Презентация «Три кита в музыке»




На чем держится музыка, или «Три кита»

Прежде чем прочитать сказку, расскажите детям о том, как в давние времена люди думали, что Земля держится на трех китах. В наше время никто в эту сказку уже не верит, все знают, что таких китов нет и не было никогда. Но очень важные вещи люди и сейчас называют иногда «китами».

Жили-были в море Музыки три кита. Одного кита звали Танец, другого кита — Песня, а третьего — Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный?

«Послушайте, друзья, — говорит кит по имени Танец, — сначала надо разобраться, кто из нас самый старший? Я —: Танец. Без меня человеку никак не обойтись, со мной человеку весело, ни один праздник без меня не обойдется».

Тут Кит Песня ему возражает:«Нет, Танец, кто старше: ты или я — нам вряд ли определить. А вот кто человеку нужнее? Конечно, Песня. С Песней человек никогда не расстается. С Песней он трудится и отдыхает. Я и в радости и вторе помогу: и рассмешу, когда надо, и утешу».

Кит по имени Марш тоже в спор вступает: «Ну, знаете ли, друзья! И со мною тоже человек всю жизнь не расстается. Я и в труде, и в бою, и на торжественном параде, и на балу первый. А в последний путь человека кто провожает? Вот и решайте, кто в море Музыки главный».

Спорили они, спорили, и решили, что рассудить их может только человек. Да не простой человек, а тот, который музыку сочиняет, то есть композитор. Смотрят: плывет, купается в Море музыки композитор Дмитрий Дмитриевич Кабалевский. Обратились киты к композитору Дмитрию Дмитриевичу Кабалевскому: «Рассуди нас, композитор, пожалуйста. Какой кит важнее, кому быть главным в море Музыки? »

Задумался композитор. Долго он думал да рассуждал и, наконец, объявил во всеуслышание о своем открытии: «Песня, Танец и Марш — основные виды музыки. Все они одинаково важны потому что музыка на этих «трех китах» держится».

Люди, услышав композитора, поддержали его. «В самом деле, не о чем тут спорить, — сказали они, — и песня, и танец, и марш нам нужны одинаково. Нет смысла спорить о том, что в музыке важнее».

Звучит тема медленной части скрипичного концерта Д. Кабалевского.

Музыкальный руководитель (м.р.). Какая прекрасная мелодия! Светлая, ясная... Кажется, будто прилетела она прямо из мечты. Как нежно и трогательно поет ее музыкальный инструмент, словно человеческий голос. Вы любите музыку? Расскажите мне, какая музыка больше всего вам нравится. (Ответы) Как вы думаете, что нужно для того, чтобы музыка родилась и зазвучала? (Предположения детей) Музыку должен кто-то написать, сочинить, придумать. Как мы называем человека, сочиняющего музыку? (Композитор) Музыку нужно исполнить на инструменте или спеть. Как мы назовем того, кто это делает? (Исполнитель) Музыка существует для людей, а не только для тех, кто ее сочиняет и исполняет. Поэтому у нее должны быть слушатели.

Музыка всегда возникает из тишины. Послушаем и мы с вами тишину в зале, прежде чем повторится эта замечательная мелодия, с которой началось занятие. Вслушайтесь в нее. Какой инструмент ее исполняет? (Повторное прослушивание фрагмента из скрипичного концерта Д. Кабалевского) Конечно же, это скрипка. А прослушали мы с вами фрагмент из «Концерта для скрипки с оркестром». Его написал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году. Сегодня на нашем занятии будет звучать музыка Кабалевского.

Дмитрий Борисович с особой любовью относился к детям. Помимо «взрослых» опер, симфоний, ораторий он написал очень много музыкальных произведений для детей - фортепьянные пьесы и песни. Некоторые из них вы уже знаете. Многие, наверное, помнят пьесу о веселых и забавных клоунах, которые смешно кувыркаются, скачут, падают. (Играет начало пьесы) Или мужественную стремительную «Кавалерийскую» (наигрывает), или бодрую и торжественную песню «Праздник веселый». Эти произведения Кабалевского уже звучали на наших музыкальных занятиях.

Но композитор был широко известен не только своими музыкальными произведениями для детей. Он очень много сделал, чтобы классическая музыка, которую слушают дети, стала им понятна и близка, чтобы они на всю жизнь полюбили ее. Для этого Кабалевский часто встречался с детьми и беседовал с ними о музыке. Он приезжал летом в пионерские лагеря «Артек» и «Орленок», беседовал с детьми вечерами у костров, выступал с эстрады перед началом концертов, проводил необыкновенно интересные уроки музыки в обычной школе.

Свои беседы он обычно начинал так.

«Давным-давно, когда люди еще многого не знали, они не могли понять, как устроена планета Земля, на которой мы живем. Поэтому они придумывали себе разные объяснения, одно невероятнее другого. Так, они полагали, что Земля плоская, как блин, и омывается со всех сторон океаном и что ее держат на своих спинах три огромных кита. Причем же здесь музыка? А при том, что в музыке, как это ни странно, существуют свои "три кита". И существуют они на самом деле, а не в сказке. На этих "трех китах", можно сказать, почти вся музыка держится».

Что же это за киты? Почему их три, а не пять? Конечно, выражение «три кита» - условное, образное, и «киты» эти не настоящие, они не плавают в океане. Это три основные области, или, как их называют, три жанра музыки, а еще точнее -три типа музыки. Вы все с этими «китами» уже не раз встречались, и они вам хорошо знакомы. Сейчас вы убедитесь в этом сами.

Я сыграю вам отрывок, вы будете слушать его впервые. Будьте внимательны, постарайтесь ответить на вопросы: что это за музыка? Какой у нее характер? Что бы вам хотелось делать, слушая ее?

Музыкальный руководитель исполняет на фортепьяно «Рондо-марш» Д. Кабалевского.

Дети. Музыка бодрая, четкая, решительная. Под нее хорошо шагать. Это марш.

М.р. Вы правильно определили, это марш. Это наш первый «кит» в музыке. Слушайте следующий отрывок. А вопросы прежние: какой характер музыки? Что под нее хочется делать? К какой области музыки ее можно отнести?

Музыкальный руководитель поет без аккомпанемента первый куплет «Колыбельной Антонины» из оперы Д. Кабалевского «Семья Тараса» (вторая картина первого действия); второй куплет - с музыкальным сопровождением (приложение 1).

Дети. Это песня. Музыка нежная, грустная, спокойная, будто мама укачивает ребенка. Это колыбельная.

М.р. Правильно. Песня - это второй «кит» в музыке. Слушаем еще один отрывок.

Исполняет на фортепьяно «Вальс» Д. Кабалевского.

Дети. Музыка легкая, плавная, подвижная, под нее хочется танцевать и кружиться. Это вальс.

М.р. А что такое вальс? Дети. Танец.

М.р. Какие еще танцы вы знаете?

Дети. Польку, хороводный танец, плясовую.

М.р. Все танцы составляют третий тип музыки. Танец - это третий «кит». А теперь назовите всех трех «китов».

Дети. Марш, песня, танец.

М.р. Сейчас я буду играть эту же музыку Кабалевского, но в другой последовательности, а вы выберите для себя подходящие движения, соответствующие характеру музыки, и свободно двигайтесь под нее.

Дети маршируют, имитируют укачивание куклы, импровизируют вальс.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: