Семинар «Религия в системе образования стран мира»




Цель: узнать особенности изучения религии в образовательных системах ряда стран мира.

 

Вопросы:

 

1. Религиозное воспитание в школах США (прочитать, понять, выделить основные важные моменты, характеризующие религиозное воспитание в США)

2. Религия в школах стран Европы ((прочитать, понять, выделить основные важные моменты, характеризующие место религии в школах Европы)

3. Религия в школах страны мира (на выбор) (самостоятельно найти информацию)

 

Вопрос 1.:

Бессарабова Л.И. Школа и религия в поликультурном образовании России и США// Научный журнал «Фундаментальные исследования» // https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3581

 

США - одна из немногих развитых стран мира, где большая часть населения утверждает, что религия играет очень важную роль в их жизни. Согласно первой поправке к Конституции США, предложенной Конгрессом в 1789г. и ратифицированной в 1791г., Конгресс не вправе поддерживать какую-либо религию, либо утверждать государственную религию и запрещать свободное вероисповедание. Современная мультирелигиозная картина США включает в себя представителей следующих вероисповеданий: 51,3% населения считают себя протестантами; 23,9% - католиками; 12,1% - не принадлежат какой-либо конфессии; 1,7% - мормоны; 1,6% - какой-либо другой христианской конфессии; 1,7% - иудеи; 0,7% - буддисты; 0,6% - мусульмане; 2,5% - исповедуют какую-либо другую религию, кроме вышеуказанных. Самая распространенная в США конфессия - римско-католическая церковь, вторая по величине - южная баптистская церковь. В США действует автокефальная (независимая, самоуправляющаяся) православная церковь, получившая свою автокефалию от русской православной церкви в 1970г. Кроме этого, действует еще целый ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная из которых - греческая архиепископия Константинопольского Патриархата [4].

Различные религиозные группы расставляют разные акценты в образовании подрастающего поколения. К примеру, католики, лютеране, фундаменталисты, амиши учредили свои школы, обеспечивающие детей, как общим, так и религиозным обучением и воспитанием. Последние представляют собой христианское течение меннонитского происхождения, церковная доктрина амишей - наиболее консервативный вариант меннонитства. Амиши являются приверженцами старого, традиционного образа жизни (носят одежду определенного цвета и фасона, не пользуются достижениями цивилизации (электричество, автомобили и др.), заключают браки только с единоверцами), их образование ограничивается восьмью классами школы, после окончания которых дети работают на ферме наравне со взрослыми и, как правило, дальше не продолжают
обучение [3].

Несмотря на то, что Конституция США требует отделения церкви от государства, это не означает, что государственные школы и религия теперь существуют раздельно. После официальной отмены молитвы в государственных школах по решению Верховного Суда от 1963г. в некоторых школах учащиеся и учителя продолжают молиться по собственному желанию или по просьбе родителей, так как закон отменил обязательную групповую молитву в классе, но не препятствует ее использованию отдельными учащимися и учителями за пределами классных комнат. В этой связи появился специальный термин «добровольная молитва и обращение к Богу», а 7 февраля 2003 г. Департамент образования США издал распоряжение, согласно которому администрация государственных школ не вправе запрещать «добровольную молитву» и религиозные собрания учителей вне класса. В случае неподчинения руководства данному правилу, учебное заведение может быть лишено государственного финансирования [4].

Саклакова Л.Н. Основные подходы к религиозному воспитанию в школах США // Киберленинка // https://cyberleninka.ru/

 

Школьный учебный год основывается на христианских праздниках. Расписание с августа по июнь включает выходные на День благодарения, а зимние и весенние каникулы совпадают с религиозными праздниками Рождества и Пасхи. Недельное расписание также основано на христианских обрядах - спортивные мероприятия и внеклассная деятельность, согласно расписанию, часто назначаются на вечер пятницы и субботу, редко - на воскресное утро.

Во-вторых, поскольку европейская история, искусство и музыка являются доминирующими в учебном плане, то и христианство доминирует тоже. Христианство находится в самом центре западноевропейской истории и культуры и не может быть отделено.

В-третьих, люди, их вероучения и учреждения, не принадлежащие к христианским, считаются «чужими» в США. Многие с полной уверенностью заявляют, что США всецело являются христианской страной и были ею с самого основания. Таким образом, они относят другие религиозные конфессии к «чужим».

Учащиеся, принадлежащие к христианскому вероисповеданию, редко сталкиваются с трудностями, связанными с отправлением религиозного культа в школе в соответствии с Конституцией. Индивидуальные молитвы никогда не были запрещены и символы их веры (ношение крестика или чтение Библии в свободное время) всегда разрешались. Посещение богослужений также редко противоречит школьным мероприятиям.

Нехристианские вероучения и символы, которые также находятся под защитой Конституции, часто требуют специального места, которое может быть не предоставлено. Многие школы запрещают носить головной убор при нахождении в помещении. Этому правилу следуют, не осознавая, что религиозная одежда сикхов, еврейских мальчиков и мусульманских девочек включает обязательный голов-

ной убор, и заставляют их нарушать данное правило.

Таким образом, как видно из примеров, христианство все еще выступает неотъемлемой частью программы общеобразовательных школ,

Вопросы религии часто поднимаются на уроках литературы по всей Америке. Хотя существуют специальные курсы по изучению библии с литературной точки зрения, большинство учащихся встречают религиозные темы в романах, коротких историях и стихотворениях на занятиях по литературе. Цель данного подхода - с помощью литературного анализа дать понимание мира в рамках заданного текста. Хотя при литературном подходе редко обращаются к историческому анализу, это прекрасный способ показать учащимся, что религия и культура тесно взаимосвязаны [3].

Исторический подход включает в себя различные средства исторического исследования, позволяющие понять религиозные вероучения в рамках более широкого политического контекста, из которого они возникли и развились. Историческое учение о религии всегда присутствовало в школьных учебниках по истории, однако большинство из этих описаний ограничивались истоками традиций и значительными моментами в политической истории, где религия играла основную политическую роль (крестовые походы, суды над ведьмами в Европе, ранние колонии США и др) [5].

В школах, где предлагаются курсы по сравнительному религиоведению, основным является учебник «Мировые религии» Х. Смита [6]. В нем даны общее описание нескольких мировых религий, основы вероучений, религиозных практик, ритуалов, священных текстов и сведения о главах церквей.

 

Вопрос 2.:

Преподавание религиозных знаний в Европе// https://lektsii.org/14-70402.html

 

   

Англия. Акт об образовании 1996 года и Акт о школьных стандартах 1998 года обязывают все школьные программы содержать религиозный компонент. Закон об образовании гласит: «Каждая введенная школьная программа должна отражать тот факт, что религиозные традиции в Великобритании в целом христианские, принимая при этом во внимание учения и практику иных основных религий, которые представлены в стране». В государственных школах Великобритании не только в обязательном порядке осуществляется религиозное образование, но практикуется обязательная коллективная христианская молитва. Отказ от религиозного компонента, так же, как и отказ от молитвы, возможен только по согласованию со школьными властями. Полный отказ не приветствуется, рекомендуется замена. Помимо государственных действуют религиозные школы, например исламские, которые имеют право получать (и получают) финансирование от государства. Преподавание религии в них регулируется особым образом.

Канада принадлежит к числу стран с параллельной школьной системой, где учебные заведения с религиозной направленностью финансируются наравне со светскими (общественными) из одного и того же бюджета на образование (только 2 провинции не оказывают финансовой поддержки школам с религиозной направленностью). Более 40% всех учащихся (свыше 2 млн.) посещают христианские школы. Из них 90% учатся в католических школах, а оставшиеся 10% ходят в протестантские. … Квалификация учителей соответствует единым стандартам. При этом Канада среди стран "большой семерки" имеет самые высокие расходы в сфере образования. Например, в 1994 г. в Канаде истрачено на образование 7,3% валового национального дохода страны, в то время как в США - 6,8%, в Германии - 5,7%, в Японии - 4,9%, а в Великобритании - 4,1%.

В Германии еще с XVI века с момента заключения известного принципа «чья власть, того и религия» ответственность за регулирование правового статуса церквей возлагается на земельные органы власти. Федеральные земли заключают договора с земельными протестантскими церквями и конкордаты с Католической церковью. Между двумя главными церквями Германии – Евангелической и Римо-католической – заключен договор о совместном ведении образования. Статья 7 § 3 Основного закона гарантирует изучение религии в качестве обычного учебного предмета (за исключением нерелигиозных школ). «Несмотря на право государства осуществлять надзор за преподаванием, религиозные занятия проводятся в соответствии с принципами религиозных сообществ», - пишут исследователи. С 12 декабря 1999 года в Гамбурге действует закон, согласно которому (в соответствии с ст. 7 Основного закона) религиозный предмет является обязательным для изучения. По решению Высшего учебного совета Гамбурга, преподавание религии в школе преследует три задачи: содействие устранению имеющихся противоречий между религиозно-культурными традициями, укрепление способности и готовности к продолжению диалога между ними и воспитание и поддержка индивидуальной религиозности или этическо-морального мироощущения. В Баварии уроки религии также являются обязательным предметом во всех общеобразовательных школах. Земельные власти оплачивают до 90% расходов, связанных с преподаванием религии в школах.

Согласно Конституции Испании, «Органы власти гарантируют право родителей в выборе такой формы воспитания для своих детей, которая соответствует их собственным моральным и религиозным убеждениям». В соответствии с законодательством Испании, «религиозным организациям, с которыми Испанским государством заключено соглашение о сотрудничестве, гарантируется предоставление возможности вести религиозное образование в государственных и частных школах при наличии соответствующего желания со стороны учеников и их родителей». Религия в Испании преподается специалистами, которых светская администрация выбирает из списка кандидатов, представленных епархией. Преподавание религии осуществляется в Испании на всех уровнях, включая в себя детское, начальное, среднее образование, бакалавриат и дальнейшие степени образования как государственного, так и частного.

В последнее время в Испании шла дискуссия о целесообразности преподавания религии в школе, инициированная атеистическими кругами страны. Однако, как пишет испанская исследовательница Г.М.Моран, в Испании «тесные связи государства с Католической Церковью, глубоко традиционные для истории страны, не могли быть устранены при помощи закона, поскольку они обусловлены культурой самого общества».

В Польше религиозным предметом является католический Закон Божий. Он столь же обязателен для изучения, как польский язык или математика и изучается в сетке обязательных общеобразовательных дисциплин. Преподавание для детей других вероисповеданий осуществляется, если учеников не менее 3-х. В противном случае организуются совместные курсы для учеников нескольких школ. Однако каждый школьник обязан изучить курс своей религии. Сегодня в Польше более 500 000 православных. Все они обеспечены правами и возможностями изучения своей религии. В Польше законность и право религиозного преподавания не только гарантированы государством, но и обеспечиваются на практике.

Чрезвычайно интересен опыт Бельгии.

Конституция Бельгии и «Школьный пакт» «предписывают школам предоставлять ученикам выбор между одной из признанных религий (или же «светской моралью») для обязательного изучения в рамках школьной программы по два часа в неделю на протяжении всего периода обучения в школе - с 6 до 18 лет. В силу данного норматива в сетку обязательной школьной программы включены уроки по изучению основ католицизма, протестантизма, англиканства, Православия, иудаизма, ислама и «светской морали». Выбор представляется родителям, которые должны записать своего ребенка на уроки по изучению основ той или иной религии в начале учебного года. Эта свобода выбора не ограничена ни конфессиональной принадлежностью родителей или ученика, ни численностью пожелавших изучать данный предмет учеников». Процентное соотношение учеников соответствует статистическим данным по вероисповеданию: от более чем 50% изучающих католицизм до 1% изучающих Православие. Составление программ уроков и педагогическая инспекция вверены представительным органам самих конфессий. Ученики сдают по основам религии экзамен, отметка ставится в аттестат.

Православная Церковь, признанная государством в 1985 году, преподает «Основы Православия» в Бельгии с 1989 года.

Франция представляет собой строго секуляризованное государство, резко отличаясь этим от других европейских государств. Однако в настоящее время государство стремится вернуть религиозное образование в государственную школу. Деструктивное влияние новых религиозных течений и усиления исламского фактора французы, чтобы сохранить собственную идентичность, начинают осознавать необходимость возврата к истокам французской религиозной и культурной традиции, коренящейся в лоне Христовой Церкви.

Выводы

В европейских государствах сложилась устойчивая модель обеспечения права на изучение религии согласно собственному мировоззренческому выбору в светской государственной школе. Эта модель характеризуется следующими признаками:

1) уроки религии помещены в большинстве стран Европы в сетку обязательных дисциплин наравне с другими предметами. Ученик волен, согласно собственным и своей семьи религиозным убеждениям, выбирать ту религию, уроки которой он желает изучать.
2) в школьной программе преподаются конфессиональные предметы как сугубо религиозного (Закон Божий), так и культурологического характера (Основы православной культуры). Ведутся уроки конкретной религии, которые не подменяются религиоведческими (внеконфессиональными) курсами.
3) преподавание религии ведется в тесном сотрудничестве с представителями конфессий, которые и обеспечивают главный объем преподаваемых знаний:
4) в европейских государствах, как христианских по своей культуре и истории, преобладает преподавание именно христианства (католицизм или протестантизм), как главной, культурообразующей религии.

В этой модели невооруженным глазом видны два подхода:

А) причина выбора именно конфессиональных курсов в том, что религиоведение – чисто информативный курс, а изучение конкретной религиозной традиции – курс, позволяющий решать в первую очередь воспитательные задачи, поставленные перед школой;
Б) христианство (католицизм или протестантизм) однозначно признается основой в преподавании религиозных предметов независимо от страны и ступеней образования.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: