Особенности использования дидактических игр и упражнений с детьми раннего возраста




В раннем возрасте возможно интенсивное физическое, речевое, сенсорное развитие малышей. Однако, чтобы эти возможности реализовались, взрослым необходимо специально заниматься развитием ребёнка. В игре, игровых упражнениях развивающее взаимодействие взрослого и ребёнка особенно эффективно. Все дидактические игры и упражнения направлены на решение одной из этих задач. Ранний возраст – период, благоприятный для общего психического развития ребёнка, именно в этом возрасте зарождается личность человека. Поскольку в раннем возрасте общение, а затем предметная деятельность являются ведущими, в задачах и содержание игр предусмотрено овладение детьми способами общения и элементарными предметными действиями, т.е. непосредственно-эмоциональное общение с ребёнком, деловое взаимодействие происходит в форме игры и является при этом самоценным. Именно поэтому игры уже с первого года жизни призваны помочь в решении следующих задач: вызывать у детей радость от общения; учить жестом, словом выражать своё отношение к игрушкам, людям; побуждать малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей и т.д. Содержание игр направляет взрослых на организацию игрового взаимодействия с ребёнком.

Речевые дидактические игры и упражнения – одно из важнейших средств развития ребёнка. Их содержание, эмоциональная форма проведения способствуют проявлению детской непосредственности, начальной активности и самостоятельности. Они в значительной мере стимулируют инициативные высказывания детей, что является показателем не только умственного и речевого развития, но и развития личности в целом. В играх создаётся наиболее благоприятная ситуация для индивидуального подхода к детям. В организации речевых игр и упражнений велика роль взрослых (родителей и педагогов). Они определяют задачи, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей детей, создают оптимальные условия для того, чтобы игры были развивающими.

· Использование игры с учётом индивидуальных особенностей, поскольку динамика развития детей раннего возраста очень различна.

· Постепенное усложнение игр от возраста к возрасту по задачам, содержанию и способам взаимодействия взрослого с детьми. Это условие предполагает ориентирование не только на зону актуального, но и ближайшего развития детей.

· Подбор материала, позволяющего решать во взаимосвязи задачи сенсорного, речевого и умственного развития детей. Размещение материала в пространстве свободной деятельности для побуждения их самостоятельных и инициативных действий.

· Эмоциональное развивающее общение взрослого с ребёнком, содержательное и постепенно усложняющееся их взаимодействие в процессе игр.

· Повторяемость игр и упражнений в любом возрасте с внесение определённых изменений.

Так как на втором году жизни значительно совершенствуется предметная деятельность, ребёнок проявляет большую самостоятельность в действиях с предметами (переворачивает, катает, ощупывает и т.д.). Это помогает ему лучше узнавать предметы, различать их и со временем точно и правильно называть. Всё это необходимо учитывать при проведении игр и упражнений. Детей надо учить играть с игрушками и предметами: как прокатить мяч, как погладить зайца, как уложить куклу спать и т.п.; при этом обязательно называть игрушки и действия с ними, всячески поддерживать подражательные действия детей, способствовать проявлению элементарной инициативы. Для игр необходимо иметь достаточное количество игрушек одного и того же вида, но разных по цвету, величине, материалу, с тем чтобы организовывать обследовательские действия детей, развивать элементарные мыслительные операции. Существенное значение имеет мотивация, обеспечивающая интерес и желание ребёнка играть.

Важно использовать разнообразные приёмы развития речи при проведении дидактических игр и упражнений:

  • Показ с названием, образец слова и построения фразы. При этом надо иметь в виду, что при общении с ребёнком второго года жизни взрослый не должен употреблять облегчённые слова. (И.Н.Кононова, Г.М.Лямина, В.А.Петрова, Л.Н.Павлова и др.).
  • Упражнения в назывании, побуждение к произнесению слова и выполнению действия. («Что тебе дать? Скажи», «Где ты взял мишку? Покажи».)
  • Обследование предметов и игрушек вместе с ребёнком, его рукой. (Мяч – большой и маленький, кошка – пушистая и т.д.)
  • Договаривание слов вместе с ребёнком, подсказывание нужного слова.
  • Поручения, особенно после 1 года 6 месяцев. Ребёнку называют действия, и он учится находить предметы по слову взрослого.
  • Использование потешек, коротких стихов. Чем разнообразнее приёмы при проведении игр, тем эффективнее будет их воздействие на детей.

Используя данные приемы, не следует забывать об особенностях детей этого возраста и утомлять их своими чрезмерными разговорами и действиями.

Работы А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений. Ранее существовавшие дидактические игры и упражнения строились на основе устаревших теорий сенсорного воспитания. Поэтому и возникла задача их пересмотра, отбора тех, которые соответствуют современным требованиям. На втором году жизни дети учиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. На основе этих задач и была разработана новая система дидактических игр и упражнений, предложенная Венгером. В зависимости от конкретных условий их можно использовать по выбору: заменять отдельные игры и упражнения другими аналогичными.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребёнка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях, где оно приобретает особенно важное значение. Следовательно, для того чтобы дети развивались нормально, педагоги детских учреждений должны пользоваться наиболее активными, действенными средствами воспитания. Обучающее воздействие, которое в семье происходит непреднамеренно, от случая к случаю, должно стать ведущей формой воспитания и применятся преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы. Многому можно учить ребёнка в процессе повседневного общения с ним в быту, во время режимных процессов (умывания, одевания и др.), а также на прогулках, в играх. Но наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Организованный характер дидактических игр и упражнений, выделение для них особого времени в режиме дня дают воспитателю возможность заранее продумать содержание, подобрать нужную игру, воздействовать на всех детей группы. Дидактическая игра является наиболее соответствующей формой обучения в раннем возрасте, когда ребёнок, играя незаметно для себя, усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором, тем более на третьем году жизни внимание ребёнка привлекает многое из того, что окружает его: ребёнок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определённые явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо кое-что организованно показывать детям, рассказывать и говорить с ними. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающих их предметах и явлениях, когда они имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Поэтому обучение различной деятельности входит в программу занятий. Дети постепенно учатся собирать и разбирать башенки, складные мисочки, матрёшки и т.п., возводить несложные сооружения из кубиков, пользоваться палочкой, лопаткой, совочком, деревянным молоточком. В процессе этой деятельности у детей вырабатываются целеустремлённость, активность и некоторая планомерность действий. Таким образом, роль дидактических игр и упражнений в умственном воспитании детей несомненна. Дидактические игры и упражнения имеют определённое значение в нравственном воспитании детей. У них постепенно вырабатывается умение действовать в среде сверстников, что вначале даётся нелегко. Сначала ребёнок приучается делать что-то рядом с другими детьми, не мешая им, не забирая у них игрушек и сам не отвлекаясь. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельности: вместе смотреть игрушки, картинки, животных, вместе плясать, ходить и т.д. Здесь зарождаются первый интерес к действиям другого ребёнка, радость общих переживаний. Во время дидактических занятий постепенно формируется некоторая сдержанность, организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. У детей формируются навыки осторожного пользования игрушкой, картинкой и бережного отношения к ним. Уже на этой ступени можно формировать первые отношения к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание как-то участвовать в их деятельности; при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу. Дидактические игры и упражнения дают положительные результаты при условии планомерности их проведения. Содержание и методика дидактических игр направлены и на развитие координации движений, умения действовать с предметами. В силу определённой целенаправленности дидактических игр важно сочетать наглядные приёмы с двигательной активностью самих детей. Это соответствует и особенностям познания окружающего, свойственным детям в раннем возрасте: они осваивают окружающие их предметы и явления действенным путём, пользуясь для этого всеми доступными им на данном этапе возможностями. Ребёнок, видя заинтересовавшую его вещь, стремится взять её в руки, пытается что-то с нею делать – подвигать, погладить, бросить, поднять, попробовать на вкус. Для ребёнка это путь накопления чувственного опыта, путь ознакомления с реальным миром. Воспитатель использует эту свойственную маленьким детям двигательную активность в дидактических целях. Также дидактические игры и упражнения проходят успешно при условии правильной их организации. Для проведения игр отводится специальное время в режиме дня: утренние часы после завтрака, во время прогулки, после дневного сна, когда дети поедят. Изучение детей раннего возраста показало, что в указанное время дня они бодры, спокойны, деятельны, так как сон и еда положительно действуют на их самочувствие. В этот период дидактические игры и занятия, требующие от детей некоторого напряжения, умения сосредоточиться, будут для них посильны и принесут пользу.

 

 

Цель и задачи работы

Целью своей работы я считаю: развитие речи (пассивной и активной) и формирование знаний об окружающем с помощью дидактических игр и упражнений у детей раннего возраста.

Задачи:

  1. Развитие понимания речи и расширение запаса понимаемых слов обозначающих: окружающих близких людей в соответствии с их возрастом и полом, их действия, состояние (физическое, психическое), предметы, их признаки, назначение и действия с ними.
  2. Формировать умения узнавать и показывать знакомые предметы на картинках
  3. Развивать понимание простых по содержанию рассказов, потешек, сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра, близких по содержанию к личному опыту детей.
  4. Развивать речь как средство общения со взрослыми.
  5. Развивать представления о живой и неживой природе.
  6. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим взрослым людям и сверстникам. Вызывать бережное отношение к вещам, предметам как результату труда людей; животным и растениям.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: