Природа в творчестве Константина Георгиевича Паустовского




Словарик

 

Ладило — бондарный инструмент Переславского района Ивановской области.

Палестинка — в народе какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.

Елань — топкое место в болоте, все равно что прорубь на льду.

Шайки — деревянный сосуд в виде низкого ведра с рукояткой.

Фуганок — длинный рубанок.

Бо́ндарь — ремесленник, выделывающий бочки и другие ёмкости из дерева, иногда мастер по изготовлению корабельных мачт.

Хорохориться — держаться вызывающе, заносчиво. Храбриться.

Кушаком — элемент преимущественно мужской одежды, платок или кусок ткани в виде широкого пояса для обвязки или обмотки верхней одежды.

Загнетка — это углубление в шестке русской печи, обычно в левой его части, куда сгребаются горячие угли или шесток - площадка перед устьем русской печи.

Приболотицу — топкое место возле болота.

Боринами — это сосновый лес.

Просека — узкая полоса, прорубаемая в лесу с целью обозначения границ лесных кварталов, при производстве топографической съёмки, различных изысканий, прокладке линий электропередачи, трубопроводов, для продвижения войск и боевой техники, для защиты леса от повреждений пожарами и пр.

Чуфыкает, чуфыканье — характерные звуки, издаваемые тетеревом, похожие на звуки „чуф чуф“.

Зашваркают — птичьи возгласы.

Затэтэкают — птичьи возгласы. Багульник — род или подрод растений из семейства Вересковые.

Хмарь — пелена туч.

Переярки — охотничье название молодого перегодовалого волка.

Пролысинки — лишенный покрова участок поверхности чего-либо (земли, льда и т.п.).

Зафлажить — При облаве на волков, лисиц и т. п. окружить место, где они находятся, флажками, прикрепленными к шнуру.

Скололась — 1. Отделиться, отпасть при ударе (о слое, куске чего-л.). 2. Перевестись на бумагу, материю при накалывании. 3. Соединиться, скрепиться (о чем-л. проколотом булавкой, шпилькой и т. п.).

Сорочье племя — вид, род, семейство каких-нибудь животных.

Суходол — долина без воды, или низине, не заливаемая водой.

Понесся на махах — 1. Один оборот, один взмах. М. колеса. М. крыла. 2. Размах ног животного при беге. Широкий м. Во весь м. (во весь опор).

Мурло — морда.

Дрикнет — возглас сороки.

На языке оболталась — на языке болтается.

 

Природа в творчестве Константина Георгиевича Паустовского

 

Детские произведения Константина Георгиевича Паустовского: «Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Теплый хлеб», «Повесть о лесах», «Прощание с летом» – погружают нас в волшебный мир природы. Писатель сердечно, просто и с большой теплотой изображал родную природу. Рассказы наполнены звуковыми, зрительными образами.

И хотя в сказках нет волшебников, в них волшебной силой наделена природа. Дети поняли главное: эти сказки учат добру, милосердию, скромности, чуткости и отзывчивости. Паустовский показал, как необходима наша забота чарующему и хрупкому миру природы. Истории, рассказанные Паустовским, трогают душу ребенка. Писатель легким и доступным языком объясняет, что только от нас зависит, в каком мире мы будем жить. Что только добрые поступки и дела способны сделать этот мир лучше, помогают оставаться человеку человеком. Отдавая в мир хорошее, обратно можно получить его приумноженным.

 

“Заячьи лапы”. Сюжет и композиция рассказа

Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать недоумение, удивление, затем понимание и откровение.

Сюжет фабула

1. Ваня у ветеринара. Совет бабки Анисьи. 2

2. Ваня несет зайца домой. 3

3. Дед и Ваня ищут Карла Петровича. 4

4. Разговор Карла Петровича с дедом. 5

5. “Беседа о зайце” и письма профессора. 6

6. Рассказчик в гостях у деда Лариона. 7

7. История спасения деда от пожара. 1

8. Рваное ухо. Дед показывает рассказчику зайца. 8

Итак, после рассказа деда о спасении от лесного пожара рассказчику и нам вместе с ним кажется, что мы поняли причины заботы деда о зайце. Но оказывается, что это понимание было не окончательным, что есть еще одна потайная дверь в глубину души Лариона Малявина. Последние строки рассказа: “– Да, – сказал дед, поглядывая на самовар так сердито, будто самовар был всему виной, – да, а перед тем зайцем, выходит, я сильно провинился, милый человек. – Чем же ты провинился? – А ты выдь, погляди на зайца, на спасителя моего, тогда узнаешь. Бери фонарь! Я взял со стола фонарь и вышел в сенцы. Заяц спал. Я нагнулся над ним с фонарем и заметил, что левое ухо у зайца рваное. Тогда я понял все”. – Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца? Вопрос для детей непростой, но именно в ответе на него–выход на философскую проблему рассказа. Дадим детям возможность высказать свои мнения, и если нащупаем в одном из ответов зерно истины, то наводящими вопросами выведем детей на понимание философской глубины рассказа.

Фактический уровень: До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел деда из огня.

Философский уровень: Человек хотел нанести зло природе, но природа великодушно не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только ее не уничтожить. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за все живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сей-час, в нашем сегодняшнем дне, будем относиться к природе. Мир оказывается, так полон хороших симпатичных людей, что в нем нельзя, невозможно долго оставаться страдающим, одиноким, лишенным дружеского участия и сердечной теплоты.

 

«Теплый хлеб»

Герои

Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.

Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза. «Теплый хлеб» - поучительная и добрая сказка Обсудить Редактировать статью 0 Задумал Константин Паустовский «Теплый хлеб» как небольшую сказку, но в ней заложены извечные ценности. История заставляет сопереживать, учит добру, трудолюбию, уважению к родной земле. Константин Георгиевич очень любил природу. Поэтому во многих его произведениях есть её красочные описания. Создавал ли Паустовский рассказы «Теплый хлеб», «Прощание с летом», «Заячьи лапы» или сборник «Золотая роза», все эти и другие его произведения написаны простым языком и пропитаны любовью к родному краю. Главные герои повествования «Теплый хлеб» начинается с рассказа о коне, которого ранил снаряд за деревней Бережки. Красноармейцы не стали брать раненую лошадь, а оставили её мельнику Панкрату. Тот выходил животное, и конь выполнял несложную работу – возил жерди, глину, навоз. В той же деревне жил мальчик Филька. Ему дали прозвище «Да ну тебя» за то, что ребёнок часто повторял эти слова. Говорил он так, например, своей бабушке, с которой жил. Эти же слова произносил, когда друг предлагал ему поиграть, побродить на ходулях. Так рассказывает про главных героев Константин Паустовский. «Теплый хлеб» продолжается повествованием о погоде. Зима в тот год стояла тёплая, снега почти не было. Однако всё изменилось коренным образом из-за проступка Фили. Панкрат не мог прокормить коня, и тот стал ходить за едой по дворам. Сердобольные люди выносили лошади остатки еды, тем она и кормилась. Однажды пришёл конь на двор Фильки и его бабушки. Старушки дома не было, открыл внук и высказал недовольство из-за появления незваного гостя. Однако конь был голоден. Филька же в это время держал в руке хлеб с солью. Он не покормил лошадь, а зло сказал: «Да ну тебя!», и ударил коня по губам за то, что голодное животное протянуло их к хлебу. Потом мальчик бросил это кусок, сказав, чтобы лошадь копала мордой в снегу, если ей нужен ломоть. Конь заплакал. Вот такой сюжет придумал Константин Паустовский. «Теплый хлеб» вряд ли кого-то оставит равнодушным. Ведь эти строки невозможно читать без чувства сострадания к коню. Расплата после этого вдруг резко поднялась метель и сильно похолодало. Пришедшая от соседки бабушка рассказала, что теперь замёрзнут колодцы и речка. Не будет воды, мельница не сможет работать и молоть хлеб. Она поведала о том, что был уже такой случай в их деревне. Один солдат на деревянном протезе проходил через Бережки и попросил поесть. Хозяин дома кинул ему плесневелую корку. Грянувший в тот день мороз растянулся надолго, и после этого 10 лет в деревне и вокруг нее не росли цветы и деревья. Обидчик же вскоре умер. Филька был напуган рассказом бабушки. во второй половине сказки даёт мальчику шанс исправиться Паустовский. «Теплый хлеб» продолжается тем, что ребёнок ночью идёт к Панкрату и предлагает исправить ситуацию. От сильного мороза вся вода вокруг мельницы превратилась в лёд, поэтому невозможно было молоть муку. Мальчик сказал, что приведёт друзей, и они все вместе пробьют толщу льда топорами и ломами до воды. Так ребята и старики сделали. Мельница заработала, хозяйки напекли хлеба. Своей сказкой учит добру К. Г. Паустовский. «Теплый хлеб» заканчивается на хорошей ноте. Конь и ребёнок помирились, когда тот принёс животному целый каравай тёплого свежего хлеба с солью. Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

 

«Стальное колечко»

Основная идея - автор через это произведение хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему. Паустовский определил это произведение как сказка, и хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

Главнее герои ­- Варюша(добрая, заботливая), боец(бородатый, с веселым серым глазом), дед. Произведение можно разделить на 6 частей:

1- Жизнь девочки и деда; 2- Встреча с бойцами или Дорогой подарок; 3 - Потеря дорогого подарка; 4 - Поиски колечка;5 - Приход весны или Колечко нашлось; 6 - Красота родного края.

 

«Заячьи лапы»

Этот рассказ о зайце, который обжег свои лапы. Он спас деда от гибели во время пожара. Дед был очень благодарен зайцу за спасение.

Основная идея - Люди должны помогать животным и друг другу. Животные тоже иногда приходят на помощь человеку. Необходимо бережно и аккуратно обращаться с природой. Божья заповедь “Не убивай” относится не только к людям. Убивать, мучить зверей, птиц, насекомых, плохо ухаживать за домашними животными – это тоже грех. Дед Ларион нарушил эту заповедь. Можно сказать, что сам Бог отвёл его руку, и дед не попал в зайца.

Дед Ларион искупил свою вину, вылечив зайца.

2 группы героев:

- добрые и сердечные: дед и Ваня, Карл Петрович(вылечил зайца). заяц- спаситель деда;

- черствые: ветеринар, оказавшийся лечить зайца.

 

«Растрепанный воробей»

Рассказ сказочный– в нем живут необычные предметы: старые стенные часы, стеклянный букетик, музыкальные инструменты, которые похожи на «живые добрые существа». Дети зачитывают начало рассказа с описанием часов, а затем описание музыкальных инструментов. Все явления окружающего мира – дом, сад за окнами, каменный лев у ворот, снег, зима – также одушевлены.

Тема рассказа - удивительные животные, похожие на людей, а также в этом произведении очень много сказано о необыкновенных человеческих чувствах: о любви, верности и печали, о счастье и боли.

Идея – «От маленькой радости смеются, а от большой плачут». Писатель стремился показать силу человеческих переживаний, силу любви, которая вызывает у человека и боль, слезы, и большую радость, счастье. Без любви не могут жить ни животные, ни люди, именно она превращает обычный мир в разноцветную сказку.

Маша - добрая, любознательная, впечатлительная девочка;

 

Воробей Пашка – решительный, отзывчивый, смелый, настоящий друг, добрый;

Ворона – хитрая, отчаянная, коварная, упрямая, вороватая.

Этапы:

1. Одни дома; 2-Спасение Пашки; 3-Разговор с букетом; 4- Ворона-воровка; 5- Благодарность храброго воробья; 6- Большая радость.

Основные темы творчества

Почти все рассказы Константина Паустовского посвящены родине, впрочем, как и у других многочисленных писателей.

Паустовский был внимательнейшим и благодарным слушателем неиссякаемой музыки, которой одаривала его матушка природа. Потому-то все рассказы его так разнообразны, несмотря на то, что в них чаще всего нет сюжета. Точнее сказать, сюжетом для К. Паустовского могло послужить все — любая мелочь, любое про-явление животной или растительной жизни.

Заслуга К. Паустовского состояла в том, что он совершил своеобразное "географическое", психологическое, но главным образом поэтическое открытие буквально "под носом" у Москвы и Рязани. Нужно было обладать могучим воображением и натурой страстного путешественника, чтобы как бы заново открыть целый край и подарить его миллионам читателей как драгоценную жемчужину природы.

При этом писатель неоднократно подчеркивает, что природа эта внешне кажется совершенно простой, неброской, даже будничной.

Своеобразие творческой манеры Паустовского в произведениях, заключается в лиризме повествования и в романтическом описании изображаемой действительности. Лиризм создается особой интонационной настроенностью, идущей часто от автора-повествователя. Творчество К. Паустовского помогает человеку стать добрее, лучше, открывает красоту мира, учит любви к родной земле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: