Стиль жизни в концепции Адлера





Альфред Адлер родился в Вене 7 февраля 1870 г.. , был третьим из пяти детей. Описывая свое детство, он вспоминает о многих трудностях и несчастьях. В течение первых двух лет жизни он был любимчиком матери, купался в ее любви и ласке. Но родился младший брат, и счастливая пора закончилась. Все детство Альфреда Адлера было связано с непрерывными болезнями, порой он был близок к смерти. Огромное влияние на него самого и на его теории оказала смерть младшего брата, когда Альфреду было всего три года.
После окончания гимназии, в которой он учился посредственно, Адлер поступил в Венский университет. В то время Вена была центром социалистических идей, и Альфред очень увлекся политикой. На одном из собраний социалистов он встретил Раису Эпштейн, русскую студентку и женился на ней в возрасте 27 лет.
По специальности Адлер был офтальмологом, хотя его больше привлекала теоретическая биология. После непродолжительной и не очень успешной частной практики Адлер прошел стажировку по общей медицине и стал психиатром. В 1902 г. его начинает интересовать идей Зигмунда Фрейда, почитанные Адлером в «Толковании сновидений».
В том же 1902 г. Адлер начинает посещать заседания кружка психоаналитиков во главе с Фрейдом. Адлер никогда не считал себя учеником Зигмунда Фрейда, всегда вел себя подчеркнуто независимо, держался как равный.
Постепенно во взглядах Адлера стали появляться все большие расхождения с Фрейдом, они накапливались, а последней каплей стало выступление Адлера на психоаналитическом конгрессе в Нюрнберге 1911 г, на котором он представил коллегам концепцию психологии, которая позже будет названа индивидуальной. Он строил свою теорию вокруг двух ключевых терминов: «неполноценность» и «мужской протест».
Мужской протест, по Адлеру, заключается в том, что мужчина никогда не избавляется от сомнения, возникающего еще в детстве, действительно ли он мужчина. Он стремиться к идеальным мужским качествам – обладанию свободой, любовью, властью, завоеванию женщин и друзей, преобладанию или превосходству над другими.
Таким образом, Адлер расходился с Фрейдом в принципиальных вопросах. Он считал, что подсознание не существует, дети асексуальны, теория вытеснения ошибочна, а сексуальное влечение не играет главной роли в образовании неврозов. Фрейд не мог принять позицию Адлера. Он выступил на конгрессе, где сказал, что Адлер делает упор на недостаточность ошибочно, потому что он биолог. Теория социального формирования характера определяется социологическими взглядами Адлера и не имеет ничего общего с психоанализом.
После этого драматического случая Адлер уходит с поста председателя Венского психоаналитического общества. После разрыва с Фрейдом Адлер добился значительных научных успехов. Он основал Общество свободного психоанализа, много писал и работал. С приходом к власти Гитлера, Адлер понимает всю опасность ситуации и переезжает в 1932 г. жить в Нью-Йорк.
Адлер очень много занимался пропагандой своей теории, прослыл замечательным лектором. За свою жизнь он опубликовал более 300 работ. Наиболее значительными среди них считаются: «Исследования физической полноценности и ее психической компенсации», «Наука жизни», «Смысл жизни», «Образ жизни». В теории А. Адлера сделан акцент на социальном благополучии как критерии психического здоровья. Благодаря Адлеру в современной психотерапии появились ценностные ориентации.

Впервые термин «жизненный стиль» Адлер использовал в 1926 году. До 1926 года он использовал для обозначения этого понятия менее емкие термины: «направляющий образ», «форма жизни», «линия жизни», «жизненный план», «линия развития целостной личности».

«стиль жизни» - это уникальный для индивида способ адаптации к жизни, особое сочетание черт, способов поведения и привычек, которые составляют индивидуальность человека. Стиль жизни основан на усилиях человека по преодолению чувства неполноценности. Он постоянно прочно формируется в возрасте 4-5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям.

Стиль жизни — это «значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем»

Мы видим, что стиль жизни — это:
1) принятая человеком концепция жизни;
2) принятый им паттерн поведения.

Для жизненного стиля характерны:
— очень раннее формирование;
— ошибочность;
— устойчивость.

«Уже младенец стремится оценить свои собственные силы и свой удел во всей той жизни, которая окружает его... Значение жизни постигается в первые четыре или пять лет жизни, и подходит к нему человек не через математический процесс, но через блуждание в потемках, через ощущения, которые не до конца понимаются, через догадки по намекам и нащупывание объяснений». «И, вероятно, что-то похожее на ошибку неизбежно вкрадывается, когда мы берем какие-то определенные переживания в качестве основы для нашей будущей жизни».

«К концу пятого года жизни ребенок уже достигает единого и кристаллизованного паттерна поведения, своего собственного стиля в подходе к проблемам и задачам. В нем уже глубоко укоренилось представление о том, чего ждать от мира и самого себя; до этих пор мир воспринимается им через устойчивую схему аперцепции: переживания истолковываются еще до того, как они восприняты, и истолкование это всегда согласуется с тем первоначальным значением, которое было придано жизни».

Стиль жизни складывается надолго — на всю жизнь. Он воспроизводится в различных ситуациях и от повторения лишь становится прочнее. «Даже если значение, которое мы придаем жизни, является глубоко ошибочным, даже если наш подход к проблемам и задачам постоянно навлекает на нас несчастья и страдания, мы никогда легко не отказываемся от него».

С точки зрения Адлера на протяжении всей жизни человек сталкивается с тремя глобальными психологическими проблемами:
1. Профессиональная проблема: «Как найти занятие, которое позволило бы нам выжить при всех ограничениях земного мира».
2. Проблема сотрудничества и дружбы: «Как найти такое положение среди других людей, чтобы мы могли сотрудничать с ними и вместе с ними пользоваться преимуществами сотрудничества».
3. Проблема любви и супружества: «Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей любовной жизни».

Эти проблемы всегда взаимосвязаны, их решение зависит от индивидуального стиля жизни.

Стиль жизни каждого человека сугубо индивидуален, поэтому очень тяжело выделить какую-либо типологию. Тем не менее, Адлер выделил главные типы личности, основываясь на решении трех главных жизненных задач. Схема классификации построена на двух критериях – социальном интересе и степени активности.

Социальный интерес – чувство собственности и привязанности к людям, оно проявляется в сотрудничестве ради общей выгоды. Социальный интерес – это критерий психического здоровья и зрелости, его противоположность – эгоистический интерес.

Степень активности – синоним терминов «возбуждение» или «уровень энергии» - это определенный энергетический диапазон, в рамках которого оформлено поведение человека. Степень активности может играть конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

Первые три типа личности – люди с низким социальным интересом, но разной степенью активности.

1. Управляющий тип – самоуверенные и напористые люди с очень низким социальным интересом. Они активны, но эгоистичны. Свои жизненные проблемы они решают во враждебной, асоциальной манере. Пример – юные правонарушители и наркоманы.
2. Берущий тип – люди-паразиты. Удовлетворяют свои потребности за счет других. Социальный интерес отсутствует.
3. Избегающий тип – люди, не имеющие ни социального интереса, ни достаточной активности для решения своих проблем. Их целью в жизни является избегание проблем в жизни, поэтому они уходят от всего, что может принести неудачу.
4. Социально-полезный тип – зрелый человек в системе Адлера. Сочетание сильного социального интереса и высокого уровня активности. Такой человек проявляет заботу о других и заинтересован в сотрудничестве с обществом.

Существует опросник жизненного стиля личности (Life Style Personality Inventory — LSPI), который позволяет построить индивидуальный личностный профиль, аналогичный профилю MMPI.





Читайте также:
Тест мотивационная готовность к школьному обучению Л.А. Венгера: Выявление уровня сформированности внутренней...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
История русского литературного языка: Русский литературный язык прошел сложный путь развития...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.013 с.