этап – обсуждение прочитанного произведения




Читаем и обсуждаем сказку Ю.Я.Яковлева «Как Сережа на войну ходил»

Чтение любого произведения предполагает на просто его восприятие, но и обсуждение, чтобы ребенок смог лучше понять смысл прочитанного произведения. Поскольку сказка длинная, то ее чтение можно разделить на несколько дней, но обязательно следует провести работу после чтения, которая описана в третьем этапе.

Этап – подготовка к восприятию текста произведения

Главная задача этого этапа – заинтересовать ребенка, вызвать у него желание прочитать сказку.Рассмотритес ребенком обложку, обсудите ее и название произведения.

Примерные вопросы:

- Как ты думаешь, ком (чем) эта сказка?

- Как ты понял (а), что эта сказка о …?

- Что необычного видишь на обложке?

- Как думаешь, почему автор назвал сказку «Как Сережа на войну ходил?»

- Хочешь узнать, что произошло с Сережей?

 

Этап – восприятие текста произведения

Прочитайтетекст медленно, выразительно. Особенность чтения состоит в том, что взрослый читает текст с остановками, иногда что-то комментируя, иногда – задавая вопросы детям, иногда – предлагая им что-то домыслить, угадать. Главное – чтобы остановки не затягивались, «не забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Если остановка произошла в середине предложения, абзаца, после ответов ребенка его начало надо перечитать повторно. В тексте сказки желтым цветом выделены слова, которые надо пояснить, а также места остановок.

этап – обсуждение прочитанного произведения

Главная задача – помочь ребенку осмыслить и понять поступки героев, их чувства.

Сразу после чтения можно рассказать ребенку о писателе.

1. Рассказ детям о писателе:

Эту сказку написал ЮрийЯковлечич Яковлев. Родился он в Ленинграде, сейчас этот город называется Санкт-Петербург. Уже в детстве он сочинял рассказы и стихотворения. Когда Юрий Яковлевич закончил школу, началась Великая Отечественная война. Сначала на фронте он служил наводчиком зенитной батареи, а затем - фронтовым журналистом. Писал о непростой жизни солдат на войне, их сражениях и подвигах. Это была тяжелая профессия на фронте. Надо было иметь большую смелость, силу воли, бесстрашие, чтобы под ударами снарядов собирать информацию для фронтовой газеты. Когда война закончилась, Юрий Яковлевич решил стать детским писателем и написал много произведений для детей, в том числе и сказку, которую мы прочитали: «Как Сережа на войну ходил».

 

2. Затем обсудите прочитанное используя полностью или частично эти вопросы:

- С кем Сережа пошел на войну?

- Каким Сережа увидел Деда в начале сказки?

- Какие перемены произошли с Дедом на войне? Почему?

- Кого Сережа и Дед встретили на войне?

- Зачем Сережа хотел попасть на войну?

- Вспомни, что Дед Сереже сказал о подвиге? (Цитата:«Ты хотел знать, как совершают подвиг… Это ведь жизни человеческой стоит»).

- Узнал Сережа как совершают подвиг? Кто его совершил?

- Ради кого они совершили свой подвиг?

- Считаешь ли ты подвигом, что Сережа понес «разведданные» в полк? Почему? (Сережа рисковал жизнью ради того, чтобы доставить в полк важную информацию) Серёжа сжал бумагу с таинственным названием «разведданные» и легко выбрался из окопа.

Он был маленьким, худым и полз, прижимаясь к земле и извиваясь, как ящерица. Высокая трава смыкалась над ним. От росы гимнастёрка стала мокрой, а сапоги блестели.

Временами мальчик слизывал с губ холодные капельки росы. Несколько раз над ним свистели пули, и тогда Серёжа замирал. И снова полз вперёд.

Так он добрался до рощицы и, лишь когда деревья обступили его, скрыли от глаз врага, встал и зашагал в сторону полка.

- О чем говорил Дед: У меня кроме гранаты ещё кое-что есть, — сказал Дед.— Что это за «кое-что»? — спросил мальчик.Но Дед не ответил на его вопрос. Как ты думаешь, «кое-что» это что? (храброе сердце – смелость, отвага).

- Как поменялся Сережа после похода на войну? И вдруг он почувствовал едва заметные удары — это в груди Деда отдавалось биение Серёжиного сердца. И мальчик решил, что у них с Дедом одно, общее сердце. Серёжа поднялся с земли. Но был он уже не прежним Серёжей, а превратился в бойца, стойкого на всю жизнь, способного остановить любого врага.

 

3. Можно снова рассмотреть обложку и иллюстрации, обсудить их. Рассматривание можно провести в другой день после чтения:

- Какой фрагмент сказки проиллюстрировал художник на обложке? А может это иллюстрация ко всей сказке в целом?

- Каким ты представляли Сережу в начале сказки?

- Каким он представился тебе в конце сказки?

- Кого бы ты изобразили на обложке книги?

- Какой фрагмент из сказки изобразил художник на этой иллюстрации?

 

5. Выполнение творческих заданий:

Можно предложить ребенку нарисовать иллюстрацию к сказке или сочинить конец (продолжение сказки).

 

 

Желаем приятного чтения!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: