Социально-экономическое и политическое положение Франции c 1968 года по 2006 год




 

Выборы 1969 г. Правительство Помпиду. В результате отставки де Голля во Франции были проведены внеочередные президентские выборы. На них победил бывший премьер-министр Жорж Помпиду.

Основное направление своей политики президент Помпиду определил словами «преемственность и диалог». Этим он хотел сказать, что намерен продолжать политику президента де Голля, но готов идти на сближение с теми правыми и центристскими группировками, которые при де Голле находились в оппозиции. Назначив премьер-министром видного деятеля Сопротивления Ж. Шабан-Дельмаса, Помпиду включил в состав правительства не только «независимых республиканцев» во главе с Жискар д'Эстеном, но и некоторых представителей правой оппозиции.

Учитывая уроки событий мая-июня 1968 г., правительство Помпиду - Шабан-Дельмаса провозгласило главной задачей внутренней политики создание «нового общества», в котором классовое сотрудничество должно прийти на смену классовой борьбе.

Правительство решило пойти на уступки трудящимся в области заработной платы, пенсий и семейных пособий. Минимум заработной платы был увеличен и стал ежегодно пересматриваться с учетом изменения стоимости жизни. Правительство увеличило семейные пособия. Оно обещало пересмотреть роль государства в руководстве экономикой в духе «либерализации», т.е. предоставить больше возможностей частному капиталу.

Шестой план экономического и социального развития (1970-1975) предусматривал ослабление регулирующей роли государства и усиление влияния рынка. Он исходил из принципа: оказывать помощь частному капиталу тогда и там, когда и где тот пожелает.

Во внешней политике правительство Помпиду в основном следовало курсу, намеченному де Голлем. Президент Помпиду уделял большое внимание развитию франко-советских отношений. В октябре 1970 г. он совершил поездку в СССР, в результате которой был подписан протокол о расширении и углублении политических консультаций между Францией и Советским Союзом. В случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или вызывающих международную напряженность, правительства Франции и СССР обязывались незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью согласования своих позиций.

В 1971 г. в ходе визита во Францию генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева руководители обеих стран высказались за разрядку международной напряженности и всеобщее разоружение под эффективным международным контролем. Правительство Франции поддержало выдвинутую социалистическими странами идею общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которое в 1975 г. открылось в г. Хельсинки.

Одновременно правительство Помпиду стремилось улучшить отношения Франции с Соединенными Штатами Америки и Великобританией. В 70-х годах во многих областях возобновилось прерванное при де Голле франко-американское внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям «атлантистов», не захотела вернуться в интегрированную военную организацию НАТО.

Выборы 1981 г.

В связи с истечением срока полномочий В. Жискар д'Эстена, в мае 1981 г. во Франции состоялись выборы президента республики.

Основными кандидатами правых партий являлись бывший президент В. Жискар д'Эстен и Жак Ширак. Социалистическая партия выдвинула своим кандидатом Ф. Миттерана. Коммунистическая партия - генерального секретаря ФКП Ж. Марше. В первом туре выборов ни один кандидат не получил абсолютного большинства голосов. Во второй тур выборов прошли два кандидата, собравшие наибольшее число голосов в первом туре: Жискар д'Эстен и Миттеран. Чтобы не допустить победы правых, коммунисты призвали своих избирателей голосовать за Миттерана. 10 мая 1981 г., Миттеран был избран президентом Франции. Впервые за годы Пятой республики пост президента занял социалист.

Поскольку большинство мест в Национальном собрании прежнего состава принадлежало правым партиям, Миттеран распустил парламент и назначил новые выборы. Накануне выборов Коммунистическая и Социалистическая партии заключили соглашение о взаимном снятии кандидатур во втором туре в пользу того из левых кандидатов, кто соберет наибольшее число голосов в первом туре.

Выборы состоялись в июне 1981 г. и принесли огромный успех Социалистической партии. Она получила наибольшее в своей истории количество голосов избирателей. Благодаря мажоритарной системе голосования, которая теперь действовала в пользу социалистов, этого оказалось достаточно, чтобы Социалистическая партия одна завоевала абсолютное большинство в Национальном собрании.

Успех социалистов объяснялся прежде всего стремлением к переменам, охватившим широкие массы населения. С победой социалистов, обещавших провести в жизнь совместную программу левых сил, они связывали надежды выйти из кризиса, покончить с безработицей, повысить жизненный уровень, улучшить условия труда. За Социалистическую партию голосовала даже часть избирателей-коммунистов, считавших, что социалисты имеют больше шансов на успех, чем компартия. Вместе с тем за Социалистическую партию голосовала и часть избирателей правых партий, разочаровавшихся в политике своего руководства.

Правительство левых сил. После выборов Миттеран сформировал правительство левых сил с участием коммунистов. Премьер-министром стал видный деятель Социалистической партии П.Моруа, а все основные министерские посты заняли социалисты. Коммунисты возглавили 4 министерства из 44: министерства транспорта, здравоохранения, профессионального образования, общественных служб и административных реформ.

В течение 1981-1982 гг. правительство левых сил осуществило ряд мер, предусмотренных совместной программой. В 1982 г. оно национализировало 36 крупных частных банков, национализировало или поставило под государственный контроль 13 крупнейших монополистических групп. Владельцы национализированных предприятий получили выкуп, соответствующий рыночной стоимости акций. В общей сложности в государственном секторе оказалось около 3 тысяч предприятий. Ни в одной другой стране Запада не было такого крупного государственного сектора.

Правительство левых сил отменило налоги на лиц, получающих минимум заработной платы, и ввело налог на крупные состояния. Неоднократно повышались минимум заработной платы и семейные пособия. Пенсионный возраст был снижен с 63 до 60 лет (одинаково для мужчин и женщин); размеры пенсий увеличены. Продолжительность оплачиваемого отпуска возросла с 4 до 5 недель, продолжительность рабочей недели была сокращена на один час. Расширились права профсоюзов, запрещались увольнения за политическую и профсоюзную деятельность. Правительство увеличило полномочия местных органов власти, отменило смертную казнь, провело амнистию.

Внешнеполитическая программа правительства Миттерана-Моруа провозглашала необходимость разрядки международной напряженности и поддержание добрососедских отношений со всеми странами. Вместе с тем правительство постоянно подчеркивало приверженность Франции Североатлантическому пакту и настаивало на усилении французских вооруженных сил. Французские войска продолжали участвовать в военных маневрах НАТО и совместных франко-западногерманских маневрах. Вопреки совместной программе, Франция увеличивала свои военные расходы, совершенствовала ракетно-ядерное оружие.

Рост безработицы замедлился, но не прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. Курс франка падал. В течение 1981-1984 гг. франк девальвировали четыре раза. Социальное расслоение оставалось очень глубоким. Во Франции появились и стали постоянной частью населения «новые бедные», не похожие на бедняков XIX века. Они не умирают от голода и не ходят в лохмотьях, но плохо питаются, живут в неблагоустроенных жилищах, часто болеют, рано умирают.

Под давлением экономических неудач правительство Миттерана отказалось от проведения новых социальных реформ. В 1982-1983 гг. оно перешло к политике «строгой экономии», прибегало к обязательным займам, повысило налоги на товары массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино, на проезд в общественном транспорте. Лидеры Социалистической партии больше не говорили ни о «разрыве с капитализмом», ни даже о новых реформах. Они лишь призывали трудящихся к новым жертвам во имя «экономии» и борьбы с кризисом.

Все это вызывало разочарование и недовольство широких слоев населения, ранее поддерживавших правительство. Считая, что продолжение такой политики ведет к углублению кризиса и росту безработицы, Коммунистическая партия в июле 1984 г. вышла из правительства. В правительстве остались только социалисты и левые радикалы.

Выборы 1986 г. (Победа правых партий.) В марте 1986 г. в обстановке разочарования политикой правительства левых сил во Франции состоялись очередные парламентские выборы. Левые партии потерпели серьезное поражение. Францию, как и другие развитые страны, захватила «консервативная волна». В общественном сознании произошел сдвиг вправо: от социализма к либерализму и консерватизму. Значительная часть населения восприняла неудачи правительства левых сил как свидетельство неосуществимости социалистических идеалов, как доказательство необходимости рыночной экономики, частной инициативы, невмешательства государства в экономику.

В результате выборов 1986 г. премьер-министром стал Жак Ширак. Президентом остался Франсуа Миттеран. Создалась необычная ситуация, получившая наименование «сосуществования» или «сожительства»: левый президент «сожительствовал» с правым правительством и правым большинством в парламенте. Президент сохранил за собой руководство военной и внешней политикой, а правительство занималось в основном социально-экономическими проблемами.

Одним из главных мероприятий правительства Ширака была частичная денационализация промышленности и банков. По закону 1986 г. правительство продало в частную собственность 65 банковских и промышленных фирм, в том числе крупные банки, промышленные предприятия и оружейные заводы, национализированные еще в 1944-1946 гг. В частный сектор перешло много предприятий из состава 12 крупнейших финансово-промышленных групп.

Правительство отменило налог на крупные состояния, ликвидировало государственный контроль над ценами, над ввозом и вывозом капитала, сократило расходы на социальное страхование. Инфляция уменьшилась, но безработица продолжала расти.

Выборы 1988 г. (Возвращение социалистов). Весной 1988 г. в связи с истечением срока полномочий Миттерана во Франции состоялись новые президентские выборы. Они показали, что большинство избирателей разочаровалось в политике правых и Миттеран вновь был избран президентом Франции.

Чтобы закрепить успех левых, Миттеран, как и в 1981 г., распустил парламент, в котором преобладали правые, и назначил новые выборы. Они состоялись летом 1988 г.

После победы на президентских и парламентских выборах 1988 г. Миттеран сформировал правительство социалистов с участием левых радикалов. В общей сложности, оно управляло Францией пять лет: с 1988 по 1993 г. Пост премьер-министра поочередно занимали видные деятели Социалистической партии М. Ро-кар (1988-1991), Э. Крессон - первая в истории Франции женщина на посту премьер-министра (1991-1992 гг.), и П. Бере-говуа (1992-1993 гг.).

Вместе с Германией Франция стала одним из самых активных участников объединения Западной Европы. 19 января 1990 г. в Люксембурге, в г. Шенген правительство Рокара подписало Шенгенские соглашения, согласно которым граждане стран «Общего рынка» начиная с 1992 г. могли ездить друг к другу без виз и таможенного контроля.

В 1991 г. Франция и Германия выступили инициаторами Маастрихстского договора, который юридически оформил экономическую и политическую интеграцию 12 стран Западной Европы в единый Европейский Союз.

Члены Европейского Союза сохраняли свои национальные правительства, но одновременно на их территории действовали наднациональные руководящие органы: Европейский парламент, Европейский совет министров, Европейский суд и Европейский банк. Члены Европейского Союза обязались проводить согласованную политику в области экономики, международных отношений, безопасности, правосудия, образования, охраны окружающей среды. Поскольку вступление в Европейский Союз означало ограничение национального суверенитета его членов, Маасстрихтский договор вызвал протест многих французских политических деятелей.

По-прежнему не возвращаясь в военную организацию НАТО, Франция принимала активное участие в деятельности Североатлантического пакта. В январе 1991 г. французские войска участвовали в военной операции «Буря в пустыне», которую страны НАТО, с санкции Совета Безопасности ООН, организовали против Ирака, захватившего соседний Кувейт.

Правительство Миттерана поддерживало политику «перестройки», начатую в СССР. В октябре 1990 г., во время визита президента СССР М.С. Горбачева в Париж, Франция и Советский Союз подписали «Договор о согласии и сотрудничестве». Франция и СССР заявили, что они «рассматривают друг друга как дружественные государства и основывают свои отношения на доверии, солидарности и сотрудничестве».

После ликвидации Варшавского договора и распада Советского Союза обязательства СССР по франко-советскому договору взяла на себя Россия. В феврале 1992 г., во время визита президента России Б.Н. Ельцина во Францию, был подписан договор между Российской Федерацией и Францией, повторивший содержание и основные формулировки франко-советского договора 1990 г. Франция выделила для России кредиты, а Россия согласилась выплатить компенсацию в 400 млн. долларов французским держателям займов царской России, аннулированных советским правительством в 1918 г.

Президент Жак Ширак. В 1995 г. истек второй срок полномочий президента Миттерана, и состоялись новые президентские выборы. Тяжело больной Миттеран, достигший 78-летнего возраста, отказался участвовать в выборах, и кандидатом социалистов стал Лионель Жоспен. Свои кандидатуры выдвинули и Ширак, и Бал-ладюр, поверивший в свою популярность.

Избирательные программы Ширака, Балладюра и Жоспена были во многом сходны, отражая наметившееся во французском обществе преобладание либерально-консервативных настроений. Все эти кандидаты обещали бороться с безработицей и инфляцией, добиваться подъема экономики, завершить процесс интеграции Западной Европы. Никто из них не предлагал расширить государственный сектор или провести какие-то социальные реформы.

В результате упорнейшей борьбы Ширак сумел пробиться во второй тур, отстав от Жоспена, но немного опередив Балладюра. Во втором туре Балладюр призвал своих избирателей голосовать за Ширака, и тот был избран президентом Франции. Через полгода - 8 января 1996 г. - на 80 году жизни скончался Миттеран, управлявший Францией 14 лет - дольше, чем любой из его предшественников.

Заняв пост президента, Ширак сосредоточил главные усилия своего правительства на борьбе с инфляцией и бюджетным дефицитом путем сокращения государственных расходов и социальных пособий.

В ноябре 1995 г. назначенный Шираком премьер-министр, Алэн Жюппе, обнародовал план ликвидации дефицита бюджета и касс социального страхования. Он предлагал увеличить налоги, уменьшить пособия на лечение, заморозить зарплату рабочих и служащих государственного сектора и отменить пенсионные льготы, которыми они пользовались. Убыточные государственные предприятия (в первую очередь, железные дороги) Жюппе предложил закрыть или продать в частную собственность.

Выборы 1997 года.

Опасаясь, что падение популярности правительства может завершиться поражением правых на предстоявших в 1998 г. парламентских выборах, Ширак решил провести досрочные выборы, пока правые еще не потеряли доверия большинства избирателей.

В апреле 1997 г. Ширак распустил Национальное собрание и назначил внеочередные парламентские выборы. Они состоялись в июне 1997 г. и, вопреки расчетам Ширака, принесли победу социалистам, выступавшим в союзе с коммунистами. В сложившейся обстановке Ширак, - по примеру Миттерана, - использовал тактику «сосуществования» и назначил премьер-министром лидера Социалистической партии Жоспена, Правый президент начал сосуществовать с левым правительством и левым большинством в парламенте.

Жоспен сформировал левое правительство, состоявшее из социалистов, левых радикалов и других левых групп. Выступая с правительственной декларацией, Жоспен обещал на деле гарантировать женщинам равные права с мужчинами, смягчить законодательство против иммигрантов, увеличить минимум заработной платы.

Франция продолжала оставаться деятельным членом Европейского Союза и Североатлантического пакта. С 1 января 1999 г. во Франции, как и в других странах Европейского Союза, вошла в обращение европейская валюта («евро») - сначала только в безналичных расчетах. Летом 1999 г. Франция приняла участие в военной операции НАТО против Сербии в Косово, хотя она проводилась без санкции ООН.

сентября 2000 г. по инициативе президента Ширака во Франции был проведен референдум о сокращении срока полномочий президента с семи до пяти лет. Референдум не вызвал большого интереса но признан был и новый закон о пятилетнем сроке полномочий президента вошел в силу.

 


Заключение

конституция франция республика голль

Процесс развития права Франции в 20 веке тесно связан с конституциями четвёртой и пятой республик, которые по своей сути отражали наиболее важные моменты политики государства, проводимой на протяжении последнего времени.

Францию не случайно называют "лабораторией конституции", а французов "великими потребителями конституции". Действительно, за годы Нового и Новейшего времени во Франции было принято 16 конституций. Ныне действующая Конституция Французской республики была принята в 1958 г..на референдуме, состоявшемся 28 сентября, и оформила создание во Франции Пятой Республики. До этого во Франции были: Первая Республика (1793-1802 гг.); Вторая Республика (1848-1852 гг.); Третья Республика (1875-1940 гг.); Четвертая Республика (1946-1958 гг.).

В преамбуле Конституции провозглашается приверженность Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и преамбуле Конституции 1946 г. В соответствии с решением Конституционного совета Франции, принятым в 1970 г., за Декларацией и преамбулой была признана такая же юридическая сила, что и за основным текстом Конституции 1958 г., и они стали органической частью этой Конституции.

Структурно Конституция Франции состоит из преамбулы, которая содержит также первую статью, в которой Франция провозглашается неделимой, светской, социальной, демократической республикой; обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения расы и религии; утверждает все вероисповедания.

Предусмотрено два способа пересмотра Конституции.

Первый - проект или предложения пересмотра Конституции должны быть приняты в идентичной редакции обеими палатами. Пересмотр является окончательным после его одобрения референдумом.

Второй вариант заключается в том, что проект пересмотра не выносится на референдум, а Президент решает передать его на рассмотрение Парламента, созываемого в качестве Конгресса. В этом случае проект пересмотра считается одобренным, если соберет 3/5 поданных голосов. В качестве бюро Конгресса выступает бюро Национального собрания. Содержится положение о том, что процедура пересмотра не может быть начата и продолжена при посягательстве на целостность территории; не подлежит пересмотру республиканская форма правления.

В Конституции нет специального раздела, посвященного правам человека. Содержится лишь несколько статей по этим вопросам. Например, статья 1 фиксирует равенство перед законом; свобода образования политических партий провозглашается в статье 4; свобода личности устанавливается в статье 66. Большинство прав и свобод регулируется Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. и преамбулой Конституции 1946 г.

Декларация 1789 г. провозглашает и утверждает следующие права человека и гражданина:

люди рождаются и остаются свободными и равными в правах;

обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению;

свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому.

Собственность есть неприкосновенное и священное право, никто не может быть ее лишен иначе как в случае, установленном законом.

В преамбуле Конституции 1946 г. были провозглашены следующие экономические, политические и социальные принципы:

- равенство прав мужчин и женщин;

- право всякого человека, преследуемого за свою деятельность в пользу свободы, на убежище на территории Республики;

обязанность каждого работать и право на получение занятия;

право каждого человека защищать свои права и свои интересы с помощью профсоюзной организации;

право стачек, которое осуществляется в рамках закона;

право каждого трудящегося через посредство своих делегатов принимать участие в коллективном определении условий работы и в руководстве предприятием;

всякое имущество предприятия, имеющее национальное и общественное значение или характер фактической монополии, должно стать собственностью общества;

обеспечение личности и семье необходимых условий для их развития;

гарантия ребенку, матери и престарелым труженикам охраны здоровья, материального обеспечения, отдыха и досуга;

равный доступ к образованию, приобретению профессии и культуре; организация общественного бесплатного и светского образования всех ступеней провозглашается долгом государства.

Таким образом, Франция является светской республикой, правовым государством. Ее опыт становления конституционализма является важным для современных постсоветских государств, но не так давно мы все наблюдали за беспорядками творившимися на территории этого государства, разве не это показатель того, что на данный момент в праве Франции и в её конституции имеются прорехи, которые необходимо восполнить соответствующими нормами права и нормативно - правовыми актами.

Если взять на себя смелость и провести аналогию между событиями далёкого для нас 1968 года и событиями конца 2005 года во Франции, то не сможем ли мы найти общее в предпосылках этих «полу - революций». Понятно, что сегодня мы можем здраво рассуждать о происхождении и последствиях народных волнений того времени, но можем ли мы сделать выводы из этого? На этот вопрос, по-моему, должен быть дан конкретный и точный, а самое главное положительный ответ.

Будущие события точно предсказать не возможно, но часть из них можно предвидеть, если время от времени «оборачиваться» назад и проводить аналогии происхождения тех или иных событий. Разумеется в этом моменте необходимо делать скидки на понимание и правовую базу того времени и того пространства, которое мы анализируем.

Попытка такого анализа была проведена и на страницах этой работы. Сравнение конституций 1946 года и 1958 года необходимо было рассмотреть не как «сухие» безликие документы, а как правовые институты двух недалёких эпох. В этом анализе можно разглядеть и динамику необходимости коренных изменений, и преобразование жизненного уровня населения Франции того времени, и, конечно же, интересы этой страны в современном периоде существования в составе мирового сообщества государств.

Никто не осмелится отрицать, что невозможно прожить, не изменив своих взглядов и интересов к жизни и её проявлениям. Такой же процесс идёт и в правовой жизни любого государства, осознав это, мы получим один из самых ценных уроков жизни, результатом которого будет наиболее целесообразное использование законов и других нормативно - правовых документов в своей повседневной деятельности.

Обращая внимание на процесс законотворчества в нашем государстве невольно замечаешь, что при принятии тех или иных нормативно - правовых актов и законов наше правительство не проводит должного анализа работы законодательства в другие периоды времени. На мой взгляд, именно это и приводит к многочисленным ошибкам и прорехам в основных законах нашей необъятной страны. И в лучшем случае несовершенство нашего законотворческого процесса окончится лишь введением очередных поправок, а не массовыми волнениями населения, как это происходило на примере Франции.

В данной контрольной работе была рассмотрена и личность первого президента Франции Шарля де Голля, которая показалась немного трагичной, но внесла осознание невозможности совмещения одним человеком нескольких должностей, а тем более тех, от которых зависит судьба целого государства. Анализ деятельности Ш. де Голля наглядно продемонстрировал противостояние генерала и президента Франции. Психология любого военного склонна к подчинению и властвованию одновременно. Это и выразилось в попытках установления негласного тоталитарного режима во Франции в середине XX века.

 


Список используемой литературы

 

1. Административное право зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: издательство «СПАРК», 1996 год.

2. Ардан Ф. Франция: Государственная система. - М., 1994 год.

. Керимов А.Д. Парламентское право Франции. М., 1998 год.

. Савицкий И.П. Правительственный аппарат Пятой республики во Франции. - Свердловск. 1979 год.

. Смирнов В.П. «Человек бурь» (де Голь как личность) // Вестник МГУ. Сер.8. История - 2000 год. №6 стр. 41 - 61.

. Франция: Конституция и законодательные акты. М., 1989 год.

. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., ЮристЪ, 1995 год стр.506 - 512.

. Черниловский З.М. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: Учебное пособие под редакцией З.М. -М., 1994 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: