ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИИ КРЫМА




 

Теоретическим и практическим проблемам, связанным с изучением носителей информации (в любых знаковых формах — вещественных, письменных, визуальных, фонических и т. д.) и методами ее критического анализа. посвящена одна из отраслей исторической науки — историческое источниковедение, в контексте которой будет изложен курс лекций по источниковедению истории Крыма. Предпоалагемый курс лекций разделен на группы источников в рамках двух хронологических периодов: 1-й - от античности, средневековья и до присоединения п-ва к Российской империи в 1783 г. 2-й с конца XVIII в. и до начала XXI вв.

Необходимость изучения дисциплины «Источниковедение истории Крыма» обуславливается важностью исследования источниковой базы по истории региона для дальнейшего использования полученных знаний при написании научных работ (курсовых, выпускных квалификационных), расширению представления о группах источников, которые репрезентативно представляют определенный период исторического развития Крыма.

Источник по истории Крыма - это любой носитель исторической информации автохтонного (местного) или иностранного происхождения, который содержит сведения о прошлом региона и этнических групп, населявших его территорию с древнейших времен или проживающих здесь в наши дни.

Источник по истории Крыма имеет те же свойства, что и любой другой исторический источник. К обработке исходного комплекса применяются общие принципы источниковедческой критики и классификационные признаки источников, поскольку ключевая база истории Крыма состоит из источников всех типов, видов и разновидностей, но в рамках данного курса основное внимание будет уделено письменным и изобразительным источникам. В то же время следует помнить, что ключевая информация - неотъемлемый признак источника, которая фиксируется на определенном носителе: камне, глине, кости, бумаге, дискете, кинопленке, магнитной ленте и т.п. или передается устно. Историк в научном исследовании не может использовать никем и нигде не зафиксированную информацию. Даже устные источники, функционирующие в народной традиции, прежде чем их использовать, должны быть зафиксированы с помощью звукозаписи или письма. Незафиксированная информация, например, творение человеческой мысли, разговоры, идеи, воспоминания, даже всевозможные выдумки, может быть навсегда потерянной для будущих поколений. Поэтому каждый образованный человек, не говоря уже о профессиональных историках, должен способствовать сохранению и обогащению источниковой базы, привлечению новой информации к научному и общественному потреблению, вести дневники, фиксировать уникальные события, интересные природные, архитектурные и художественные памятники, чтобы сохранить важные сведения о настоящем для потомков.

Следующей важной теоретической проблемой источниковедения истории Крыма является установление его предмета и задач.

Предмет источниковедения истории Крыма составляют закономерности возникновения и функционирования источников, отражающих все аспекты исторического прошлого Крыма, начиная с античной эпохи и заканчивая современной историей, которые в совокупности составляют ключевую основу для источниковой базы по истории п-ва, а также установление взаимосвязей и взаимовлияния отдельных видов источников, их познавательных функций и степени информативности в процессе научного исследования проблем, развития источниковедения истории Крыма в системе исторической науки.

Из предмета курса вытекают его функции, теоретические и практические задачи как специальной отрасли исторической науки. К теоретическим задачам источниковедения истории Крыма относятся:

• разработка общей теории исследования, которая охватывает развитие систематизированных знаний о природе исторических источников, посвященных раличным периодам развития региона, их функционирование в историческом исследовании, а также особенности понятийно-категориального аппарата;

• разработка теоретических проблем курса в рамках отдельных компонентов и групп источников, которые дополняют друг друга и имеют свою научную классификацию;

• выработка принципов и методов научного исследования исторических источников, посвященных этапам развития Крыма от античности до наших дней.

К практическим задачам можно отнести следующие:

• совершенствование научных методических приемов и средств изучения и использования источников, разработка методики источниковедческой критики;

• аналитико-информативное изучение отдельных источников или их комплексов. Их происхождение, история создания, содержание источников как исторического факта, объективно субъективного феномена, носителей исторической информации, их ценности для науки, что дает возможность решать приоритетные вопросы источниковедческой практики, реализация которых опирается на теоретико-методологические основы;

• систематизация знаний о зарождении, развитии, характере и составе источниковой базы истории Крыма и обеспечение исторических исследований вероятными источниками и фактическими знаниями, которые составляют основу для дальнейших научно обоснованных выводов, совокупность научных фактов, разработку научных концепций.

Изучение дисциплины «Источниковедение истории Крыма» предполагает развитие навыков работы с разноплановыми источниками; - осуществление эффективного поиска информации и критики источников; - получение, обработка и сохранение источников информации; - преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России в их динамике, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; - формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории края.

Из обозначенных задач вытекают важнейшие функции исторического источниковедения истории Крымского п-ова. Основными из них являются познавательная, мировоззренческая и прогностическая функции.

1. Познавательная функция обеспечивает глубокое проникновение в происхождении и природе источников, их содержание и информативный потенциал, основательное выяснения достоверности исходных данных.

2. Мировоззренческая функция направлена на более полное использование источников в формировании научного мировоззрения, исторического сознания, на выявление закономерностей исторического процесса.

3. Важную роль играет прогностическая функция источниковедения, которая открывает широкий простор для поиска, обнаружения и включение в научный оборот новых, неизвестных источников, получения новой информации с уже обнародованных исторических памятников.

Среди важнейших принципов методологии источниковедения истории Крыма можно выделить следующие: принцип историзма, объективности, всесторонности и целостности изучения источника или группы источников.

При освоении дисциплины «Источниковедение истории Крыма» обучающийся должен обладать знаниями, умениями и навыками, приобретенными в результате усвоения таких учебных дисциплин как «История России», «История Крыма», «Источниковедение», «Историческая география Крыма», «Историческая библиография», «Археология», «Этнология и социальная антропология», «Музееведение» и другими специальными отраслями исторической науки, которые используют источниковедческие методы, изучая собственные комплексы источников (археологические, этнографические, музейные). В то же время практические знания, накопленные этими отраслями, используются источниковедением в процессе разработки общих методов исследования различных видов источников. В последнее время ученые все чаще используют в исторических исследованиях интеграционные методики работы с различными видами источников, что взаимно обогащает методы как источниковедения, так и других отраслей наук.

Проблема дифференциации источников, разделения их на классы, группы, типы, роды, виды, разновидности с давних времен привлекала внимание историков, отрабатывались различные подходы к классификации, ее принципы и приемы. Наука не выработала универсальных систем и моделей классификации источников, однако обосновала ряд подходов к их формированию и выбору в зависимости от исследовательских задач и особенностей этих источников. Под понятием классификационной схемы или модели понимают совокупность тех или иных параметров группировки источников по выбранным доминирующими признаками с целью основательного их исследования и получения наиболее полной и самой достоверной информации. Вместе с тем источниковедение на основе теории и практики классификации выработало общие требования, которым должна соответствовать любая классификационная схема:

• она должна определяться характером источниковой базы, обусловленной особенностями исторической эпохи, элементами которой являются те или иные достопримечательности, и таким образом способствовать выявлению новых групп источников и включению их в общую схему;

• органично вытекать из целей и задач исследования, его тематики, из специфики научно-исследовательской, учебной или научно-просветительской работы;

• способствовать получению как можно более полной и достоверной источниковедческой информации;

• учитывать истониковедческий опыт исследователя и уровень подготовки лиц, осваивающих исторические знания.

В типологической классификации главными критериями и отличительными особенностями разделения источников выступают; способ кодирования в них информации, средство ее фиксации и воспроизведения, происхождение хронологически-географические признаки, форма и содержание.

Типами исторических источников называют те их группы, имеющие схожий способ передачи сведений или близкие по содержанию, форме и происхождению.

Выделяют следующие типы источников: а) вещественные; б) словесные (вербальные) в) изобразительные; г) звуковые (фонические) д) поведенческие. Учитывая специфику кодирования информации ряд исследователей выделяет как отдельный тип источников киновидеофотодокументы.

Для этой классификационной схемы важную роль играют знаковые системы, в частности такие ее элементы, как предмет, изображение, слово, звук. Принимаются во внимание также общие черты определенного типа, отличающие его от источников других типов. По этой схеме выделяют шесть типов:

1. Вещественные источники во всех их разновидностях. Это и памятники архитектуры (остатки античных городов СП или дворцовые комплексы, храмовые сооружения), орудия труда различных эпох, предметы и вещи домашнего обихода (предметы материальной культуры народов Крыма). При всей многогранности вещественных источников (жилища и гончарные изделия скифов, остатки погребений, оружие и сбруя киммерийцев, ханское оружие, кустарные промышленные предприятия эпохи Крымского ханства) общим для них является то, что они хотя и отражают разнообразие информации о разных исторических эпохах, имеют одинаковый тип ее кодирования. Везде носителем информации выступают материальные вещи и предметы. Исследования этого типа источников осуществляется преимущественно с помощью более или менее одинаковых методов и приемов.

2. Словесные (вербальные) источники - особый тип источников, характеризующийся тем, что определяющим признаком для них выступает слово в устной, письменной или иной форме, которое фиксирует язык человека. Носителем информации словесных источников являются памятники языка (лингвистические источники), устного творчества (сказки предания, мифы, другие фольклорные жанры), письменные памятники (летописи, документы, письма, дневники и т.д.). К словесным источникам относят большинство разновидностей фотодокументов, компьютерные тексты. Доминирующая роль в исследовании словесных источников отводится лингвистическим и другим филологическим методам исследования.

3. Изобразительные источники составляют тип источников, информация в которых зафиксирована в виде различных изображений. Это - наскальные рисунки, уникальные изображения на украшениях скифской эпохи, фрески и мозаики культовых зданий, художественные картины, скульптуры, произведения киноискусства, фотографии и фотооткрытки и тому подобное конца XIX – начала XX вв., посвященных природе и повседневной культуре народов Крыма. К этому типу относятся также источники, содержащие графическую информацию, то есть ее выражение с помощью наглядных графических изображений. Данные изобразительных источников, так же как и вещественных, для их осмысления и анализа в историческом исследовании должны быть выражены в описательной или количественной форме, и только в тех случаях, когда эти источники используются как средство иллюстрации описываемых событий и фактов, они представляются в виде изображений (схем, графиков, репродукций, фотокопий и т. д.).

4. Звуковые или аудиальные, источники - это большой массив источников информации, которая, в отличие от словесной, зафиксирована преимущественно музыкальными звуками (музыкальные произведения). Звуковым источником могут считаться не только фотодокументы, содержащие записи музыки, песенных произведений, но и записи устной речи, которые сопровождаются музыкой или иным звуковым оформлением. Этот тип источников имеет особо важное значение для исследований по истории культуры, духовной жизни общества в целом. Для их изучения применяются методы прослушивания и звуковой экспертизы.

5. Поведенческие источники фиксируют информацию, отражающую поведение, действия, поступки людей, обряды, обычаи, ритуалы, воспринимаются визуально или воспроизводятся художественными, поведенческими средствами (свадьба, крестины, похороны, праздники урожая, фестивали, митинги, церковные ритуалы, спортивные мероприятия, демонстрации и т. д.). Истоки этого типа могут восприниматься историком непосредственно (путем наблюдения, визуального восприятия действа, через просмотр кино- видеофильмов, ознакомления с материалами этнографических экспедиций, периодической печати). Поведенческие источники могут приобретать мимические формы, сопровождаться музыкой, пением, словесными текстами. В таких случаях они приобретают комплексный характер, а следовательно требуют и комплекса методов для их исследования.

6. Конвенциональные источника (от лат. «конвенция» - соглашение, условие) - источники условных обозначений. Именно условные знаки выступают здесь символами, включают в себя открытую или зашифрованную информацию. Это, во-первых, все системы условных обозначений графическими знаками, в том числе ноты, знаки математической, химической, физической символики; во-вторых, изобразительно-схематические графики, электрокардиограммы и т. д.; в-третьих, документы проектно-технической документации на бумажных, магнитных, электронных и других носителях. Часть этих источников может рассматриваться как разновидность письменно словесных или изобразительно-графических источников. Этот вопрос возникает тогда, когда графические изображения сопровождаются письменными текстами. Для исследования источников конвенционального типа чаще всего применяют комплекс методов, в частности тех, которые используются для изучения словесных и изобразительных источников.

Таким образом. типологическая классификация источников, построенная по родственным признакам кодирования информации, хотя и носит условный характер, все же является самой распространенной и применяется как в учебно-научных целях, так и при создании музейных коллекций, краеведческих экспозиций. Разнообразие источников настолько велико, что ни одна схема не может охватить все их аспекты и информационные особенности. Возьмем, например, монеты, их относят к вещественным источникам, но на них есть самые разнообразные изображения, надписи, зашифрованные символы, а потому, в зависимости от темы исследования и его цели, монеты, так же как и геральдические или сфрагистические достопримечательности, могут быть отнесены как к вещественным, так и к изобразительным или словесным источникам. Аналогичное решение может быть принято и в отношении кинофильмов, которые часто фигурируют как изобразительные, словесные, звуковые, поведенческие источники. Это касается и других видов источников. Из сказанного становится очевидным, что изложенные здесь общие принципы и подходы к разделению источников на типы по способу фиксации информации должны конкретизироваться и очерчиваться в каждом отдельном случае в зависимости от темы исследования, его целей, задач, хронологических и географических рамок, с учетом содержания источников, их происхождения, формы, естественно-географических признаков.

Критика исторического источника представляет собой комплекс процедур, направленных на установление его подлинности и степени его информативности для решения стоящих перед историком исследовательских задач. Источниковедческая критика (в том числе и архивных источников) не имеет ввиду «подозрительное отношение» к источникам, это метод научного анализа, разбор источника с целью установления объективной научной ценности, для исследования, изучения проблемы и т.д. Источниковедческая критика прослеживает, как общие закономерности создания источника проявились в содержании данного источника. Это метод образования совокупности достоверных научных фактов.

Критика источников бывает аналитическая и синтетическая. В аналитической критике объектом является отдельный источник (хотя это не значит, что отдельный источник отражает только единичное явление). В синтетической критике объект - «макроструктура» фактов, данная критика связана с исследованием целого комплекса различных источников.Определению объективной научной ценности источника служит ряд задач аналитической критики - выяснение подлинности источника, времени и места его создания; вопросов, связанных с автором источника, побудительными мотивами его создания; выбором редакций и изучением текста источника (т.е. изучение конкретно-исторических условий происхождения источника как общественного явления).

Отметим, что существует два типа подлога источников. - механический и интеллектуальный. Первым видом является материальный (механический) подлог - фальсификация самого текста документа; другим- интеллектуальный подлог; т.е. ложное содержание документа, -сознательно неверное изложение - по тем или иным причинам - его автором тех или событий).

Поэтому при работе с историческими источниками важными элементами критики выступает установление времени создания источника. Дата источника важна для понимания конкретно-исторических условий его появления, иначе он не может быть правильно научно «истолкован». Иногда только примерно можно установить дату события. А нередко сознательно неверное изложение и сама дата может представлять интерес в тех случаях, когда событие, о котором идет речь в источнике, хорошо известно и без данного источника, а историка интересует не сам факт, а время его свершения или протекания. При датировании источника, не имеющего даты, есть два основных способа: по сопутствующим данным и по содержанию самого источника.

В целом, в зависимости от характера оценочных процедур критика источника подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя критика – это в первую очередь получение информации о происхождении источника. Так, черепок или наконечник можно сравнить с имеющимися базами данных по керамике и оружию, чтобы отнести к определенной культуре, можно попытаться датировать естественнонаучными методами. Письменный же источник необходимо подвергнуть изучению на предмет вероятного авторства, времени и места создания, а также бумаги, почерка, языка, проверить наличие поправок и вставок…Именно вспомогательные исторические дисциплины позволяют провести анализ текста, данных языка, имен собственных, географических сведений, наблюдение за формуляром, почерком, знаками письма и материалом для письма.

Цель внешней критики – определение степени правомерности использования источника в научном исследовании.

Работа с источниками начинается с внешней критики, или изучения внешних особенностей каждого из них. Важно установить, что перед вами - оригинал документа, первый экземпляр, или копия. Последние имеют разный характер (не заверены, ксерокопии, авторизованные, заверенные учреждением, копия с копии и т.д.), отличаются они и по времени создания. В XVII - XVIII вв. копии документов часто подтверждались канцелярией. В настоящее время распространены нотариально заверенные копии документов, ксерокопии. Незаверенные копии и распространенные сейчас ксерокопии требуют от исследователя особой осторожности и придирчивости, поскольку современные технические средства позволяют скомпоновать любой текст. Наибольшую ценность для историка представляют первоисточники - оригинальные документы, в которых отражена первоначальная информация.

Знакомясь с материалом, на котором воспроизведен документ, историк изучает внешние особенности: водяные знаки, печати, которые воспроизведены в тексте или добавлены к документам, пометки и вставки в текст (интерполяции). Выявление внешних особенностей документа иногда позволяет сделать предварительные выводы о времени его создания, подлинности или, наоборот, о его фальсификации.

Внутренняя критика, которой непосредственно занимается источниковедение, основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, то есть выяснение степени соответствия указанных событий их отражению в источнике. Устанавливается полнота информации и научной ценности источника. При внутренней критике источника необходимо выявить социальный статус, национальную и культурную принадлежность автора. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.

Здесь, работа ведется уже не с формой, а с содержанием. Поэтому, процедуры внутренней критики более актуальны для авторских источников (текстов, видеофильмов, и т. д.). Причем, анализируется, как содержание текста, так и личность автора (в случае, если ее удалось установить). Кто был автор? Интересы какой группы он мог отстаивать? С какой целью был создан этот текст? На какую аудиторию он был рассчитан? Как информация этого текста соотносится с другими источниками? Количество подобных вопросов может исчисляться десятками... И лишь часть информации, выдержавшая все этапы критики, и сравнение с параллельными источниками – может считаться относительно достоверной, и лишь в том случае, если выяснится, что у автора не было явных оснований искажать правду. Только по прохождению всех этапов критики – исторический источник можно вводить в научный оборот.

В результате, данный курс призван расширить знания обучающихся о видах и содержании письменных и других групп источников по истории Крыма, которые влияют на формирование общественного исторического сознания, сохранения исторической памяти. Они могут быть успешно применены в дальнейшей профессиональной деятельности выпускников, связанной с работой в образовательных учреждениях, в музейной и архивной деятельности, туристической отрасли, а также в области сохранения и изучения исторических памятников и культурного наследия региона.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: