Диалектика и метафизика как концепции развития




В комплексе философских проблем важное место занимает учение о всеобщей связи и развитии явлений природы, общества, мышления - диалектика.

Термин "диалектика" в переводе с древнегреческого языка означает "рассуждать", "вести беседу".

Древняя Греция была родиной диалектики, где возникла ее первая форма, представленная именами Гераклита, Зенона, Сократа, Платона, Аристотеля.

Диалектика, с одной стороны, выступала как метод спора, поиска истины, а с другой стороны, диалектика характеризовала изменчивость, текучесть мира, его противоречивость, внутреннюю гармонию.

В средние века элементы диалектики содержатся в учениях Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Диалектический метод мышления развивается и в периоды Возрождения, нового времени. В 16 веке во Франции нарастают рационалистические тенденции в философии. Представителем рационализма был выдающийся оратор, мыслитель Пьер де Ла Раме (Рамус лат.), сын бедного крестьянина. В 1555 году Рамус издал свой труд под названием «Диалектика», в котором критиковал философскую систему Аристотеля. Рамус утверждал, что всё сказанное Аристотелем ложно. Во время Варфоломеевской ночи Рамус был убит наёмниками по доносу схоластов.

Диалектика здесь выступает как школа логики, реализуется в учениях о троице, о творении мира. Развитой формой диалектики является диалектика немецкой классической философии от Канта до Гегеля. Гегелевская система идеалистической диалектики выступает как развитие абсолютной идеи и охватывает в своем единстве практически всю совокупность знаний своей эпохи.

Естествознание XVIII - XIX веков разрабатывает идеи развития в природе. Французский врач-философ Ж.О.Ламетри, автор книги "Человек-машина", выступал против представлений о неизменности видов, доказывал, что нынешние виды животных представляют собой результат длительного процесса смены менее совершенно устроенных организмов более совершенными. Автор "Естественной истории" Ж.Л.Бюффон критиковал идею неизменяемости видов и заявлял, что в пределах родов может происходить смена одних видов другими. Ламарк в работе «Философия зоологии» также не принимал метафизического тезиса о вечности видов. Наконец, Ч.Дарвин в труде "Происхождение видов путем естественного отбора" рассматривал движущие силы эволюции живой природы. Развитие понимается Ч.Дарвиным как непрерывный процесс создания новых видов путем скачков, в виде единого процесса прогресса и регресса.

Опираясь на достижения науки своего времени, К.Маркс и Ф.Энгельс разработали материалистическую диалектику, показали действие ее законов в природе и обществе, рассмотрели ее как методологию познания и преобразования действительности.

Нельзя не сказать о вкладе в развитие диалектики русской философии. В Х веке на Руси становится известным сочинение И. Дамаскина, классика византийской патристики. Созданный им энциклопедический труд "Источник знания" одной из частей включал в себя "Диалектику", разъяснявшую логические понятия.

Высокого уровня развития диалектика достигла в трудах русских революционных демократов А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского. Свой вклад в развитие диалектического метода мышления внесли врачи-философы России. К.Ф. Вольф отверг теорию постоянства видов и разрабатывал учение об эволюции; С.Г. Зыбелин рассматривал организм человека с позиции целостности; В.Я. Данилевский с научных позиций объяснил диалектику внутренних и внешних взаимодействий организма, проблемы причинности, необходимости, отражения; И.В. Давыдовский уделил большое внимание проблемам причинности в медицине.

Диалектический метод в эволюционно-христианской форме присутствует в философии французского биолога и гуманиста Тейяра де Шардена, утверждавшего, что вся материя должна предстать перед нами в процессе развития. Основные критические точки процесса развития природы таковы: неорганическая природа – преджизнь, органическая – жизнь, духовный мир человечества – ноосфера и, наконец, точка омега – Бог. В ходе сознания эволюционно-космической картины мироздания Тейяр де Шарден руководствуется положениями диалектической методологии о качественном многообразии образующих мир объектов, их изменчивости, взаимосвязи и развитии от низшего к высшему.

Шарден, будучи убежденным эволюционистом, считал, что ноосфера – продукт эволюции. Но, будучи идеалистом, воспринимал ее отдельно от материи. Поэтому его представление о глобальной эволюционной вселенской цепи можно представить в виде схемы.

Схема № 3

 

 


Учение о перевоплощении, эволюции, на наш взгляд, лежит в основе теософии Е.П.Блаватской, автора книги «Тайная доктрина», в учении Е.Рерих, в котором одним из главных является понятие духовного огня. Трансформация огненной субстанции рождает совокупность миров.

Диалектика является для науки важной формой мышления, ибо она представляет собой и аналог и метод объяснения происходящих в мире процессов. Диалектика как наука о всеобщих законах развития, будучи применена к природе, выступает как диалектика природы, будучи применённой к обществу выступает как диалектика общественного развития, диалектика, взятая как наука о законах и формах мышления, выступает как диалектика мышления.

Диалектика - это наука, систематизированное, стройное философское знание, все части которого связаны друг с другом и представляют собой обширный арсенал принципов законов и категорий.

Принципы диалектики - это основополагающие начала, лежащие в основе ее как науки. Диалектика в свое содержание включает целый ряд принципов. Субординация принципов в этом ряду должна отражать действительность, принципы должны быть связаны и детерминированы друг с другом, последовательно выводиться друг из друга и тем самым представлять собой целостную, открытую, динамичную систему, которая может быть представлена в следующем виде: принцип бытия, принцип материального единства мира, принцип неисчерпаемости материи, принцип связи, принцип развития, принцип детерминизма, принцип системности, принцип функционирования.

Вторым системным элементом диалектики являются законы. Закон – это необходимая, существенная, устойчиво повторяющаяся связь-отношение, характеризующая взаимозависимость явлений, порядок их строения и функционирования, тенденции их возникновения и развития.

Многообразие необходимых связей, отношений, взаимодействий служит объективной основой существования многих законов, которые классифицируются по разным основаниям. По формам движения материи можно выделить законы механические, физические, химические, биологические, социальные; по механизму детерминации – динамические и статистические.

Рассмотрим динамические и статические законы, которые важны при изучении причинных явлений, а также стохастических, вероятностных событий. Динамические закономерности – объективные необходимые связи, характеризующие поведение относительно изолированных объектов. Это законы однозначной, определенной детерминации. Динамическая закономерность понимается как форма причинной связи, при которой наличное состояние системы однозначно определяет все ее последующие состояния.

Статистические закономерности – форма проявления взаимосвязи явлений, при которой данное состояние системы определяет все ее последующие состояния неоднозначно, а лишь с определенной вероятностью.

Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов. Эти законы реализуются при рассмотрении массовых явлений случайного характера, они подтверждают диалектику случайного и необходимого. Эти законы лежат в основе теории вероятностей, которая разрабатывалась на базе статистических данных о случайных явлениях. Статистические идеи определяют теоретико-вероятностный стиль мышления. Вероятностно-статистические методы применяются в таких дисциплинах как медицинская статистика, квантовая механика, синергетика и других. Вероятность и случайность стали нерасторжимыми в неклассической и постнеклассической науке, в физической картине мира.

Стиль мышления, основанный на идеях квантовой физики, делает ставку в понимании микрообъектов на вероятность, неоднозначность, неопределенность. Состояние микрообъекта в квантовой механике определяется волновой функцией, которая имеет статистический, вероятностный смысл. Квантовая механика включила в науку вероятностный детерминизм, согласно которому результаты измерений принципиально неопределённы.

Отношением, претендующим на высокую степень общности, является иерархия. Иерархически организованные формы существуют во всех сферах объективной реальности: неорганической, биологической, социальной. Существует иерархия структурных уровней материи, форм движения, государственных структур, политических организаций. Иерархия представляет собой закон структур, закон организации систем. В общей теории организации иерархию характеризует принцип управления.

Иерархия - принцип структурной организации многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями бытия по закону от высшего к низшему и наоборот от низшего к высшему.

Иерархические отношения обладают рядом качественных характеристик:

- иерархические структуры представляют собой многоуровневую форму организации объектов, а форма, как известно, есть закон явления;

- иерархия есть система отношений повторяющихся, устойчивых, необходимых, так как любая система имеет иерархическую структуру и без нее невозможна;

- иерархия существует во всех сферах объективной реальности.

Следовательно, иерархию представляется возможным рассматривать не только как понятие, принцип организации, но и как закон действительности достаточно высокой степени общности.

Многообразие мира порождает многообразие его законов, которые можно классифицировать по степени их общности: всеобщие, общие и частные. Законы диалектики относятся к числу всеобщих, действующих и в природе, и в обществе и в мышлении.

Закон единства и борьбы противоположностей выступает ядром, стержнем диалектики, ибо он раскрывает источник движения мира, образует логическую основу, стержень всех других законов и определяет главное содержание диалектического метода познания, требуя изучать противоположности в сущности явлений.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм, характер развития.

Закон отрицания отрицания определяет направленность развития, связь старого и нового.

Категории - третий элемент диалектики.

Категории - это наиболее общие, основные узловые понятия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов действительности. Категории диалектики носят всеобщий характер, взаимосвязаны, изменчивы, взаимопереходящи.

Категории диалектики можно систематизировать на основании системы принципов, ибо последние синтезируют в своем содержании информацию о всеобщих свойствах бытия.

На основе принципа существования выводится категория "бытие". Принцип материального единства мира служит основанием выведения категорий материи, сознания, единства.

Принцип неисчерпаемости материи конкретизируется в категориях элемента, части, отдельного, всеобщего, особенного, количества и качества (характеристики отдельного).

Принцип всеобщей связи дает возможность вывести раскрывающие его суть категории: взаимодействия, отношения, связи, закона, противоречия.

Принцип развития содержит категории изменения, движения, развития, прогресса, регресса, скачка, меры, отрицания.

Принцип детерминизма является основанием для выведения категорий условия, причины, следствия, случайности, необходимости, формы.

Содержание принципа системности представлено категориями система, организация, структура, сущность, функция.

Принцип функционирования выражается в категориях свойства, явления, возможности, действительности.

Предлагаемая система носит целостный характер, категории субординированы в соответствии с содержанием принципов. Система носит открытый характер для изменений и дополнений.

Основными принципами диалектики являются принципы связи и развития.

Вся объективная реальность представляет собой совокупность связанных предметов и процессов. В бесконечной паутине отношений и связей реализуется жизнь мира.

Принцип связи является отражением организованности мира, фундаментальным методологическим принципом, на котором строится здание философии.

Суть принципа связи заключается в следующем: ни одно событие не может возникать и существовать вне связи с другими явлениями. Все в мире связано и взаимообусловлено.

Принцип связи является методологическим основанием теории систем. Например, системными постулатами экологии как теории является признание того факта, что в мире действует закон всеобщей связи в природе и обществе, называемый также принципом непрерывности. Г.В. Лейбниц отмечал, что существует тесная связь между людьми и животными, между животными и растениями, между растениями и минералами.

В экологии действует закон «все связано со всем». Это означает, что возмущения одной части системы неизбежно вызывают изменения в других ее частях. В природе действует основной биологический закон К.Ф. Рулье – И.М. Сеченова, принцип единства организма и среды: между живыми организмами и окружающей их средой существуют тесные взаимоотношения, обусловленные постоянным обменом веществом, энергией и информацией.

Диалектика основой всеобщей связи считает единство всех процессов действительности. Принцип связи необходимо соединять с принципом материального единства мира.

Прежде чем определить категорию «связь» необходимо определить категорию «отношение». Ведь все, что существует находится в отношении. Всякая вещь состоит из различных отношений к другой.

Отношение – это способ, которым проявляет себя сосуществование различных вещей в мире.

Возможны и другие определения, ибо категория «отношение» во многом дискуссионна. Можно выделить отношения связи, взаимосвязи, общности, а также отношения несвязанности, независимости.

Связь – это отношение общности, зависимости, когда один объект действует на другой веществом, энергией, информацией.

Учесть все универсальные связи в мире очень трудно. Но их можно классифицировать в зависимости от характера отношений материальных объектов.

Различают следующие виды связей:

1. Связи, присущие основным видам материи и формам ее движения: социальные, биологические, химические, физические, информационные.

2. Связи, присущие формам существования материи: пространственные, временные.

3. Связи классифицируются и по характеру:

- внутренние и внешние,

- существенные и несущественные,

- необходимые и случайные.

Одной из всеобщих форм связей является взаимодействие. Связь взаимодействия представляет собой процесс воздействия объектов друг на друга, ведущий к изменению их состояния.

Диалектическому пониманию связи противостоит ее метафизическое понимание. В чем состоит противоположность метафизического и диалектического понимания связи.

Диалектика утверждает, что все предметы и явления связаны и взаимообусловлены, определяющее значение имеют внутренние связи.

Сторонники метафизики считают, что предметы и процессы слабосвязаны, независимы, определяющее значение имеют внешние связи.

В свете современного философского и естественно-научного знания следует несколько слов сказать и о категории «независимость». Категория «независимость» вошла в структуру фундаментального знания, когда наука стала рассматривать сложные системы, проблемы статистических закономерностей, массовых случайностей, хаоса. По мнению выдающегося генетика И.И.Шмальгаузена, академика А.И.Берга, независимость такое же фундаментальное явление природы как и связь, зависимость.

Независимость означает, что соответствующие объекты и системы обладают внутренними степенями свободы, что и определяет специфику их функционирования и поведения. (См.: Сачков Ю.В. Независимость с точки зрения физики // Вопросы философии. – 1994. - №3. – С.176-182). Независимость – это одно из начал строения и эволюции мира. Однако сама по себе независимость не может быть основой мира. Конструктивно независимость проявляет себя лишь в сочетании с зависимостью, связью.

Примером зависимости является процесс глобализации, сущностью которого является растущая взаимосвязь стран и народов, тенденции к установлению единых стандартов поведений в экономической, политической, информационной и культурной сферах. Некоторыми чертами глобализации являются:

- зависимость реализации конкретных интересов граждан от решений, принимаемых за пределами их стран;

- зависимость национальных органов власти в принятии политических решений от обстановки в мировом сообществе, мировой экономике;

- создание транснациональных организаций и сил, действующих независимо от государств; политический сепаратизм;

- создание глобального планетарного пространства-времени, пространственно-временной инфраструктуры единой планетарной цивилизации.

Принцип всеобщей связи рассматривается в органическом единстве с принципом развития.

Суть принципа развития заключается в следующем: все без исключения предметы и явления действительности находятся в вечном движении, возникновении и уничтожении, то есть в развитии.

Развитие представляет собой направленное необратимое изменение. Содержание процесса развития, его предмет, условия, движущая сила, характер, направленность могут быть осмыслены на основании данных естествознания, биотической эволюции (см. схему 4).

Предметом биотического развития, его элементарной ячейкой является популяция, которая развивается при внутренней детерминации, во взаимодействии внутреннего и внешнего в конкретных условиях.

Условием развития живого является биогеоценоз - совокупность однородных природных явлений (атмосферы, растений, почвы и т.д.), которые имеют свою специфику взаимодействия слагающих компонентов.

Проблема развития в её философском измерении включает в себя вопрос источника и движущей силы. Источником развития является внутренняя противоречивость явления. Понятие движущей силы не тождественно понятию источника. Источник - это непосредственная, "делающая" причина развития, процесс, из которого вытекает какой-то результат. Движущая сила отражает особый класс причин, опосредованно воздействующих на процесс, связанных с побуждением " делать".

Источником развития в живой природе является борьба за существование, которая представляет собой многообразие противоречий: между особенностями вида и средой, межвидовые и внутривидовые противоречия.

Движущей силой, факторами эволюции выступают мутационный процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Естественный отбор является основой эволюции и понимается как выживание наиболее приспособленных организмов, как фактор видообразования. Философский смысл учения Ч. Дарвина заключается в том, что в теории естественного отбора отражена реальная диалектика живой природы. Естественный отбор представляет собой способность вида, популяции осуществлять выбор среды, обеспечивающую их выживание.

Следует также учитывать, что любое развитие, биотическая эволюция основывается на вероятностном детерминизме, диалектике необходимого и случайного. Случайность вносит в эволюционный процесс неопределенность, делает его неустойчивым, порождает новые возможности развития органических форм. Главным генератором случайности в живом является мутационный процесс. Однако фактором, вносящим определенность в эволюцию, является естественный отбор. В результате естественного отбора осуществляется диалектическое превращение случайного в необходимое, возможного в действительное.

Развитие осуществляется путем постепенного количественного и скачкообразного качественного изменения. На биотическом уровне такой характер развития реализуется в микро- и макроэволюции, в результате которых происходит дивергенция, конвергенция, образование под­видов, видов, классов.

Внутренняя противоречивость развития проявляется в его направленности, в единстве прогрессивной, восходящей ветви и регрессивной, нисходящей ветви развития. Проблема направленности развития занимает важное место в диалектике. Направленность и направление развития – это не одно и то же. Направление – это развитие в одной плоскости, оно представляет собой частное усовершенствование системы, не меняет уровня ее организации. Направленность же внутренне противоречива, характеризуется сменой направлений, нелинейностью, необратимостью в изменениях системы. Направленность развития осуществляется посредством механизма диалектического отрицания, существенным моментом которого является преемственность, удержание в новом качестве всего положительного и жизнеспособного от предыдущих этапов раз­вития.

В живом направленность объективируется посредством запрета на многие комбинации в развитии вида и посредством сохранения вариантов, имеющих шансы выжить.

Процесс развития можно определить как связную последовательность направленных, необратимых количественных и качественных изменений и входящих в них диалектических отрицаний, вызванных противоречиями системы.

Диалектический принцип развития, идея развития получили свое выражение в концепции глобального эволюционизма. Под глобальным эволюционизмом понимается особенная форма функционирования идеи развития применительно к таким естественным наукам, как биология, космология, геология и т.д. (Миклин А.М.. Эволюционная теория: век ХХ // Концепции современного естествознания – СПб: Лань, 1999. - с.52-54). В концепции глобального эволюционизма отображается структурная и генетическая общность процессов развития на разных уровнях развития материи. Вся Вселенная как самоорганизующаяся система представляется в виде 4-х типов взаимодействия: космического, химического, биологического, социального. Концепция глобального эволюционизма является не только блоком современной научной картины мира, но и относится к эволюционной картине мира.

Современная физика изучает направленные и необратимые процессы в неживой природе. Например, эволюционная идея реализуется в космологии, науке, изучающей строение и эволюцию Вселенной. В соответствии с идеями физика Г.А. Гамова, «Большой взрыв», произошедший около 20 млрд. лет назад, рассматривается как момент возникновения Вселенной.

Согласно рассматриваемой теории развития Вселенной, вся ее история разделяется на 5 этапов (эр). Некоторые эры разделяются на эпохи, их длительности следующие (указано космическое время):

а) эра «хаоса»: от 0 (10-44 с) до 10-33 с;

б) эра «адронов»: от 10-33 до 10-5 с;

в) эра «лептонов»: от 10-5 до 1 с;

г) эра «радиации»: до 10 с до 1 млн. лет, в том числе:

- безъядерная эпоха: от 10 с до 3 мин;

- эпоха вещества: от 3 мин до 1 млн. лет;

д) эра «звездная», или современная эра: от 1 млн. лет до современности (≈ 10 млрд лет).

Естественно-научным доказательством правильности идеи «Большого Взрыва» являются факты расширения Вселенной и наличие реликтового излучения.

Американский астрофизик Э. Хаббл (1889-1953) экспериментально подтвердил на основе эффекта Доплера факт расширения Вселенной. Хаббл, исследуя спектры излучения галактик, первым связал скорости их удаления («красное смещение») с расстоянием до галактики, определяемым на основании независимых оценок, и установил в 1929 г. закон, носящий его имя.

Закон Хаббла V=H*L
V – скорость удаления галактики L – расстояние до галактики H = 50 / 100 - постоянная Хаббла

Из закона Хаббла следует, что все галактики и наша галактика «Млечный Путь» взаимно удаляются друг от друга со скоростями, прямо пропорциональными расстояниям между галактиками. Единица межгалактических расстояний – парсек (пс) равна примерно 3,26 световых года (т.е. 3,26 расстояний, проходимых светом в космосе за год). В единицах системы СИ: 1пс=3,09*1013 км, 1 Мпс=3,09*1019 км.

Философскую концепцию развития иллюстрирует процесс эволюции человека (см. схему № 5). Важнейшей предпосылкой антропогенеза является феномен так называемого неограниченного прогресса, то есть существование в эволюции живой природы единой магистральной линии от амебы до человека. Суть концепции неограниченного прогресса заключается в следующем: неограниченный прогресс – это прогресс общего уровня организации, прогресс в смысле продвижения вперед, не препятствующий при этом будущему прогрессу. Этот прогресс имеет место только в эволюционной ветви, ведущей к человеку. (См.: Миклин А.М. Эволюционная теории: век ХХ. – СПб: Лань, 1999. – с. 102, 113).

Схема № 5

Концепция антропосоциогенеза (эволюция человека)

Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития
40 тыс. лет Стадия неоантропа. Человек разумный (homo sapiens) Формирование типа Современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание животных и растений. Переход к овладению природной средой
200-500 тыс. лет Стадия палеоантропа. Неандерталец (homo neandertaliegsis) Сочетание черт современного человека (объемом мозга 1200-1400 см3) и антропоидов. Высокая культура изготовления орудий. Совершенствование речи и племенных отношений
1 – 1,3 млн. лет Стадия архантропа (или питекантропа) Человек прямоходящий (homo erectus) Объем мозга 800 – 1200 см3. Формирование речи. Овладение огнем
2 – 2,5 млн. лет Человек умелый (homo habilis) Переходная стадия к формированию типа современного человека. Объем мозга 500-600 см3. изготовление первых орудий (галечная культура)
9 млн. лет Стадия протоантропа. Древнейшие австралопитековые Использование предметов в качестве орудий добывания пищи и защиты. Дальнейшее развитие стадности.
25 млн. лет Общие предки антропоморфных обезьян и гоминид – дрипитеки Древесный образ жизни. Манипулирование предметами и стадность

 

В процессе развития философской мысли оформились две концепции развития: метафизическая и диалектическая. Термин "метафизика" имеет свою историю происхождения. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I в. до н.э.) озаглавил таким термином трактаты Аристотеля, которые поместил в собрании сочинений после «Физики». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия. До 18 века метафизикой называли философствование по поводу выходящих за пределы опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали применять в смысле антидиалектического способа мышления. Метафизика – метод, тяготеющий к построению однозначной статичной картины мира, отрицающий самораз­витие бытия, подменяющий изучение объективной реальности построением априорных, абстрактных схем.

Метафизика ищет внешний источник развития материи и поэтому ведет к идеализму, религии. Метафизика сводит развитие или только к непрерывной эволюционной или только к прерывистой, скачкообразной формам.

Метафизика проявляется и в методологической ориентации современной науки.

Метафизика ориентирует на исследование явлений без учета их материального единства, развития, без учета системы отношений каждого явления с другими.

Базируясь на метафизическом методе мышления, современный креационизм пытается доказать невозможность объяснения биогенеза, эволюции живого законами природы. Виды синтеза, которые постулируются дарвинистами, генетиками, по мнению сторонников креационизма, не могут осуществляться самопроизвольно. Наука способна фиксировать лишь процессы функционирования структур. Но почему они функционируют определенным образом, и где формируются правила, согласно которым функционирует живой организм – ответы на эти вопросы наука оставляет за скобками. Эти правила формируются на уровне Логоса, цель и правила эволюции даются Творцом. Творец как фактор номер I вместе с законами химии, энергии мог обеспечить возникновение живого из неживого.

Следует отметить, что метафизический метод мышления имеет свое великое историческое оправдание. Он оказал влияние на развитие науки в ее классический период, на формирование механической картины мира и в период дифференциации наук. Для определения предметов наук, классификаций изучаемых явлений, рассмотрения их в чистом, вне связи с другими явлениями виде, метафизический метод необходим. Мало того, на основе метафизического метода сделано немало научных открытий и создано множество естественно-научных теорий, способствовавших в дальнейшем выработке диалектической концепции развития.

Метафизика в процессе познавательной деятельности выступает в форме догматизма, схоластики, скептицизма, релятивизма, софистики и эклектики.

Сущность софистики и эклектики как форм метафизического способа мышления заключается в том, что всесторонность, универсальную гибкость понятий, гибкость, доходящую до тождества противоположностей, они применяют субъективно, произвольно. Диалектика же есть гибкость, применяемая объективно, т.е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его. Основное различие софистики и эклектики (при всем их сходстве) состоит в том, что характерными приемами последней являются субъективистское выхватывание лишь отдельных сторон предмета и их произвольное механическое соединение. Гибкость понятий должна соответствовать движению, развитию самого объективного мира. Поэтому критерий объективности и есть прежде всего то, чем отличается диалектика от софистики как субъективистской диалектики. Последняя есть внешняя, поверхностная, «пустая диалектика», которая вследствие своего произвола и субъективизма не доходит до диалектики в самом реальном предмете.

Для софистики и эклектики характерны предельное раздувание релятивного, относительного и полное исключение абсолютного. (Для догматизма – наоборот).

Таким образом, софистика (и ее постоянный «попутчик» - эклектика) – не какая-то концепция мира, не теория логического и не научный метод познания действительности. Это такой способ мыслительной деятельности, главная цель которого – искажение истины (как правило, сознательное, преднамеренное), субъективистски извращенное представление действительности.

В современных исторических условиях диалектика нередко отвергается, её представляют как образец донаучного мышления, как частый случай метода проб и ошибок, как туманную эмпирическую описательную догматическую теорию.

Сторонники такого отношения к диалектике упускают тот факт, что диалектика - это строгая, обоснованная форма категориального развития мысли, форма логически корректного доказательного диалога, диалектика есть форма мышления, отражающая реальную динамику бытия, ритм живой действительности.

Диалектико-материалистический метод познания является универсальным методом, однако он не может заменить частно-научные методы, решать частно-научные проблемы. Еще Ф. Бэкон отмечал, что общие положения философского знания не могут заменить знаний конкретных «плодоносных» наук. Диалектический метод несовместим с вульгарными, примитивными представлениями о его функциональных возможностях. Каждое явление действительности подчинено всеобщим законам, однако всякое явление богаче общего, содержит в себе единичное.

На уровне обыденно-практического, рассудочного мышления, простых повседневных форм деятельности вряд ли уместно пользоваться диалектическим методом и теоретизировать на уровне «диалектики кузнечного дела». Данный метод предназначен к применению в высших сферах познания, деятельности. Следует согласиться с имеющимися мнениями о том, что диалектический метод имеет границы применения и не может быть пригодным везде и всюду, он эффективен в рамках своих возможностей и сферы действия.

Там, где объектом познавательной деятельности являются большие системы, широкие области действительности, где осуществляется прогностическая деятельность, где рассматриваются внутренние противоречия, качественные скачки, соотношение старого и нового, изучаются явления самоорганизации и самодетерминации – диалектический метод необходим и востребован. Этот метод работает там, где объектом метода являются целостные, органические, саморазвивающиеся системы.

Исследователь истории науки Л. Грэхэм обоснованно утверждает, что диалектико-материалистический подход претендует на превосходство над существующими и конкурирующими с ним универсальными системами мышления. Такая позиция подтверждается созданием синергетики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: