Когда проектировщики интерфейса переносят знания об окружающем нас мире в мир компьютеров они начинают использовать метафоры.
Метафора - этопонятие, переносящее свойства или признаки одного объекта на другой для выяснения их сходства или аналогии.
От пользователя не требуется разбираться в программировании - и это шаг вперед по сравнению с моделью интерфейса в парадигме реализации.
Метафорические интерфейсы полагаются на интуитивные связи, которые пользователь устанавливает между визуальными элементами интерфейса и его функциональностью.
Интуиция - Непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения. Получение истинного результата без осознания способа получения результата.
Пользователи воспринимают передаваемый метафорой образ и предположительно могут расширить его до понимания предназначения объекта. Например, экран - это рабочий стол, корзина – место, куда попадают удаленные файлы.
Метафоры позволяют проектировщикам структурировать интерфейс по понятным пользователям аналогиям, а пользователям применить интуицию чтобы расширить образ метафоры до понимания предназначения объекта.
Но такой буквальный подход ограничен и потенциально ошибочен. Строгое следование метафорам без всякой необходимости привязывает интерфейс к реалиям физического мира.
Между тем одно из поразительных качеств цифровых продуктов – то, что модель представления не привязана к ограничениям физического мира и присущим трехмерному пространству неудобствам.
Ограничения метафор
Метафоры имеют ряд ограничений, которые необходимо учитывать при разработке интерфейса:
1. Интуиция действует на основе предположений и аналогий между метафорой и элементом интерфейса. Но интуитивная основа понимания метафор требует сходства ассоциативного мышления у разработчика и пользователя.
А если они относятся к разным культурам, то метафора может не работать или иметь противоположный эффект. Например, изображение поезда что означает – расписание движения или заказ билетов? Или изображение матрешки можно использовать как аналог вложенных папок?
2. Метафоры становятся неудобными при увеличении количества элементов.
Например, небольшую базу данных можно представить в виде барабана с карточками, который можно вращать чтобы добраться до нужной записи. Но когда число записей стало измеряться сотнями и более от этой метафоры придется отказаться.
Мало кто использует представление файлов в Проводнике Windows в виде крупных значков и плиток, когда число файлов превышает сотню. Все становится громоздким и необозримым. Как правило предпочитают более компактное представление в виде списка или таблицы.
Метафоры масштабируются с трудом.
3. Метафора эффективно работает пока пользователь является новичком и осваивает интерфейс. Когда он перейдет в середняки, метафора для него превращается в обузу, начинает мешать его навигации.
4. Отражая физический мир, метафора переносит свои ограничения на программный продукт. Ограничения метафор, присущие реальному миру, могут отсутствовать в программе, но за счет метафоры некоторые возможности программы не будут использованы.
Не всегда можно найти метафору для понятий, присущих только программным продуктам – запуск процесса, преобразование формата, проведение расчетов.
5. Метафоры привязывают интерфейс к объектам физического мира, а не виртуального. Полагаясь на понятность метафоры, пользователь ожидает, что поведение виртуального объекта будет соответствовать поведению реального, на который метафора ссылается.
Проектировщик же пытается представить программу в терминах физического объекта, чтобы не обмануть ожидания пользователя. Но перенос механических процессов в программные обычно ухудшает их.
Изначально программные продукты не имеют тех ограничений, которые присущи реальному миру. Происходит подстройка интерфейса под ограниченное метафорическое пространство.
ПРИНЦИП проектирования: Никогда не подгоняйте интерфейс под метафору.