Основные политические характеристики ОБСЕ




 

· Общность основных стандартов, обязанностей и обязательств

· Политическая и географическая «инклюзивность»

· Всеобъемлющий круг вопросов, включающий в себя человеческое, экономическое, экологическое и военно-политическое измерения

· Легитимное право рассматривать внутренние дела государств-участников, используя политические средства

· Политические, но не имеющие обязательную правовую силу обязательства СБСЕ/ОБСЕ

 

Компетенция ОБСЕ

 

ОБСЕ - крупнейшая региональная организация, в состав которой в настоящее время входят 56 государств Северной Америки, Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии.

ОБСЕ является ключевым институтом в процессе перемен на континенте на современном этапе. Это единственная региональная структура, объединяющая государства евразийско-атлантического ареала от Владивостока до Ванкувера. Она также является единственным местом для всеобъемлющего диалога и сотрудничества по многим проблемам (безопасность, экономика, права человека).

Концепция всеобъемлющей безопасности отражена в трех измерениях безопасности ОБСЕ:

· Военно-политическое измерение относится исключительно к сфере международных и межгосударственных отношений, главным образом, к их военным аспектам. Оно включает в себя вопросы разоружения, контроля над вооружениями, меры укрепления доверия и безопасности и диалог по вопросам безопасности.

· Экономическое и экологическое измерение включает в себя наблюдение за развитием ситуации в сферах экономики и экологии в государствах-участниках с целью предупреждения возможных угроз возникновения конфликтов, а также с целью содействия в определении экономической и экологической политики и инициатив для поддержания безопасности в регионе ОБСЕ, особенно в переходные периоды.

· Человеческое измерение относится к принятым государствам-участникам обязательствам в рамках ОБСЕ обеспечивать полное уважение прав и основных свобод человека, признавать верховенство закона, способствовать укреплению принципов демократии и, в соответствии с этим, основывать, укреплять и защищать демократические институты, а также содействовать толерантности в регионе ОБСЕ.

ОБСЕ - это единственный институт, создавший и развивший механизмы предотвращения угрожающих безопасности конфликтов разного типа и способы управления ими на всем европейском пространстве.

 


История создания ОБСЕ

 

В 1954 году на встрече министров иностранных дел четырех великих держав (США, Великобритании, Франции и СССР) СССР впервые предложил провести совещание по безопасности в Европе. США и их союзники отвергли это предложение, поскольку оно было выдвинуто в качестве альтернативы НАТО и не предусматривало участия США. Однако при улучшении политического климата в конце 60-х, государства НАТО приступили к рассмотрению вопроса о расширении процесса разрядки международной напряженности в Европе.

Ключевая предпосылка НАТО для проведения совещания по безопасности в Европе возникла несколько лет спустя, в 1971 году, при подписании Четырехстороннего соглашения между США, Великобританией, Францией и СССР. В 1972-1975 годах в Женеве и Хельсинки прошли консультации, создавшие основу для формирования дипломатического форума в составе 35 государств, включая практически все страны Европы, а также США и Канаду. Уникальность форума, получившего название Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), состояла в том, что страны, относившиеся к разным общественно-политическим системам и входившие в противостоящие друг другу военные структуры - НАТО и Организацию Варшавского договора (ОВД), а также нейтральные и неприсоединившиеся государства сумели организовать постоянный процесс диалога и переговоров по актуальным проблемам обеспечения мира и стабильности на континенте.

Первым значимым результатом деятельности СБСЕ стал Заключительный Акт, принятый в Хельсинки в 1975 г., который определил принципы взаимоотношений между государствами («Хельсинкский диалог»), а также наметил конкретные шаги по развитию сотрудничества в целом ряде областей.

Продолжением этой линии стали встречи представителей государств СБСЕ в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.), Вене (1986-1989 гг.), организация научного (Бонн, 1980 г.) и культурного (Будапешт, 1985 г.) форумов, проведение конференций по экономическому сотрудничеству (Бонн, 1990 г.), по человеческому измерению (Копенгаген, 1990 г.; Москва,1991 г.), по Средиземноморью (Пальма-де-Майорка, 1990 г.).

В рамках СБСЕ впервые были выработаны принципы всеобщей и неделимой безопасности, основанной на сотрудничестве, когда безопасность одного государства по всем измерениям неразрывно связана с безопасностью всех других стран-участниц Организации.

На историческом, поворотном Саммите 1990 года была принята Парижская хартия для новой Европы, первый многосторонний документ, в котором подводились итоги «холодной войны», и провозглашалось начало новой эры в отношениях между Востоком и Западом на европейском континенте. В Хартии также отразилось решение об институционализации СБСЕ. Были созданы Совет министров иностранных дел, Постоянный совет, Форум по сотрудничеству в области безопасности, Парламентская Ассамблея, институт Действующего председателя, Секретариат, БДИПЧ и другие институты, которые придали работе Совещания системный характер.

Важным направлением деятельности Совещания стало обеспечение военной разрядки на континенте. Конкретные меры по повышению взаимного доверия в военной области были определены Хельсинкским Заключительным Актом; их дальнейшее развитие и углубление предусматривались соответствующими документами, принятыми в Стокгольме (1986 г.) и Вене (1990 г.). В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), подписание которого стало этапным событием в деле укрепления стабильности на континенте. В соответствии с принятыми в рамках СБСЕ обязательствами в отношении большей открытости и транспарентности военной деятельности государств-участников, в 1992 году был подписан Договор по открытому небу.

В целом к рубежу 1980-1990-х годов СБСЕ внесло исключительно важный вклад в дело стабилизации обстановки в Европейском регионе и развития общеевропейского сотрудничества. Окончание холодной войны в Европе в значительной мере явилось результатом деятельности именно СБСЕ и объективно ставило эту структуру в центр постконфронтационной фазы международно-политического развития на континенте.

Наряду с работой в области мер укрепления доверия и контроля над вооружениями СБСЕ приняла на себя новые функции содействия урегулированию конфликтов в бывшем СССР и на Западных Балканах, а также поддержки политических процессов в странах Центральной Европы и Евразии.

Распад социалистического блока и затем Советского Союза, равно как и произошедшие вследствие этого кардинальные изменения в европейском международно-политическом ландшафте, не могли не наложить заметный отпечаток на деятельность СБСЕ. Второй этап деятельности Совещания охватывает девяностые годы прошлого века, ознаменовавшиеся принятием новых членов и институциональным развитием. В этот период была создана широкая институциональная база, позволяющая решать широкий круг проблем, касающихся первого, второго и третьего измерений. Характерной чертой 90-х годов стали значительные нововведения, осуществленные по целому ряду направлений, и одновременно непрекращающиеся дебаты о функциональном предназначении этой структуры.

Были предприняты шаги по организационному укреплению СБСЕ и его структурной консолидации. На это, в частности, нацеливали решения Парижского саммита (1990 г.). В 1992 году на саммите в Хельсинки были приняты документ «Вызов времени перемен» и пакет решений организационного характера. В 1994 году на Будапештском совещании в верхах было решено преобразовать СБСЕ из переговорного форума в постоянно действующую организацию и именовать ее с 1995 года Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Произошло значительное расширение круга участников ОБСЕ. В состав Организации были приняты все постсоветские государства, а также страны, возникшие на территории бывшей Югославии. В результате в настоящее время участниками ОБСЕ являются 56 государств. Это, несомненно, придало ей более репрезентативный характер и, вместе с тем, стало фактором, способствующим интеграции в мировое сообщество новых государств, возникших на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Однако если раньше указанные регионы входили в «европейское пространство» как часть Советского Союза, то теперь возникшие в них страны представлены в ОБСЕ непосредственно. Таким образом, зона ОБСЕ географически выходит далеко за пределы Европы.

Следует отметить, что примерно до второй половины 1990-х годов в ОБСЕ никто не ставил под сомнение равнозначность и равноценность трех измерений, или как их еще называют - «корзин» (военно-политической, экономико-экологической и гуманитарной). Государства-участники последовательно развивали деятельность по всем направлениям. На каждом из них были свои вехи - подписание ДОВСЕ, создание Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), проведение экономических форумов. Затем, однако, обозначилась тенденция к ускоряющемуся «дрейфу» ОБСЕ в область гуманитарной проблематикипри одновременном снижении активности в военно-политической и экономической областях.

Со второй половины 1990-х годов, в силу смещения акцентов в деятельности ОБСЕ на гуманитарное направление, обозначилась тенденция к переносу географического центра тяжести деятельности на постсоветское пространство и Балканы.

В некоторых отношениях перемены просто отражали специфику нового времени и новых потребностей: с прекращением былого военного противостояния уменьшилась актуальность военно-политической деятельности, а ведущую роль в экономической сфере способны более эффективно выполнять другие существующие международные организации.

На Стамбульском Саммите 1999 г. была принята Хартия европейской безопасности, предусматривающая совершенствование оперативных возможностей ОБСЕ. Тогда же 30 государств-участников Организации подписали Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

С начала 2000 годов наступил третий этап в деятельности ОБСЕ. В этот период началась активная работа по устранению дисбалансов в работе Организации, адаптации ее повестки дня к новым вызовам и угрозам безопасности, в том числе, международному терроризму, по реформированию институтов для придания их работе большей скоординированности. Организация взяла на себя роль важного инструмента мирного урегулирования споров на пространстве ОБСЕ и одного из главных инструментов в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.

В целом, уникальность ОБСЕ заключается в широте географического охвата. Принцип равноправия государств закреплен правилом консенсуса при принятии решений. Иногда это называют слабым местом, но в случае единогласной поддержки всех стран-участниц решение обладает огромным политическим весом. Такая система служит своего рода гарантией учета интересов каждой страны и стимулом к их активному взаимодействию друг с другом.

В настоящее время ОБСЕ занимает особое положение по сравнению с другими структурами в Европе. Организация занимается широким кругом вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, превентивную дипломатию, меры укрепления доверия и безопасности, постконфликтное урегулирование, экономическую и экологическую безопасность, права человека, наблюдение за выборами.

Ценность ОБСЕ состоит также в том, что она способна привносить «добавленную стоимость» в работу других многосторонних форумов, действующих в евроатлантическом и евразийском регионах, так как это практически единственная европейская организация в сфере безопасности, непосредственно занимающаяся превентивной дипломатией в Европе.

Традиционно в поле зрения ОБСЕ находится ряд региональных проблем.

Так с 1992 года над комплексом проблем, связанных с Нагорно-Карабахским конфликтом работает институт Минской группы под руководством трех сопредседателей - Франции, России и США.

Для содействия переговорному процессу по урегулированию грузино-югоосетинского и грузино-абхазского конфликтов в декабре 1992 года была учреждена миссия ОБСЕ в Грузии (при этом, центральную роль в грузино-абхазском урегулировании играет ООН).

В переговорном процессе по решению приднестровского конфликта с 1994 года задействован пятисторонний переговорный механизм в составе России, Украины, ЕС, США и Миссии ОБСЕ в Молдове, обеспечивший подписание более 40 документов между конфликтующими сторонами.

В 1998 году ОБСЕ учредила миссию в Косово, задачами которой стало содействие в выполнении резолюций Совета Безопасности ООН №№ 1160 и 1199.

За последние 30 лет государствами-участниками ОБСЕ наработан всеобъемлющий комплекс стандартов и согласованных обязательств, способных служить основой сотрудничества, охватывающего военно-политическое, экономико-экологическое и человеческое измерения. ОБСЕ стала ориентиром и контактным центром для своих государств-участников, которые обращаются к ней в самые деликатные моменты своей современной истории.

Благодаря усилиям ОБСЕ, удалось достичь мирного разрешения в 1992 году вопроса присутствия российских (ранее советских) воинских подразделений на территории Балтийских государств. ОБСЕ положила начало переговорам, в результате которых были заключены двусторонние соглашения между Россией и каждым из государств Балтии о выводе войск, причем ОБСЕ стало гарантом их выполнения.

Необходимо отметить также завершение, при содействии ООН, СНГ и ОБСЕ, внутритаджикского конфликта.

В качестве примера успешной деятельности ОБСЕ по предотвращению и урегулированию кризисной ситуации можно упомянуть и бывшую Югославскую Республику Македония, население которой избежало жертв и несчастий в результате вооруженного конфликта в начале своей независимости во многом благодаря деятельности миссии ОБСЕ в Скопье. Позже, в 2001 году, внутренний кризис на межэтнической почве удалось урегулировать также благодаря помощи ОБСЕ.

ОБСЕ сыграла и продолжает играть большую роль в соблюдении Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине («Дейтонские соглашения»).

В 2006 г. ОБСЕ сыграла жизненно важную роль в мирном появлении на свет Республики Черногория - 56-го по счету государства-участника Организации и самого молодого члена семьи европейских государств.

 

 


Структура ОБСЕ

 

Органы ОБСЕ подразделяются на директивные, неофициальные вспомогательные и рабочие группы, совещания и др.

Высшим структурным уровнем первой категории и всей иерархии органов ОБСЕ в целом являются совещания глав государств и правительств, которые проводят оценку положения в регионе ОБСЕ и вырабатывают новые основные направления деятельности (последний Саммит состоялся в 1999 году в Стамбуле).

Центральный директивный орган - Совет министров иностранных дел, ежегодно собирающийся на свои сессии, в рамках которых рассматриваются все вопросы, принимаются соответствующие решения, а также подводятся итоги каждого председательства.

Основным директивным органом для ведения политических консультаций и принятия текущих решений является Постоянный совет, дислоцированный в Вене и включающий постоянных представителей государств-участников. Постоянный совет, наряду с регулярными заседаниями, может также созываться при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется Действующим председателем (ДП). Эти функции выполняются поочередно министрами иностранных дел стран-участниц на протяжении одного года. Действующий председатель опирается на помощь предшествовавшего и последующего председателей (вместе они образуют институт «Тройки» ОБСЕ), может назначать и направлять Специального посланника и специальных/личных представителей, инициировать создание целевых групп.

В настоящее время действуют восемь представителей ДП ОБСЕ:

· Специальный представитель по борьбе с торговлей людьми (пост учрежден решением СМИД в Маастрихте в декабре2003 г. Офис находится в штаб-квартире ОБСЕ в Вене. С октября 2006 года данный пост занимает Ева Биоде, Финляндия);

· три Личных представителя по толерантности и недискриминации (в отношении христиан и лиц других вероисповеданий; по антисемитизму; в отношении мусульман; впервые назначены в декабре 2004 года);

· Личный представитель по выполнению ст. IV Рамочного Соглашения по миру в Боснии и Герцеговине (Дейтонские соглашения, с 1996 г.).

· Личный представитель по конфликту, являющемуся предметом рассмотрения на Минской конференции (Нагорный Карабах, с1995 г.).

· Руководитель Группы высокого уровня по планированию деятельности многонациональных сил ОБСЕ по поддержанию мира (с 1994 г.).

· Представитель ОБСЕ в Латвийско-российской совместной комиссии по военным пенсионерам (с 1995 г.).

Греческое председательство назначило на 2009 год новых дополнительных представителей:

· Специального посланника, представляющего ДП на высоком уровне;

· Специального представителя по «замороженным» конфликтам;

· Личных представителей по группам сотрудничества со Средиземноморскими и Азиатскими партнерами ОБСЕ.

Также греческое председательство рассматривает возможность назначения личного представителя по вопросам правосубъектности ОБСЕ.

Главным административным должностным лицом Организации является Генеральный секретарь (ГС), избираемый на три года Советом министров (с правом однократного продления полномочий на аналогичный период), и возглавляющий Секретариат ОБСЕ (базируется в Вене). В функции ГС входит руководство структурами и операциями ОБСЕ. Летом 2005 г. на этот пост был избран Марк Перрен де Бришамбо (Франция), утверждение кандидатуры которого состоялось на СМИД ОБСЕ в декабре 2005 г. в Любляне. В июне 2008 г. Постоянным советом ОБСЕ принято решение о продлении срока полномочий М.П. де Бришамбо.

Секретариат ОБСЕ состоит из следующих подразделений:

· Канцелярия Генерального Секретаря;

· Департамент по менеджменту и финансам;

· Кадровый департамент;

· Пражский офис архивов и документации;

· Отдел подготовки и тренингов;

· Антитеррористическая секция ОБСЕ (создана в 2002 году, располагается в штаб-квартире ОБСЕ в Вене; и.о. главы секции - Д.Жальнев (Болгария);

· Отдел по оказанию содействия в борьбе с торговлей людьми;

· Центр по предотвращению конфликтов (ЦПК), занимается обеспечением деятельности ОБСЕ в области раннего предупреждения, предотвращения конфликтов и урегулирования кризисов, и является главным координирующим органом в обеспечении работы полевых миссий ОБСЕ. Находится в штаб-квартире ОБСЕ в Вене; с 23 августа 2006 года Директором Центра является Посол Г.Зальбер (Германия); имеется отделение в Праге (архивы и распространение документации);

· Офис Координатора ОБСЕ по экономической и экологической деятельности (с декабря 2008 г. - Г. Свиланович (Сербия), осуществляет координацию реализации миссиями ОБСЕ проектов в данных областях, обеспечивает работу Экономического и экологического форума);

· Отдел внешнего сотрудничества с другими партнерскими организациями;

· Отдел стратегических полицейских вопросов (осуществляет содействие укреплению органов внутренних дел отдельных стран-участниц (Балканы, ЦА) в контексте верховенства закона и соблюдения прав человека.


Основные направления текущей деятельности ЦПК:

· контроль над вооружениями;

· безопасность границ и пограничный режим;

· меры укрепления доверия и безопасности;

· раннее предупреждение о возникающих на местах проблемах в области безопасности;

· оценка программной деятельности ОБСЕ на местах;

· содействие региональным инициативам;

· систематический учет тендерных вопросов в деятельности ОБСЕ;

· уроки, извлеченные из приобретенного опыта, как руководство для деятельности на местах;

· управление Сетью связи ОБСЕ;

· механизмы мирного разрешения споров;

· планирование операций;

· политико-аналитическая поддержка работы Председательства;

· руководство проектами;

· проекты, связанные с уничтожением легкого и стрелкового оружия и обычных боеприпасов;

· поддержка деятельности на местах;

· поддержка работы Форума по сотрудничеству в области безопасности;

· поддержка политического диалога государств-участников;

· подготовка кадров и поддержка в вопросах программного бюджетирования с учетом полученных результатов.

Форум по сотрудничеству в области безопасности (ФСБ) состоит из постоянных представителей делегаций государств-участников ОБСЕ и проводит заседания, посвященные конкретным мерам укрепления безопасности и стабильности в регионе ОБСЕ, в штаб-квартире ОБСЕ в Вене на еженедельной основе. В задачу форума также входит организация переговоров по контролю над вооружениями, разоружению и мерам доверия, снижению опасности возникновения конфликтов; регулярных консультаций по вопросам безопасности; организация ежегодных совещаний по оценке выполнения мер доверия и безопасности (категория совещаний ОБСЕ) и семинаров по военным доктринам. Порядок председательства на ФСБ определяется по французскому алфавиту (3 страны, сменяющие друг друга в течение года, РК будет председательствовать в последней трети 2011 г.).

Экономико-экологический форум, также относящийся к Совещаниям ОБСЕ, был создан в 1992 году под именованием Пражского форума в целях увеличения внимания Организации к вопросам переходных экономик и развитию свободных рыночных отношений, рассматривая эти процессы как существенный вклад в построение демократии и укрепление стабильности. Свое современное название форум получил в 1996 году. Каждое действующее председательство ОБСЕ определяет основную тему работы форума на год. В предыдущие годы рассматривались вопросы деградации и загрязнение почв и управление водными ресурсами (Испания), развития транспорта (Бельгия) и т.п. Заседания форума проводятся дважды в течение первого полугодия (а также 2 подготовительные конференции).

Парламентская Ассамблея (ПА) ОБСЕ образована в 1991 г. Встречи проходят раз в год. Секретариат находится в Копенгагене. На 17-ой сессии ПА, состоявшейся в Астане 29 июня - 3 июля 2008 г., новым Председателем Ассамблеи избран представитель Португалии Ж.Соареш.

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) отвечает за содействие в вопросах обеспечения прав человека, развития демократии и утверждения верховенства закона. Служит форумом для проведения совещаний и встреч экспертов по выполнению обязательств в области человеческого измерения. БДИПЧ обеспечивает организационные рамки для обмена информацией о развитии демократических институтов и проведении выборов в государствах-участниках ОБСЕ.


Мандат ОБСЕ

БДИПЧ обладает мандатом по оказанию помощи государствам-участникам ОБСЕ в их деятельности, направленной на то, чтобы «обеспечить полное уважение прав человека и основных свобод, действовать на основе законности, проводить в жизнь принципы демократии и... создавать, укреплять и защищать демократические институты, а также развивать принципы терпимого отношения в масштабах всего общества». (Хельсинкский документ 1992 года)

БДИПЧ служит контактным пунктом для связи с неправительственными организациями, оказывает поддержку миссиям ОБСЕ в области человеческого измерения и мероприятиям по осуществлению программ координированной помощи. Обеспечивает экспертную помощь и подготовку специалистов по конституционным и правовым вопросам.

Штаб-квартира БДИПЧ находится в Варшаве. С 1 июля 2008 г. пост директора Бюро занимает Я.Ленарчич (Словения).

БДИПЧ (Приложение 1.)

Деятельность Бюро охватывает пять основных областей: выборы, демократизация, права человека, толерантность и недискриминация, проблемы народов рома и синти.

Деятельность БДИПЧ в этих областях включает:

■ наблюдение за выборами с целью оценки соблюдения обязательств ОБСЕ в области выборов, часто проводимое вместе с Парламентской ассамблеей ОБСЕ и другими парламентскими объединениями, и предоставление помощи в целях совершенствования электоральных процессов;

■ укрепление принципа верховенства закона, например, путем оказания помощи, направленной на достижение соблюдения обязательств ОБСЕ в отношении независимости судебных органов, доступа к юридической помощи и права на обращение в суд, а также уголовного судопроизводства вообще;

■ оказание помощи государствам-участникам в целях приведения их законодательства в соответствие с обязательствами ОБСЕ путем пересмотра законодательства и поддержки национальных инициатив, направленных на повышение эффективности и прозрачности законодательных систем, зачастую в сотрудничестве с Венецианской комиссией Совета Европы;

■ поощрение свободы передвижения и уважения прав мигрантов, например, путем оказания помощи правительствам при внедрении отвечающих международным стандартам систем регистрации населения;

■ создание благоприятных условий для укрепления демократического правления путем оказания поддержки правительствам в деле упрочения демократической практики с привлечением особого внимания к правовым рамкам, регулирующим деятельность политических партий, и участию женщин в общественной жизни;

■ укрепление потенциала правозащитников и расширение их сотрудничества с государственными органами и национальными институтами в области прав человека;

■ оказание помощи правительствам в целях повышения их потенциала по выявлению, защите и поддержке жертв торговли людьми;

■ проведение подготовки по вопросам борьбы с терроризмом в соответствии с международными обязательствами в областиправ человека;

■ осуществление мероприятий по просвещению и подготовке в области прав человека с целью повышения осведомленности в сфере прав человека и укрепления потенциала гражданского общества в вопросах мониторинга соблюдения прав человека, в том числе, таких как свобода собраний;

■ содействие учету гендерных аспектов в процессе реформирования силовых структур;

■ оказание помощи правительствам в их борьбе с преступлениями на почве ненависти и другими насильственными проявлениями нетерпимости, например, путем организации обучения сотрудников правоохранительных органов и укрепления потенциала гражданского общества в вопросах мониторинга преступлений на почве ненависти и предоставления соответствующих отчетов;

■ поощрение свободы религии или убеждений путем проведения обзоров законодательства и других мероприятий, реализуемых Экспертным советом БДИПЧ;

■ содействие соблюдению прав народов рома и синти через посредство Контактного пункта БДИПЧ по вопросам рома и синти;

■ организация ежегодных Совещаний ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященных человеческому измерению, на которых проводится обзор достижений правительств в области претворения их в жизнь, и предоставлению НПО форума для свободного обсуждения вызывающих обеспокоенность вопросов.

Верховный Комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств выявляет случаи межэтнической напряженности и содействует их скорейшему решению. Назначается на три года. Штаб-квартира находится в Гааге. С 4 июля 2007 г. этот пост занимает К.Воллебек (Норвегия).

Представитель ОБСЕ по свободе СМИ осуществляет помощь правительствам государств-членов в развитии свободных и независимых СМИ на основе принципов ОБСЕ. С 10 марта 2004 г. этот пост занимает М.Харасти (Венгрия).

К сожалению, свобода средств массовой информации в регионе ОБСЕ продолжает оставаться под угрозой. Ниже приведены некоторые из существующих проблем, решением которых занимается Бюро Представителя ОБСЕ по свободе СМИ:

· Преследования, физические нападения и даже убийства сотрудников средств массовой информации.

· Ограничение плюрализма в средствах массовой информации вследствие чрезмерного вмешательства государства в сферу радио- и телевещания; фаворитизм по отношению к сохранившимся государственным печатным изданиям, дискриминация со стороны административных органов в отношении неправительственных средств массовой информации.

· Непризнание за журналистами права на расследование информации, относящейся к ведению государственных органов.

· Принуждение журналистов к раскрытию правоохранительным органам своих источников информации.

· Попытки квалифицировать высказывания, задевающие честь и достоинство, или же критические взгляды как «экстремистские» и заслуживающие наказания.

· Уголовное преследование журналистов за допущенные ими профессиональные ошибки, например за диффамацию, которая могла бы рассматриваться в рамках гражданского законодательства или с применением механизмов саморегулирования средств массовой информации.

· Чрезмерный контроль и излишнее регулирование Интернета со стороны государства.

Основные направления текущей деятельности Бюро Представителя ОБСЕ по свободе СМИ:

· Проведение ежегодных конференций для журналистов в регионах Южного Кавказа и Центральной Азии, которые представляют собой уникальный форум для установления профессиональных связей на личном уровне, обмена мнениями о положении средств массовой информации в регионе и обсуждения вопросов, представляющих интерес для журналистов.

· Защита прав журналистов, например, в случае их преследования, физического воздействия или убийства.

· Защита права журналистов на проведение собственного расследования путем поддержки усилий по декриминализации «разглашения государственной тайны» при опубликовании ими секретной информации и защиты их прав по сохранению анонимности источников конфиденциальной информации.

· Постоянные усилия по переквалификации правонарушений, связанных с клеветой и оскорблением, из категории уголовного права в сферу применения гражданского законодательства.

· Формирование баз данных по действующему в государствах-участниках законодательству, регулирующему деятельность средств массовой информации.

· Совместное обучение правительственных чиновников, отвечающих за связи с общественностью, и журналистов.

· Содействие формированию механизмов саморегулирования.

· Проведение правовой экспертизы в целях оказания содействия государствам-участникам в реформировании законодательства, регулирующего деятельность средств массовой информации.

· Усиление роли общественного вещания.

· Развитие плюрализма путем содействия приватизации средств массовой информации и осуществлению коммерческой деятельности новых СМИ на начальном этапе.

· Защита принципов свободы средств массовой информации в Интернете.

· Выявление связанных со свободой слова проблем, возникающих в результате технологических изменений.

· Борьба с языком ненависти при сохранении свободы выражения мнений.

 

Миссии ОБСЕ

 

Миссии ОБСЕ служат целям предотвращения конфликтов, регулирования кризисов, а также оказания помощи в развитии по конкретным направлениям. Их мандат предусматривает налаживание контактов и развитие диалога с заинтересованными сторонами на местах.

В настоящее время действуют 18 миссий ОБСЕ. Миссии являются главным выражением работы Организации и, как правило, направляются в страны, нуждающиеся, по мнению ОБСЕ, в помощи для претворения в жизнь политических решений. В общих чертах задачи и цели миссий следующие: содействовать тем политическим процессам, которые ставят целью предотвратить или уладить имеющиеся конфликты, способствовать развитию гражданского общества и институтов, а также обеспечить своевременную информированность представителей ОБСЕ о развитии ситуации в данной стране или регионе.

Также в рамках ОБСЕ действуют Суд по примирению и арбитражу (урегулирование споров посредством примирения, Женева), Совместная консультативная группа (СКГ - соблюдение положений ДОВСЕ), Консультативная комиссия по открытому небу (ККОН - содействие выполнению Договора по открытому небу от 1992 г.).

Участники ОБСЕ

 

ОБСЕ объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.(Приложение 3)

Языки и штат ОБСЕ

 

Официальными языками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе являются: английский, немецкий, испанский, французский, итальянский, русский.

Штат организации - около 370 человек, занятых в руководящих органах организации, а также около 3500 сотрудников, работающих в полевых миссиях.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: