ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ




 

ДОКЛАД

 

ДЕНИСОВА ЭЛИНА ВИТАЛЬЕВНА

 

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

 

 

Выполнил:

Студентка 4 курса заочной формы обучения

Направление подготовки 45.03.01 "Филология"

Направленность "Отечественная филология"

(русский язык и литература)

 

Уфа 2021 г.

 

 

Среди множества людей, вовлечённых в политику, всегда есть такие, которые находятся в центре внимания. Они вызывают как положительные, так и отрицательные эмоции.
Речь идёт о политических лидерах -особых личностях в политике. Их роль в политической истории и преувеличивают, и преуменьшают, в то же время очевидно, что они заслуживают особого к себе внимания не только со стороны масс, но и учёных.
Ни об одном феномене не спорят так часто, как о лидерстве. К действиям и личностям лидеров, как правило, сводят сообщения о происходящих событиях. Рядовым избирателям, разочаровавшимся в бесконечно сменяемых политических фигурах, не за что зацепиться взглядом в современной политической картине, кроме лиц ведущих политиков, с которыми они отождествляют политические партии, движения, да и политику в целом.
История изучения политического лидерства являет собой пример удивительного разнообразия подходов, наличия концепций и парадигм и поражает отсутствием общепринятой базовой теории, отмечает В. А. Мальцев.
Политическая наука рассматривает лидерство прежде всего как феномен власти, политический институт. Это позволяет считать явление политического лидерства как развивающуюся научную проблему.
Феномен политического лидерства многолик и эмпирически общеизвестен. Наделённые «превосходными», по сравнению с рядовыми гражданами, качествами - различными в зависимости от специфики политико-этнических систем - правители, полководцы, государственные мужи с момента зарождения жанра исторической рефлексии прочно заняли места главных действующих лиц исторических хроник.
В средние века проблема политического лидерства приобрела несколько другой характер. Она связывалась с осмыслением властной деятельности монархов на земле, наделённых властью от Бога.
По мере окончания средневековья проблема политического лидерства потеряла религиозно-этическое содержание. В этой связи переходом к «новой этике» можно считать политические воззрения Никколо Макиавелли. В его работе «Государь» государство и общество не отождествляются, они разводятся по разные стороны понятия «политика и мораль». Макиавелли был убеждён, что хитрость и жестокость - вполне дозволенные инструменты, если речь идёт об удержании власти. Мы считаем, что используемые ныне для формирования политического лидера технологии включают в себя многое из того, что рекомендовал Макиавелли.
Марксистская политическая философия создала своё представление о самой политике и политических лидерах, основанное на классовом подходе. Предметом научного интереса К. Маркса и Ф. Энгельса были политические действия вождей революционного движения, а также отражение в их деятельности классовых и партийных интересов. К. Маркс и Ф. Энгельс не разделяют позицию учёных, считающих лидерство локомотивом истории. Народ является движущей силой в истории - указывал Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге». Последовательность, сознательность, умение выражать волю народа -с такими качествами предстаёт здесь политический лидер.
Вкладом В.И. Ленина в теорию лидерства стала разработка теоретического положения о возможности радикальной трансформации политической ситуации под воздействием воли лидеров, воплощенной в действиях политической партии и реализация этого положения в практике российского революционного движения. Оценивая деятельность В.И. Ленина как политического лидера в 1917 г., политолог Р. Такер отмечал, что в данной ситуации действия лидера могут быть самодостаточными.
Примером из широкого круга личностных концепций, рассматривающих историю человечества как результат выдающихся личностей, является теория французского историка Т. Карлейля.
Немецкий философ Ф. Ницше считал, что человечество должно формировать сверхчеловека. Ф. Ницше одним из первых объявил волю к власти движущей силой истории. Он считал стремление к лидерству проявлением «творческого инстинкта» человека; лидер вправе игнорировать мораль - оружие слабых.
В рамках темы политического лидерства представляет интерес концепция Л.Н. Гумилёва, который утверждал, что лидерами рождаются. С ним не соглашается Д.П. Зеркин. Он пишет, что лидерство - не врождённое свойство отдельных личностей, не природное отношение, и не раз и навсегда данная привилегия каких-то субъектов. А это обусловленный политическими отношениями статус определённого политического субъекта, это позиция, которую нужно постоянно отстаивать в соперничестве с другими субъектами - членами сообщества и преодолевать спонтанность, стихийность в поведении людей, в политическом процессе. Мы частично разделяем обе точки зрения.
Политическое лидерство оказалось в центре внимания зарождающейся российской политической науки в конце 70-х - начале 90-х гг. прошлого столетия. Об этом свидетельствуют появившиеся тогда многочисленные научные публикации отечественных учёных, что объясняется формированием в России демократического общественного строя - определённых политических условий и политических свобод. Предпосылками постановки проблемы политического лидерства в современной России явились появление многопартийной системы, внутрипартийная и внутрипарламентская деятельность, политический плюрализм.
Мы разделяем точку зрения Т.В. Семыкиной, которая считает, что становление и функционирование лидеров - явление объективное и универсальное. Объективно оно потому, что любая совместная деятельность нуждается в организации и выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения общих целей. Универсально оно потому, что в лидере нуждаются партии, организации, движения, профсоюзы, студенческие группы, семья и, очевидно, многие другие.
Общественное лидерство присуще всем человеческим общностям и является древнейшей формой организации людей. Опытные лидеры получали признание, доверие, авторитет среди своих соплеменников, становились лидерами. По мере развития социальной жизни эволюционировал и феномен общественного лидерства, усложнялась его иерархия, множились соответствующие связи и отношения, росло количество разрешаемых вопросов. От лидерства в личностном виде общество переходило к более сложным формам. С развитием частной собственности на средства производства, появлением классов, становлением государства лидерство венчало политические процессы и превратилось в активный элемент государственной жизни.
По нашему мнению, наиболее важным является вопрос о роли и месте лидера в политической системе общества. Лидерство не может быть само по себе. Лидерство - это всегда взаимодействие, это сложный ансамбль субъект-объектных отношений. Политический лидер является одновременно и субъектом, и объектом. Субъект потому, что по своим незаурядным качествам и в результате добровольного выбора людьми он становится во главе тех или иных социально-политических движений с целью реализации интересов общностей, его выдвигавших. Ради этого успешно действующий лидер наделяется властными полномочиями, правом концентрировать, направлять усилия, волю, интеллект людей, а также оперировать материальными, финансовыми и другими ресурсами и ценностями. Вместе с тем, политический лидер не представляет собой некую изолированную, автономную фигуру, если, конечно, не иметь в виду тоталитарные или диктаторские режимы. Политический лидер есть одновременно и объект политики. Он имеет свои социальные и временные масштабы, свою дистанцию, в основе которой один постоянно действующий критерий - результативность, эффективность его деятельности для удовлетворения запросов и интересов той общности, которая прибегла к его услугам. В решении тех или иных проблем он всегда испытывает влияние и давление различных сторон и должен быть готов к восприятию предложений и требований, к компромиссам. Здесь примечательно вспомнить высказывание французского исследователя Ж. Блонделя: «лидеры - это пленники той среды, в которой они могут сделать то, что среда “позволяет” им сделать».
Поскольку существует множество дефиниций феномена политического лидерства, современная наука выделяет следующие основные подходы к его трактовке:

1) властью, по Ж. Блонделю, и ее спецификой является то, что она осуществляется сверху вниз и её носителями является не большинство, а индивид или группа лиц;

2) лидерство - влияние на других людей. Оно должно носить постоянный характер. Воздействие политического лидера должно осуществляться на всю группу, организацию, общество. Влияние политического лидера опирается на доверие его сторонников, признание правомерности его претензий на руководство, на его личный авторитет;

3) лидерство - управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность;

4) политическое лидерство - символ общности, образец политического поведения группы, способный реализовать её интересы с помощью власти. Политическое лидерство не может существовать вне политического рынка;

5) политическое лидерство - особого рода предпринимательство, при этом спецификой политического предпринимательства выступает персонализация «политического товара». Не случайно политические лидеры так щедры на обещания и посулы во время выборов.
Отмеченные трактовки фокусируют наше внимание на многоаспектности феномена политического лидерства. Итак, что же такое политическое лидерство?
Наиболее приемлемым из широкого диапазона звучания политического лидерства является определение А.И. Соловьева, который характеризовал политическое лидерство как особый институт власти, позволяющий отдельному лицу (группе лиц) за счёт обладания решающими полномочиями в процессе принятия решений в масштабах государства (партии, движения, региона) и наличия авторитета проводить определённую политическую линию.
Наличие множества трактовок феномена политического лидерства указывает на то, что они в своей совокупности рождают некие концептуальные позиции по вопросу природы политического лидерства. Так, В.П. Пугачёв предлагает объяснение природы политического лидерства в рамках четырёх основных концепций: теории черт; ситуационной концепции; теории конституентов; психологических концепциях.
Специалист в области политической психологии Е.Б. Шестопал отмечает, что в понимании природы политического лидерства и построении общей теории лидерства в сравнительной перспективе необходимо выделить несколько ключевых вопросов, касающихся методологии исследования и определения самой предметной области. Так, прежде всего необходимо выяснить, что является неотъемлемыми атрибутами лидерства, которые далее подлежат сопоставлению и измерению в эмпирических исследованиях.
Отметив обобщённые концепции по поводу природы политического лидерства, проясним вопрос о типологии политических лидеров. В этом случае уместно в первую очередь привести позицию М. Вебера. Типология, которую предложил ученый, основана на определении корней лидерства. М. Вебер выделил три типа лидерства: традиционное, основанное на вере людей в святость традиций; рационально-легальное, основанное на том, что власть приобретается на основе всеобщих выборов; харизматическое, основанное на вере в людей, по мнению масс, наделённых особой благодатью и выдающимися качествами.
В политологии существует типология политических лидеров по характеру руководства. Это формальные и неформальные лидеры. Формальное лидерство представляет собой приоритетное влияние определённого лица или группы лиц на членов организации, закреплённое в её нормах и правилах. В противоположность формальному неформальное лидерство демонстрирует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль лидера, а также сопровождается признанием за лидером со стороны членов группы (общества) права на руководство. Учитывая изложенное, мы считаем, что формальная и неформальная составляющие политического лидерства обычно дополняют друг друга, обеспечивая лидеру политическую карьеру.
В современной западной политологии распространён функционально-ролевой подход к изучению типологии лидерства. М. Дж. Херманн выделяет четыре типа политических лидеров - «Знаменосцы», «Пожарные», «Служители» и «Торговцы». Сопоставляя трактовки российских исследователей, взяв за основу трактовку В.П. Пугачёва, мы получаем следующие описание этих типов лидеров:

1) «Знаменосцы» - эти лидеры стремятся изменить политическую систему ради идеала, в который они верят;

2) «Пожарные» - отличаются быстротой реагирования на насущные потребности момента, то есть реагируют на те проблемы, которые окружающая среда предъявляет их конституентам;

3) «Служители» - всегда выступают как выразители интересов своих приверженцев и избирателей в целом, успешно действуют в рутинных условиях во имя интересов населения. По Ю.В. Ирхину, «коммивояжёры» (они же «служители») - умеют убеждать, что даёт им возможность убедительно «подать» последователям свои идеи;

4) «Торговцы» - лидеры, для которых характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить «купить» эти идеи;

5) А.И. Соловьёв и Н.П. Сащенко выделяют тип лидера «марионетки» отдельно от четырёх предыдущих трактовок. Эти лидеры зависят от воли и интересов своего ближайшего окружения. М. Дж. Херманн отмечает, что в реальной политической практике большинство лидеров используют различные сочетания приведённых образов лидерства.

Представляет определённый интерес типология, предложенная К. Ход-жкинстоном. Он выделяет следующие типы: лидер - карьерист, лидер - политик, лидер - техник, лидер - поэт. Что касается функций политического лидерства, то, по мнению О.В. Гаман-Голутвиной и А.Р. Галлямова, они представляют собой совокупность ролей, которые выполняет лидер по отношению к своим последователям.
А.М. Тулеев выделяет следующие функции политического лидерства: политическая функция как основная, интегративная объединяет под своё начало все остальные функции; организационная функция реализуется как в эффективности, продуктивности и результативности политической деятельности социума, так и в сформированности социальных качеств людей, воспитательная функция осуществляется в основном опосредованно, путём создания условий для политической деятельности и целенаправленного воспитательного воздействия; экономическая функция тесно связана, прежде всего, с выполнением экономических целей и задач политического лидерства; адаптивная функция -используя, например, адаптивные возможности политического лидерства, возможности авторитетных политиков, можно сделать менее болезненными проводимые реформы.
Н.П. Сащенко к функциям политического лидерства добавляет следующие: творческую, аналитическую, новаторскую, коммуникативную, символическую и функцию социального арбитража.
Предметом нашего научного интереса является проблема институционализации политического лидерства, которая проявляется в том, что процесс отбора политических лидеров, их подготовки к власти и сама их деятельность осуществляется в рамках определённых институтов. Всё это требует специальных научных исследований, выявляющих общие закономерности этого процесса, что позволит говорить о реально существующих путях формирования современной российской политической элиты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: