Структурное исследование плоского механизма
Вариант № 1.2
Рисунок 1.1 – Структурная схема механизма к варианту № 1.2
Исходные данные
Обозначение | Величина |
LOA, м | 0,25 |
LАВ, м | 1,22 |
LВС, м | 0,32 |
LАС, м | 1,25 |
LСD, м | 1,20 |
LЕD, м | 0,70 |
LЕF, м | 0,55 |
La, м | 0,58 |
Lb, м | 2,32 |
Lc, м | 0,90 |
Ld, м | 0,95 |
m, мм | |
Угол поворота начального звена (кривошипа ОА) α, град | |
Число оборотов ведомого вала n вд, об/мин |
Структурная схема механизма в заданном положении показана на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Структурная схема механизма в заданном положении
Анализ кинематических пар представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Анализ кинематических пар механизма
Номера пар п/п | Звенья, образующие пару | Относительное движение звеньев, допускаемое парой | Класс пары | Высшая или низшая пара | Наименование пары |
Ι | 0-1 | Вращательное | II | Н | ВП |
ΙΙ | 1-2 | Вращательное | II | Н | ВП |
ΙΙΙ | 2-3 | Вращательное | II | Н | ВП |
IV | 3-4 | Поступательное | II | Н | ПП |
V | 2-5 | Вращательное | II | Н | ВП |
VI | 5-6 | Вращательное | II | Н | ВП |
VII | 6-7 | Вращательное | II | Н | ВП |
VIII | 6-8 | Вращательное | II | Н | ВП |
IX | 8-9 | Поступательное | II | Н | ПП |
X | 9-10 | Вращательное | II | Н | ВП |
Анализ звеньев механизма представлен в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Анализ звеньев механизма
Номера звеньев п/п | В какие пары входит звено | Абсолютное движение звена (относительно стойки) |
I | Неподвижно | |
I, II | Вращательное | |
II, III, V | Вращательно-поступательное | |
III, IV | Поступательное | |
IV | Неподвижно | |
V,VI | Вращательное | |
VI, VII, VIII | Вращательное | |
VII | Неподвижно | |
VIII, IX | Вращательно-поступательное | |
IX, X | Вращательное | |
X | Неподвижно |
|
Число степеней подвижности механизма W по структурной формуле Чебышева:
(1.1)
где:
n – число звеньев механизма (включая стойку);
Р 2 – число пар ΙΙ класс;
Р 1 – число пар Ι класса.
Разделим механизм на структурные группы Ассура и первичный механизм. По методике Ассура любой механизм (плоский или пространственный) можно разделить на первичный механизм и на отдельные однотипные части (структурные группы), состоящие из определенного числа звеньев и кинематических пар. Для заданной структурной схемы механизма структурные группы Ассура показаны на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Структурные группы Ассура
В таблице 1.3 представлено разделение механизма на структурные группы Ассура.
Таблица 1.3 – Структурные группы Ассура
№ группы в порядке ее отделения от механизма | Звенья, образующие группу | Внешние пары | Внутренние пары | Вид группы |
8,9 | X, VIII | IX | 3 (ВПВ) | |
6,7 | VIII, VI | VII | 1 (ВВВ) | |
2,5 | VI, II | V | 1 (ВВВ) | |
2,3 | II, IV | III | 2 (ВВП) |
Кинематический анализ плоского механизма
План положения механизма
Построение заданного положения механизма выполним в масштабе ks=0,005 м/мм, тогда длины отрезков:
мм (2.1)
мм (2.2)
мм (2.3)
мм (2.4)
мм (2.5)
мм (2.6)
мм (2.7)
мм (2.8)
мм (2.9)
мм (2.10)
мм (2.11)
План положения механизма в соответствии с заданием показан на чертеже.
Планы скоростей и ускорений
Направления скоростей и ускорений точек звеньев механизма
В общем случае криволинейного движения вектор скорости точки А (рис 2.1, а), как и вектор тангенциальной составляющей полного ускорения, направлены по касательной к траектории движения, а вектор нормальной составляющей полного ускорения – вдоль нормали (отсюда название составляющей) к касательной по направлению к центру кривизны траектории О. В частном случае, когда траекторией является окружность, (рис. 2.1, б), то векторы и перпендикулярны радиусу ОА, а вектор направлен параллельно ОА от точки А к центру окружности О. В том случае, если ОА – звено механизма и известны его угловая скорость ωОА и угловое ускорение εОА, то:
|
(2.12)
(2.13)
(2.14)
Вектор направлен в сторону вращения, т.е. совпадает с направлением угловой скорости ωОА. Направление вектора совпадает с направлением углового ускорения εОА.
Если для любого звена построены план скоростей и план ускорений, то можно определить направления и величины угловой скорости и углового ускорения. Пусть для звена АВ (рисунок 2.2, а) построены план скоростей (рисунок 2.2, б) и план ускорений (рисунок 2.2, в) точек А и В.
Рисунок 2.1 – Направления скорости и ускорения криволинейного движения
Рисунок 2.2 – Определение угловой скорости и углового ускорения звена АВ
Перенесем в точку В звена вектор относительной скорости точки В, снятый с плана скоростей ( = kv * аb) и вектор тангенциальной составляющей полного ускорения, снятый с плана ускорений ( = kw nb '). Направления векторов и определят соответственно направления угловой скорости ωАВ и углового ускорения εАB.
(2.15)
(2.16)