РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Результатами освоения дисциплины «Судовые энергетические установки» должны быть следующие этапы формирования у обучающегося профессиональных компетенций (ПК), предусмотренных ФГОС ВО, а именно:
- по ПК-7: способность и готовность осуществлять безопасное техническое использование, техническое обслуживание судового электрооборудования и средств автоматики в соответствии с требованиями международных и национальных нормативно-технических документов;
- по ПК-14: обладание знаниями правил несения судовых вахт, поддержания судна в мореходном состоянии, способностью осуществлять контроль за выполнением установленных требований норм и правил;
- по ПК-26: способность и готовность эффективно использовать материалы, электрооборудование, соответствующие алгоритмы и программы для расчетов параметров технологических процессов.
1.2 В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- виды энергетических установок судна, основные агрегаты и вспомогательные механизмы, режимы их работы, эксплуатацию судовых энергетических установок;
уметь:
- пользоваться нормативной документацией, соблюдать действующие правила, нормы и стандарты;
- осуществлять техническую эксплуатацию судовой автоматизированной электроэнергетической системы и электроприводов судовых механизмов;
владеть навыками:
- методами теоретического и экспериментального исследования;
- использования чертежей, схем, диаграмм, графиков, номограмм и других профессионально значимых изображений;
-работы с проектно-конструкторской и технологической документацией, технической литературой, научно-техническими отчетами и другими информационными материалами;
|
- проектирования СЭУ, выполнения расчётов, чертежей и выбора судового оборудования.
ПЕРЕЧЕНЬ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
2.1 Для оценки результатов освоения дисциплины используются:
- оценочные средства поэтапного формирования результатов освоения (текущая атте-стация);
- оценочные средства для заключительной аттестации по дисциплине (промежуточная аттестация).
2.2 К оценочным средствам поэтапного формирования результатов освоения дисциплины относятся:
- тестовые задания;
- задания на практические занятия;
- индивидуальное расчетное задание (контрольная работа) и контрольные вопросы по расчетному заданию (контрольной работе).
2.3 К оценочным средствам для промежуточной аттестации по дисциплине, проводимой в форме экзамена, соответственно относятся:
- экзаменационные вопросы.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Тестовые заданияиспользуются для оценки освоения первых трех тем дисциплины студентами и знание общих сведений об энергетических установках судов флота рыбной промышленности, их назначении, классификации, составе и показателях, принципе действия и устройстве двухтактного и четырехтактного судовых двигателей внутреннего сгорания, систем судовых энергетических установок, механизмов и оборудования (см. приложение № 1). Тестирование обучающихся проводится на практических занятиях после рассмотрения на лекциях соответствующих тем.
Задание по теме 1– «Классификация, состав и основные технико - экономические показатели СЭУ» предусматривает выбор правильного ответа на поставленный вопрос из трех предлагаемых вариантов ответа, а также определение указанного в задании понятия. Положительная оценка («зачтено») выставляется, если получены все правильные ответы.
|
Задание по теме 2– «Принцип действия и устройство судовых двигателей внутреннего сгорания» предусматривает выбор из пяти неправильных (или правильных) вопросов из предложенного перечня. Оценка определяется количеством допущенных ошибок:
- «отлично» - ошибок нет;
- «хорошо» - не более двух ошибок;
- «удовлетворительно» - при трех ошибках;
- «неудовлетворительно» - более трех ошибок.
Задание по теме 4 – «Системы судовых энергетических установок, механизмы и оборудование» предусматривает: выбор правильного ответа на поставленный вопрос из трех предлагаемых вариантов ответа, а также определение указанного в задании понятия. Положительная оценка («зачтено») выставляется, если получены все правильные ответы.
3.2 Практические и лабораторные занятия проводятся на комплексном тренажере, моделирующем СЭУ крупнотоннажного траулера с одним малооборотным ГД, прямо работающим на вал (РТМС «Суператлантик») и среднетоннажного траулера с двумя среднеоборотными ГД, работающими на вал через муфты (Атлантик 333).Типовые задания и контрольные вопросы по практическим занятиям,предусмотренным рабочей программой дисциплины расположены в программном обеспечении тренажера. Целью практических занятий является формирование и совершенствования представления о составе и размещении, принципе действия, алгоритме работы механизмов, главных двигателей и обслуживающие их систем.
|
Студент, самостоятельно выполнивший задание и продемонстрировавший знание в устройстве и работе СЭУ получает по практической работе оценку «зачтено», которая будет учитываться на экзамене. Оценка формируется программой тренажера по итогам её выполнения.
Алгоритм действий студента на тренажере приведен в приложении № 2.
3.3 Индивидуальное расчетное задание (контрольная работа) по темам № 2, 3, 6, 8, 9 дисциплины разработано кафедрой и издано в виде отдельной брошюры внутривузовского издания (см.: Расчет и выбор основного оборудования судовых энергетических установок: методические указания по выполнению расчетно-графической работы по дисциплине "Судовые энергетические установки" для студентов специальности 180101.65 - Кораблестроение и направления подготовки бакалавров 180100 - Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры / А. А. Минько, А. В. Моторный; ФГБОУ ВПО "КГТУ". - Калининград: ФГБОУ ВПО "КГТУ", 2012. - 56 с.).
Задание – однотипное для всех вариантов. Исходные данные расчетного задания выбираются в зависимости от номера варианта из таблицы 2 (таблица 1 методических указаний). Каждому студенту вариант задания определяется преподавателем.
Консультации по выполнению индивидуального расчетного задания (контрольной работы) и его проверка проводятся преподавателями в часы индивидуальных консультаций. По результатам собеседований студент, самостоятельно выполнивший задание и продемонстрировавший понимание физического смысла рассмотренных процессов, получает оценку «зачтено». Система оценивания и критерии выставления оценки индивидуального расчетного задания (ИРЗ) представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Система оценок и критерии выставления оценки ИРЗ
Система оценок Критерий | ||||
0-40% | 41-60% | 61-80 % | 81-100 % | |
«неудовлетворительно» | «удовлетворительно» | «хорошо» | «отлично» | |
«не зачтено» | «зачтено» | |||
Научное осмысление изучаемого явления, процесса, объекта | Не может делать научно корректных выводов из имеющихся у него сведений, в состоянии проанализировать только некоторые из имеющихся у него сведений | В состоянии осуществлять научно корректный анализ предоставленной информации | В состоянии осуществлять систематический и научно корректный анализ предоставленной информации, вовлекает в исследование новые релевантные задаче данные | В состоянии осуществлять систематический и научно-корректный анализ предоставленной информации, вовлекает в исследование новые релевантные поставленной задаче данные, предлагает новые ракурсы поставленной задачи |
Освоение стандартных алгоритмов решения профессиональных задач | В состоянии решать только фрагменты поставленной задачи в соответствии с заданным алгоритмом, не освоил предложенный алгоритм, допускает ошибки | В состоянии решать поставленные задачи в соответствии с заданным алгоритмом | В состоянии решать поставленные задачи в соответствии с заданным алгоритмом, понимает основы предложенного алгоритма | Не только владеет алгоритмом и понимает его основы, но и предлагает новые решения в рамках поставленной задачи |
Таблица 2 – Варианты заданий для ИРЗ
№ Вар. | Тип судна (прототип) | Водоизмещение, т | Скорость свободного хода, узлы | Нагрузка ГД на промысле | Нагрузка СЭС (max), кВт | ||
Переход | Промысел | ||||||
1. | Транспортный рефрижератор («Остров Русский») | 18,0 | |||||
2. | Транспортный рефрижератор («Остров Русский») | 17,9 | |||||
3. | Транспортный рефрижератор («Амурский залив») | 18,1 | |||||
4. | Транспортный рефрижератор («Амурский залив») | 18,4 | |||||
5. | Рыбообрабатывающая плавбаза («Рыбацкая слава») | 14,6 | 0,42 | ||||
6. | Рыбообрабатывающая плавбаза («Рыбацкая слава») | 14,3 | 0,40 | ||||
7. | Рыбообрабатывающая плавбаза («Севастополь») | 18,3 | 0,32 | ||||
8. | Рыбообрабатывающая плавбаза («Севастополь») | 18,6 | 0,30 | ||||
9. | Супер – траулер («Горизонт») | 15,6 | 0,71 | ||||
10. | Супер – траулер («Горизонт») | 15,3 | 0,68 | ||||
11. | Супер – траулер («Спрут») | 15,8 | 0,68 | ||||
12. | Супер – траулер («Спрут») | 15,5 | 0,65 | ||||
13. | Большой траулер («Наталья Ковшова») | 14,0 | 0,67 | ||||
14. | Большой траулер («Наталья Ковшова») | 14,5 | 0,61 | ||||
15. | Большой траулер («Прометей») | 15,3 | 0,65 | ||||
16. | Большой траулер («Прометей») | 15,7 | 0,69 | ||||
17. | Большой траулер («Алтай») | 14,2 | 0,70 | ||||
18. | Большой траулер («Алтай») | 13,9 | 0,71 | ||||
19. | Большой траулер пр. 394 | 14,3 | 0,72 | ||||
20. | Большой траулер пр. 394 | 14,5 | 0,71 | ||||
21. | Траулер («Атлантик») | 13,8 | 0,72 | ||||
22. | Траулер («Атлантик») | 14,3 | 0,70 | ||||
23. | Средний траулер («Железный поток») | 13,6 | 0,73 | ||||
24. | Средний траулер («Железный поток») | 14,0 | 0,7 | ||||
25. | Средний траулер («Маяк») | 13,2 | 0,73 | ||||
26. | Средний траулер («Маяк») | 13,6 | 0,71 | ||||
27. | Траулер – сейнер («Орленок») | 13,8 | 0,68 | ||||
28. | Траулер – сейнер («Орленок») | 14,0 | 0,71 | ||||
Выполняя индивидуальное расчетное задание (контрольная работа): студенты должны:
1) определить в первом приближении необходимую мощность пропульсивной установки для судна с заданной скоростью движения и водоизмещением;
2) на основании данных об особенностях работы энергетических установок судов-прототипов, с учетом основных тенденций развития ЭУ судов рыбопромыслового флота, обосновать выбор типа установки (дизельная, дизель-электрическая; с прямой или редукторной передачей на винт; одномашинная или двухмашинная, с отбором или без отбора мощности от главного двигателя на валогенераторы судовой электростанции и т.п.);
3) для выбранного типа главной судовой передачи (ГСП) и ЭУ (в случае их отличия от судов-прототипов) провести уточнение полученного ранее значения мощности пропульсивной установки и с учетом заданных нагрузок судовой электростанции (СЭС) для ЭУ с отбором мощности, осуществить выбор главных двигателей, соединительных муфт, редуктора;
4) провести расчет мощности и выбор дизель-генераторов и валогенераторов СЭС;
5) определить ожидаемую массу основного оборудования ЭУ и размеры машинно-котельного отделения судна;
6) для выбранных главных двигателей по формулам Российского морского регистра судоходства рассчитать диаметры валов ГСП и выбрать подшипники;
7) выполнить компоновку машинно-котельного отделения (МКО).
По заданному варианту определяется судно-прототип и выписываются следующие характеристики:
1) Водоизмещение, т;
2) Скорость свободного хода, уз.;
3) Мощность главного двигателя (ГД), кВт;
4) Состав СЭС и мощность его агрегатов, дизель-генераторов (ДГ) и валогенераторов (ВГ), кВт;
5) Частота вращения винта, мин-1;
6) Состав вспомогательной котельной установки (ВКУ), паропроизводительность ВКУ и утилизационного котла (УК), т/ч.
Кроме этого, в записке отмечается назначение судна, производительность основного технологического, рыбообрабатывающего и морозильного оборудования (если есть), тип главной судовой передачи.