Нравственно-духовное и политическое: общее и частное...




 

Итак, тайное общество было создано, но А. Н. Муравьев ни в коей мере не рассчитывал на быстрый ход его развития, справедливо полагая, что-сначала члены Союза Спасения должны приложить определенные усилия по приведению в порядок своего духовного, внутреннего мира. Совещания тайного общества происходили достаточно часто, на них обсуждались важнейшие государственно-политические проблемы и противоречия[26]. Думается, целью этих встреч являлись определение направления и способа деятельности Союза Спасения, что, в конечном итоге, должно было постепенно привести к выработке статута организации. Незыблемое решение о составлении законоположения общества было принято еще на самом первом его заседании[27]. Все эти факты говорят о том, что в первой половине 1816 г. общество находилось под полным контролем А. Н. Муравьева и развивалось в задуманном им направлении.

Теперь обратимся к расшифровке и характеристике названия первого тайного политического общества. М. В. Нечкина раскрывает смысл названия так: «Союз Спасения - чьего спасения?...Члены общества считали, что Россия стоит на краю гибели, ее нужно спасать...»[28]. С этим нельзя не согласиться, но М. В. Нечкиной дана лишь внешняя характеристика этимологии названия; внутренний, глубинный смысл, на наш взгляд, так и остался недоступным. В названии зашифрована не только политическая идея, в нем можно обнаружить и явное христианско-сакральное содержание, показательное для редчайшей в истории попытки действенного соединения политических и нравственных принципов в освободительном движении. «Спасение» следует понимать как спасение христианское, т.е. спасение для вечной жизни. Инициатор создания Союза Спасения А. Н. Муравьев, человек глубокого религиозно-философского мировоззрения, мог вкладывать в название организации только такой смысл. Отсюда следует и цель (по замыслу Муравьева), с которой члены общества сплотились воедино - очистить свою совесть, чтобы достойно войти в Царство Божие. В таком повороте идеологии первого русского тайного общества нет ничего удивительного – оно создавалось во время активнейших религиозных исканий в России. Наоборот, было бы странным, если бы в начальной стадии своего развития и, тем более, в момент зарождения движение декабристов оказалось бы лишенным какого-либо христианско-духовного содержания. В эпоху Библейского общества и Священного Союза любой значительный общественно-политический процесс не мог не иметь в качестве составляющего движущего компонента религиозно-идеологической основы[29].

Для христианина, если он стремится жить по совести, с точки зрения А. Н. Муравьева в 1816 г. было немыслимым мириться и пассивно сосуществовать рядом со всем злом, которое он видел в земном Отечестве (подобии Отечества Небесного) - это означало бы соучастие в преступлении (грехе) разорения земного подобия Дома Отца и, в конечном итоге, привело бы человека, не заботящегося о состоянии своей души, к неизбежному и невозвратному падению, невозможности искупления личных грехов. Именно в этом смысле следует рассматривать часто встречающиеся в письмах А. Н. Муравьева рассуждения о «прямой пользе Отечества», «любви к родине», «разнообразии Отечества»[30]. Типичны для жизненной позиции А. Н. Муравьева и понятия о стойкой необходимости обязательного следования во всех обстоятельствах не только частной жизни, но и особенно на служебно-общественном поприще долгу «Христианина и честного человека»[31]. Происходящее в государстве А. Н. Муравьев рассматривал и как преступление против христианства, поэтому в тот период и не находил иного для себя выхода, кроме как организации активного противостояния антихристианским силам (государственной власти), не желая совершить самый страшный грех предания веры. Такое спасение есть, прежде всего, спасение самого себя для вечной жизни, конечно же, неизбежно переплетенное с обязательной целью добиваться любой ценой благоденствия своего земного Отечества. Именно идея личного спасения, как важнейшего компонента идеологии тайного общества, и была закреплена в названии первой декабристской организации. Но, несколько забегая вперед, отметим, что далеко не все члены тайного общества оказались способны до конца принять данную идеологию, а тем более найти в себе убеждение следовать ей в политической деятельности. Это обусловило неизбежность изменения внутреннего строя тайного общества и, в конечном итоге, отход самого А. Н. Муравьева от движения декабристов.

 


[1] Пыпин А. Н. Русское масонство. XVIII и первая четверть ХК в. С. 426-427, 527.

[2] Нечкина М. В. Движение декабристов. Т. 1. С. 141.

[3] Муравьев А.Н. Сочинения и письма. С. 75.

[4] Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. С. 300-301.

[5] Пыпин А.Н. Русское масонство... С. 428.

[6] Дружинин Н.М. К истории идейных исканий П.И. Пестеля. С. 322.

[7] Пыпин А.Н. Общественное движение... С. 322.

[8] Там же. С. 314.

[9] Муравьев А.Н. Сочинения и письма. С. 280, 284; ОР РГБ. Ф. 336/11.17.31. Л. 28.

[10] Соллогуб В. А. Петербургские страницы воспоминаний графа В. А Соллогуба. СПб., 1993. С. 41-43.

[11] Пыпин А. Н. Общественное движение в России при Александре I. С. 323.

[12] Дружинин Н. М. К истории идейных исканий П. И. Пестеля. С. 323, 326-327.

[13] Нечкина М. В. Движение декабристов. Т. 1. С. 151.

[14] Муравьев А. Н. Сочинения и письма. С. 76-78.

[15] Нечкина М. В. Движение декабристов. Т. 1. С. 144.

[16] ВД. Т. 1. С. 23, 25.

[17] Нечкина М. В. Движение декабристов. Т. 1. С. 152.

[18] Там же.

[19] Нечкина М. В. Движение декабристов. Т. 1. С. 144.

[20] Муравьев А. Н. Записки. С. 78.

[21] Трубецкой С. П. Записки. С. 217-218.

[22] Старые основные законы Елагинской системы. С. 69.

[23] Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. Киев, 1993. С. 4; РГАЭ. Ф. 626. Оп. 1. Д. 14. Л. 95.

[24] Лотман Ю. М. Декабрист в повседневной жизни. С. 35-36.

[25] Нечкина М. В. Движение декабристов. Т. 1. С. 151-152.

[26] Нечкина М. В. Движение декабристов. Т. 1. С. 147.

[27] Там же. С. 147.

[28] Там же. С. 155-156.

[29] Пыпин АН. Религиозные движения при Александре I. С. 153-157; Вишленкова Е.А. Религиозная политика: официальный курс... С. 49-51, 97-100.

[30] Муравьев А.Н. Сочинения и письма. С. 203-204.

[31] Там же. С. 280.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: