Условия организации работы




Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего возраста учитывают поэтапность формирования предметных действий, необходимость сотрудничества с ребёнком, постепенное формирование базисных характеристик личности двухлетнего человека (компетентность, эмоциональность, самостоятельность, активность, инициативность).

И поэтому для того чтобы оптимизировать работу по развитию речи и ознакомлению с окружающим у детей раннего возраста мы выделили ряд условий:

1. Предметно – развивающая среда. Предметная среда, окружающая ребёнка, организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на его развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях его сущность: он как бы одушевляет окружающую среду, делает её полной и доступной для малыша. Окружающая малышей среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся, не только обогащающая, но и обогащающаяся. Большое значение для организации предметной деятельности имеет подбор игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособий для детей раннего возраста. Предметно-развивающая среда для детей раннего возраста предполагает создание благоприятных условий, призванных заложить в ребёнке необходимые базовые качества будущей деятельности и формирующейся на их основе психики. Для детей второго года жизни подбор игрушек и оборудования должно отвечать потребностям малыша в совместных игровых действиях со взрослым, создавать единое игровое «поле». Это период интенсивного накопления сенсорного опыта в действиях с игрушками, овладение простейшими обобщёнными способами действий, обобщёнными представлениями об их свойствах (цвете, величине, форме и др.). Практическую ценность представляют дидактические наборы (шары, кольца, кубики, цилиндры, втулки, столбики и пр.); дидактические модули (столбики), где происходит ознакомление детей с различными свойствами (сквозное пространство); корова-качалка, сенсорно-дидактический столик; сухой бассейн (для развития координации и релаксации); кубики «Разрезные картинки» (игрушки, животные, фрукты); пирамиды «Жираф», «Ведро», «Башня» и др.

Важно использовать сюжетные игрушки, способствующие возникновению отобразительных действий: кормление, уход, купание куклы. Следует напомнить, что наборы для игр в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» (утюг для глажения, посуда для кормления, чашка для питья) и др. позволяют воспитателям значительно обогатить тематику игры детей второго-третьего года жизни. В предметно-развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно-действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме: щетка, совок, веник; набор предметов для труда на огороде: лопата, грабли, лейка и др.). Многие авторы (Л.И.Павлова, Г.Г.Григорьева, Г.М.Лямина и др.) советуют использовать для ознакомления с окружающим миром и развития речи, инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов тематические наборы: «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказки «Колобок», «Курочка Ряба» и др.

В практике работы групп раннего возраста широко применяются пособия и материалы для развития мелкой моторики пальцев рук ребёнка. Используются дидактические материалы, «воспитательная» гимнастика педагога Марии Монтессори (различные шнуровки, застёжки; комплекты; игрушки: «Черепаха», «Краб», «Божья коровка» и др.). Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста, необходимо применять игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и др.).

Общими педагогическими условиями использования предметов и игрушек в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста являются:

· периодическое обновление;

· разнообразие предметно-игрового мира;

· использование предметов-заместителей;

· удовлетворение возникших основных новообразований раннего возраста (речь, движение сенсорика, овладение средствами и способами действий);

· наличие педагогической поддержки в освоении назначений различных бытовых предметов, игровых способов их использования;

· обеспечение развития содержания предметной деятельности, особенностей формирования предметных действий (ручных и орудийных, смысловых и технических).

Механизмом «запуска» педагогического эффекта развивающей предметной среды служит активизирующее общее взрослого. В рамках предметной деятельности ребёнка раннего возраста развиваются речь и самосознание, формируется наглядно-действенное мышление. Однако активная эмоционально-позитивная позиция взрослого включает организацию специальных обучающих игр-занятий.

2. Важное педагогическое условие – задействование взрослым специфических видов деятельности детей. Чтобы они осваивали перенос способа действия в другие ситуации и на другие предметы, можно использовать сюжетное конструирование. Для этой цели хороши различные строительные наборы и простые конструкторы. Для обыгрывания построек детям даются сюжетные игрушки, соответствующие по масштабу постройкам из деталей конструктора.

3. Педагогическим условием выступает совместная деятельность ребёнка со взрослым, где используются приёмы: «рука об руку», поощрения, порицания, контроль за ходом выполнения действий ребёнка. Особенностью развития ребёнка является то, что в первую очередь осваиваются функция предмета – орудия (для чего нужен), смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техническая сторона (Д.Б.Эльконин). Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийных действий будут:

· совместная деятельность ребёнка и взрослого;

· обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;

· комплексирование предметно-игровой деятельности;

· развитие игровых замещений;

· развитие целенаправленности действий ребёнка;

· развитие образа «Я», признание достижений ребёнка в предметной деятельности;

· развитие самостоятельности стремления к достижению результата.

4. Знание воспитателем содержание и методики работы по проведению дидактических игр и упражнений у детей раннего возраста.

Педагог должен знать, не только как обучать дошкольников (теорию), но и то, чему он их обучает, т.е. ему должна быть ясна сущность тех представлений, которые он формирует у детей (практику). Хорошо знать программу, реализуемую в дошкольном учреждении. Уметь руководствоваться дидактическими принципами при планировании и организации обучения. Только при правильном соблюдении этих моментов возможно достижение эффективных результатов выполнения раздела программы развития речи и ознакомления с окружающим.

5. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной и отчётливой речью, чётко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т.е. у педагога с хорошей дикцией. Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, правильно ставить ударения в словах.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремится к их устранению.

6. Организация работы в повседневной жизни.

Очень важно, чтобы работа на занятиях сочеталась с закреплением приобретённых ребёнком умений в процессе самостоятельной деятельности. Здесь главное – сформировать потребность пользоваться речью в общении со взрослыми по разным поводам, преимущественно в процессе деятельности, обращаться к педагогу.

А поскольку играми и другими видами самостоятельной деятельности дети заняты всё, свободное от занятий время и других обязательных мероприятий. Организация работы в повседневной жизни второго года включает в себя разные виды игр (сюжетные, подвижные, дидактические, со строительными материалами, игры-забавы); самостоятельную ходьбу, бег, лазанье; рассматривание книг, картинок; наблюдения за окружающим; общение со взрослыми с детьми; элементарные практические (трудовые) действия; первые попытки изобразительной деятельности. Используя в самостоятельной деятельности чтение потешек, рассказов, стихотворений мы учим проговаривать звукосочетания, слова, производить действия по подражанию, что эмоционально обогащает детей, развивает у них речевой слух, внимание.

Также в работе с детьми раннего возраста мы стараемся, чтобы в течение бодрствования каждый ребёнок был занят разнообразной деятельностью, своевременно переключался с одного вида деятельности на другой, не допуская переутомления. Дидактические игры занимают относительно большое место среди других видов самостоятельных игр детей раннего возраста. Они требуют пристального руководства со стороны взрослого. Одним из главных компонентов этого руководства является правильный подбор дидактических игрушек и материалов, их размещение в групповой комнате и порядок предоставления в распоряжение детям. Вместе с тем необходимо помнить, что возможность взрослого регулировать действия, поведение детей второго года жизни только с помощью речи ограничена. Поэтому сложные поручения делят на этапы (выполнил ребёнок первую часть поручения – напомнить ему о второй) и сопровождают словесное поручение в случае надобности (например, в новой ситуации) соответствующими жестами.

7. Тесный контакт с семьёй.

С каждым годом общество придаёт большое значение воспитательным функциям семьи, создаёт условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей. Педагогическое просвещение родителей, дети которых посещают группы раннего возраста, - обязательная составная часть работы дошкольных учреждений. Родителям необходимо дать знания о возрастных психофизических особенностях, задачах, содержании и методах воспитания детей второго года жизни, чтобы обеспечить единый подход в воспитании ребёнка в дошкольном учреждении и семье. Согласованность воздействий на ребёнка воспитателей и родителей является необходимым условием его своевременного всестороннего развития. Молодые родители, не владеющие педагогическими знаниями, нередко наносят ущерб воспитанию ребёнка, вовсе не желая этого. Воспитатель должен раскрыть перед ними основные положения педагогики раннего детства, ответить на все родительские «как» и «почему».

В «Концепции дошкольного воспитания» (1989) подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчит непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен принцип взаимопроникновения двух социальных институтов». При этом мы учитывали, что важнейшее условие преемственности – установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого выстраивается, а порой и корректируется педагогическая позиция родителей и педагогов. Организуя сотрудничество с семьёй ребёнка, особое внимание уделялось поиску новых подходов в работе с детьми и их родителями, мониторингу развития каждого ребёнка, учёту его способностей, индивидуализации развития личностных качеств. Следуют подчеркнуть, что в условиях работы с детьми раннего возраста сотрудничество с семьёй становится решающим фактором, потому что полноценное образование ребёнок может получить лишь в том случае, если родители играют и общаются с детьми дома, учитывая при этом рекомендации профессиональных педагогов и психологов. Работа с семьями воспитанников группы строилась с учётом основных положений, которые определяли её содержание и организацию:

· достижение единства, когда цели и задачи развития ребёнка хорошо поняты не только педагогам, но и родителям, которые знакомы с основным содержанием, методами и приёмами работы в детском саду;

· систематичность и последовательность работы в течение года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду;

· индивидуальный подход к каждой семье на основе учёта её интересов и типологии;

· привлечение внимания родителей к деятельности группы и детского сада;

· признание ребёнка самоценной личностью, имеющей своё «Я», свои интересы, желания, запросы.

8. Использование передового педагогического опыта, методических разработок по проблеме.

В настоящее время регулярно появляется много новинок методической литературы, посвящённой работе с детьми раннего возраста, а также советами по воспитанию и развитию детей раннего возраста (Л.Н.Павлова «Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста», «Кроха. Играем с малышами» Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба, «Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений» Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева, «Растим малыша» Е.Н.Лункина, «День за днём говорим и растём» О.В.Елецкая, Е.Ю.Вареница, «Дружная семейка. Программа адаптации детей к ДОУ» Е.О.Севостьянова, «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет» М.Д.Маханеева, С.В.Рещикова, «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ» Е.С.Дёмина, «Работа с детьми 2-3лет» И.И.Айрапетянц). И поэтому необходимо очень обдуманно подходить к отбору содержания данной литературы, а главное к использованию этих разработок в практической деятельности.

II. Практическая часть

Этапы работы

В процессе нашей работы по использованию дидактических игр и упражнений в работе по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми раннего возраста нами было выделено 3 этапа работы по данному разделу:

 

I этап Аналитический.

Задача: Анализ ситуации, диагностика НПР (по Печоре К.Л.).

При выявлении нрвно-психического развития ребёнка второго года жизни мы исходили из основных линий развития, которые представлены определёнными показателями состояния детей 1 года 3 месяцев, 1 года 6 месяцев, 1 года 9 месяцев и 2 лет. Это эпикризные сроки, когда проводится оценка нервно-психического развития ребёнка: развитие понимания и активной речи ребёнка; сенсорное развитие малыша; развитие игры и действий с предметами; развитие общих движений; формирование навыков самостоятельности. Специальные проверки (с целью контроля) говорят о том, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений, понимания речи, являются более стабильными, стержневыми, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка в развитии по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в развитии психики ребёнка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель является информативным и требует вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей. (Приложение № 1)

 

II этап Практическая часть

Задачи: Обогащение, наполнение предметно-развивающей среды группы, способствующей развитию речи и ознакомлению с окружающим. Привлечение родителей к работе по проблеме. Работа с детьми по проблеме в организованных и неорганизованных видах деятельности.

Наше МДОУ работает по программе «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой поэтому, анализируя предложенную Т.Н.Дороновой и Н.А.Коротковой предметно-развивающую среду, мы пришли к выводу, что она оптимальна для развития речи и ознакомления с окружающим у детей раннего возраста, потому что соответствует основным принципам моделирования предметно-развивающей среды разработанных С.Л.Новосёловой. (Приложение № 2)

В организации предметно-развивающей среды большую помощь оказали родители.

Вследствие того что в начале учебного года дети проходят период адаптации основная работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим осуществляется в индивидуальной работе с ребёнком что легче осуществить в период всего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении, а не только на занятиях.

 

III этап Итоговый

Задачи: Определение результативности практической деятельности педагога. Обобщение педагогического опыта. Продолжение работы по данной проблеме. (Приложение № 1)

 

 

Работа с родителями

Многие родители проявляют повышенный интерес к педагогическим знаниям, понимая, что незнание общих принципов воспитания, неумение учитывать особенности морфологического созревания организма и состояние здоровья ребёнка могут привести к неправильной трактовке педагогических методов, к появлению каких-либо феноменальных, престижных приёмов закаливания, неправильной организации ухода за малышом, его питания, обучения и т.д. Поэтому воспитатель проводит большую работу по пропаганде педагогических знаний среди родителей, в случае необходимости направляет и корректирует их действия по воспитанию маленьких детей.

Чаще всего воспитатели и родители – это хорошие союзники, организующие воспитательный процесс в единстве педагогических требований.

Задача детского сада, порекомендовав родителям необходимый развивающий материал; помочь раскрыть его возможности – показать, как можно использовать его в непосредственном повседневном партнёрстве с ребёнком.

Приобщение к жизни детского сада создаёт ситуацию, в которой родители размышляют над проблемами воспитания и обучения. Кроме того, им доставляют удовольствие совместные игры, развлечения. Всё это сплачивает семью, повышает её педагогическую культуру.

В своей работе с родителями я использую следующие формы:

  1. Анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности данной темой, определение наиболее успешных, оптимальных форм работы с семьёй.
  2. Информация в родительском уголке по теме «Использование дидактических игр и упражнений в работе по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми раннего возраста».
  3. Консультации (индивидуальные и групповые), доклады, беседы: «Я с удовольствием играю», «Как прекрасен этот мир», «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста»,»Ребёнок учится говорить», «Формирование речи у детей раннего возраста».
  4. Родительские собрания.
  5. Выставка книг и дидактических игр для родителей.

Благодаря проделанной работе у родителей повысился интерес к использованию дидактических игр и упражнений в работе по ознакомлению с окружающим и развитию речи. Родители много общаются по данной проблеме, интересуются новинками методической литературы, просят пояснить задачи вновь приобретенных ими игр и наиболее оптимальное их использование.

 

Трудоёмкость опыта.

  1. Необходимость обогащения ПРС дидактическими пособиями.
  2. Необходимость тщательного продумывания работы по ознакомлению с окружающим и развитию речи в зависимости от уровня развития детей (разный уровень знаний об окружающем мире и развитию речи, так как дети пришли из дома).
  3. Идёт процесс адаптации, поэтому существует трудность в планировании и организации работы с детьми (в основном индивидуальная работа) расставание с близкими, психическое состояние.
  4. Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, которые формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. Поэтому понимание речи окружающих по -прежнему опережает умение говорить.
  5. Необходимость быстро завоёвывать авторитет у родителей воспитанников (родители первый год увидели воспитателя, начали с ним общаться)

 

Заключение

Раннее детство уникально и несёт в себе огромные потенциальные возможности роста и развития. Оно обладает высочайшей самоценностью, которая должна быть, не только признана, востребована, но и реализована педагогической практикой…

Современная наука открывает перед педагогической практикой огромные возможности творчества. Энциклопедичность (педагогика, психология, социология, медицина) науки о воспитании детей раннего возраста требует от современной практики не только умений, но и мудрости, не только знаний, но и милосердия, не только тепла и любви к ребёнку, но и высокого гуманизма, полноты личностного самовыражения. Красота человеческих отношений лежит в основе воспитания ребёнка любого возраста, но особенно значима для самых маленьких.

Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста – их своевременное умственное и речевое развитие. В преддошкольном детстве умственное воспитание ребёнка осуществляется в его повседневном общении со взрослыми. Воспитательный процесс протекает наиболее успешно, когда наряду с повседневным общением проводятся специальные поучающие (дидактические) игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

Их содержание, эмоциональная форма проведения способствуют проявлению детской непосредственности, начальной активности и самостоятельности. Они в значительной мере стимулируют инициативные высказывания детей, что является показателем не только умственного и речевого развития, но и развития личности в целом. В играх создаётся наиболее благоприятная ситуация для индивидуального подхода к детям. В организации речевых игр и упражнений велика роль взрослых (родителей и педагогов). Они определяют задачи, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей детей, создают оптимальные условия для того, чтобы игры были развивающими. Для игр необходимо иметь достаточное количество игрушек одного и того же вида, но разных по цвету, величине, материалу, с тем чтобы организовывать обследовательские действия детей, развивать элементарные мыслительные операции. Существенное значение имеет мотивация, обеспечивающая интерес и желание ребёнка играть.

Работы А.П.Усовой, Н.П.Сакулиной, Н.Н.Поддьякова, В.Н.Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

Очень важно помнить, что дидактические игры и упражнения должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребёнок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста, и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

 

 

Перспективы на будущее:

  1. Знакомство воспитателей МДОУ с опытом работы по теме: «Использование дидактических игр и упражнений в работе по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми раннего возраста».
  2. Продолжение сотрудничества с родителями.
  3. Дальнейшая работа по данной теме с детьми.
  4. Сотрудничество с воспитателями первых младших групп с целью продолжения работы по ознакомлению с окружающим и развитию речи средствами дидактических игр и упражнений.

 

Литература

 

  1. Н.М.Аксарина. «Воспитание детей раннего возраста». – М.: Просвещение, 1981.
  2. Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» М.:Просвещение, 1988.
  3. Воспитание и развитие детей раннего возраста./ Под. Редакцией Г.М.Ляминой М.:Просвещение, 1987.
  4. В.В.Гербова «Занятия по развитию речи детей 2-4 лет». М.: Мозаика – Синтез, 2007г
  5. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Д.В.Сергеева. Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений. – М.6 Просвещение, 2007.
  6. Г.Г.Григорьева, Н.П.Кочетова, Г.В.Груба «Играем с малышами». Игры и упражнения для детей раннего возраста. М.: Просвещение, 2007.
  7. Г.Г.Григорьева «Педагогика раннего возраста». М., 1998.
  8. Г.М.Лямина «Развитие речи ребёнка раннего возраста».Методическое пособие. М., 2005.
  9. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под редакцией С.Л.Новосёловой. М., 1978.
  10. Л.Н.Павлова «Знакомим малыша с окружающим миром».М.: Просвещение, 1989.
  11. Л.Н.Павлова «Развитие детей раннего возраста». М., 1986.
  12. В.А.Петрова Занятия по развитию речи с детьми до трёх лет. М., 1970.
  13. К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина, Л.Г.Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». М.: Просвещение, 1986.
  14. Э.Г.Пилюгина «Сенсорные способности малыша». М.: Просвещение, 1996.
  15. Е.И.Тихеева «Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981.
  16. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. П.Н.Поддьякова. – М.: Педагогика, 1982.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: