровня их физического, умственного и эстетического развития, эмоционального жизненного тонуса. Педагог - музыкант учитывает особенности каждого ребенка и создает ему условия для развития, оказывает индивидуальную помощь, обучает и воспитывает ребенка.

 

Музыкальные занятия с небольшими группами проводятся с детьми, у которых недостаточно развиты музыкально слуховые представления, музыкально - ритмическое чувство, с застенчивыми детьми, которые могут проявлять себя творчески, но боятся коллектива.(3)

 

На них решаются задачи музыкально - сенсорного развития детей, обучения различным способам выполнения музыкальных заданий по пению, творческие музыкальные задачи.

 

По каждой возрастной группе имеется краткая характеристика психофизических особенностей детей и определены задачи нравственного, умственного и эстетического и физического развития. Общими требованием по всем возрастным ступеням является воспитание любви, интереса к музыке, эмоциональной отзывчивости, а так же развитие музыкальных и творческих способностей. Задачи, последовательно усложняются, т.е. используется концентрический способ построения программы.

 

Ветлугина Н.А отметила черты, характеризующие произведения, предназначенные для детей. При этом необходимо, чтобы произведения:

 

-отбирались из трех источников: народного музыкального творчества, классики и современной музыки;

 

- были проникнуты гуманизмом;

 

- отличались проникновением в мир чувств детей, отражали их интересы, были образными;

 

- были яркими запоминающимися, опирались на интонационно - ладовый строй музыки;

 

- художественный уровень должен отвечать требованиям большого искусства.

 

Советовала использовать народное творчество, его фортепианную обработку и произведения композиторов, написанные на национальной основе. Классическая музыка так же представлена в репертуаре программы. Известно, что композиторы - классики проявили большой интерес к созданию произведений для детей: Чайковский И.П. «Детский альбом», Шуман Р. «Детские сцены», Мусоргский М.П. «Картинки с выставки» и т.д.. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.(2)

 

Для исполнения оркестром Н.А.Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике.

 

Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать наглядность. если речь идет о литературном произведении(стихи, цитата из текста песни) или о фрагментах из самого музыкального произведения, то можно говорить о слуховой наглядности, ибо она обращена к слуху ребенка. При этом желательно использовать технические средства, пластинки, магнитофонные записи. Для зрительной наглядности могут быть применены различные наглядные пособия - литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии.

 

Рекомендуется одно произведение слушать несколько занятий подряд, с каждым прослушиванием акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.

 

В разделе пение на музыкальных занятиях акцентируется внимание на использовании попевок - упражнений, многократное повторение которых развивает правильность и чистоту интонирования. Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».(4)

 

«Музыкальный букварь»

 

Задача «Музыкального букваря»- заинтересовать детей музыкой, развить их музыкальный слух. Подготовить к пению по нотам.

 

Прежде всего, нужно, чтобы ребенок научился слушать музыку, и полюбил ее.

 

Книга состоит из четырех разделов. Первый раздел - донотный. Он содержит задания и упражнения, направленные на различение ребенком высоких и низких, долгих и коротких звуков, движение мелодии вверх и вниз. Все это ребенок усваивает на слух. Помещенные здесь картинки дают наглядно- зрительное представление.

 

Второй раздел- букварь. Дети знакомятся с написанием и расположением нот и приучаются петь по нотам. Они получают самые простейшие сведения; узнают несколько нот, знакомятся с восьмыми и четвертыми длительностями. К каждому заданию нужно возвращаться несколько раз, только тогда усвоение нового материала будет прочным и устойчивым.

 

В третьем разделе - помещены простейшие песни. Их дети поют уже по нотам. Разучивая песню, ребенок сначала называет ноты, длительности. Затем взрослый дает первый тон. Дети исполняют песни сначала по нотам, а затем со словами. Все упражнения в букваре даны на звуках ФА первой октавы - ДО второй октавы.

 

Четвертый раздел- (приложение)- «Нотное лото». В этом разделе даны игры, которые помогут ребенку в интересной для него форме освоить все то, что он уже выучил по книге.

 

Книга написана для детей и родителей. Каждая левая страница предназначена для взрослого, каждая правая - для ребенка. Занятия должны быть систематичны, и по времени не превышать 15 минут.

 

В детском саду педагоги работают наразделом книги, который назван «Мы поем».

 

Первой задачей является - научить детей отличать и пропевать 2-3 различных по высоте звука.

 

Вторая задача - развивать у детей способность различать и пропевать соседние звуки, идущие вверх и вниз. Дети знакомятся со звукорядом.

 

Третья задача - постепенное ознакомление с различием звуков по длительности. Понятие о длительности дается в самой простой форме, по аналогии с различными явлениями.(1)

 

Заключение

 

Таким образом, мы рассмотрели систему музыкального воспитания, предложенную Ветлугиной Н.А., и пришли к выводу, что занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

 


Список литературы

 

1. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. - М.:Музыка,1966.-92 с.;

 

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду.- М.:Просвещение,1981.-240 с.;

 

3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1983.- 255с.;

 

4. Специфика музыкального воспитания//www.ret.by/refs/62/13539/1.htm;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: