Категории – это предельно общие понятия в рамках данной предметной области. Категории философии – это общие понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальности. Философы говорят о единстве онтологического и гносеологического смысла категорий, т.е. в них тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и др.) и форма мысли – познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь.
1.Единичное и общее. Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. «Единичное – общее», «многое – единое», «сходство – различие», «качество – количество», «простое – сложное», «часть – целое», «конечное – бесконечное», «форма – содержание» и др. понятия о такого рода связях м.б. объединены в группу категорий, выражающих «устройство», «организованность» бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: «явление – сущность», «причина – следствие», «случайность – необходимость», «возможность – действительность" и др. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать «горизонтальным», второй – «вертикальным».
Начнем с разъяснения категориальной пары «единичное – общее». В ходе практического освоения мира человек сталкивается прежде всего с отдельными вещами. Каждую вещь, с которой он впервые сталкивается, он сначала воспринимает как единственную, как то, чего он раньше не встречал, т.е. как единичное. Полезный предмет запоминался. По мере обнаружения других предметов, удовлетворяющих эту же потребность, совершался переход от одного (единичного предмета) к нескольким предметам, к «многому». В результате сравнения этих предметов друг с другом улавливалось их сходство. На основе обнаруженного сходства той или иной группы предметов они самой практикой выделяются из всей массы других предметов, окружающих человека, и объединяются в единую группу, которая и в сознании людей начинает выделяться и отличаться от остального мира. Возникают общие понятия, через которые человек фиксирует и осмысливает выявленное практикой сходство тех или иных предметов.
|
Так познание, начиная с единичного, через движение от «одного» к «многому» и от «многого» к «единству», в результате установления различия и тождества переходит к «общему». (Впрочем можно считать и многие считают, что общее предшествует единичному в познании, т.к. осознание всегда есть подведение единичного случая под общее понятие – такой подход в принципе должен предполагать, что общее существует еще до появления человеческого сознания, т.е. – это позиция объективного идеализма.).
Известно, что на протяжении всей истории философии велись оживленные споры о взаимосвязи единичного и общего. Суть этих споров сводится к спору реалистов и номиналистов. К первым относятся Платон, Эригена, Гегель и др. Реалисты считают, что общее существует самостоятельно, независимо от единичного. Что касается единичного, то оно, согласно реалистам, или совсем не существует, или если и существует, то порождается, творится общим и является временным, преходящим, в то время как общее постоянно, вечно. Совершенно отрицали существование единичного, например, древнегреческие философы элейцы. Наблюдаемое многообразие вещей они объявляли простой видимостью. К реалистам признающим реальное существование единичного, но считающим, что оно порождается общим и является временным, преходящим, относятся: Эригена, Ансельм Кентерберийский, Гегель и др. Согласно, например, Ансельму Кентерберийскому, вечно существует лишь единый неизменный Бог. Все же, что существует вне Бога, в частности мир единичных вещей, имеет свое начало в Боге, в Божественном разуме. Бог творит единичные вещи путем создания определенных мыслей о них. Эти мысли и являются прообразами, по которым создаются вещи. Бог здесь выступает в роли художника, творящего свои произведения по имеющемуся у Него замыслу. Идеальное бытие вещей в Божественном разуме вечно, а бытие вне Бога имеет временный, преходящий характер.
|
Номиналисты заявляют о том, что действительным, реальным существованием обладает лишь единичное. Общее же – плод человеческой мыслительной деятельности и существует лишь в умах людей в виде общих имен, названий ряда единичных предметов. Сходясь между собой в том, что реальным существованием обладает только единичное, номиналисты расходятся в мнениях на то, в какой форме существует единичное. Например, Расцелин, Вильям Оккам, считают, что единичное существует в виде отдельных материальных предметов, другие авторы, например, Беркли выдвигает в качестве единственной формы существования единичного ощущения человека.
|
Наряду с реалистической и номиналистической точками зрения в истории философии возникали и другие, избежавшие крайностей первых двух. (Аристотель, Дунс Скотт, Бэкон). Согласно этим воззрениям, полноценным существованием обладает лишь единичное, общее же существует лишь в виде стороны, момента единичного. Фактически данная позиция напоминает номиналистическую, ибо здесь отдается предпочтение единичному.
Согласно диалектическому материализму, ни общее, ни единичное не обладают самостоятельным существованием. Самостоятельно существует лишь отдельное, отдельные предметы, явления, процессы, которые представляют собой единство единичного и общего, повторяющегося и неповторимого. Общее же и единичное существует лишь в отдельном, в виде сторон, моментов отдельного. Что касается того, что отдельные предметы единичны, это правильно, ибо каждый из них непременно имеет неповторимые, присущие только ему черты. Но это единичное в предметах, эти неповторимые черты не исчерпывают всего их содержания. (Отдельное не тождественно единичному). В диамате считается, что общее существует реально. Оно находится в отдельных предметах, процессах, событиях (в отдельном) в виде повторяющихся, сходных черт, сторон, свойств. Отсюда, отдельное не только единично, но и обще, включает в себя единичное и общее.
Иногда имеет место отождествление общего с отдельным – когда, например, говорят о классах или группах предметов. Но согласно диалектическому материализму, общее не может существовать самостоятельно ни в виде классов, групп предметов, ни в какой-либо другой форме. Оно всегда является лишь стороной, свойством отдельного – отдельных предметов, отдельных классов, отдельных групп. Отдельная группа предметов по отношению к единичному и общему ведет себя также, как и всякий отдельный предмет. Например, единством единичного и общего является не только отдельный студент, но и отдельная группа. У неё есть черты, стороны, повторяющиеся в других группах, и черты, стороны, неповторимые, свойственные только ей. В частности то, что она является составной частью курса, что в ней есть староста и т.д. повторяется в других группах и является общим. То же, что в данную группу входят именно данные студенты (а не другие) и в группе есть именно данная староста, является неповторимым, единичным.
Если общее не имеет самостоятельного существования, а является стороной, моментом или сущностью отдельного, которое представляет собой единство единичного и общего, то общее всегда находится в неразрывной связи, в единстве с единичным, так же как и единичное находится в неразрывной связи с общим. Будучи противоположными сторонами отдельного, единичное и общее не просто сосуществуют в отдельном, но органически связаны между собой и при определенных условиях переходят друг в друга: единичное становится общим, а общее единичным. (например, сначала кто-то один выучил иностранный язык в группе – т.о. дляч группы(отдельного) это сначала единичное явление. Затем, допустим, язык стали знать многие студенты группы и т.о. знание иностранного языка стало общим).
Выявляя единичное и общее, мы сравниваем одно материальное образование со всеми другими материальными образованиями. Особенным же является то, что отличает данные материальные образования от других, тех, с которыми мы их сравниваем. Поскольку единичное всегда указывает на отличие тех или иных материальных образований от других, постольку оно всегда выступает как особенное. Если единичное всегда выступает в роли особенного, то это вовсе не означает того, что единичное и особенное тождественны между собой. Все единичное является особенным, но не все особенное является единичным. Особенным может быть и общее. В самом деле, тогда, когда общее отличает одно материальное образование от другого, оно представляет собой особенное. (Например, наличие во внешнем электронном слое атома натрия одного электрона является общим моментом, указывающим на сходство его с другими химическими элементами, в частности с водородом. Но это свойство будет выступать в роли особенного, если мы натрий будем рассматривать в отношении кислорода, который во внешнем электронном слое имеет не один, а шесть электронов). Итак особенное по своему содержанию шире, чем единичное. В роли особенного выступает не только единичное, но и общее.
Но не всякое общее может выполнять роль особенного. Есть такое общее, которое всегда, в любых отношениях указывает только на сходство и совершенно не способно отличить одно материальное образование от других. Например, то, что все тела имеют содержание и форму является общим, характерным для всех материальных образований.
2. Качество и количество. Качество возможно определить как совокупность свойств, указывающих на то, что собой данная вещь представляет, чем она является, а количество как совокупность свойств, указывающих на размеры вещи, на её величину (характеризующих её объем, длину, ширину, темп развития, степень проявления тех или иных свойств).
Формирование категорий качества и количества осуществляется в ходе движения познания от единичного к общему. Когда мы воспринимаем отдельное материальное образование как единичное и единственное в своём роде и стремимся уяснить, что оно собой представляет, мы отражаем его, по сути дела, со стороны качества. Поскольку предмет здесь рассматривается как таковой, сам по себе, вне отношений к другим предметам, его количество неразличимо. Но по мере того, как мы переходим от одного предмета к многим и входе сравнения их друг с другом устанавливаем их сходство и различие, начинают выясняться количественные характиристики. Каждая сторона качества, каждое его свойство как бы раздваивается; наряду с тем, что оно есть, оно обнаруживает свою величину, степень своего распространения и проявления, т.е. свое количество. (Например, выявление качества и количества исследуемого объекта и переход от первого ко второму можно проследить на истории развития знаний о теплоте. Так, на начальных этапах познания теплоты люди сосредотачивали свое внимание на уяснении того, что она собой представляет, какими свойствами обладает. В частности, они связывали её с трением, горением, исследовали её влияние на различные тела. По мере выявления отдельных качественных особенностей теплоты, ученые стали переходить к анализу количественных характеристик и в результате этих исследований был изобретен термометр.
Выявляемые на стадии движения познания от единичного к общему качественные и количественные характкристики сначала рассматриваются как самостоятельные, не зависимые друг от друга, не связанные между собой свойства. По мере дальнейшего углубления познания исследуемого объекта люди начинают убеждаться в том, что количество и качество органически связаны друг с другом, что определенному количеству соответствует лишь строго определенное качество и, наоборот, определенному качеству присуще строго определенное количество, что количественные изменения, достигнув известного предела, вызывают изменения качества, а последние, в свою очередь, вызывают соответствующие изменения в количестве. Взаимосвязь и взаимообусловленность количества и качества отражается в категории мера. (Например, если обратиться к истории познания тепловых явлений, можно заметить, что длительное время (вплоть до 17 века) выявляемые отдельными учеными качественные и количественные характеристики указанного явления представлялись как две самостоятельные, не связанные между собой группы свойств. Затем было обнаружено, что качественные характеристики данного явления необходимым образом связаны с количественными характеристиками, что количественные изменения не затрагивают качества вещи лишь в определенных, постоянных для каждой вещи рамках. Так члены Академии опыта, организованной в 1657г. во Флоренции обнаружили, что таяние льда происходит всегда при одной температуре. Далее было замечено, что ртуть в трубке, опущенной в кипящую воду, всегда поднимается на одну и ту же высоту. Это свидетельствовало о том, что кипение воды происходит при одной и той же температуре. Так была установлена мера воды – количественная граница, выход за которую обусловливал изменение качества воды как жидкости. Вслед за водой взаимосвязь качественных и количественных характеристик стала обнаруживаться и в других веществах.).
3. Содержание и форма. Специфическим для категории «содержание» является отражение всей совокупности процессов, свойственных вещи. Часть из них относится к внутренней области, другая часть – к внешней. Содержанием того или иного предмета являются не только те взаимодействия, которые имеют место между элементами, сторонами, его составляющими, но и те воздействия, которые он оказывает на другие, окружающие его предметы.
Специфической для категории «форма» является отражение устойчивой связи между элементами, моментами, составляющими содержание, структуры содержания, а не проявления, не выражения внутреннего во внешнем. Будучи структурой содержания, включающего в себя как внутренние, так и внешние процессы вещи, предмета, форма пронизывает как область внутреннего, так и область внешнего, как сущность, так и явление.
Очевидно, что если форма представляет собой структуру содержания, то она всегда содержательна, а содержание всегда оформлено. Другими словами, содержание и форма находятся в органической взаимосвязи, взаимозависимости, составляют неразрывное единство.
Между тем в истории философии имели место факты метафизического отрыва содержания от формы, попытка обоснования их самостоятельного, независимого друг от друга существования. Именно так, например, представлена взаимосвязь содержания и формы у Аристотеля. Согласно его учению, содержание и форма первоначально существуют сами по себе, независимо друг от друга и лишь впоследствии, при образовании какой-либо определенной вещи, они вступают между собой в органическую взаимосвязь. Так, чистым содержанием, лишенным какой-либо формы, у Аристотеля является «первая материя», материя, лежащая в основе всех существующих вещей. Вместе с тем Аристотель выдвигает чистую форму – Бога, который у него выступает в роли формы всех форм.
Положен6ие о том, что форма является моментом содержания, было впервые выдвинуто Гегелем. Этот вывод можно пояснить так. Будучи относительно устойчивой системой связи процессов, свойственных вещи, их структурой, форма существует не вне этих процессов, а в них самих, то есть входит в содержание, является его моментом, составной частью. Например, содержанием такого материального образования, как атом кислорода, является совокупность взаимодействий, имеющих место между восемью протонами и восемью или десятью нейтронами, входящими в ядро, восемью протонами ядра и восемью электронами, вращающимися вокруг ядра по соответствующим орбитам и т.д. Но в содержание этих взаимодействий входят устойчивые связи и соотношения между указанными элементарными частицами – это и есть форма, - они неотделимы от взаимодействий, сливаются с ними, существуют через них. Они представляют не что иное, как устойчивые моменты этих взаимодействий, процессов и могут быть отделены от них лишь в абстракции.
Итак, форма соотносится с содержанием, как часть с целым, она является системой относительно устойчивых связей моментов содержания, сохраняющейся во взаимодействиях элементов, сторон, свойственных вещи.
Можно сказать, что форма заключена в самом содержании и определяется им. Поэтому сама форма в известных условиях и отношениях является содержанием, а содержание – формой.
Находясь в органической взаимосвязи, форма и содержание зависят друг от друга, но эта зависимость не равнозначна. Определяющую роль во взаимоотношениях содержания и формы играет содержание. Оно определяет форму, его изменения вызывают соответствующие изменения в форме. В свою очередь форма оказывает обратное воздействие на содержание, способствует его развитию или тормозит последнее.
Поскольку содержание представляет собой совокупность всех процессов и вызываемых ими изменений, свойственных данному образованию, оно связано с абсолютным движением, которое характерно для всякого отдельного материального образования. Форма же связана с относительным покоем, ибо она есть относительно устойчивая система связей моментов (элементов) содержания. Будучи связано с абсолютным движением, содержание находится в постоянном изменении, форма же, обязанная своим возникновением и существованием относительному покою, остается более или менее продолжительное время неизменной, устойчивой.
На первых порах изменения, совершающиеся в содержании, не влияют на относительно устойчивую систему связей формы, вполне укладываются в её рамки. Но в определенное время изменения в содержании достигают такого уровня, когда рамки данной системы взаимосвязей становятся тесными. Относительно устойчивая система начинает сковывать развитите содержания, тормозить его, и, наконец, наступает конфликт между содержанием и формой: новое содержание сбрасывает старую форму. Новая форма на первых порах соответствует своему содержанию, дает ему широкий простор, оно начинает бурно развиваться, но на определенной стадии новая форма вновь начинает его сковывать. И так без конца – материя развивается через борьбу содержания с формой, сбрасывание старой формы и установление новой.
4.Возможность и действительность. Если мы познали сущность какого-либо материального образования, мы знаем не только действительные его состояния, но и возможные, такие, которых еще нет, но которые неизбежно наступят при определенных условиях. Но действительное состояние не тождественно возможному, то, что есть, не тождественно тому, чего еще нет, что будет (наступит) лишь при определенных условиях. Значение первого и второго для жизни людей далеко не одинаково. Поэтому возникает необходимость разделить, отличить действительное от возможного, выявить особенности того и другого.
Действительностью является то, что существует реально, что уже наступило, проявилось.
Возможностью же является то, чего еще нет, но что может наступить, проявиться. Возможность, реализуясь, превращается в действительность, поэтому действительность можно назвать осуществившейся возможностью, а возможность потенциальной действительностью.
Возможность существует реально, но лишь как свойство, способность материи при соответствующих условиях превратится из одной вещи или качественного состояния в другие. В этом своем виде, то есть как способность превратиться из одного в другое, возможность является моментом действительности и, естественно, обладает такой существеннейшей чертой действительности, как реальное существование.
Когда же мы говорим о возможности как о чем-то еще не существующем, не обладающем реальным существованием, мы имеем в виду не способность существующего материального образования или состояния превратиться в другие, а эти другие материальные образования, состояния, в которые при соответствующих условиях должно превратиться данное материальное образование или качественное состояние.
Действительностью следует считать реально существующее единство необходимого и случайного, внутреннего и внешнего, сущности и явления.
Возможность превращается в действительность не в любое время, а лишь при определенных условиях, являющихся совокупностью факторов, необходимых для реализации осуществления возможности.
Если всякая возможность превращается в действительность лишь при наличии определенных условий, то, познав те или иные возможности, можно вмешаться в объективный ход событий и, искусственно создавая соответствующие условия, ускорить или предотвратить превращение их в действительность.
Вся практическая деятельность людей основана именно на этой закономерности. В самом деле, все трудовые операции представляют собой не что иное, как действия, направленные на создание необходимых условий для реализации тех или иных познанных возможностей, свойственных предметам и явлениям природы.
Поскольку каждое отдельное материальное образование представляет собой единство бесчисленного множества различных и противоположных сторон и тенденций, постольку оно обладает бесчисленным множеством различных возможностей, значение которых для практитческой деятельности далеко не одинаково.
В философской литературе различают возможности реальные, формальные и абстрактные.
Под реальными возможностями понимают такие возможности, которые обусловлены необходимыми связями и отношениями действительности, объективными законами функционирования и развития материальных образований. Гегель реальную возможность считал формой проявления необходимости.
Если реальная возможность связана с необходимостью, если она обусловлена действием объективных законов развивающейся действительности, то формальная возможность связана со случайностью, обусловлена случайными сторонами и отношениями действительности. С точки зрения формальной возможности то или иное явление возможно настолько, насколько и невозможно, поскольку логика случайности такова, что она (случайность) имеет одинаковое основание наступать и не наступать.
Если реальная возможность обладает способностью обязательно осуществиться при соответствующих условиях, то формальная возможность не обладает такой способностью. Она может осуществиться, может и не осуществиться. Вместо неё может осуществиться какая-либо другая возможность.
Из этого следует, что значение формальной возможности для практической деятельности людей невероятно мало, ибо практическая деятельность целиком и полностью основывается на повторяющихся, при определенных условиях неизбежно наступающих связях и отношениях, то есть на реальных возможностях.
Чтобы понять что такое абстрактная возможность её следует противопоставить не реальной, а конкретной возможности. Конкретной возможностью является такая возможность, для реализации которой существуют необходимые условия. Абстрактной возможностью является такая возможность, для реализации которой материальному образованию, обладающему ею, необходимо претерпеть ряд качественных изменений, пройти ряд стадий развития.
Наряду с указанными возможностями для практической деятельности имеет значение и различение других видов возможностей, в частности, обратимых и необратимых, возможностей сосуществующих и исключающих, возможностей явления и возможностей сущности
Обратимой возможностью является такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Необратимой возможностью является такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью.
Сосуществующей возможностью является возможность, реализация которой не приводит к исключению другой возможности. Исключающей возможностью является возможность, с превращением которой в действительность другая возможность становится невозможностью.
Возможностью явления называется возможность реализация которой не изменяет сущности материального образования. Возможностью сущности является возможность, реализация которой сопровождается изменением сущности материальногообразования, переходом его в другое материальное образование. (Возможность воды растворить поваренную соль – это возможность явления, а возможность воды разложиться на водород и кислород – это возможность сущности).
5. Случайность и необходимость. В конкретном анализе причинных отношений возможность и действительность тесно связаны с такой парой категорий как «необходимость» и «случайность». Необходимой называют такую однозначно обусловленную связь явлений, при которой наступление события-причины обязательно влечет за собой вполне определенное явление-следствие. Случайное же событие наступает как результат воздействия некоторых из неопределенно большого числа разнообразных и в точности неизвестных причин. В истории философии широко представлена точка зрения, согласно которой случайного реально нет, оно следствие неизвестных наблюдателю необходимых причин. Но, как впервые показал Гегель, случайное событие в принципе не может быть вызвано одними только внутренними, необходимо присущими закономерностями. Случайное событие, как писал Гегель, не может быть объяснено из самого себя.
В сложном клубке проблем связанных с отношениями между необходимостью и случайностью особое место занимает такое понятие как вероятность. Это понятие связано со статистическими закономерностями бытия. Вероятность – это мера объективной возможности, степень возможной реализации данного события при данных условиях. Можно сказать, что вероятность – это объективная мера возможности реализации случайности.
Однозначно предсказать переход из возможного в действительное какой-либо случайности невозможно. Можно лишь говорить о мере возможности наступления случайного события. Вероятность связана с изучением болльшого числа однородных случайных событий, описываемого с помощью аппарата математической статистики, т.е. со статистическими закономерностями.
Вероятность невозможного события равна нулю, вероятность наступления необходимого события – единице. Вероятность какой-либо возможности есть число, заклюбчающееся в интервале между 0 и 1. Один ученый проделал такой эксперимент: он бросал монету 24000 раз и зарегистрировал 12012 случаев выпадения «орла» и 11988 случаев выпадения «решки». В таких случаях говорят, что вероятность равна ½. Есть закон больших чисел, который гласит: совокупное действие большого числа случайных факторов приводит при некоторых весьма общих условиях к результату, почти не зависящему от случая.