Генетич. и средовые влияния, опред. вариативность интеллекта (история исслед., основные результаты по обобщенным данным). и т.д.




Понятие общего, или генерального, фактора (g) интеллекта было введено Спирменом. Фактор об­щего интеллекта отражает некое основное качество, необходимое для выполнения всех видов задач. Пломин отстаивает положение, согласно которому именно этот общий фактор отражает врожденные способности, связанные с гене­тически обусловленными задатками. Иными словами, имеется не­кий набор генов, определяющий свойства общего фактора g.

генети­ческие факторы играют большую роль в определении g. Оценки ко­эффициента наследуемости для общего фактора g варьируют от 40 до 80%; в целом можно считать, что, как минимум, половина наблю­даемой изменчивости g связана с генотипической изменчивостью. С возрастом коэффициент наследуемости растет (до 60% у взрослых). Другая точка зрения на интеллект — интеллект как сумма отдельных способностей Гилфорд, Терстоун- генеральный фактор не выявляется, а имеется широкий спектр уз­ких способностей, не коррелирующих друг с другом. Коэффициент интеллекта тем самым представляет собой некую сумму отдельных способностей. Выделялось до 150 таких.общий фактор обусловливает около 50% наблюдающейся в популя­ции изменчивости по способностям к решению широкого набора различных тестов.

Часть изменчивости можно отнести на счет нескольких менее широких «групповых» факторов интеллекта, из которых наиболее часто выделяются факторы памяти, пространственных способностей, скорости обработки информации, а также вербальный (второй уро­вень). Способности, попадающие в разные группы, могут обнару­живать меньшую взаимосвязь. В качестве примера можно привести особенности интеллекта в некоторых случаях умственной отстало­сти, связанной с хромосомными мутациями. У больных синдромом Шерешевского—Тернера вербальные способности практически не нарушены (нормальный уровень развития), тогда как пространст­венные существенно снижены. Совершенно иная картина наблюда­ется в случае синдрома Клайнфельтера, при котором снижение ко­эффициента интеллекта обусловлено серьезными нарушениями вер­бальных способностей, а пространственные остаются в норме. Наконец, часть наблюдаемой изменчивости не связана с общим фактором или с несколькими групповыми факторами и определяется очень специфичными ментальными способностями (третий уровень). Таким образом, мы получаем трехуровневую модель, которая хоро­шо описывает существующие корреляции в выполнении различных тестов и наблюдаемую изменчивость (дисперсию) способностей. Существует умеренно сильная позитивная корреляция (до 0,5) между коэффи­циентом интеллекта и последующими успехами в образовании, про­фессиональной карьере, заработках, воспитании детей. Так, исходной задачей Бине была не оценка интеллекта, а определение умственной отстало­сти детей. Для этого понадобилось прежде всего оценить нормаль­ный уровень способностей, и акцент исследований сместился.

Наследуемость IQ. При исследовании монозиготных близнецов, выросших порознь, об­наружена высокая степень корреляции коэффициента интеллекта (в пределах 0,64-0,78). Оценка наследуемости в этих работах состави­ла 0,75.

Корреляция IQ между детьми и их биологическими родителями во всех исследованиях была существенно выше, чем между прием­ными детьми и усыновителями (0,35-0,40 против 0,15).

Изменения наследуемости коэффициента интеллекта с возрастом. В лонгитюдных близнецовых исследованиях интеллекта было пока­зано, что в возрасте 3-6 месяцев практически отсутствует разница в корреляции умственных способностей между моно- и дизиготными близнецами, т. е. наследуемость равна нулю. Затем разница появля­ется и постепенно увеличивается за счет того, что сходство монози­готных близнецов все время растет, а сходство дизиготных все время уменьшается. В возрасте 15 лет корреляция по коэффициенту интел­лекта для монозиготных близнецов составляла 0,86, а для дизигот­ных — 0,54. Увеличение наследуемости по мере взросления противоречит предположениям о том, что с возрастом все большую роль для воз­никновения индивидуальных различий играет воздействие среды. По мере взросления и перехода от детства к взрослому состоянию наблюдается постепенное снижение практически до нуля вклада об­щей (разделенной) среды в наблюдаемую изменчивость IQ.
Значения коэффици­ента наследуемости вербальных способностей превосходят показате­ли для невербального интеллекта. Получается, что не­вербальные способности более чувствительны к влияниям среды. В то же время в ходе близнецовых исследований выяснилось, что для памяти на невербальные стимулы характерны очень высокие по­казатели наследуемости (Михеев).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: