Лекция 1.Введение. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения





План-конспект лекций

По дисциплине «ИСТОРИЯ»

составитель:В.И. Кузнецов,

д. социол. н., профессор кафедры «СКС и ГД»

ИТ (филиала) ДГТУ в г. Волгодонске

 

 

 

Волгодонск – 2017

Лекция 1.Введение. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения

1. Современное состояние исторической науки в РФ

2. История как наука: цель и задачи ее изучения

3. Основные принципы и методы исторического знания.

 

1. Российская историческая наука сегодня стоит на пороге нового этапа своего развития. Этот этап, представляется, обусловлен вызовами времени как внутри страны, так и в мире в целом. Завершается переходный период мировой истории. Страны Запада выходят на новые рубежи развития, видимо, можно говорить о предстоящем сложном этапе интеграции экономик в условиях преодоления одного из самых глубоких финансовых кризисов – кризиса 2008 и 2012 годов.

С все большей силой требуют исторического объяснения рост терроризма, религиозного фундаментализма, национализма, глобализма и феномена сопротивления ему (антиглобализм) и многие другие процессы сегодняшней реальности.

История сегодня для России – это самая проблемная область науки. Достаточно обратиться к дискуссиям о школьном образовании, о стандартах 3 поколения по истории, о едином государственном экзамене по истории и его месте в системе «обязательных-необязательных дисциплин», об учебной литературе и т.д.

Фактически к настоящему моменту достаточно четко оформилась новая предметная область истории, которую нужно осваивать, причем значительно обогатив исследовательский арсенал самой исторической науки. Имеется в виду история поздне-советского времени (1970 -1980-х гг.) - время «застоя» и «перестройки», а также 1990-х гг.

Застой – клише, которое закрепилось в историографии с легкой руки реформаторов периода перестройки. Мотивы такого подхода объяснимы: реформаторам нужны были обоснования реформ. Сегодня уже понятно, что надо «снять» оценочные наслоения в историографии этого периода.

Перестройка нуждается в серьезном анализе как проект реформ социума в контексте современных задач модернизации. Много пишется о трудностях современного реформаторства и истоках этих трудностей в советском прошлом, в дореволюционной истории (особая ментальность, соборность, патерналистских свойствах русского характера). Нужна серьезная программа изучения реформаторского опыта, неконъюнктурная, научно обоснованная.

Изучение 1990-х гг. необходимо для преодоления разрыва связи между советским и постсоветским периодами российской истории. Эта задача нравственная, образовательная и просветительская. Нужны исследования, свободные от политизированных заказов. Только на основе научного исторического анализа возможно получение нового исторического знания, свежих идей и позитивного вклада исторической науки в модернизацию страны, ее гуманитарного сопровождения, без которого невозможны решения никаких технических и технологических задач.

Сегодня в российской историографии присутствуют две проблемы:

- причины и обстоятельства кризиса коммунистической власти и распада СССР;

- особенности становления и развития постсоветской России.

Новые реалии российской исторической науки предстают в виде:

- потребности профессионально реагировать на новую волну интереса к истории со стороны российского общества;

- на фрагментарную ностальгию по советскому прошлому в разных группах российского населения;

- на факт некорректной эксплуатации исторического прошлого в проведении культурной политики государства (через ТВ, кинематограф и СМИ);

- на раскол российской общества по поводу российской, советской и постсоветской истории;

- на Интернет-бум интерпретаций советской и постсоветской истории.

2. Актуальность взвешенного научного подхода к изучению истории сохраняется и возрастает в связи с тем, что переосмысление прошлого не обошлось без издержек и противоречий, т.к. решать эти зaдачи приходится в условиях перехода от одного общественного устройства к другому, в условиях коренных изменений экономических основ, выдвижения новых политических и идеологических парадигм, а также новых морально-нравственных ценностей.

Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов, характеризующих жизнь общества и в прошлом, и в настоящем. Предметом истории является изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса. Историческая наука включает в себя всеобщую (всемирную) историю, в рамках которой изучается происхождение человека (его этногенез), а также историю отдельных стран, народов и цивилизаций (отечественная история) с древнейших времен до наших дней. При этом учитывается ее деление на историю первобытного общества, древнюю, средневековую, новую и новейшую.

История - наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания, а именно: истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр. К историческим наукам относятся этнография (изучает быт и культуру народов), археология (изучает историю происхождения народов по вещественным источникам древности - орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам - поселениям, могильникам, кладам).

История - наука конкретная, требующая точного знания хронологии (дат) фактов, событий. Она тесно связана с другими науками, но в отличие от них рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т. д.), их взаимосвязи и взаимообусловленности. В то же время каждая из существующих наук (общественных, экономических, технических) за время развития человеческого общества прошла свою историю.

Необходимым условием для исследования истории России является развитие междисциплинарных связей между историей, философией, социологией, экономикой, демографией. Главное - политическая воля лидеров современной российской исторической науки не допустить девальвации истории как образовательной дисциплины.

3. Принципы получения исторических знаний - это главные, основные положения науки. Они основаны на изучении объективных законов истории, являются результатом этого изучения и в этом смысле отвечают закономерностям. Однако между закономерностями и принципами есть существенное различие: закономерности действуют объективно, а принципы — категория логическая, они существуют не в природе, а в сознании людей. Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

Основными научными принципами являются:

- принцип историзма;

- принцип объективности;

- принцип социального подхода;

- принцип альтернативности;

Признание исторической альтернативы позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

Метод — это способ изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты, способ извлечения из фактов новых знаний. Помимо общих методологических принципов, в историческом познании применяются и конкретные методы исследования.





Рекомендуемые страницы:


©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!