Дорогие ребята!
Поздравляем вас с участием в школьном этапе Республиканской олимпиады по биологии. Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют применения не только биологических знаний, но и общей эрудиции, логики и творческого подхода. Удачи вам!
Часть I. Тестовые задания, требующие одного правильного ответа из четырех предложенных.
1. Назовите растение, которое относится к низшим растениям:
а)папоротник орляк
б) сосна обыкновенная
в) ламинария
г) мох сфагнум
2. Как называется плод картофеля:
а) семянка
б) столон
в) ягода
г) клубень
3. У каких растений в ходе эволюции появились семена:
а).покрытосеменные
б). голосеменные
в). папоротники
г). водоросли
4. Открытие двойного оплодотворения принадлежит:
а). Н.И.Пирогову
б).Н.И.Скрябину
в). С.Г.Навашину
г). Н.А.Северцову
5. К какому семейству принадлежит томат и баклажан:
а). пасленовые
б). розовые
в). бобовые
г). лилейные
6. В клетках каких организмов молекула ДНК замкнута в кольцо:
а). прокариот
б). эукариот
в).бактериофагов
г). вирусов
7. Нервная система гидры:
а). стволовая
б). узловая
в). диффузная
г). трубчатая
8. Двойное дыхание характерно для:
а). земноводных
б). рыб
в). птиц
г). рептилий
9. Плавательного пузыря нет у:
а). щуки
б). окуня
в). катрана
г). осетра
10. К какому отряду принадлежат нетопырь, вечерница, подковонос:
а). грызуны
б)насекомоядные
в). хищные
г). рукокрылые
11. Какая наука изучает структуру и функции клеток:
а). генетика
б). цитология
в). физиология
г). анатомия
12. Укажите, какую функцию не выполняет кровь:
а) дыхательная
б).защитная
в).двигательная
г)гомеостатическая
|
13. Укажите вену, по которой движется артериальная кровь:
а). нижняя полая вена
б). верхняя полая вена
в). подключичная вена
г). легочная вена
14. Мышцы не могут сокращаться без:
а). магния
б). калия
в). кальция
г). железа
15. Цветовое зрение обеспечивают:
а). палочки
б). зрачок
в). колбочки
г). клетки радужной оболочки
16. Причиной нарушения свертываемости крови может быть недостаток ионов:
а). магния
б). калия
в). кальция
г). железа
17. Основным источником энергии в организме являются:
а). углеводы
б). витамины
в). жиры
г). гормоны
18. Ферменты – это особый класс:
а). углеводы
б). липидов
в). белков
г). витаминов
19. Какое вещество запасается в клетках тела человека:
а). гликоген
б). жир
в). белок
г). муреин
20. К эукариотам не относится:
а). эвглена зеленная
б). человек
в). холерный вибрион
г). берёза
Часть II. Тестовые задания с одним вариантом ответа – из четырех возможных, требующих предварительного множественного выбора.
1. Укажите ткани растительного организма: 1. образовательная, 2. покровная, 3. мышечная,
4. механическая, 5.соединительная
а).1,3,4
б).2,3,4
в). 1,2,5
г).1,2,4
2. Из предложенных растений выберите те, у которых плод ягода: 1. рябина, 2. помидор, 3. смородина, 4. картофель, 5.вишня
а). 1,4,5
б). 2,3,4
в). 1,3,5
г). 1,2,5
3. Одноклеточными животными являются: 1.амеба, 2.хлорелла, 3.лямблия,
4. хламидомонада, 5. малярный плазмодий
а). 1,2,3
б). 2,3,4
в). 3,4,5
г) 1,3,5
4. Выберите признаки хордовых животных: 1. наличие конечностей, 2. нервная трубка, 3. незамкнутая кровеносная система, 4. хорда, 5. теплокровность.
а). 1,3,4
б). 3,4,5
|
в). 2,3,5
г). 2,4,5
5. Какие оболочки выделяются в строении глаза: 1.белочная, 2.паутинная, 3.сосудистая, 4.сетчатая, 5.сетчатка.
а). 1,4,5
б). 1,3,5
в). 2,3,4
г). 3,4,5
6. Выберите гормоны щитовидной железы: 1.тироксин, 2.трийодтиронин, 3.тимозин, 4.кальцитонин, 5.окситоцин.
а). 1,2,3 б). 3,4,5 в). 1,2,4 г). 2,4,5
7. Для клеточного центра характерно: 1.окружен одной мембранной, 2. не имеет мембраны, 3. состоит из двух центриолей, 4.формирует веретено деления, 5.учавствует в фотосинтезе.
а). 1,3,4
б). 2,3,4
в). 2,4,5
г). 3,4,5
8. Выберите компоненты, из которых состоит мономер РНК: 1.рибоза, 2.урацил, 3.тимин, 4.аминокислота, 5. фосфорная кислота
а). 2,3,4 б). 3,4,5 в). 1,2,5 г). 1,4,5
9. Выберите вещества, которые являются полимерами: 1.аминокислота, 2.липиды, 3.белок, 4.ДНК, 5.полисахариды
а). 1,2,3 б). 3,4,5 в). 2,4,5 г). 1,4,5
10.Укажите особенности, характерные для голосеменных (хвойных) растений: 1. деревья и кустарники 2.не имеют проводящих тканей 3. открытые семязачатки на чешуйках 4. листья игольчатые 5. размножаются спорами
а). 1,2,3 б). 3,4,5 в). 2,4,5 г). 1,3,4 |
Часть III. Тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить.
1. Основное запасающее вещество в животной клетке- это пектин.
2. Плауны, хвощи и папоротники относятся к высшим споровым растениям.
3. Растения могут размножаться как половым, так и бесполым путём.
4. Структуры, обеспечивающие контакты между двумя нейронами, называются синапсами.
5. Расщепление белков начинается в ротовой полости.
6. В строении шейного отдела позвоночника у жирафа и крота разное количество шейных позвонков.
7. У млекопитающих плохо развита кора больших полушарий.
|
8. Гистология изучает структуру и состав клеток.
9. Копуляция- это слияние половых клеток.
10. Для обеспечения нормального свертывания крови необходимы только тромбоцит
11. Плод у рябины называется яблоко.
12. В жизненном цикле папоротника преобладает гаметофит.
13. Единицей эволюции является вид.
14. По легочной вене человека течёт венозная кровь.
15. У птиц существует правая дуга аорты.
Часть IV. 1. Выполните задание.
Рассмотрите внимательно клетку, изображенную на рисунке. Дайте ответы на вопросы. 1. Какой признак свидетельствует о принадлежности данной клетки к прокариотам? |
2. Как организована наследственная информация в данной клетке? Какой цифрой она обозначена на рисунке? |
3. Какую биологическую роль у таких организмов выполняет спорообразование? |
2. Установите соответствие между химическими элементами и их значением для живых организмов:
Часть V. Решите задачу. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды расположены в такой последовательности: Г-Г-А-А-Т-Г-А-А-А-Т-А-Т-Т-Г-А. Выполните следующие задания: a. восстановите последовательность нуклеотидов во второй цепи ДНК; b. какой принцип лежит в основе расположения азотистых оснований в этой молекуле? d.укажите последовательность нуклеотидов в и-РНК, которая транскрибирована со 2 цепи молекулы ДНК; e. какая аминокислотная последовательность закодирована в этой цепи ДНК? f. укажите антикодоны т-РНК, соответствующие кодонам и-РНК; g. определите процентное содержание в этом фрагменте ДНК адениловых нуклеотидов
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |