Среди многочисленных направлений зарубежной психологии трудно найти такое, которое в большей или меньшей степени не испытало влияние психоанализа.
Рассматривая вклад психологических направлений в развитие социальной психологии, мы вкратце останавливались на концепции 3. Фрейда и его последователей. Теперь рассмотрим их взгляды более подробно, применительно к природе личности.
Основоположником психоаналитического направления является австрийский психолог и врач Зигмунд Фрейд (1856-1939). Идеи Фрейда получили широкую известность не только в психологии, но и за ее пределами и оказали влияние на такие сферы жизни, как: искусство, литература, медицина, антропология, философия.
Первоначально 3. Фрейдом была предложена топографическая модель психической организации личности. Согласно которой, структура психики включает следующие три уровня: бессознательное, предсознание, сознание. Бессознательное недоступно для осознания ни при каких условиях. Предсознательный слой может быть осознан, хотя и требует от человека значительных усилий. Сознание включает в себя ощущения и переживания, осознаваемые человеком в данный момент времени. Сознание может охватывать лишь малый процент информации, хранящейся в мозге. Фрейд считал, что поведение человека направляется побуждениями, находящимися вне сферы сознания.
В дальнейшем взгляды 3. Фрейда претерпели эволюцию и, логическим продолжением развития топографической модели психики стало создание структурной теории личности. Структура личности включает три уровня: Ид (оно), Это (я), Супер-Эго (сверх я).
Ид —область инстинктов, в основном сексуальных (Эрос) и агрессивных, разрушительных (Танатос). Функционирует Ид полностью на бессознательном уровне. Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - принцип удовольствия.
|
Эго, или «Я». Эта структура личности следует принципу реальности. Осуществляет цензуру импульсов, исходящих из Ид, на основании допустимости их по «нормам» реальности, по принципу «можно — нельзя», или поощрения — наказания. Эго связано с логическим, реалистичным мышлением, с когнитивными и интеллектуальными функциями. Эго выполняет функцию интеграции между Ид, Супер-Эго и внешним миром. Эго направляет поведение человека таким образом, чтобы не причинять вреда ни самому человеку, ни другим людям.
Супер-Эго следует принципу реальности и цензуры. Отличие этого уровня от предыдущего (Эго) состоит в том, что в основе цензуры лежат морально-этические нормы, которым следует человек. Супер — Эго формируется в результате жизни человека в обществе. В связи с воспитанием родителей и социализацией ребенка.
Супер-Эго — это то, что составляет личностное содержание психики человека, поскольку оно включает в себя совесть, определяющую, что возможно и допустимо, и идеальное Я как образ, к которому надо стремиться. Если сравнивать Супер-Эго с понятиями современной социальной психологии, его можно сопоставить с системой социальных установок личности.
Важная роль Супер-Эго определяется тем, что именно типом этого качества психики человека детерминируется характер общества. Если в обществе преобладают люди с сильным, жестким Супер-Эго, то само общество становится авторитарным. В последствии Э, Фромм повторил эту мысль, пользуясь понятием «социальный характер».
|
Благодаря формованию Супер-Эго внешний контроль заменяется внутренним. Эго и Супер-Эго распределены между всеми тремя этажами психики: бессознательным, предсознанием, сознанием.
Личность не является статическим образованием, ее развитие представлено сменяющими друг друга фазами психосексуального развития. Смена которых биологически обусловлена, происходит в строго определенной последовательности и является универсальной для всех людей, независимо от специфики культурной среды.
Фрейд выделил четыре последовательно сменяющихся стадии прегенетального (предшествующих половому созреванию) развития:
• оральная (с момента рождения до года) — данная стадия характеризуется тем, что главным средством удовлетворения потребности ребенка являются губы и язык, способом получения удовлетворения является сосание, а объектом — материнская грудь. В этом возрасте закладываются отношения доверия-недоверия по отношению к другим людям и миру вообще;
• анальная стадия длится с 9 месяцев до 3 лет, на этой стадии родители обучают ребенка контролировать мочевой пузырь и сфинктер. Способ, которым ребенка приучают к туалету, оказывает влияние на особенности дальнейшего личностного развития человека. В этой стадии закладываются основы самоконтроля и саморегуляции;
• фаллическая фаза охватывает временной промежуток от 3 до 6 лет. Термин «фаллическая фаза» в психоанализе имеет как анатомическое, так и символическое значение. Анатомически он означает для мужчин пенис, а для Женщин - клитор. Символически - описывает такие личностные черты, как сила, убедительность, агрессия, потенция.
|
На этой фазе развитие мальчиков и девочек расходится. Происходит формирование Сверх-Я и завершается идентификация с родителем того же пола, что и ребенок;
• латентная стадия длится с 6 до 12-13 лет. Она характеризуется относительным затишьем, во время которого происходят гормональные и соматические изменения. Энергия в этот период направлена на такие виды деятельности, которые непосредственно не связаны с сексуальностью (интеллектуальные занятия, спорт, игры). Латентный период представляет собой время подготовки и перехода к взрослению и последней — генитальной стадии психосексуального развития;
• для генитальной стадии характерна повышенная сексуальная активность. Гармоничное психосексуальное развитие приводит к формированию генитального характера. Для личности с таким характером свойственно умение откладывать удовлетворение, адекватно сублимировать бессознательные импульсы, активно подходить к решению жизненных проблем.
Как уже отмечалось, Фрейд полагал, что человек находится в конфликте с обществом. С одной стороны, человеческим поведением движет желание к наслаждениям, а с другой — действуют запреты со стороны общества.
В то же время он признавал необходимость цивилизации для того, чтобы защитить людей от естественных опасностей и от уничтожения друг друга. Однако ограничение обществом агрессивных и сексуальных импульсов людей вызывает у них нежелательные черты характера. Фрейд так же считал, что для понимания личности, необходимо обращаться к особенностям такой первичной группы, как семья.
Формирование социальных отношений в обществе зависит, по Фрейду, от отношений ребенка с матерью и отцом. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом. Наиболее характерной чертой этих отношений является амбивалентность чувств. Мать, как необходимое условие существования ребенка, как источник всех позитивных эмоций для него, становится предметом любви. Но она также олицетворяет всякого рода ограничения и запреты и В этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности и даже ненависти. Такого рода амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяются и чувство лояльности, и чувство враждебности.
Отношения ребенка с отцом проецируются в дальнейшем на отношения с лидером. При этом в качестве лидера может выступать не только конкретный человек, но и власть в целом, и даже просто идея.
Важное значение в объяснении поведения людей в группах, имеет понятие «либидо». Этим термином Фрейд называл энергию таких влечений, которые имеют дело со всем тем, что можно охватить словом «любовь»: половое влечение, себялюбие, любовь к родителям и детям, дружба и всеобщее человеколюбие, а также преданность конкретным предметам и абстрактным идеалам.
Фрейд считал, что либидо связывает людей в единую массу. А в случае ослабления либидонозной структуры, и как следствие потери эмоциональной привязанности, возникает такое явление, как паника.
Не менее важной категорией у Фрейда является понятие группового нарциссизма. Сам он определял его как «выражение любви к себе», которая проявляется, в частности, «в открытой антипатии и отвращении к чужим». Признавая, что «мы не знаем, почему...» это происходит, Фрейд, тем не менее, полагал, что групповой нарциссизм является причиной неизбежной враждебности между народами. А если чувство агрессивности не находит внешнего врага, оно становится разрушительной силой внутри общества, порождая гражданские войны.
В конечном итоге, Фрейд пришел к убеждению, что два начала в человеческой психике лежат в основе цивилизации. Инстинкт жизни (Эрос), питаемый энергией либидо и объединяющий «...разрозненных человеческих индивидов, потом их семьи, затем расы, народы, нации в одно великое единство, единство человечества», и инстинкт смерти (Танатос), являющийся проявлением агрессивности человека, враждебности всех против всех, который «препятствует осуществлению программы цивилизации».
Инстинкт жизни питает либидо, то есть энергию, имеющую сексуальное происхождение, что вполне логично с точки зрения сохранения человеческого вида л цивилизации. На вопрос о том, какой же энергией питается инстинкт смерти, Фрейд ответа не дал.
Социально-психологические взгляды Фрейда нашли отражение во многих его работах, но наиболее значительными среди них можно назвать серию статей под общим названием «Тотем и табу», «Групповая психология и анализ Эго», «Цивилизация и ее болезни».
Многие последователи Зигмунда Фрейда — неофрейдисты, среди факторов развития личности отдавали приоритет культурным и социальным детерминантам перед биологическими.
Альфред Адлер (1870-1937). А. Адлера нельзя назвать неофрейдистом в полном смысле этого слова, так как он никогда не подвергался психоанализу сам, что является необходимым условием для получения права стать практикующим психоаналитиком. Свою теорию А. Адлер назвал «индивидуальной психологией», что выражало взгляды А. Адлера на природу человека. «Individuum» в переводе с латыни означает «неделимый», то есть А. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью в целом.
А. Адлер признавал значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, но вместе с тем, он настаивал на том, что человек это нечто большее, чем только продукт этих двух факторов влияния.
По мнению А. Адлера, люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью. Эта творческая сила влияет на каждую грань человеческого опыта: восприятие, память, фантазию, мечты. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом, архитектором своей собственной жизни.
По мнению А. Адлера, поведение человека всегда зависит от его мнения о самом себе и об окружении. По сути дела люди живут в ими же созданном мире.
Вместе с тем А. Адлер полагал, что правильное постижение человеческой природы возможно только с учетом социального контекста. Суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений.
Центральными понятиями для А. Адлера являются стиль, жизни и социальный интерес. Стиль жизни определяется стремлением личности преодолеть чувство неполноценности, которое возникает, по Адлеру, у каждого человека вследствие тех или иных органических недостатков или негативных психологических переживаний. А социальный интерес отражает степень заинтересованности человека в общественной солидарности, целях общества и в смысле жизни в целом. Для развития социального интереса необходима включенность в отношения с другими людьми. Особенно большое значение на развитие социального интереса оказывают члены семьи и прежде всего мать.
Задача матери состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений. В целом, поведение матери служит ролевой моделью для ребенка.
Социальный интерес в концепции А. Адлера выступает основным критерием психического здоровья человека. Другими словами, жизнь каждого человека ценна в той мере, в которой она (жизнь) способствует повышению ценности жизни других людей. Душевно здоровые люди стремятся не только к личному благополучию, но и к благополучию других людей.
У людей с психическими проблемами, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Им свойственен эгоцентризм, борьба за личное превосходство, главенство над другими, отсутствие четких социальных целей. Такие люди живут преимущественно своими интересами и поглощены самозащитой.
Социальный интерес определяет стиль жизни, который при гармоничном сочетании личных и общественных интересов приводит к успешной компенсации комплекса неполноценности; при одностороннем стремлении к превосходству порождает сверхкомпенсацию; при слабости личности компенсация выражается в форме ухода в болезнь.
Стиль жизни включает в себя неповторимое соединение черт, способов поведения и привычек, которые взятые в совокупности определяют неповторимую картину существования человека.
Эрик Эриксон (1902-1994), развивая идеи 3. Фрейда, пришел к следующему пониманию функционирования личности.
По мнению Э. Эриксона, основу поведения и функционирования человека составляет сознание — Эго. Эго представляет собой автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация. Развитие Ид и инстинктов идет параллельно. Подобный взгляд, получивший название эго-психологии, значительно отличался от ортодоксального психоанализа 3. Фрейда.
По мнению Эриксона, Эго — это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).
Другое отличие между подходами 3. Фрейда и Э. Эриксона заключается в анализе детско-родительских отношений и роли культуры, в которой живет семья. Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, а Эриксон акцентировал внимание на исторических условиях, в которых формируется сознание ребенка.
З.Фрейд ограничивался анализом влияний ранних детских переживаний на развитие личности, не уделяя внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии. Концепция Э. Эриксона охватывает все жизненное пространство человека от младенчества до зрелости и старости.
Ключевое различие между подходами Фрейда и Эриксона состоит во взглядах на природу и разрешение психосесуальных конфликтов. Фрейд стремился раскрыть особенности влияния на личность неосознаваемой стороны психической жизни, а Эриксон видел свою задачу в том, чтобы привлечь внимание к способности человека преодолевать жизненные трудности.
Эрих Фромм (1900-1980) стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы формирования психики. Он утверждал, в частности, что поведение человека может быть понято только в контексте влияний культуры, существующих в данный момент истории.
Изучая историю человеческих взаимоотношений в связи с развитием общества, Фромм пришел к выводу, что наилучшим образом люди себя чувствовали в стабильных обществах с закрепленными социальными ролями (сеньор — вассал) при минимуме свободы. Чем больше у человека свободы, тем сильнее желание «бегства от свободы». Э. Фромм описывает стратегии такого бегства. Это авторитаризм, деструктивность, абсолютное подчинение традициям общества.
Одно из центральных понятий в концепции Э. Фромма — понятие «отчуждение». Под отчуждением Э. Фромм, понимал такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Человек становится словно отстраненным от самого себя. Перестает чувствовать себя центром своего мира.
По мнению Э. Фромма, отчуждение охватило большую часть современного общества. Оно пронизывает отношение человека к своей работе, к потребляемым им вещам, к государству, к своим ближним, к самому себе.
Отчужденная личность лишается большей части чувства собственного достоинства. Такая личность должна почти полностью утратить чувство самости, перестать ощущать себя существом единым и неповторимым.
«Чувство самости вытекает из переживания собственно личности как субъекта ее Опыта, ее мыслей, ее чувств, ее решений, ее суждений, ее действий. Оно предполагает, что переживания индивида является его собственным, а не отчужденным. У вещей нет своего «Я», поэтому и люди, ставшие вещами, не могут иметь чувство «Я».
Причиной отчуждения являются условия современной жизни. В частности рутинизация и вытеснение осознания основополагающих проблем человеческого существования.
Важность культурных и социальных влияний на личность подчеркивала Карен Хорни (1885—1952). Ей принадлежит создание социокультурной теории личности. Карен Хорни разделяла мнение Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и личности взрослого. По мнению Хорни, наиболее важными потребностями детства являются потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение включает все основные биологические нужды. Главной является потребность в безопасности. Которая удовлетворяется, если ребенок чувствует любовь и тепло в отношениях с родителями. Результатом удовлетворения потребности в безопасности является формирование здоровой личности.
Если потребность в безопасности фрустрируется, у ребенка формируется установка базальной враждебности. Базальная тревога выражается в ощущении отсутствия безопасности. Поведение ребенка направляется чувствами беспомощности и страха. Отношения родителей с ребенком влияют на всю последующую жизнь ребенка.
В случае сформированно базальной тревоги человек следует одной из трех стратегий поведения, призванных ослабить чувство тревоги. К. Хорни выделила три ориентации:
• ориентация на людей (уступчивый тип), предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человек руководствуется принципом: «Если я уступлю, то меня не тронут»;
• ориентация от людей (обособленный тип), для таких людей характерна установка не дать себя увлечь, о чем бы ни шла речь, людям свойственно стремление к уединенности, самодостаточности, независимости, Такие люди следуют принципу: «Мне все равно»;
•ориентация против людей (враждебный тип), поведение этих людей, направлено на достижение контроля и власти над другими, такие люди следуют принципу: «У меня есть власть, никто меня не тронет».
Бихевиоризм. В данном направлении, проблематика Личности раскрывается через понятие «поведение». С точки зрения бихевиоризма изучать следует поведение, применяя методологию обусловливания по схеме «стимул-реакция (S-R)» и соответствующее подкрепление, Поэтому личность для бихевиористов стала представляться как «репертуар поведения», и главная цель виделась не столько в понимании внутренней природы личности, сколько в разработке технологии управления поведением человека. Наиболее полно этот аспект бихевиоризма был развит Бэрресом Фредериком Скиннером (1904-1990).
Долгие годы Б.Ф. Скиннер был самым известным в США психологом. Влияние его работ выходило далеко за пределы профессиональной психологии. По результатам опроса преподавателей университетов США Скиннер был назван самой выдающейся фигурой в современной психологии. Вместе с тем его взгляды подвергались жесткой критики.
Довольно часто можно встретить утверждение, что бихевиористы вообще и Б. Скиннер в частности считают сферы сознания и бессознательного не заслуживающими внимания. Мнение это весьма поверхностное и ошибочное.
Конечно, Б. Скиннер был последовательным и радикальным бихевиористом. И он прямо указывал на то, что его больше интересует поведение, а в самой сфере поведения, возможность управления этим поведением.
Но вместе с тем Б. Скиннер считал, что проблемы сознания и бессознательного настолько серьезны и так трудно поддаются научному анализу, что правильнее иметь дело с внешними проявлениями в виде поведенческих реакций.
Личность, по определению Б.Ф. Скиннера, есть набор поведенческих шаблонов. Различные ситуации вызывают разную реакцию. Реакция же человека зависит исключительно от предыдущего опыта и генетической истории. Указание на влияние генетических факторов подтверждает то, что Б. Скиннер не упрощал толкование поведения и считал, что оно зависит от многих скрытых факторов.
С другой стороны, Б. Скиннера критиковали за то, что его подход может дать ключи к управлению поведением человека в руки тиранов. На это Скиннер отвечал: «...мы не можем принимать мудрые решения, если мы продолжаем притворяться, что человеческое поведение неуправляемо, или если мы отказываемся заниматься управлением, когда могут быть достигнуты ценные результаты. Такие меры только ослабляют нас, оставляя силу науки в руках других. Первый шаг к защите от тирании — это максимально возможное обнаружение техники управления...»
Важное место в теории Б. Скиннера отводится такому понятию, как «объяснительные фикции». Под которыми понимаются функции определенного вида неосознанного или сознательно неосознаваемого самообмана.
Примерами таких объяснительных фикций могут быть: свобода, достоинство, творчество, автономный человек.
Например, творчество, каким бы спонтанным оно не казалось самому творцу, тем не менее, является обусловленным внешними условиями и внутренними потребностями, которые, в свою очередь, зависят от предыдущего опыта и генетической истории.
Или достоинство, определяется не самостоятельно самим человеком, даже если ему так кажется, а под влиянием критериев того социума, к которому принадлежит человек.
Гуманистическая психология. Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Ее возникновение было связано с гуманистической психологией, имеют работы А. Маслоу и К. Роджерса.
А. Маслоу (1908—1970). Одним из центральных понятий в концепции А. Маслоу является понятие «самоактуализации». Под которой он понимал «полное использование талантов, способностей, возможностей и т.п.».
И далее он добавлял: «Я представляю себе самоактуализурующегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».
Маслоу, критикуя 3. Фрейда, считал, что изучать надо не невротиков, а наиболее душевно здоровых людей. Тех, кто в понимании А. Маслоу достиг самоактуализации. То есть достиг более оптимального и эффективного уровня функционирования, чем средние люди.
Противоречивость концепции А. Маслоу проявлялась в том, что объективные выводы из его методологических и теоретических положений не соответствовали гуманистическим принципам, на которые Маслоу искренне претендовал. С одной стороны, А. Маслоу полагал, что человек обладает врожденной «основной природой», своего рода «психологическим скелетом», и что смысл развития человека заключается в актуализации этой природы.
Но из этого вывода следует, что самоактуализация является биологически обусловленной и, следовательно, обеспечивается не столько внешними влияниями, сколько «ростом изнутри», поэтому в обществе, социальные условия играют в этом процессе ограниченную роль и основная их задача заключается в том, чтобы не мешать «росту».
Противоречивой является и известная концепция потребностей, предложенная А. Маслоу. Согласно Маслоу все потребности человека можно разделить на пять уровней. Низший уровень представлен физиологическими потребностями, они называются также фундаментальными. К ним относятся такие потребности, как голод, жажда, потребность во сне и т.д.. Далее потребности располагаются следующим образом:
• потребности в безопасности (стабильность, порядок);
• потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);
• потребность в уважении (самоуважение, признание);
• потребность в самоактуализации (или самоосуществлении, как полном раскрытии заложенных в человеке потенций и способностей).
Потребности всех уровней генетически обусловлены.
Таким образом, согласно данной классификации потребностей высшая природа человека опирается на низшую и без этой основы терпит неудачу.
Данная концепция, как уже говорилось, является очень популярной и распространенной. Причины этой популярности в ее простоте и в отсутствии противоречия житейскому здравому смыслу: «Прежде чем заниматься творчеством, надо утолить чувство голода».
Несостоятельность концепции становится очевидной при включении в сферу исследования более широкого круга исторических ситуаций и расширения исследуемой выборки — людей, которые подвергались исследованиям.
Так, группа людей, исследовавшаяся А. Маслоу, состояла из восемнадцати человек: девяти современников и девяти исторических личностей. И включала с себя: Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли, Баруха Спинозы. Все эти люди были материально обеспеченные и связанные по роду своих занятий с познавательной и творческой деятельностью.
Между тем история знает много примеров, когда люди терпели тяжелые лишения, но тем не менее продолжали заниматься творчеством.
Вместе с тем, описанный А. Маслоу механизм пробуждения «высших» потребностей по мере удовлетворения «фундаментальных» вполне реален. Просто не следует абсолютизировать данную концепцию для всех людей и для всего многообразия жизненных ситуаций.
Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987). К. Роджерс так же, как и А. Маслоу, считал, что люди склонны стремиться вперед и при благоприятных условиях способны реализовать свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.
К. Роджерс являлся практикующим психологом — консультантом, по специфики своей профессиональной деятельности ему приходилось общаться с невротиками, встречаться с такими человеческими характеристиками, как зло и страх, деструктивное отношение к себе, антисоциальность и другими видами деструктивного поведения. Тем не менее К. Роджерс оставался убежден, что по своей глубинной сути человек добр.
Одним из фундаментальных понятий подхода К. Роджерса является понятие «Я- концепция». Я-концепция это совокупность представлений человека о самом себе в данный момент времени и желаемое состояние в будущем — Я - идеальное.
Это представление о самом себе и определяет поведение человека в тех или иных ситуациях, формирование Я - концепции происходит в результате взаимодействия с другими людьми, особенно большое значение имеют значимые другие.
Таким образом, можно утверждать, что содержание Я - концепции является результатом процесса социализации. Что объясняет важность вопроса о оптимальных условиях для ее формирования.