ЛЕКЦИЯ
Вопрос 1. Основы документирования
Необходимость фиксировать информацию появилась у людей в глубокой древности. До нашего времени дошли «документы» различных эпох, созданные на глиняных табличках, бересте, каменных стелах и т.д. Способы нанесения информации также были разными: рисунок, графика, письмо. В настоящее время в управленческой практике используют главным образом документы, созданные каким-либо способом письма - рукописным, машинописным, типографским, компьютерным, а также с использованием графики, рисунка, фотографии, звуко- и видеозаписи и на специальном материале (бумаге, кино- и фотопленке, магнитной ленте, диске и др.).
Документирование – это процесс создания и оформления документа с использованием различных методов, способов и средств фиксирования информации на материальном носителе. Государственный стандарт определяет документирование как «запись информации на различных носителях по установленным правилам».
Метод документирования – это прием или совокупность приемов фиксирования информации на материальном носителе с помощью знаковых систем (характер кодов языков, знаковые системы и т.д.).
Способ документирования – это действие или совокупность действий, применяемых при записи информации на материальном носителе (высекание, резьба, окрашивание, перфорирование, фотохимический, электромагнитный, оптический, механический, ручной и другие способы документирования).
Средство документирования – это предмет (орудие) или совокупность приспособлений (оборудование, инструменты), используемых для создания документа (ручные, механизированные и автоматизированные приспособления).
|
Основными объектами изучения документоведения являются: закономерности образования документов; способы их создания; функции, свойства, структура документа; принципы организации документооборота; становление и развитие систем документации, а также комплексов документов; пути совершенствования документационных процессов в обществе.
Вопрос 2. Общие требования к документации
В соответствии с приказом ФСИН России от 10.08.2011 №463 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы» документы, создаваемые в учреждениях или органах УИС, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм) либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление.
Каждый лист документа, оформленный как на бланке, так и на стандартном листе бумаги, или в виде электронного документа имеет следующие размеры полей:
левое – 30 мм;
правое – 12,5 мм;
верхнее – 20 мм;
нижнее – 20 мм.
Текст документа печатается через 1-1,5 межстрочных интервала, без переноса слов по правому полю.
При оформлении текста документа на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Порядковые номера страниц помещаются посередине верхнего поля страницы арабскими цифрами без слова «страница» (стр.) и знаков препинания.
Исполнитель несет персональную ответственность за нарушение требований Инструкции при подготовке и оформлении документов, несоблюдение правил русского языка и установленного комплекса обязательных реквизитов, порядка их расположения; а также за полноту и достоверность информации, использованной при подготовке документа, нарушение сроков исполнения документов без объективных причин.
|
Вопрос 3. Бланки документов и требования, предъявляемые к их изготовлению
В учреждениях и органах УИС применяются бланки
с воспроизведением геральдического знака – эмблемы ФСИН России.
Бланки печатаются с применением электронно-вычислительных машин или изготавливаются типографским способом.
В учреждениях и органах УИС предусмотрено использование следующих видов бланков:
бланк письма;
бланк приказа;
бланк распоряжения.
Бланки на основе углового расположения реквизитов используются для оформления служебных писем.
Бланки на основе продольного расположения реквизитов используются для оформления приказов, распоряжений.
Изображение геральдического знака – эмблемы ФСИН России
на бланках с угловым расположением реквизитов помещается на верхнем поле бланка над серединой строк наименования Федеральной службы исполнения наказаний, а на бланках с продольным расположением реквизитов – в центре верхнего поля. Диаметр изображения не более 20 мм.
Наименование учреждения или органа УИС на бланках указывается в точном соответствии с Положением о территориальном органе ФСИН России, уставом учреждения, непосредственно подчиненного ФСИН России или учреждения, подведомственного территориальному органу ФСИН России.
Сокращенное наименование учреждения или органа УИС помещается на бланке после полного наименования учреждения или органа УИС.
|
Для каждого вида бланков устанавливается определенный состав реквизитов:
Для бланка письма учреждения или органа УИС:
геральдический знак – эмблема ФСИН России;
федеральный орган уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний;
полное наименование учреждения или органа УИС;
сокращенное наименование учреждения или органа УИС;
справочные данные: почтовый адрес, индекс предприятия связи, номер телефона и факса, адрес электронной почты;
отметки для проставления даты и регистрационного номера;
отметки для ссылки на номер и дату исходящего документа адресанта.
Для бланка приказа (распоряжения) учреждения и органа УИС:
геральдический знак – эмблема ФСИН России;
федеральный орган уголовно-исполнительной системы – Федеральная служба исполнения наказаний;
полное наименование учреждения или органа УИС;
сокращенное наименование учреждения или органа УИС;
вид документа: приказ (распоряжение);
место издания приказа (распоряжения);
отметки для проставления даты и регистрационного номера приказа (распоряжения).
Бланки документов изготавливаются на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм) с применением краски черного цвета.
Вопрос 4. Виды служебных документов, применяемых в деятельности учреждений: положения, правила, инструкции, служебное письмо, служебная записка, докладная записка, план, отчет, акт, обзор, справка, заключение, рапорт, предписание, доверенность, электронный документ
В деятельности учреждений и органов УИС создается комплекс организационно-распорядительных документов: приказы, распоряжения, положения, правила, инструкции, решения коллегии территориального органа ФСИН России, протоколы заседаний (совещаний), акты, аналитические справки, докладные и служебные записки, договоры (контракты, соглашения), деловая (служебная) переписка и др.
Коллегиально обсуждаемые вопросы и принимаемые по ним решения фиксируются в протоколах коллегии территориального органа ФСИН России, иных заседаний (совещаний).
Взаимные обязательства учреждений и органов УИС с его контрагентами и их регулирование оформляются в виде договоров, соглашений, контрактов и др. документов.
В зависимости от конкретных задач управления в деятельности учреждений и органов УИС создаются другие виды документов: планы, прогнозы, программы, отчеты и др.
В установленных законодательством Российской Федерации случаях могут издаваться документы совместно с другими учреждениями, органами
и организациями, не входящими в УИС (далее – другие организации),
по вопросам, представляющим совместный интерес и входящим в компетенцию обеих сторон. Такие акты оформляются как единый документ (приказ, протокол, положение и др.).
Положения, правила, инструкции и другие документы утверждаются приказом (распоряжением) или грифом.
В положении, как правило, систематизированно определяются порядок образования, структура, функции, компетенция, объем прав и обязанностей, организация работы структурных подразделений. Например: «Положение
о секретариате Управления Федеральной службы исполнения наказаний
по Ивановской области».
Правила, инструкции регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий работников.
Инструкции содержат нормы, устанавливающие, кем, в каком порядке
и какими способами и методами осуществляется тот или иной вид деятельности.
Служебное письмо используется для оперативной связи между учреждениями и органами УИС и другими организациями, по своему содержанию может быть инициативным (запрос, разъяснение) либо в виде ответа.
Виды служебных писем :
ответы о выполнении поручений директора ФСИН России, первого заместителя (заместителей) директора ФСИН России, руководителя территориального органа ФСИН России;
ответы на запросы других организаций и граждан;
ответы на обращения граждан по вопросам, относящимся к компетенции учреждения и органа УИС;
инициативные документы, в том числе информационные письма для учреждений, подведомственных территориальному органу ФСИН России;
другие документы.
Служебная записка является внутренним документом.
В служебной записке в произвольной форме машинописным или рукописным способами излагаются предложения, замечания, отчеты, доклады, сведения, заключения, пояснения, мнения и иная управленческая информация, связанная с исполнением полномочий конкретных структурных подразделений и должностных лиц учреждений и органов УИС.
Докладнаязаписка адресуется руководителю учреждения или органа УИС, заместителю руководителя учреждения или органа УИС по курируемым направлениям деятельности и содержит информацию, выводы и предложения по какому-либо вопросу.
В плане устанавливается перечень мероприятий, их последовательность и объем с указанием сроков исполнения и исполнителей.
План составляется в табличной форме на стандартных листах бумаги формата А4.
Табличная форма плана должна содержать графу «Отметка об исполнении», где напротив каждого пункта его мероприятий делается отметка о выполнении (невыполнении, переносе срока исполнения).
Отчет (доклад) содержит сведения о выполнении приказа (распоряжения), плана, задания, проведенных мероприятиях.
Данные отчета отражают в целом деятельность учреждения и органа УИС или отдельное направление ее деятельности, а также конкретного работника.
Акт составляется коллегиально несколькими специально уполномоченными работниками, подтверждает какие-либо факты, события, имеющие юридическое значение, и подлежит утверждению руководителем учреждения и органа УИС (лицом, исполняющим его обязанности) или заместителями руководителя учреждения и органа УИС в пределах своей компетенции.
Обзор является разновидностью справки и составляется в целях информирования учреждений и органов УИС, а также других организаций
о положении дел или итогах деятельности за конкретный период времени.
Обзор составляется на соответствующем бланке структурным подразделением по курируемому направлению служебной деятельности
и подписывается руководителем учреждения или органа УИС (лицом, исполняющим его обязанности).
Справка оформляется в целях служебного информирования
по поручению руководства учреждения и органа УИС.
Справка должна иметь заголовок к тексту, раскрывающий его содержание.
Справка может иметь несколько разделов, пояснения и сноски, приложения в виде схем, таблиц.
Реквизит «Подпись» в справке отсутствует, в конце может указываться структурное подразделение (должностное лицо), подготовившее справку.
Заключение содержит мнение, вывод по какому-либо документу или вопросу.
Заключение подписывают должностное лицо и члены комиссии,
утверждает руководитель учреждения или органа УИС (лицо, исполняющее его обязанности).
В рапорте (заявлении) фиксируется информация как служебного, так и личного характера (о нарушении служебной дисциплины,
о происшествии, о предоставлении отпуска и т.п.).
Предписание выдается руководителем учреждения или органа УИС (лицом, исполняющим его обязанности) подчиненным работникам для удостоверения предоставленных им служебных прав и возложенных на них обязанностей по отдельным направлениям деятельности (предписание на право проверки службы, режима секретности, организации и ведения делопроизводства, организации конвоирования осужденных и т.п.).
Предписание подписывается руководителем учреждения или органа УИС (лицом, исполняющим его обязанности) и заверяется печатью
с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
Доверенность подтверждает наличие у представителя прав действовать от имени учреждения или органа УИС, а также определяет условия и границы реализации этих прав.
Доверенность подписывает руководитель учреждения или органа УИС (лицо, исполняющее его обязанности), регистрируется и заверяется в службе делопроизводства печатью с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
Электронный документ - составление, оформление и согласование электронных документов осуществляются по общим правилам делопроизводства, установленным в отношении аналогичных документов на бумажном носителе. Электронный документ должен иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттиска печати, и оформляется по правилам, предусмотренным Инструкцией для документов на бумажных носителях.
Для подтверждения подлинности электронных документов
в учреждении или органе УИС используются электронные подписи.
Используемые средства электронной подписи должны быть сертифицированы в установленном порядке.
Электронная подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
При рассмотрении и согласовании электронных документов, а также при подписании внутренних информационно-справочных документов (докладных, служебных записок, справок, сводок и др.), создаваемых в электронной форме, в системе электронного документооборота учреждений и органов УИС могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых электронная подпись не используется.
Электронные документы исполняются в файлах с расширениями, используемыми Microsoft Office Word и Microsoft Office Excel. При подготовке электронного документа в другом формате исполнитель в электронном сообщении указывает программное средство для открытия этого документа.
Общий объем передаваемой информации не должен превышать 2 Мб.
Вопрос 5. Правила подготовки и оформления организационно-распорядительных актов: приказов, распоряжений. Общие правила оформления документов. Реквизиты: адресование, заголовок к тексту, подпись, оформление приложений, согласование, редактирование, утверждение, резолюция, отметка об исполнении
Учреждение или орган УИС в соответствии с уставом, положением о нем в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения.
Приказы (распоряжения), издаваемые учреждениями и органами УИС,
не могут носить нормативно-правовой характер.
Приказы (распоряжения) издаются по наиболее важным вопросам функционирования учреждений и органов УИС, регулирования различных направлений служебной деятельности, прохождения службы в УИС.
В учреждениях и органах УИС издаются приказы следующих видов:
- по основной деятельности (приказы по направлениям деятельности структурных подразделений, об утверждении решений коллегии территориального органа ФСИН России, по организационно-штатным вопросам, организации и проведению стрельб и др.);
- по личному составу (о назначении на должность, об отпуске, отзыве
из отпуска, зачислении в распоряжение, командировании, увольнении, присвоении специальных званий, поощрениях, командировках, взысканиях и др.);
- приказы по подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений;
- приказы по осужденным (о назначении на должности, закреплении рабочих мест и др.).
Распоряжения издаются в целях оперативного управления
и, как правило, имеют ограниченный срок действия и касаются конкретных лиц.
Не допускается совмещение в одном документе приказов
по основной деятельности и по личному составу.
Приказ (распоряжение) должен содержать достоверную
и аргументированную информацию, соответствующую по форме
и содержанию законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, состоять из лаконичных предложений-предписаний с прямым порядком слов, не допускать различных толкований.
Проекты приказов (распоряжений) до представления их на подпись руководителю учреждения или органа УИС (лицу, исполняющему его обязанности) должны быть согласованы:
Проекты приказов (распоряжений) учреждения или органа УИС
по основной деятельности согласовываются (визируются) со следующими должностными лицами:
а) руководителями структурных подразделений, деятельности которых они касаются или которым даются конкретные поручения;
б) руководителем организационно-аналитического подразделения учреждения или органа УИС;
в) руководителем юридической службы учреждения или органа УИС;
г) заместителями руководителя учреждения или органа УИС, к чьей компетенции в соответствии с установленным распределением обязанностей относятся предписания приказа (распоряжения);
д) руководителем службы делопроизводства.
Проект приказа (распоряжения) согласовывается перечисленными должностными лицами в срок до трех рабочих дней, а юридической службой – в срок до пяти дней, в зависимости от объема представленного документа.
После внесения на стадии согласования в проект приказа (распоряжения) изменений принципиального характера он подлежит переоформлению и повторному согласованию (визированию).
Решение по рассмотрению неурегулированных разногласий
по проекту приказа (распоряжения), учету мнений заинтересованных структурных подразделений и достижению компромисса оформляется протоколом разногласий, прилагаемым вместе с неучтенными замечаниями к проекту приказа (распоряжения) при его представлении на подпись.
В процессе согласования проектов приказов (распоряжений) структурные подразделения, ответственные за его проведение, самостоятельно или совместно с другими заинтересованными лицами осуществляют их доработку.
На представленных для согласования (визирования) проектах приказов (распоряжений) обязательно наличие визы руководителя структурного подразделения, подготовившего проект приказа (распоряжения).
Приказы (распоряжения) подписываются только после его согласования со всеми заинтересованными лицами. Виза (штамп) работника юридической службы учреждения или органа УИС и службы делопроизводства помещается на оборотной стороне каждого листа документа.
Приказы (распоряжения) тиражируются исполнителем в строго ограниченном количестве. Дополнительно печатаются или тиражируются
в количестве, указанном в разнарядке. До десяти экземпляров включительно расчет делается на документе (на обороте последнего листа), свыше десяти – составляется отдельная расчет-рассылка.
Обязательные реквизиты приказов (распоряжений)
Приказы (распоряжения) учреждений и органов УИС имеют следующий состав реквизитов, их расположение и оформление:
А) Бланк.
Для оформления приказов (распоряжений) учреждений и органов УИС используется бланкустановленной формы. Реквизиты печатаются шрифтом Times New Roman № 13, 14 без помарок и исправлений.
Совместные приказы с другими организациями оформляются на стандартных листах бумаги формата А4 (210х297 мм).
Б) Дата.
Дата приказа (распоряжения), как правило, совпадает с датой подписания и оформляется службой делопроизводства при его регистрации. Приказы (распоряжения), изданные совместно с другими организациями, регистрируются с одной (единой) датой последней регистрации приказа (распоряжения).
Дата приказа (распоряжения) оформляется арабскими цифрами словесно-цифровым способом в последовательности: день месяца, месяц, год, например: 14 августа 2009 г.
в) Регистрационный номер.
Регистрационный номер приказа по основной деятельности состоит из его порядкового номера. В приказах по личному составу (о приеме, увольнении, повышении квалификации, присвоении специальных званий (классных чинов), поощрении и др.) регистрационный номер дополняется буквенными индексами «лс», о командировках «км», например: «568-лс», «456-км»; в приказах по личному составу со сроком хранения 5 лет (о дисциплинарных взысканиях, ежегодных оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением, дежурствах) к порядковому номеру через тире добавляется буквенный индекс «к», например: «345-к». В распоряжениях по основной деятельности в регистрационный номер включается буквенный индекс «р», например: «145-р».
Регистрационный номер совместного с другими организациями приказа состоит из регистрационных номеров учреждения или органа УИС и другой организации, расположенных в порядке их перечисления последовательно через косую черту.
В учреждениях и органах УИС регистрационные номера приказов (распоряжений) оформляются службой делопроизводства.
Г) Заголовок.
Заголовок в приказе (распоряжении) учреждения и органа УИС отвечает на вопросы о чем? (о ком?), включает его краткое содержание и должен строго соответствовать перечню действий, предписываемых объекту управления в распорядительной части текста.
Шрифт заголовка – полужирный Times New Roman, размер № 13, 14. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал и выравнивается по центру текста.
Например: