ИКОНЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ




«ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ В ПУСТЫНЕ». Святой Иоанн Предтеча, Креститель Господень, был последним из пророков, возвещавших о приходе Мессии. О нем Иисус Христос говорил, что «Не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше Иоанна». Поэтому Церковь после Богородицы чтит его больше всех святых. Предтечей его называют, потому что он пришел с проповедью прежде Спасителя, а Крестителем – так как он крестил в водах Иордана Иисуса Христа.

Одеждой ему служила грубая верблюжья шерсть, поэтому на всех иконах он изображен в таком виде, что его сразу отличает от других святых. Существуют разнообразные иконографические образы Иоанна Предтечи, одним из известных является образ «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель изображен с крыльями за спиной, что символизирует чистоту его бытия как пустынножителя. На этой иконе мы видим святого, держащего в руке собственную отсеченную голову, так нам образно рассказывают о Божественном даре предвидения Иоанна. В правой руке Крестителя свиток с изречением: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Данная иконография сложилась в связи с представлением о Предтече, содержащемся в пророчестве Малахии как об Ангеле, предварившем явление Христа.

«ВЕТХОЗАВЕТНАЯ ТРОИЦА». В основу композиции иконы "Троица ветхозаветная" положена схема знаменитой иконы преподобного Андрея Рублева XV века. Икона "Троица ветхозаветная" является одной из самых прославленных русских икон.

«И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего: И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.» (Быт.18:1-8)

В православном богословии три ангела символизируют собой ипостаси Бога, которые мыслятся как нераздельные, но и неслиянные - как единосущная Святая Троица.

«ИОАНН БОГОСЛОВ». Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа Спасителя. Нередко в иконографии апостол Иоанн изображается кротким, величественным и духоносным старцем, с чертами девственной нежности, с печатью полного спокойствия на челе и глубоким взором созерцателя неизреченных откровений. Другая главная особенность духовного облика апостола открывается через его учение о любви, за которое ему по преимуществу усвоено наименование Апостола любви. Действительно, любовью пронизаны все его писания, основная мысль которых сводится к понятию, что Бог в Своем существе есть Любовь (1 Ин. 4, 8). В них он останавливается преимущественно на проявлениях неизреченной любви Бога к миру и человеку, на любви своего Божественного Учителя. Он постоянно увещевает учеников к взаимной любви. Служение Любви - весь жизненный путь апостола Иоанна Богослова.

Апостол Иоанн, призывая к святости жизни, торжественно провозглашает, что "всякий, рожденный от Бога не согрешит" (1 Ин. 5, 18; 1 Ин. 3,9). В общении с Богом истинный христианин причастен жизни Божественной, поэтому будущее человечества совершается уже на земле.

Так галилейский рыбак, сын Зеведея, стал Богословом, возвестившим через Откровение тайну миробытия и судьбы человечества.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ». Семистрельная икона теснейшим образом связана с евангельским рассказом о посещении святым семейством Иерусалимского храма на сороковой день (Лк. 2: 34-35). Именно в этот день по законам израильским каждый младенец должен был посвящаться Богу. Когда Пресвятая Богородица и старец Иосиф переступили порог Иерусалимского храма, то их встретил старец Симеон Богоприимец.

Он сказал, что благодаря младенцу много из народа израильского придут к падению, в то время, как другие поднимутся. И что душу, Богородицы пронзит оружие. Пророчество действительно сбылось. Книжники и фарисеи, которые были на высоте среди израильского народа и считались «столбами веры» отошли от Бога, из-за осуждения на смерть Сына Божьего. А простые и не ученые апостолы - ученики Христа, поднялись в глазах Божьих и человеческих. Сама же Богородица получила много скорбей, видя на своих глазах, как поступают с ее Божественным Сыном, ослепленные грехом люди. Действительно ее душу пронзило оружие скорби и печали через созерцание крестных страданий и смерти Спасителя.

Почему на иконе изображены именно семь стрел (мечей)?

Вообще число семь в христианстве приобретает мистическое значение и имеет духовный смысл. Очень часто мы встречаемся с этим числом, как в Писании, так и в Священном Предании. Например, Семь Церковных Таинств, семь Ангельских Чинов, Семь смертных грехов и т.д. Число семь означает полноту определенной духовной реальности.

Относительно иконы «Семистрельной», число семь помещенное в образ мечей имеет двойное аллегорическое значение. Во-первых, оно означает полноту горя, которое Богородица пережила в своей земной жизни. Во-вторых, семь стрел означают семь смертных грехов, которыми грешат люди и которые ведут к вечной гибели.

Содеянные грехи вызывают у Богородицы большое сожалению за человеческий род. Она, как многострадальная и любящая Мать желает спасения каждой личности. А каждый смертельный грех, к сожалению, отдаляет человека от Бога. Грехи пронизывают душу, Богородицы и вызывают у нее скорбь и печаль. И на оборот раскаяние каждого грешника становится большой радостью для нашей Небесной Матери.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ЗНАМЕНИЕ». Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди Ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в ХI–ХII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы «Знамения» известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская-Коренная, Серафимо-Понетаевская и другие.

«СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ». Первой христианской иконой является «Спас Нерукотворный», она — основа всего православного иконопочитания. Этот святой образ всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск.

На иконах типа «Спас на убрусе» изображение лика Спасителя помещено на фоне плата, ткань которого собрана в складки, а верхние концы его завязаны узлами. Вокруг головы – нимб, символ святости. Цвет нимба, как правило, золотой. В отличие от нимбов святых, нимб Спасителя имеет вписанный крест. Этот элемент имеется только в иконографии Иисуса Христа.

Через многие Свои иконы Господь проявлял Себя, являя дивные чудеса.

Нерукотворный Образ Спасителя Иисуса Христа по христианской традиции является одним из доказательств истинности воплощения в человеческом образе второго лица Троицы. Возможность запечатлеть изображение Бога, по учению Православной церкви, связана с Боговоплощением, то есть рождением Иисуса Христа, Бога-Сына, или, как обычно называют Его верующие, Спасителя, Спаса. До Его рождения появление икон было нереальным — Бог-Отец невидим и непостижим, следовательно, и неизобразим. Таким образом, первым иконописцем стал сам Бог, Его Сын – «образ ипостаси Его» (Евр.1.3). Бог обрел человеческое лицо, Слово стало плотью ради спасения человека.

«ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ НА ПРЕСТОЛЕ». Эта икона имеет много общих черт с иконой «Спас на Престоле» (книга, благословляющая рука). Фигура Христа Спасителя всегда изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол - символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того - знак царственной славы Спасителя. Это - образ Судьи всего мира, любящего и справедливого, строгого и милующего. Указующий жест правой руки Спасителя направлен на раскрытое Евангелие.

«СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ». Ни в одной из стран православного мира образ святителя Николая не получил такой популярности, как на Руси. Причины этого – как в особой многогранности его служения (он – святитель, пастырь, опора Церкви, борец с ересью; он – покровитель властителей, князей, он – защитник бедных, заступник всех, попавших в несчастье), так и в особом созвучии его подвига (не ждал, когда его позовут, – сам спешил на помощь) характеру русского народа. А потому-то Николай Чудотворец и узнаётся всеми сразу. Из жизнеописания самого святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе. Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.

Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.

Дошедшее до нас православное предание представляет святого Николая старцем с ангельским ликом, исполненным святости и благодати Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув на святого, усовершался и становился лучше, и всякий, чья душа была отягощена каким-нибудь страданием или печалью, при одном взгляде на него обретал утешение.

На Русь почитание святителя приходит вскоре после ее Крещения, а в XI в. распространяется повсеместно.

«СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА МОСКОВСКАЯ». Святая блаженная Матрона – самая почитаемая московская святая. Имевшая от рождения дар чудотворения, она ещё до кончины своей стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью. Вся её жизнь стала примером великого духовного подвига любви, терпения, самоотречения и сострадания.

Как свидетельствуют верующие, сегодня молитва перед иконой святой праведной блаженной Матроны Московской помогает в самых разных бедах и скорбях: в исцелении от болезней, при финансовых трудностях, в сохранении семьи, при заботе о детях и их благополучии, помогает в рождении детей, укрепляет в вере, приводит ко Святому Причастию и покаянию. Учит доверять Господу, полагаться на Его святую волю.

«СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ». На иконах св. Георгий изображается сидящим на белом коне и поражающим копьем змия. Это изображение основано на предании и относится к посмертным чудесам святого великомученика Георгия. Рассказывают, что недалеко от места, где родился св. Георгий в городе Бейруте, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Что это был за зверь — удав, крокодил или большая ящерица — неизвестно.

Суеверные люди той местности для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.

Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.

Св. Георгий — покровитель воинства. А потому нередко его изображается с другими святыми воинами, чаще всего с Димитрием Солунским. Само изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

«СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕННИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН». Великомученик Пантелеймон – один из самых почитаемых на Русской земле святых. Икона его известна как чудотворная. К ней обращаются не только православные, но и католики, мусульмане, все, кто верит в ее целительную силу. И действительно, еще при жизни святой Пантелеймон лечил тела людей, а в духовной смерти спас множество душ, открыв им истинного Бога. После кончины он остался навсегда целителем и помогает всем больным.

Святой почитается также как покровитель воинов, и в то же время прославляется как целитель. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе.

«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ». Великий русский святой преподобный Серафим Саровский за свои подвижнические подвиги был награжден Господом даром прозорливости и исцеления. Для него открыты были человеческие сердца, равно как были открыты прошлое и будущее. Советы, которые давал преподобный старец, иногда вызывали недоумение и казались странными, но каждый, кто исполнил наставления в точности, мог убедиться, что совет этот был единственно верным и спасительным. По молитвам преподобного Серафима Саровского свершаются многочисленные знамения и исцеления на его могиле. Перед его иконой к святому угоднику обращаются за помощью в душевном и физическом исцелении.

«ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ». Святой преподобный Сергий Радонежский по молитве к нему защитит Вас от любых жизненных проблем. Cвятого просят защитить детей от дурного влияния, от неудач в учебе. Молитвы перед иконой святого, который сам был образцом смирения, помогают в обретении смирения и укрощении гордыни – и своей, и чьей-либо – так как гордыня известна как зло, от которого происходят многие неприятности в жизни нашей и окружающих.

Это один из наиболее почитаемых святых, о его нравственном совершенстве, благочестии и самоотверженном подвижничестве известно далеко за пределами православной России. Его жизнь и деятельность протекали в годы великих бедствий и тяжких испытаний, когда решался вопрос, быть или не быть Московской Руси государством. Сергий Радонежский волей божьей оказался в центре будущей истории Российского государства, и его живое участие, сила духа и молитвы воодушевили русичей на бесстрашную и великую борьбу с татаро-монгольским игом.

Но не только за этот подвиг почитает его народ. Заступник и защитник русской земли, он был глубоко верующим, светлым и добрым человеком, и его душевные качества притягивали к нему людей. Сей святой старец, великий чудотворец, Игумен земли русской примером своего целомудрия воспитал целую плеяду духовных единомышленников. Он основал Троице-Сергиевскую лавру и другие монастыри, в которых на самоотверженной и беззаветной любви к Господу выковалось русское православие. К нему приходили с просьбами и скорбями, за советом и утешением, и великий старец никого не оставил без помощи и внимания. Вот потому и сегодня любима и почитаема икона Сергия Радонежского. Она постоянно напоминает верующим о необходимости хранить свою душу в чистоте и смирении, уклоняться от искушений бесовских, укрощать гордыню.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: