Образовательная деятельность. Создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций. Типы образовательных организаций. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет. Категории образовательных организаций высшего образования. Устав образовательной организации. Управление образовательной организацией. Структура образовательной организации. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации. Информационная открытость образовательной организации. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения. Организации, осуществляющие обучение. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность
Примерные вопросы к государственному экзамену
«Управление воспитательной работой и Правоведение»
1. Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.
2. Воспитание в контексте модернизации образования.
3. Базовые теории воспитания и развития личности. Закономерности и принципы воспитания.
4. Система воспитания личности в общеобразовательном учреждении. Характеристика направлений воспитания личности.
5. Коллектив как объект и субъект воспитания.
6. Организация воспитательной работы в образовательном учреждении. Методы и формы воспитания личности.
7. Научно-исследовательская работа школьников: понятие, роль, формы, структура.
8. Социальное воспитание детей в образовательной организации.
9. Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
10. Социальная психология в образовании. Взаимодействие как психолого-педагогическая категория.
|
11. Психолого-педагогическое консультирование в образовательной организации.
12. Методы и методики педагогической диагностики.
13. Характеристика эмпирических методов психолого-педагогического исследования.
14. Нормативная база деятельности молодежных и детских объединений. Государственные структуры по работе с молодежью.
15. Социальная педагогика как отрасль интегративного знания. Функции социальной педагогики
16. Принципы гуманизма, природосообразности, культуросообразности и дополнительности в социальном воспитании.
17. Концептуальные основы процесса социализации.
18. Педагогическая техника: понятие, принципы, особенности, составляющие.
19. Профессиональные компетенции и компетентность.
20. Педагогическая культура и личностные качества педагога.
21. Конфликты в образовательной организации и способы их разрешения.
22. Семья как социальный институт. Семейное воспитание.
23. Взаимодействия образовательной организации с семьей.
24. Технологии индивидуальной работы с детьми «группы риска» в образовательной организации.
25. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
26. Методика воспитательной работы с детьми из семей мигрантов в образовательной организации.
27. Девиантное поведение детей и подростков как социально-педагогическая проблема
28. Сопровождение одаренных детей в образовательной организации.
29. Система дополнительного образования детей. Педагогическая деятельность в системе дополнительного образования детей.
30. Основы социально-правовой защиты несовершеннолетних в Российской Федерации.
|
31. Управление современной образовательной организацией. Технологии и методы педагогического менеджмента.
32. Педагогическое проектирование: понятие, содержание, этапы.
33. Информационное обеспечение управления воспитательной работой.
34. Взаимодействие участников социально-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательной организации.
35. Технология профессиональной ориентации школьников в образовательной организации.
36. Понятие государства. Признаки государства. Форма государственного устройства.
37. Органы государства и их классификация в РФ. Принципы организации и деятельности государственного аппарата РФ.
38. Признаки правового государства. Пути формирования правового государства в РФ.
39. Понятие и сущность права, функции права. Понятие и основные признаки нормы права.
40. Структура правовых норм, их классификация.
41. Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права. Институт права. Понятие и виды.
42. Правосознание и правовая культура.
43. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
44. Конституция РФ как основной источник конституционного права.
45. Административно-правовой статус граждан (общая характеристика).
46. Административно-правовой статус иностранных граждан (общая характеристика).
47. Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, значение, нормативная основа, структура.
48. Государственный контроль и надзор: понятие, субъекты, содержание, процедуры.
49. Понятие, особенности и основания административной ответственности.
|
50. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях.
51. Общая характеристика преступлений против семьи и несовершеннолетних.
52. Нормы международного права о защите прав ребёнка.
53. Понятие муниципального образования. Виды муниципальных образований.
54. Устав муниципального образования. Порядок государственной регистрации устава муниципального образования.
55. Правовое регулирование деятельности общественных объединений в РФ.
56. Правовое регулирование деятельности религиозных объединений в РФ.
57. Понятие семейного правоотношения и принципы его правового регулирования.
58. Опека и попечительство. Усыновление детей. Приемная семья.
59. Ответственность за неосуществление семейных прав и неисполнение семейных обязанностей.
60. Понятие и условия заключения трудового договора. Виды трудового договора. Основания прекращения трудового договора.
61. Трудовой распорядок и дисциплина труда.
62. Особенности регулирования труда педагогических работников.
63. Трудовые споры и порядок их разрешения.
64. Труд несовершеннолетних.
65. Конституционное право граждан на образование.
66. Понятие и особенности правового регулирования деятельности образовательного учреждения.
67. Особенности правового регулирования финансовых и имущественных отношений в системе образования.
68. Правовое регулирование педагогических отношений.
69. Правовое регулирование педагогических отношений в общеобразовательной школе.
70. Понятие и типы организаций, осуществляющих образовательную деятельность.