Общая характеристика рынка труда.




ЛЕКЦИЯ 5

МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА

 

План лекции

Общая характеристика рынка труда.

Спрос и предложение на рынке труда

Государственная политика на рынке труда

Заработная плата как цена труда

Занятость и безработица

На первой лекции мы рассматривали производственные ресурсы и выделили такой вид ресурсов как трудовые ресурсы, который становится фактором производства при непосредственном вовлечении в производственный процесс

Фактор производства Использованный ресурс Пример Вид платы
Природные ресурсы Все ограниченные природные ресурсы Земля и её недра Рента
Трудовые ресурсы Использование рабочей силы человека Трудоспособное население Заработная плата
Инвестиционные ресурсы (капитал) Все, что способно приносить доход Здания, оборудования, деньги процент

 

Если существует трудовой ресурс, то существует рынок на котором на котором действуют основные рыночные механизмы такие как спрос, предложение и конкуренция.

На сегодняшней лекции мы рассмотрим

· Особенности формирования рынка труда

· Применим наши знания о таких экономических понятиях как спрос и предложение в отношении такого ресурса как рабочая сила

· Рассмотрим Сущность заработной платы, ее виды и Факторы, влияющие на ее величину

· Проанализируем такое неразрывно связанное с рынком труда понятие как Безработица

Общая характеристика рынка труда.

Рынок труда - это составная часть структуры рыночной экономики, функционирующая в ней наряду с другими рынками: сырья, материалов, ценных бумаг и т.д.

Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу.

Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду

Субъекты рынка труда:

- работодатели (собственники средств производства) – формируют спрос

-наемные работники (собственники ресурса труда)– формируют предложение

-государство в виде работодателя или посредника.

Функции рынка труда

1. посредническая – соединение продавца и покупателя рабочей силы

2. приведение структуры занятости в соответствие со структурой общественного производства

3. уравновешивание спроса на труд и его предложения, формирование цены труда – заработной платы

4. выявление численности безработных, видов и характеров безработицы.

Основные факторы, влияющие на состояние рынка труда

1. демографическая ситуация

2. экономическая активность населения

3. процессы миграции

4. рыночная коньюктура

5. участие государства

6. влияние профсоюзов

7. структура экономики

8. состояние экономики

9. уровень технического развития страны

Составными компонентами рынка труда являются:

1. Спрос на труд - отражает общий объем общественных потребностей в рабочей силе, представленных на рынке труда.

2.Предложение труда - общее количество рабочей силы, характеризуемой численностью и составом (пол, возраст, образование, профессия, квалификация и т.д.).

3. Цена рабочей силы (заработная плата).

4.Конкуренция - как между нанимателями за привлечение высокопроизводительной рабочей силы, так и между работниками за замещение вакантных рабочих мест.

Рынок рабочей силы, хотя и подчиняется общим рыночным закономерностям, имеет существенные особенности, поскольку сама рабочая сила как фактор производства, являясь товаром, может в то же время активно влиять на соотношение спроса и предложения, на свою рыночную цену.

Особенности рабочей силы (труда) как фактора производства:

1. разными физическими данными и разными способностями, в результате чего при заключении трудового контракта невозможно заранее определить реальный уровень трудовых усилий работника;

2. неодинаковой квалификацией, диктующей необходимость различий в заработной плате работников разных профессий. Поэтому нет единого рынка труда, он делится по профессиям, отраслям, географическому расположению.

3. рабочая сила мобильна и географически и по профессиям, т. е. может сменять одно занятие другим, переходить от менее к более производительным видам деятельности, перемещаться по территории.

4. труд, будучи неотделим от человека, неизбежно включает социальный, психологический, политический аспекты. У работников, в отличие от машин, есть права, которые они так или иначе отстаивают.

Сложностью отличается и структура рынка труда

Рынок труда имеет несколько структур — конкурентную, монопсоническую, профсоюзную — в зависимости от характера фор­мирования спроса и предложения труда, а также цены труда, спо­собности покупателей и продавцов труда воздействовать на соот­ношение спроса и предложения и уровни заработной платы.

Структуры рынка труда

1 Конкурентный рынок труда характеризуется:

а) большим ко­личеством фирм, нанимающих рабочую силу;

б) множеством рабочих одинаковой квалификации;

в) невозможностью для фирм и рабочих контролировать уровень зарплаты.

2 Модель монопсонии - характе­ризуется наличием одного покупателя (градообразующие предприятия). У последнего возникает возможность воздействовать на величину зарплаты. Для этого необходимо, чтобы фирма была крупным нанимателем рабочей силы в данной отрасли, а также чтобы труд на данной фирме был бы малоподвижным — затруднен переход по каким-то при­чинам на альтернативные рабочие места, а также отлив рабо­чих в другие регионы. Такая ситуация возникает в небольших городах, занятость населения в которых зависит от одной фир­мы. Когда существует 3—4 фирмы, нанимающие рабочих, воз­никает олигопсония.

На рынке одного покупателя уровень занятости будет мень­ше и соответственно заработная плата ниже, чем на конкурент­ном рынке.

3. Профсоюзная модель (западные страны). На многих рынках рабочие продают свою рабочую силу коллективно через профсоюз. Профсоюзы используют следующие способы повышения зара­ботной платы.

1. Введение ограничений на предложение труда. Иммиграци­онные барьеры, законодательство об ограничении рабочей неде­ли, длительный период ученичества, запрет на принятие новых членов в профсоюз и на занятие рабочих мест нечленами проф­союза — все эти ограничительные меры использовались в про­шлом. Применялись и более тонкие ограничения: лимитировалась тяжесть труда, например число обслуживаемых станков или ко­личество укладываемых кирпичей, ширина малярной кисти; ис­пользовались и другие меры замедления работы.

2. Увеличение уровня стандартной заработной платы. Прямые ограничения на предложение труда не нужны профсоюзам, за ис­ключением поддержания высокого уровня стандартной заработ­ной платы. Если предприниматель выплачивает нанятым рабочим стандартную заработную плату, профсоюз не регулирует количе­ство занятых. Предприниматель набирает нужное ему количество рабочих, все остальные искатели рабочих мест автоматически ис­ключаются с рынка труда.

3. Увеличение спроса на труд. Профсоюзы изучают пути сни­жения цен на производимые товары путем повышения произво­дительности труда и качества управления. Они помогают рекла­мировать товар, агитируют за принятие тарифов для защиты мест­ного рынка, стремятся убедить правительство платить более вы­сокие цены по трудовым контрактам.

4. Устранение эксплуатации труда монополистом. Профсою­зы противостоят монополистической власти предпринимателей на рынке труда, например в небольшом городке, где действует всего одна фирма. В этой ситуации единственный продавец — организация профсоюза — может иметь результатом своей дея­тельности более высокий уровень заработной платы без сокра­щения занятости.

 

2. Спрос и предложение на рынке труда

На рынке труда, как и на всяком ином рынке, есть цены спроса и цены предложения, а заработная плата предстает как конкретная рыночная цена, определяемая соотношением спроса и предложения труда.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: