Введение
Игра - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции.
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода – сюжетно - ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у ребёнка сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой, и телом, становится им.
Предполагаемые цели и задачи игры
Цель: обогатить жизненный опыт детей, расширить представление детей об общественном транспорте в своём городе и о профессиях.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить ранее полученные знания о труде водителя, контролера, ГИБДД, официантов, ремонтников, обогатить словарный запас детей, совершенствовать диалогическую речь, обучить новым игровым действиям.
Воспитательные:
Воспитывать дружеские и партнёрские взаимоотношения в игре, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, воспитывать уважения к труду водителя.
Развивающие:
Развивать интерес и желание участвовать в коллективных играх.
Предварительная работа: Беседа на тему «Транспорт родного города», рассказы детей о поездках в общественном транспорте, беседа «Правила поведения на транспорте». Наблюдение за трудом водителя и других ролей.
Ожидаемый результат: дети развивают познавательную активность, творческие способности, коммуникативные навыки, овладевают игровыми действиями, отражающие известные им жизненные ситуации, комментируют свои игровые действия и действия партнера, выражая личные чувства, проявляя умение прилагая свои усилия организовывать игровую деятельность, открыто проявляя свои личностные особенности, действуя в игре согласованно, объединяясь в подгруппы для проведения игр, по желанию расширять понравившийся сюжет
Характеристика эффективность и неэффективность методов организации (прямые и косвенные приёмы)
Методы руководства игрой.
Метод прямого руководства – ролевое участие в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игр с перспективой на дальнейшее развитие.
Косвенное руководство – обогащение знаниями, внесение игрушек, использование сюрпризных моментов.
Основными задачами руководства играми во 2 младшей группе является развитие и обогащение игровых действий с игрушками, сюжетов игры, формирование умения у детей играть рядом, затем вместе. Основной приём руководства – участие воспитателя в играх. Это способствует целенаправленности и содержательности игр детей.
Проводя анализ видео с данной игрой, я увидела, что педагог использует такие приемы как:
Приемы прямого руководства.
- Включение педагога в игру - показ речевого образца, в данной игре педагог подсказывал какие необходимо произнести слова и какие действия выполнить соответственно.
Приемы косвенного руководства.
- обогащение социального опыта детей через все виды деятельности (наблюдения, беседы, рассматривание картин)
- привлечение детей к оформлению игрового пространства
Трудности и успех в игре
Анализируя данную игру у детей, я заметила яркие проявления поведения в успешности и трудности детей.
Трудности:
1. Малыши ещё не умеют самостоятельно играть, у них мал жизненный опыт и опыт обращения с игрушками.
2. Нужно помогать ребенку выстраивать порядок игровых действий в соответствии с их последовательностью в реальной жизни
3. Необходимо, помогать, малышу принимать на себя роль, называть ее.
Для того чтобы сообщество детей четвертого года жизни стало играющим, требуется направленное педагогическое влияние:
– оказание детям помощи в приобретении игровых умений, обогащение их игрового опыта;
– расширение детских представлений о предметах, событиях и явлениях окружающего мира, которые потом могут быть отражены в игре;
– поощрение инициативы детей при развертывании индивидуальных, парных и коллективных игр;
– создание условий для проявления детьми игровой активности в течение дня и др.
Успех:
1. Некоторые дети хорошо справились со своими ролями
2. Знали хорошо правила ПДД
3. Соблюдали правила поведения
Варианты игр для детей, которые успешны в игровой деятельности:
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в другой город».
Детям предстоит отправиться на поезде в другой город и посетить некоторые достопримечательности. После вернуться обратно домой.
Добавляются роли и сюжетные линии: машинист, помощник машиниста, экскурсовод, водитель автобуса, продавец сувениров.
Примечание: в данной игре дети принимают на себя новые роли, совершенствуют свои знания о профессиях и их работе.
4. Хочется привести возможные варианты развития игры в соответствии с ролями и сюжетом игры:
· введение новых ролей и игровых ситуаций
· предложение варианта обмена ролями.
Можно внести следующие изменения в содержание игры:
· Введение другой тематики, например магазин или такси
· Отражение в игре положительных явлений и положительных взаимоотношений между персонажами игры.
Можно внести следующие изменения в организацию игровой деятельности:
· Привлечение детей к предварительному совместному планированию игры;
· Привлечение к изготовлению оборудования для игры
Варианты коррекции или совершенствования игровой деятельности
1. Присущие игре адаптирующая, дидактическая, воспитательная, развивающая, коррекционно-развивающая и др. функции должны быть осознаны и освоены педагогами с тем, чтобы избежать многочисленных случайностей, нелепостей и грубых ошибок, которые возможны при бессистемном, некорректном и просто неразумном включении игры в учебно-воспитательную работу с детьми.
2. Для того чтобы сюжетно-ролевые игры привлекали детей этого возраста своей новизной, необходимо тщательнее готовиться к ним, так как новое в игре - это то, что в данный момент еще недостаточно освоено, требует уточнения, обогащения впечатления.
3. Для того чтобы дошкольники в дальнейшем самостоятельно продолжили играть, используемые детьми игровые атрибуты и игрушки следует разместить в доступном для них месте, чтобы обеспечить свободу действий.
4. При взаимодействии с неиграющим дошкольником педагог интересуется причиной того, почему ребенок не играет. Если он устал, воспитатель предлагает ему отдохнуть и поговорить на любую интересную для ребенка тему.
5. Девочка забывала, что необходимо сказать в том или ином случае, но она не растерялась и приняла помощь воспитателя. Чтобы не возникали такие трудности необходимо с детьми проводить игры на память, речевые занятия и игры-импровизации, где они по ходу игры смогут самостоятельно подобрать нужные слова в зависимости от игровой ситуации.
Вывод
Возможности игры огромны, они:
- Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение;
- Тренируют наблюдательность и ум;
- Развивают творческие способности у детей;
- Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника;
- Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию;
- Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.
Педагог справился с проведением сюжетно-ролевой игры.
1. Воспитатель занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. На каждом этапе разворачивает игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3.Ориентирует ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Так же, для своего возраста дети очень хорошо развиты и хорошо справляются со своей ролью. Они используют слова, которые уместны в их роли, умеют пользоваться предметами по их назначению.
Сама игра состоит из нескольких сюжетных линий: телеграмма от светофорчика, покупка билета, нарушение правила ПДД, уступка места пожилому, поломка автобуса, обед в кафе, приезд к светофорчику.
Самооценка
Я считаю, что я смогла дать хороший анализ игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Смогла раскрыть следующие вопросы: примерные цели и задачи игровой деятельности; особенности игровой деятельности детей среднего возраста; охарактеризовала содержательные моменты игры; выделила возможные варианты развития игры в соответствии с ролями и сюжетом игры, варианты совершенствования игровой деятельности, изменения игры для детей, которым трудно давалось обыгрывание и варианты игр для детей, которые успешны в игровой деятельности; приему руководства и их эффективность; также определила уровень развития игровой деятельности. Свою работу я оцениваю на 4, так как указала все пункты анализа игровой деятельности дошкольников, но раскрыла их где-то не полностью.