В этом виде художественной деятельности успехи классицизма велики, всеобъемлющи: строения в этом стиле создавались во всех развитых странах, и большинство из них существует по сей день. Они органично выглядят и в сохранивших аутентичность ансамблях, и хорошо вписываются в современную урбанистическую среду, украшая города и веси.
Архитектуре классицизма вообще присущи правильные геометрические формы, подчеркнуто статичные, организованные в логично выстроенные ансамбли. Классицизм возникает и здесь как антитеза барокко с его пышностью, обилием декора и беспокойными, словно ускользающими линиями. Как архитектурный стиль классицизм формируется во Франции в XVII в., а общеевропейским явлением он становится в XVIII-XIX вв. В основе представлений о прекрасном в этом стиле лежат идеалы Палладио, историческим ориентиром служит античность. Андреа Палладио (1508-1580) объездил все возможные на тот период древние постройки в Италии, изучая и описывая их. Только после того, как он, по его собственным словам, "получил в свое распоряжение всю мудрость древних", Палладио почувствовал себя подготовленным к самостоятельному творчеству.
Палладио работал в основном в двух городах - Виченце и Венеции. Его строения предельно практичны и в то же время в них проявляется историчность настоящего. Он спроектировал одно общественное здание, много частных вилл, театр в Виченце, несколько церквей в Венеции, а также несколько палаццо.
Создавая в Венеции церкви Сан-Джорджо Маджоре и Иль Реденторе, Палладио новаторски подошел к планировке культового христианского строения. Церкви Палладио просторные и светлые внутри, с боковыми капеллами, со следующими одна за другой белыми плоскостями стен и сводов, белизна которых еще подчеркивается светоносными частями интерьера. Эти церкви предназначены для совершения обряда при ярком солнечном свете, при большом стечении народа.
|
Образец загородной постройки - вилла "Ротонда" возле Виченцы. Здесь классические формы храмовой архитектуры перенесены в загородную усадьбу. Мастер использовал высокий подиум, портик, ротонду и фронтон. Они придают зданию величественность и благородство.
Античные зодчие пристраивали портик только к одному фасаду - к главному. Палладио расположил колонные портики с фронтонами на каждом из фасадов, что придало композиции законченную симметрию, особенно впечатляющую с дальнего расстояния.
В 1570 г. Палладио публикует "Четыре книги по архитектуре". Три века черпали из этих книг важные принципы и рекомендации о том, что делает облик здания гармоничным. Вся неоклассика XX в. строилась по законам Палладио. И сегодня, когда архитектура полностью изменилась, книга Палладио дает ключ к видению и воплощению замысла, учит видеть не только гармонию, но и несовершенство.
Во Франции архитекторы классицизма восхищались Палладио, искали в его творчестве источник вдохновения. Здесь видна линия влияний: античность - Возрождение - классицизм.
Одной из самых ярких фигур в искусстве Франции XVII в. был Франсуа Мансар (1598-1666). Его ранние композиции носили "нестрогий" характер. Однако постепенно мастер движется к ясности компоновки, рациональности концепции, уравновешенности и строгости. Искусство Мансара основывается на изощренном интеллектуализме и на глубоком внимании к человеческому восприятию, к самочувствию человека перед лицом архитектуры.
|
Мансар первым стал выравнивать систему ордеров по горизонтальным линиям, проходящим через весь объем здания. Зодчий мыслит свое здание как целостный объем, обладающий единой внутренней структурой, зримо выраженной в членении фасадов. Ни в одном из творений Мансара классицистические тенденции не являются исчерпывающими. Структура его образов сложна. Его работы в замке Блуа, во дворце Мезон, участие в перестройке Лувра показывают, что творчество Мансара было частным случаем барокко, состоящем на службе классического подхода к творчеству.
Основой архитектурного языка классицизма становится ордер, в пропорциях более близкий античному, чем в зодчестве предыдущих эпох. Стены трактуются как гладкие поверхности, ограничивающие четкие, симметрично расположенные объемы. Эти принципы распространяются и на садово-парковое искусство. Французский классицизм разрабатывает так называемый "регулярный парк" (архитектор А. Ленотр), в котором строго скомпонованные правильной формы клумбы и газоны образуют симметричные узоры, подчеркнуто упорядоченные по сравнению с природными объектами.
В XVIII в. в противоположность этой идее будет развиваться так называемый английский парк, или пейзажный парк. Он становится идеальным обрамлением для классицистического здания. В английском классицистическом зодчестве преобладает "палладианство", тесно связанное с развитием паркового искусства (архитекторы У. Кент, Дж. Пейи, У. Чеймберс), об усилении интереса к античным образцам свидетельствуют постройки братьев Адам.
В конце XVIII - начале XIX вв. классицизм развивается также в Италии (архитектор Дж. Пьермарини), в Испании (архитектор X. де Вильянуэва), странах Восточной Европы, Скандинавии, в США (архитекторы Т. Джефферсон, Дж. Хобан).