Тема № 4. Последствия врачебных ошибок при ненадлежащем оказании стоматологической помощи.
План.
1. Понятие, виды и причины врачебных ошибок.
2. Характеристика стоматологических ошибок.
3. Правовые аспекты несчастного случая в медицинской практике.
4. Юридические последствия врачебных ошибок.
Понятие, виды и причины врачебных ошибок.
В медицинской литературе высказано несколько мнений по поводу понятия "врачебная ошибка".
Одни специалисты считают, что это:
- ненаказуемое добросовестное заблуждение при отсутствии небрежности, халатности, которые повлекли ухудшение состояния больного или его смерть. Согласно другому взгляду это:
- неправильные, небрежные, недобросовестные действия при оказании медицинской помощи.
С юридической точки зрения среди врачебных ошибок необходимо различать противоправные виновные деяния медицинских работников и случаи причинения вреда пациенту при отсутствии вины.
Противоправные, виновные деяния квалифицируются как преступления или проступки и влекут уголовную, дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность.
Если в причинении вреда здоровью пациента нет вины медицинского персонала, то нет и конкретного состава правонарушения, а значит, нет и ответственности. Таким образом, необходимо говорить о наличии субъективных и объективных причин ошибок при оказании медицинской помощи.
Субъективными причинами наказуемых врачебных ошибок, которые приводят к причинению вреда здоровью пациента или его смерти являются, например, невнимательное или неполное обследование пациента, небрежное выполнение операций, неадекватная оценка клинических и лабораторных данных, неправильная формулировка диагноза, небрежный уход за пациентом. Они совершаются вследствие неосторожности или недостаточного уровня знаний.
|
Соответственно принято в ыделять виды врачебных ошибок:
1) диагностические (в распознавании заболеваний и их осложнений, просмотр либо ошибочный диагноз заболевания или осложнения);
2) лечебно-тактические (являются как следствие диагностических ошибок);
3) технические (просчеты в проведении диагностических и лечебных манипуляций, процедур, методик, операций);
4) о рганизационные (недостатки в организации тех или иных видов медицинской помощи, необходимых условий функционирования той или иной службы);
5) деонтологические (в поведении врача, его общении с больными и их родственниками, средним и младшим медперсоналом);
6) ошибки в заполнении медицинской документации (малопонятные, неточные записи операций, неправильное ведение дневника послеоперационного периода, выписки при направлении больного в другое медицинское учреждение).
Объективные причины врачебных ошибок (атипичное развитие болезни, аномальные анатомические особенности пациента, неожиданная аллергическая реакция, которая не могла быть предвидена медицинским работником) хоть и влекут причинение вреда здоровью пациента или его смерть, но не влекут юридической ответственности.
Судебная практика по делам, связанным с причинением вреда пациенту при оказании медицинской помощи признает отсутствие вины лечебного учреждения, медицинского персонала, если последний не предвидел и не мог предвидеть, что его действия причинят вред здоровью пациента.
|
Характеристика стоматологических ошибок.
Оказание качественной и своевременной медицинской помощи является одной из важных проблем современного здравоохранения РФ, в том числе стоматологии, как ее наиболее динамично развивающейся отрасли.
В последнее десятилетие создание новых социально-экономических условий для оказания стоматологической помощи медицинскими учреждениями, оснащенными современным оборудованием и новейшими материалами и технологиями, не привело к значительному повышению качества данного вида услуг.
Как в России, так и за рубежом с качеством стоматологической помощи непосредственно связана проблема эндодонтических осложнений, допущенных при лечении осложнений форм кариеса.
Ошибки при эндодонтическом лечении пульпита и периодонтита приводят в 85-98% случаев к развитию воспалительных процессов в челюстно-лицевой области.
При анализе причин распространения данной патологии исследователи в первую очередь называют неудовлетворительную организацию стоматологической помощи и врачебные ошибки, допущенные при лечении заболеваний зубов и их удалении на верхней челюсти.
Также отмечается ежегодный рост количества инородных тел, расположенных после небрежного, грубого хирургического вмешательства на верхней челюсти.
Осложнения вызваны ошибками врачей, они требуют хирургического лечения на базе специализированного отделения челюстнолицевой хирургии, что приводит к загруженности стационаров, а также к снижению качества жизни больного и неудовлетворенности населения оказанной стоматологической услугой.
|
В последние годы наблюдается значительный рост количества жалоб пациентов и исков по поводу некачественного оказания медицинской помощи, причем стоматология занимает лидирующее положение (38%) среди других медицинских специальностей.
В доступной литературе проблеме защиты прав пациентов и вопросам уголовной и гражданско-правовой ответственности медицинских работников уделяется значительное внимание.
В настоящее время признается важность выработки взвешенного подхода к правовому регулированию медицинской деятельности и определению однозначного подхода относительно юридической квалификации действий врача.
В литературе отсутствует алгоритм профилактики осложнений лечения и врачебных ошибок.
Исходя из вышесказанного, весьма актуальным является выявление основных причин, способствующих возникновению осложнений и врачебных ошибок при эндодонтическом и хирургическом лечении стоматологических больных.
Исходя из вышеизложенного, врачами и законодателями определены практические рекомендации в данной области медицины:
1. При лечении больных с осложнениями челюсти целесообразно рентгенологическое исследование челюстей и/или альвеолярных отростков, предшествующее стоматологическим вмешательствам.
2. Диагностирование инородного тела в челюстном канале требуют незамедлительного направления пациента для специализированного стационарного лечения и контроля администрации лечебно-профилактического учреждения за своевременным его поступлением в стационар.
3. Для подтверждения правомерности действий врача, соблюдения прав пациента, перевода спорной (конфликтной) ситуации на досудебный уровень рекомендуется полное, объективное и своевременное отражение всех этапов диагностических и лечебных манипуляций в медицинской документации (включая клинические проявления осложнения; письменное информирование пациента о возникшем осложнении и последствиях несвоевременной госпитализации; указание в направлении на госпитализацию диагноза; отметка о дате поступления больного в стационар в журнале госпитализации больных и в амбулаторной карте стоматологического больного).
4. Администрации лечебно-профилактических учреждений целесообразно проводить систематический контроль за каждым случаем осложнения лечения, разбор причин возникновения осложнений и врачебных ошибок, анализ их возможных последствий, широкое обсуждение данных случаев в учреждении, на внутриведомственных конференциях, заседаниях ассоциации стоматологов.
5. Обосновано включение в программы обучения врачей-стоматологов на этапах додипломного и последипломного образования вопросов судебной практики.