В результате изучения дисциплины студент должензнать:
- систему образовательного права как науки и отрасли права, предмет, источники, используемые методы регулирования образовательных отношений и иных отношений, возникающих в сфере образования;
- основные принципы, категории и положения образовательного права, его место и роль в системе российского права;
- основные законодательные и нормативные акты в областиобразования;
- нормативно - правовые и организационные основыдеятельности образовательных учреждений и организаций;
- цели и задачи образовательных учреждений и организаций;
- структуру и виды нормативных правовых актов,регламентирующих организацию образовательного процесса;
- особенности управления образованием,формы государственного контроляобразовательной и научной деятельности образовательныхучреждений и организаций;
- основные правовые акты международного образовательногозаконодательства.
Студенты должныуметь:
- использовать полученные знания в образовательной практике;
- анализировать нормативные правовые акты в области образования и выявлять возможные противоречия, правильно применять источники образовательного права для разрешения конкретных правовых ситуаций;
- используя нормы права, определять и оценивать юридические факты, являющиеся основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений в образовательном праве;
- оценивать качество реализуемых образовательных программ
наоснове действующих нормативно-правовых актов, решать задачи управления учебным процессом на уровнеобразовательного учреждения
и его подразделений.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
|
а) общекультурных (ОК):
способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
б) общепрофессиональных (ОПК):
способность осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности
(ОПК-4);
способность обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);
готовность анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);
в) профессиональных компетенций (ПК):
учебно-профессиональная деятельность:
способность организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3);
способность организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);
образовательно-проектировочная деятельность:
способность проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);
готовность к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-21);
готовность к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-23);
|
обучение по рабочей профессии:
способность выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);
готовность к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
(ПК-34);
профильно-специализированных компетенций (ПСК):
Готовность участвовать в разработке нормативных актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПСК-37):
Ø Знает этапы нормотворческого процесса, основные нормативно-правовые акты в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности.
Ø Умеет формулировать правовые нормы, оформлять их в институты права.
Ø Владеет навыками подготовки нормативно-правовых актов.
Готовность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
(ПСК-38):
Ø Знает правовые нормы.
Ø Умеет применять правовые нормы при осуществлении профессиональной деятельности.
Ø Владеет навыками организации деятельности, основываясь на правовом мышлении.
Готовность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПСК-39):
Ø Знает законодательство Российской Федерации.
Ø Умеет предвидеть ситуации нарушения законодательства и юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства.
Ø Владеет навыками убеждения в необходимости соблюдения законодательства.
Готовность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПСК-41):
|
Ø Знает права и свободы человека и гражданина.
Ø Умеет своими действиями создать ситуацию, когда соблюдаются права и свободы всех заинтересованных людей.
Ø Владеет способами защиты прав и свобод человека и гражданина.
Готовность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПСК-43):
Ø Знает основные условия и причины, которые могут способствовать совершению правонарушений.
Ø Умеет выявлять условия и причины, способствующие совершению правонарушения.
Ø Владеет методами предупреждения правонарушений, устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПСК-44):
Ø Знает основные виды юридической и иной документации и правила их оформления и составления.
Ø Умеет формулировать результаты своей профессиональной деятельности и составлять юридические и иные документы.
Ø Владеет навыками оформления результатов свое деятельности в юридических и иных документах.
Способность толковать различные правовые нормы (ПСК-45):
Ø Знает основные нормативные правовые акты и виды их толкования.
Ø Умеет раскрывать содержание нормативных правовых актов и методику их толкования.
Ø Владеет различными методами толкования нормативных правых актов.
Способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПСК-46):
Ø Знает правила составления юридических заключений и консультирования в конкретных видах юридической деятельности.
Ø Умеет применять нормативные правовые акты в конкретных видах юридической деятельности.
Ø Владеет способами составления квалифицированных юридических заключений и методами консультирования в конкретных видах юридической деятельности.
Готовность участвовать в разработке нормативно-правовых и локальных нормативных актов, реализуемых в правоприменительной деятельности (ПСК-47):
Ø Знает принципы и правила юридической техники в процессе применения нормативных правовых и локальных нормативных актов организаций и учреждений;
Ø Умеет применять привила юридической техники в процессе применения нормативных правовых и локальных актов организаций и учреждений и выявлять нарушения их применения другими лицами и должностными лицами.
Готовность обеспечивать защиту прав субъектов правоотношений (ПСК-48):
Ø Знает основные структуры институтов права в сфере защиты прав, роль и место института защиты прав субъектов правоотношений в системе юридических наук, методологические основы научного понимания основных направлений защиты прав субъектов правоотношений, основные положения законодательства в сфере защиты прав субъектов правоотношений, все федеральные законы, регулирующие правоотношения в сфере защиты прав субъектов правоотношений, основные положения руководящих указаний Верховного Суда РФ по вопросам защиты прав субъектов правоотношений.
Ø Умеет формулировать соответствующие теоретические положения в виде развернутого определения, раскрывать основные признаки, значение и роль различных способов защиты прав субъектов правоотношений, составлять проекты актов по защите прав субъектов правоотношений.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫобразовательное право
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Формы обучения | ||
Очная | Заочная | ||
с полным сроком | с сокращенным сроком | ||
Общая трудоемкость дисциплины | 4(144) | 4(144) | 4(144) |
Семестр | 2-й, 3-й | 2-й, 3-й | |
Аудиторные занятия | |||
Лекции | 2 (2-й) | 2 (2-й) | |
Практические занятия | 4 (3-й) | 4 (3-й) | |
Лабораторные работы | |||
Другие виды аудиторных занятий | |||
Самостоятельная работа | |||
Изучение теоретического курса | |||
Курсовая работа | |||
Домашние занятия | |||
Контрольная работа | |||
Подготовка к промежуточному контролю | |||
Вид промежуточного контроля | диф.зачёт | диф.зачёт | диф.зачёт |
4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы,
108 часов.
Таблица 4
№п/п | Разделы учебной дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | |||
Лекции | Практические занятия | СРС | Консультации | |||||
1. | Образовательное право в правовой системе Российской Федерации | 1,2,3,4 | еженед. | Решение задач, участие в практических занятиях, собеседование и др. | ||||
2. | Управление системой образования. Государственная регламентация образовательной деятельности | 5,6,7,8,9 | еженед. | Решение задач, участие в практических занятиях, собеседование и др. | ||||
3. | Особенности правового регулирования правоотношений иных отраслей в сфере образования | 10, 11, | еженед. | Решение задач, участие в практических занятиях, собеседование и др. | ||||
4. | Правовое регулирование общего, профессионального и дополнительного образования | 13, 14, 15 | еженед. | Решение задач, участие в практических занятиях, собеседование и др. | ||||
Итого за 7 семестр | диф.зачёт | |||||||
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫобразовательное право