Вступительное слово педагога




Лекция № 1 для педагогов на тему:

«Раннее обучение английскому языку детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Выявление актуальности обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста в современном мире.

 

Задачи:

· Определить роль иностранного языка в современном мире;

· Обозначить необходимость обучения английскому языку дошкольников;

· Выявить особенности интеллектуального и психического развития детей старшего дошкольного возраста;

· Определить задачи, которые должен поставить перед собой педагог английского языка.

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация

 

План лекции:

1. Роль иностранного языка в современном мире.

2. Для чего нужен английский язык дошкольникам.

3. Особенности интеллектуального и психического развития детей старшего дошкольного возраста для систематического обучения английскому языку.

4. Задачи, которые должен поставить перед собой педагог английского языка.

 

Вступительное слово педагога

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашей лекции «Раннее обучение английскому языку детей старшего дошкольного возраста». Вы, наверное, спросите, для чего мы здесь собрались и зачем вам необходимо знать о раннем обучении английскому языку дошкольников. На этот вопрос вы попытаетесь ответить сами после прочтения двух лекций. А сейчас я хочу зачитать вам план нашей первой лекции.

 

Вводная часть (После прочтения слушателям плана лекции педагог задаёт проблемную ситуацию)

 

Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов современного, успешного человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. Сегодня миллионы людей во всем мире изучают иностранные языки.

- Вы спросите: «Зачем же они это делают?» «Действительно ли иностранные языки играют важную роль в жизни современного человека?»

(Ответы слушателей)

И мы вам ответим: «Да!»….И вот почему…

По приблизительным подсчетам, на Земле около 3 тысяч языков. Языками международного общения считаются те языки, на которых общается наибольшее количество людей по всему миру. Кроме того, так можно назвать официальные языки ООН: английский, арабский, испанский, китайский, русский и французский.
На сегодняшний день, языком международного общения №1 по праву считается английский. Он является родным для 410 миллионов людей в мире. К тому же до миллиарда людей изучают его в качестве иностранного.
На второе место в последние годы вышел китайский. В качестве родного его использует 845 миллионов человек и 500 миллионов владеют им как иностранным языком. В нашей стране китайский язык становится все более и более популярным.
На протяжении веков своего международного статуса не утрачивает испанский язык. На нем говорят 400 миллионов жителей Испании и многих стран Латинской Америки. Как иностранный испанский изучает до 80 миллионов человек.
Почетное четвертое место среди международных языков принадлежит русскому. Он является родным для 170 миллионов человек. В качестве второго языка его использует до 125 миллионов человек, прежде всего – жители бывших союзных республик.

На французском говорит 80 миллионов людей на планете, в их числе не только французы, но и жители Бельгии, Франции, Швейцарии. Как второй язык его использует до 120 миллионов. Кроме того, французский считается международным языком искусства.

 

- Как вы думаете, с чем связан статус языка международного общения?

 

(Ответы слушателей)

 

Прежде всего, это связано с колонизацией. В качестве примера рассмотрим английский язык.

До Второй Мировой Войны в 17 и 18 веках Великобритания (Объединенное Королевство Великобритании) была крупная морская держава. У неё были самые хорошие корабли и лучшие матросы. Она плавала по всему миру и колонизировала много государств. Самой крупной колонией была Индия. А также колониями были: Южная Америка, Латинская Америка, страны Африки, Австралии и некоторые острова Центральной Америки. Вспомните фильм «Пираты Карибского моря», где рассказывается о том, как пираты нападали на английские и испанские галеоны (военные и торговые парусные суда) при попытке вывести из Америки золотые слитки.

 

Вторым примером, связанным с колонизацией, является испанский язык. Когда у Испании был крупный морской флот и испанский мореплаватель Христофор Колумб открыл Америку, началась колонизация. Тогда Испания захватила почти всю Центральную Америку (Мексика, Куба и др.)

 

Также третьим примером может быть французский язык. Франция колонизировала почти всю Северную Африку, а также Канаду. Но французский язык, как я уже говорила, остаётся языком искусства.

 

Вторая причина, почему язык становится международным языком – это экономика и торговля. Рассмотрим на примере китайского языка.

Сейчас, в связи со спадом экономики Америки Китай выходит на международную арену по производству товаров (автомобили, товары народного потребления, одежда, обувь и др.) Много товаров из Китая люди сейчас заказывают в Интернет-магазинах, так как это намного дешевле.

 

И, наконец, русский язык до сих пор остаётся родным языком для Республик Советского Союза, а также для Сибири и Дальнего Востока.

 

Ещё несколько причин, почему английский язык получил статус международного языка – это кинематограф, так как всё больше и больше голливудских фильмов распространены по всему миру.

Компьютеризация, так как почти все компьютерные программы написаны на английском языке.

Литература, театральное искусство (пьесы Шекспира: Гамлет, Ромео и Джульетта и пр.), песни.

 

Вследствие глобальных изменений в обществе, как в России, так во всем мире, изменилась и роль иностранного языка в системе образования, и из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования.

 

Важность знания иностранного языка сложно переоценить. Практически невозможно представить себе жизнь современного человека, не знающего иностранный язык, так как большинство современных средств коммуникации ориентированы на людей в той или иной мере, владеющих языком.

Знание иностранных языков является весьма значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других.

Ни для кого ни секрет, что в современном мире, знание иностранного языка очень весомый аргумент в успешной карьере человека. Кроме того, это значительно расширяет кругозор, ведь сейчас, в эпоху интернета, достать статью на иностранном языке легче нежели на русском языке.

Многие из современных школьников сейчас мечтают о карьере успешного и удачливого бизнесмена. И опять же, в этом случае знание иностранного языка, особенно английского – очень важно, так как при приёме на работу, практически на всех собеседованиях требуют знание английского языка.

Во-первых, это намного проще позволит общаться с зарубежными партнерами, а во-вторых, оперативно узнавать о всем новом, что происходит в других странах.

 

Основная часть (педагог задаёт проблемный вопрос слушателям)

 

- Как вы думаете, для чего нужен английский язык дошкольникам?

 

(Ответы слушателей)

 

Актуальность раннего обучения иностранному языку определяется потребностями общества. Обучение иностранному языку детей дошкольного возраста создает прекрасные возможности для усвоения иностранного языка младших школьников.

Если до сих пор методика была ориентированна прежде всего на школьников, то теперь родители стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам уже с рождения. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности, так как у маленького ребенка прекрасно развита долговременная память.

Большинство исследователей (А. А. Леонтьев, Е.Ю. Протасова, Н.М. Родина, Н.А. Горлова, Е. И. Негневицкая, и др.) рассматривают дошкольный и младший школьный возраст как наиболее благоприятный и в физиологическом, и в психологическом плане для начала систематического изучения иностранных языков.

Также многие исследователи сходятся во мнении, что лучше всего изучать иностранный язык в 5 – 8 лет, когда система родного языка ребенком уже достаточно хорошо усвоена, а к новому языку он относится осознанно. Кроме того, учёные считают, что сензитивность к языковым явлениям в данном возрасте является важной предпосылкой успешного формирования иноязычных речевых умений и навыков.

Способность к иностранному языку у детей возникает и развивается в процессе обучения. Во многом это зависит не только от самого ребенка, но и от педагога, его психологического и методического подхода к обучению.

Е. И. Негневицкая считает, что дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным периодом для овладения вторым языком в силу ряда психологических особенностей дошкольника (стремление к познанию чего-то нового, быстрое и легкое запоминание языковой информации, особая чуткость к явлениям языка).

Е.Ю. Протасова и Н.М. Родина пишут, что лингвистические способности, т. е способность к языкам, у ребёнка-дошкольника могут быть развиты в семьях, где придается большое значение речевой стороне жизни. Например, популярны шутки, каламбуры, разучивание стихов и песен, шарады и другие словесные игры.

Эти же учёные считают, что при обучении иностранному языку педагогу требуются не только конкретные языковые знания, но и понимание общих филологических, психологических, педагогических закономерностей развития ребенка.

 

- Как вы считаете, какой возраст наиболее благоприятный для обучения иностранному языку?

 

(Ответы слушателей)

Наиболее благоприятный возраст для обучения иностранному языку – дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет), так как в физическом развитии такие дети более активны, в социальном развитии они легко усваивают правила определённого типа игр, в эмоциональном развитии хотят помочь взрослому и получить одобрение, в интеллектуальном развитии дети стремятся к знаниям, способны повторять целые высказывания, разбирать большую часть слов из песен и стихов на иностранном языке. А также у таких детей хорошо развита долговременная память.

 

Заключительная часть

В связи с чем в процессе раннего обучения иностранному языку ученые-психологи выдвигают следующие задачи:

1. Формировать и развивать иноязычные фонетические навыки

2. Развивать навыки аудирования (понимание речи на слух);

3. Развивать навыки говорения

4. Формировать и пополнять лексический запас.

 

Необходимо отметить, что методика обучения иностранному языку старших дошкольников определяется целями, которые в конечном итоге педагог пытается достичь. Если при овладении родным языком ребенок, прежде всего, хочет научиться читать, то при изучении английского языка этот мотив не является ведущим, так как словарный запас у детей слишком мал. Поэтому следует сначала научить детей простым выражениям на английском языке, которые им всегда пригодятся при изучении иностранного языка: Hello! (Привет) What is your name? (Как тебя зовут?) My name is …(Меня зовут….).How are you? (Как у тебя дела) I’m fine and you? (У меня дела хорошо, а у тебя). Тем самым, у ребёнка сформируются элементарные навыки общения на английском языке.

Весьма немаловажный вопрос, который волнует преподавателей – это вопрос наполняемости группы. Рекомендуется формировать группы не менее чем из пяти и не более чем из десяти человек для лучшего усвоения материала и наименьшей усталости дошкольников.

Занятия для детей 3-4 лет следует проводить не более 15 минут, 4-5 лет – не более 20 минут, 5-6 лет – не более 25 минут и 6-7 лет – не более 30 минут. Однако считается, что продолжительность занятия от 35 до 45 минут (в зависимости от возраста) не утомляют детей, и у них сохраняется желание завершать занятие. Важно лишь каждые пять минут менять вид деятельности, переходить от подвижной игры к разговору за круглым столом; затем – к танцу, физкультминутке, после этого к пению песенки и т. д.

Общение на иностранном языке должно быть мотивированным и целенаправленным. Необходимо создать у ребенка положительную психологическую установку на иноязычную речь.

Способом создания такой положительной мотивации является игра. При этом игра должна стать обучающей. Важно не навязывать ребенку знания, а он должен тянуться к ним сам. Главное – заинтересовать! А заинтересовать в данном возрасте может только игра. Игра является ведущим методом обучения дошкольников иностранному языку. Игры можно проводить в виде имитаций различных ситуаций, отгадывания загадок-рифмовок на английском языке, музыкальных мероприятий (хороводы, песни и танцы) и художественной деятельности (изобразительные игры, рисование и рассказ по рисунку, коллективное изобразительное искусство), а также инсценировки сказки на английском языке.

Также при обучении дошкольников нужно уделять большое внимание использованию наглядно-иллюстративного материала. Однако, когда речь идет об организации ролевой игры, лучше, чтобы предметы были воображаемыми.

Приведу несколько примеров обучения дошкольников посредством игр, рисования, разыгрывания сценок, разучивания песен и стишков.

На первом занятии при изучении темы «Знакомство» была разыграна случайная встреча мышки и медвежонка.

(Педагог разыгрывает игровую ситуацию перед слушателями)

 

Детей всегда привлекают сказочные персонажи и театральные постановки. Вместе с детьми разучивали простую английскую песню «Good morning», которая детям быстро запомнилась и полюбилась.

(Педагог включает короткую аудиозапись песни)

 

На втором занятии при изучении темы «Цвета» было предложено детям несколько загадок-рифмовок. Вот одна из них: Нам давали на обед помидоры цвета …..Red (слушатели отвечают). А также поиграли с детьми в игру «Найди цвет на одежде друга».

(Игра с аудиторией: педагог называет на английском языке цвет, а слушатели показывают этот цвет на одежде другого)

 

На третьем занятии при изучении темы «Моя семья» после показа иллюстраций с членами любой семьи, детям было предложено нарисовать членов своей семьи, выйти к доске и назвать всех. Также для общего кругозора детей были показаны фотографии членов королевской семьи Великобритании.

На четвертом занятии при изучении темы «Домашние любимцы и дикие животные» после показала иллюстраций с домашними и дикими животными детям были предложены загадки-рифмовки про животных. Вот одна из них: Лошадке травку я принёс, Лошадку называют …..Horse (слушатели отвечают).

Важно отметить, что большую роль в обучении дошкольников иностранному языку играют физкультминутки на английском языке. Повторяя слова и выполняя при этом соответствующие действия, дети лучше запоминают иностранные слова и их произношение.

На каждом занятии я проводила физкультминутки. Например: «Hands up, Hands down» (Руки вверх, руки вниз).

(Педагог демонстрирует слушателям действия физкультминутки)

И известная всем физкультминутка «Head, shoulders, knees and toes» (Голова, плечи, колени и стопы).

(Педагог демонстрирует слушателям действия физкультминутки, а слушатели должны понять, о чём идёт речь)

На этой весёлой минуте наша первая лекция окончена, тема следующей лекции «Методика обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста с точки зрения культурологического подхода».

Спасибо за внимание! До скорых встреч!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: