Струткура субъект- средство-объект???




Субъект научной деятельности функционирует в современном обществе на трех взаимодействующих уровнях.

На первом из них субъект выступает как индивид — исследователь, На втором уровне субъектом науч. познания выступает коллектив, научное сообщество,). На третьем уровне - общество в целом,.

Средства научной деятельности включают материально-технические приборы, инструменты, установки и т. д., а также различного рода знаковые средства, в первую очередь язык — специальный научный и естественный. К средствам должны быть отнесены и методы получения, проверки, обоснования и построения знания.

Объект научной деятельности становится таковым лишь вследствие активной материально-практической и теоретической деятельности исследователя. Отсюда возникает необходимость введения понятия «предмет науки», которое фиксирует признаки объекта познания.

5.исторические этапы формирования классической науки

 

Классической наукой называют науку до начала ХХ в.

Основоположниками новоевропейской науки стали Р. Декарт, И. Кеплер, Г. Галилей, Ф. Бэкон.

Развитие классической науки в XVII в. Представлено социально значимым явлением, направленным на стабилизацию всего общества. Подобный шаг характеризуется расколом церкви и нуждается в надежной опоре, являясь средством ориентации в мире. Подобную функцию способно выполнить только объективное знание. Прежде всего, классическая наука ориентируется на отражение объекта, получение объективной истины, стремление к освобождению от существующей субъективности. Однако из контекста науки были исключены целевые причины и высшие смыслы. На данном этапе признавались только действенные причины, в результате чего природа казалось простой и лишенной всякого смысла

Классическая наука определяется совокупностью конкретных критериев:

· Научность признана объективной, т.е. нацеленной на конкретный объект, постигаемый через опыт;

· Наука носит опытный характер знаний. Основными методами для получения и подтверждения полученных знаний применяются наблюдение, измерение, эксперимент. Поэтому к научному эксперименту всегда предъявляются высокие требования повторяемости и воспроизводимости в любом месте в любое время без малейших изменений;

· Классическая наука должна быть достоверной и иметь общую значимость и универсальность научного познания, т.е. быть интерсубъективной. Соответственно, чем достовернее научное высказывание, тем меньшее количество субъективных привнесений содержится в ней.

История классической науки выделяет три эволюционных этапа развития:

· Классический этап – на данном этапе наука характеризуется, прежде всего, принципом интерсубъективности и проникновением субъективных изменений в контекст науки. В первую очередь через процесс познания был внесен принцип дополнительности. Здесь все внимание сосредоточено строго на исследуемом объекте, не вынося его за окружение его деятельности;

· Неклассический этап – данный этап характеризуется идеей зависимости, а также связи конкретного объекта со средствами деятельности. Учет полученных в ходе исследования результатов является условием получения в дальнейшем истинного знания о данном объекте;

· Постнеклассический этап – на данном этапе происходит соотнесение знаний науки с имеющимися средствами познания и ценностными структурами деятельности.

Из всего вышесказанного видно, что научная рациональность, изменяющаяся с каждым типом (историческим моментом развития классической науки), связана с постепенным ослаблением оказываемого влияния принципом интерсубъективности.

Становление классической науки как универсальной модели научного знания носит название редукционизма, т.е. научной логико-гносеологической проблемы, основателями которой стали: Э. Нагель, К. Поппер, К. Г. Гемпель, П. Оппенгейм,. Э. Нагель и другие. Научный редукционизм стал отличительной чертой всего научного знания, ориентированного на выявление сущности происходящих процессов и отображение действительности.

 

 

6.основные характеристики неклассической науки

- наука к. XIX - пер. пол. XX в., базирующаяся на принципиально иных (в отличие от классической науки) онтологических (многовариантность, альтернативность, релятивизм, вероятностность развития событий), гносеологических (взаимодействие объекта и субъекта в процессе познания, относительность истины, частичная верифицируемость научного знания), методологических (теоретический плюрализм, отказ от поиска единого и общепринятого научного метода, опора на интуицию, взаимопроникновение методологических установок естественных и гуманитарных наук, понимание субъективности как черты, присущей самой действительности) основаниях.

Были приняты принципы неклассической науки, которые заключались в следующем:

Непринятие излишней объективности классической науки, которая предлагала воспринимать предмет как что-то неизменное, не зависящее от средств его познания.

Понимание связи между свойствами объекта исследования и особенностью проводимых субъектом действий. Восприятие этих связей в качестве основы при определении объективности описания свойств предмета и мира в целом.

Принятие в исследованиях совокупности принципов относительности, дискретности, квантования, дополнительности и вероятности.

Эйштейн,Дарвин

В неклассической науке господствует идея об изменчивости всего, эволюционизм, зародившийся первоначально в биологии, в дальнейшем распространился и на другие естественные науки, в том числе и физику.

7.основные характеристики постнеклассической науки

Основные характеристики постнеклассической науки:

1. Широкое применение методов и понятий синергетики (саморегуляции) практически во всех сферах научного знания.

Синергетика – это наука о самоорганизации в системах любого рода (Генрих Хакен).

Самоорганизация (по-Хакену) – это процесс оформления временной, пространственной или функциональной структуры без специфического (навязывающего эту структуру) воздействия.

Эти процессы возникают только в системах, отвечающих 3-м условиям:

1. они открыты (т.е. обмениваются с окружающей средой веществом, энергией или информацией);

2. они нелинейны (т.е. в них не действует принцип суперпозиции: А+В≠А∙В);

3. дессипативность (рассеивание) – система м. переходить от порядка к хаосу и наоборот.

Следствия из синергетической парадигмы:

1. сложным системам нельзя навязывать пути развития;

2. развитие системы, в принципе, многовариантно, следовательно, нет никакого изначального плана, по которому д. вести себя система;

3. воздействие на систему д.б. точным, а не силовым;

4. возникла идея о позитивной роли хаоса;

5. синергетика рационально решает вопрос о становлении и поддержании порядка (без гипотезы Бога).

2. Формирование целостного подхода.

3. Оформляется идея коэволюции. Она является следствием целостного подхода.

Коэволюция – это теория паритетного, взаимообусловленного развития компонентов данной системы.

4. Появление междисциплинарной науки.

Постнеклассическая наука ориентируется на проблемный подход и целостный анализ.

5. Методологический плюрализм.

6. Снижение жесткости научного искурса и сопряженности науки с вненаучными формами познания.

7. Ориентация науки на нормы и ценности общества. Современная наука этически не нейтральна (бомбы, ядерное оружие).

8.развитие научной картины мира

особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий

Научная картина мира — множество теорий в совокупности описывающих известный человеку природный мир, целостная система представлений об общих принципах и законах устройства мироздания[3]. Картина мира — системное образование, поэтому её изменение нельзя свести ни к какому единичному (пусть и самому крупному и радикальному) открытию.

Натурфилософия (Н) – философия природы, умозрительное (абстрактное) истолкование природы, рассматривающее ее в целостности.

В древности – наиболее значительная роль. Фактически является первой исторической формой философии. Др. греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, имевших большое значение в истории науки, например атомистическая гипотеза (все материальные вещи состоят из атомов). Само понятие Н восходит к стоицизму (основатель этой школы Зенон Китийский; один из представителей Сенека; по Зенону учение делится на логику, физику и этику).

В средние века – происходит сближение философии с теологией, вследствие чего Н почти исчезает с философского горизонта: элементы античной Н были приспособлены к представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии.

В эпоху Возрождения вырос интерес к Н. представители: Бруно, Телезио, Кампанелла. Была выдвинута идея целостного рассмотрения природы. Понимание природы в целом носило фантастический характер.

В 17-18 вв. Н на втором плане

В немецкой философии Н становится одной из основных философских дисциплин. Один из представителей Шеллинг выдвинул идею о полярности как принципе разделения первоначального единства природы.

Небесные тела совершенны, божественны и вечны, совершают идеальные круговые движения, состоят из неразрушимого идеального элемента — эфира.

КЛАССИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА - термин для обозначения механистического понимания Вселенной, составляющего основу классического естествознания. К.к.м. сложилась в XVII-XVIII вв., наиболее значительный вклад в ее становление внесли Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Кеплер и особенно И. Ньютон. Завершающий характер она приобрела в конце XVIII в. в результате исследований X. Гюйгенса, Л. Эйлера, Д. Бернулли,

По Ньютону, мир — это бесконечное пространство, в кото­ром выполняются все постулаты геометрии Евклида. Прост­ранство неограниченно простирается во все стороны, время все­гда и везде равномерно течёт с одинаковой скоростью. Мир бесконечен во времени и пространстве и однороден,

В классической картине мира существует два противоречия, которые называются гравитационным и фотометрическим парадоксами.

Гравитационный парадокс

В теории Ньютона невозможно вычислить силу тяготения, так как она является суммой всех сил, действующих со сто­роны всех тел Вселенной. В то же время в ог­раниченном объёме закон Всемирного тяготения строго выпол­няется.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: