Допустим, что в популяции отсутствует генетическая изменчивость. Это значит, что популяция состоит из особей с одинаковыми генотипами, т.е. никакого генетического разнообразия нет, а все наблюдаемые разнообразие фенотипов определяется только тем, что каждая особь развилась в своих, отличных друг от других, условиях среды. Такие генетически однородные популяции можно получить у простейших организмов или растений, размножающихся вегетативным делением. Существуют также и специально выведенные линии лабораторных животных, обладающих одинаковым генотипом по какому0либо признаку – это чистые линии, получаемые путем близкородственного скрещивания (такой тип скрещивания называется инбридингом, а получаемые при этом чистые линии животных называются инбредными). У линейных животных большинство генов находится в гомозиготном состоянии. Таким образом, говоря о популяции организмов с одинаковыми генотипами, можно опираться не только на теоретические рассуждения, но и на данные реальных экспериментов. норма реакции — это специфический характер реакции данного генотипа на изменение окружающих условий. Генетики говорят,что наследуются не определенные признаки, а нормы реакций.
Существует еще одно близкое по смыслу понятие — это понятие диапазона реакции. Под диапазоном реакции в генетике обычно понимают размах значений фенотипа в определенных границах среды. В нашем вымышленном примере диапазон изменений густоты шерсти в определенных границах температурных условий и будет являться диапазоном реакции.Невозможность получить нормы реакции для признаков человека объясняется двумя причинами. Во-первых, у человека нельзя получить большое число генетически идентичных организмов, чтобы затем выращивать их в различных условиях. Во-вторых, недопустимо подвергать людей различным средовым воздействиям в экспериментальных целях. Кроме того, для большинства психологических признаков пока даже не известно, какие особенности среды следует измерять.Точные нормы реакции для различных признаков человека, и тем более для психологических характеристик, получить практически невозможно. Понятие Нормы Реакции. Допустим, генотип – это константа, а фенотип – это функция условий внешней среды. Если данный генотип чувствителен к среде, то поместив множество одинаковых генотипов в различные строго фиксированные условия среды, мы получим множество отличающихся фенотипов. Можно теперь измерить выраженность какого либо признака и построить график зависимомти характеристик фенотипа от параметров среды. Экспериментально это возможно осуществить для клонов или чистых линий различных организмов. Поулченные в результате графики зависимости особенностей фенотипа от параметров среды и удут отображать нормы реакции. Каждый генотип будет характерироваться своей зависимостью, т.е. своей нормой реакции. Пример: Есть две линии инбердных линии мышей с генотипами G1 и G2. Интересует зависимость густоты шерсти (фенотип) от температурных условий (среда), в которых выращиваются эти мыши. Допустим, эта зависимость носит линейный характер: чем выше температура, тем меньше густота шерсти животных. Генотипы могут отличаться своей чувствительностью к температурным условиям. Предположим, что G1 –менее чувствителен к температуре чем G2. Соответственно, если построить графики зависимости фенотипа от среды, то для генотипа G1 будет характерен меньший наклон прямой. На нашем рисунке существует точка пересечения, в которой при определенной температуре (точка B) фенотипы животных, принадлежащих к разным инбредным линиям, будут совпадать. Зададим теперь такой вопрос: различаются ли фенотипически (по густоте шерсти) животные обеих линий? Понятно, что однозначного ответа на этот вопрос дать нельзя, поскольку существуют такие условия среды B, в которых фенотипы не различаются. Нельзя также ответить и на вопрос, животные какой линии имеют более густую шерсть, поскольку в одних температурных условиях (от A до B) более густую шерсть имеют животные с генотипом G1, а в других (от B до C) — с генотипом G2. Единственное, в чем мы можем быть уверены, так это в том, что генотипы различаются своими нормами реакции.
|
|
22. Биологические и психологические особенности развития близнецов Французский исследователь Р. Заззо был первым психологом, который глубоко исследовал "близнецовую ситуацию". Он рассматривал ее как фактор умственного и личностного развития близнецов. «Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. А.Р.Лурия называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо, в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. Одним из частых и основных проявлений близнецовой ситуации является задержка речевого развития и различные речевые аномалии, к которым относится и, так называемая, криптофазия - собственный интимный язык близнецов. Семенов В. Отставание в речи близнецов не дефект природы, а замкнутость пары в себе - «близнецовая ситуация» (А.Р. Лурия). Близнецы позже начинают говорить, лексический запас слов близнецов более беден, чем у одиночно-рожденных. В первую очередь отмечаются дефекты в развитии развернутой социализированной речи. Особенно сильны отставания в развитии коммуникативной речи. монозиготные близнецы отстают от одиночно-рожденных и по ряду других показателей психического и физического развития. Это отставание, с одной стороны, является следствием неблагоприятных условий их пренатального развития. С другой стороны, причиной является специфика их совместного развития. Поскольку обычно одиночно-рожденный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную социализированную речь для того, чтобы понимать их и быть понятым самому. У близнецов, которые имеют постоянного партнера того же возраста и того же уровня психического и физического развития, нет такой необходимости, поскольку они обычно находят средства для понимания друг друга.В школьном возрасте, у близнецов возникают проблемы, связанные с нарушением в социальной адаптации. близнецы хуже учатся на протяжении первых лет обучения в школе, но затем происходит качественный сдвиг в лучшую сторону: к 13 - 15 годам у дизиготных близнецов и к 16 - 18 годам у монозиготных. Семенов В.В. также говорит о том, что у монозиготных близнецов есть тенденция получать одинаковые оценки. Психологи выделяют две группы причин, по которым близнецы приступают к школьному обучению недостаточн. подготовленными. С одной стороны, это следствие совместного внутриутробного развития, с другой - влияние уже прижизненных специфических условий - «близнецовой ситуации».В связи с характерным изменением отношения к самому себе и окружающим у каждого члена близнецовой пары появляется потребность осознать себя как личность, обладающей определенными качествами, отличными от качеств других людей, в том числе и соблизнеца. у монозиготных близнецов остается взаимозависимость, дизиготные близнецовые связи в дальнейшем станут ослабевать.Следствием затрудненного формирования самосознания у близнецов является их сильно развитая взаимная идентификация. Описанные особенности развития монозиготных близнецов с неизбежностью сказываться и на параметрах их интеллектуального развития. Смена стадий развития мышления в онтогенезе определяется усложнением опосредования мыслительных процессов. При этом важнейшим средством управления собственной деятельностью является речь.Таким образом, действие «реакции близнецовости» сказывается в первую очередь на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре.Особенности развития речи детей-близнецовСогласно многочисленным исследованиям овладение речью у близнецов происходит с задержкой. Близнецы дольше задерживаются на стадии автономной речи, процент эгоцентрической речи у них меньше, чем у одиночнорожденных детей. Социализированная речь у близнецов дольше сохраняет ситуативный характер. К школьному возрасту близнецы догоняют в развитии речи своих одиночнорожденных сверстников, хотя у них могут сохраняться артикуляционные трудности. Возможными причинами задержки развития речи являются биологические особенности, задержка интеллектуального развития, «близнецовая ситуация», минимизация речевого общения со взрослым. Специфические для близнецов (зиготность) и общие для всех детей (пол, социоэкономический и образовательный статус родителей, размер семьи, порядковый номер рождения) также оказывают влияние на развитие речи у близнецов.
|