Методы экологического образования детей дошкольного возраста




Основу воспитания ценностного отношения ребенка к окружающему миру природы составляет его устойчивая потребность в общении и взаимодействии с природным окружением. Реализовать данную задачу возможно через использование всего спектра методов и форм работы с детьми по их экологическому образованию.

Методы обученияэто способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические).

К наглядным методам относятся

· наблюдение,

· рассматривание картин,

· демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.

Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой.

Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются:

· возрастными возможностями детей,

· характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.

· Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда — при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Тема Наглядные методы в системе экологической работы с детьми

1. Определение, структура наблюдения как сложной познавательной деятельности.

2.Классификации видов наблюдений.

3. Требования к организации и проведению с детьми дошкольного возраста.

4. Содержание наблюдений и методы фиксации наблюдений (ведение дневников, заполнение календарей природы и погоды и др).

5. Методика руководства наблюдениями в разных возрастных группах с учетом экологического подхода к отбору их содержания.

6. Иллюстративный материал природоведческого содержания, требования к его оформлению и подбору и применению в ходе экологических занятий, повседневной жизни.

7. Технология использования разных видов ТСО в экологическом образовании детей разных возрастных групп.

1. вопрос

Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения. Ведущая роль отводится наблюдению, которое по праву считается основным методом экологического образования детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги Я.А. Коменский, И.-Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева, А.И. Васильева, Э.И. Залкинд, А.К. Матвеева, П.Г. Саморукова, Г.С. Филиппюк и др.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. При этом восприятие рассматривается в качестве основного компонента наблюдения.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развития объектов (растений, животных), сезонных явлений.

Известный психолог Б. Г. Ананьев отмечает, что наблюдение есть сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям дошкольного возраста.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность — это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.

В процессе формирования наблюдательности дети учатся видеть, замечать предметы и явления окружающей действительности во всем их многообразии, богатстве свойств и качеств, связей и отношений. Развитие наблюдательности также является одним из условий овладения детьми системой знаний о мире природы.

Изучая специфику становления деятельности наблюдения у детей дошкольного возраста, В.И.Логинова, А. К. Матвеева и П.Г. Саморукова выделяют структуру этой деятельности. Как и любая другая, деятельность наблюдения начинается с постановки (или принятия ребенком) цели и задач. На первых этапах становления этой деятельности цели и задачи ставит сам воспитатель, так как у детей еще отсутствует необходимый для этого опыт. Постепенно дети включаются в этот процесс и уже в старшем дошкольном возрасте способны самостоятельно формулировать цели и задачи предстоящей деятельности наблюдения.

Решение задач наблюдения обеспечивается отбором и использованием разнообразных способов исследования. Отбор способов исследования определяется, с одной стороны, задачей наблюдения, с другой — характером наблюдаемого объекта. Очень важно научить ребенка выбирать рациональные способы исследования, которые обеспечат результативность данного, конкретного наблюдения.

Достижение задачи наблюдения связано и с планомерным использованием способов восприятия, которыми владеет ребенок. Первоначально план восприятия выстраивается воспитателем. Постепенно дети сами учатся планировать деятельность наблюдения. Воспитатель с помощью вопросов только направляет их.

Большое значение имеет и подведение результатов деятельности наблюдения. Итог наблюдения в качестве результата деятельности может быть выражен как в продуктах детской деятельности (рисунках, лепке, поделках из природного материала, рассказах детей и пр.), так и в форме выбора способов ухода за живыми объектами.

2 вопрос

Практика использования наблюдений за объектами природы в работе с детьми, а также теоретические исследования в данной области позволили разработать подходы к классификации видов наблюдений.

Исходя из логики становления деятельности наблюдения, предлагается выделять:

распознающие наблюдения. Их основной познавательной задачей является поиск ответа на вопросы: «Кто это?», «Что это?», «Каковы его основные свойства и признаки?». Данный вид наблюдения имеет место в том случае, когда ребенок обращается к предмету, объекту в связи с предстоящей продуктивной деятельностью, либо когда он знакомится с новым предметом или явлением. Основу распознающего наблюдения составляет система исследовательских действий, посредством которых ребенок и получает информацию о наблюдаемом объекте или предмете. Имеют место и мыслительные процессы и операции (анализ, сравнение), но они также опираются на чувственный опыт ребенка;

длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений. Данный вид наблюдений строится на основе использования различных видов восприятия, которые формируются в распознающем наблюдении. Имеют место и мышление, и речь. Причем, так как ребенок должен проследить, установить произошедшие с наблюдаемым объектом изменения, значение этих процессов уравнивается. Определенное значение также приобретает память;

воссоздающие наблюдения. Это специфический вид наблюдения, целью которого является воссоздание по части, детали целостного образа предмета или явления природы. Решение данной задачи требует тонкого сенсорного анализа и умения соотнести часть к целому, опираясь на имеющиеся представления. Ведущее значение в данном виде наблюдения приобретают мышление и воссоздающее воображение.

Примерные конспекты наблюдений см на п/з даны в приложении 2.

Кроме приведенной выше классификации предлагается по длительности выделять эпизодические наблюдения, которые продолжаются несколько минут, и длительные наблюдения, которые могут продолжаться несколько дней (или даже недель).

В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, принято выделять наблюдения индивидуальные, групповые и фронтальные.

В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдения бывают эпизодическими (цель — первичное ознакомление с объектом наблюдения), длительными (цель — установление причинно-следственных связей и зависимостей) и итоговыми (цель — обобщение и систематизация полученной об объекте наблюдения информации).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: