Роль короля в испанской конституции




 

По испанской конституции король отнюдь не символическая фигура.

По Конституции 1978 г. Испания является парламентарной монархией, и корона наследуется преемниками Хуана Карл оса I де Бурбон, законного наследника исторической династии. Наследование трона осуществляется в порядке первородства и представительности.

В конституции отдается целая глава «О короне».

По Конституции Король является главой государства, символом единства и постоянства, а также арбитром и примирителем в деятельности государственных учреждений, высшим представителем испанского государства в международных отношениях. Личность Короля неприкосновенна и он не подлежит никакой ответственности. Все акты Короля скрепляются подписью председателя Правительства и, соответственно, министрами, к компетенции которых они относятся. Предложение кандидатуры на должность председателя Правительства и назначение председателя Правительства, а также роспуск Правительства утверждается председателем Конгресса депутатов. Без министерской под­писи акты Короля недействительны, а ответственность за эти акты возлагается на лиц, скрепивших их своей подписью. Без подписи министров Король имеет право назначать и освобождать от должности военных и гражданских служащих своего Двора. Король получает из бюджета государства установленную законом сумму на содержание своей семьи и Двора и может свободно распоряжаться этой суммой.

Полномочия Короля охватывают определенные Конституцией сферы деятельности. Прежде всего, это отношения с законодательной и исполнительной отраслями власти. Король санкционирует и промульгирует законы, одобренные Генеральными кортесами, однако Конституция не предоставляет ему права законодательной инициативы и права вето в отношении законов парламента. Король назначает выборы в Генеральные кортесы, созывает их на сессии, а также по предложению Правительства может досрочно их распускать. В случаях, предусмотренных Конституцией, Король назначает референдум в стране.

Взаимоотношения Короля с Правительством определяются тем, что он обладает полномочиями предлагать Конгрессу депутатов кандидатуру председателя Правительства, назначать его на должность и смещать в соответствии с конституционными положениями. По предложению председателя Правительства Король назначает и смещает с должности членов испанского Правительства. Король может председательствовать на заседаниях Правительства по просьбе председателя Правительства, когда сочтет это необходимым.

В области внешних сношений Король объявляет о принятии Испанией на себя международных обязательств, посредством договоров в соответствии с Конституцией и законами. С предварительного согласия Генеральных кортесов Король может объявлять войну и заключать мир. Король назначает послов и других дипломатических представителей Испании. Иностранные представители в Испании также аккредитованы при нем. Из других полномочий Короля необходимо отметить осуществление им верховного командования вооруженными силами страны, назначение на гражданские и военные должности, присвоение почетных званий, награждение орденами, осуществление права помилования, оказание высшего покровительства королевским академиям.

Все указы короля должны быть совместно подписаны либо премьер-министром, либо соответствующим министром, либо председателем "нижней" палаты парламента (принцип котрассигнатуры).

Престолонаследие в Испании осуществляется по кастильской системе, то есть при отсутствии наследников по мужской линии трон может наследовать и женщина. В таком случае она будет правящей королевой Испании. Жена короля также носит титул королевы, но правящей королевой не является.

Для вступления в брак наследник должен получить согласие короля и Генеральных кортесов. Если наследник заключит брак вопреки их воле, он и его потомки теряют право на престол.

2. Парламент <https://www.humanities.edu.ru/db/msg/1792> - Генеральные кортесы

Генеральные кортесы имеют двухпалатную структуру. "Нижней" палатой парламента, палатой народного представительства является Конгресс депутатов, а "верхней", палатой представительства территорий (провинций) - Сенат.

Конгресс депутатов состоит из 350 депутатов, избираемых на 4 года по пропорциональной системе с использованием 3-процентного заградительного барьера.

Сенат состоит из 208 сенаторов, избираемых народом и назначаемых королем (43 сенатора). Срок полномочий - 4 года.

Выборы <https://www.humanities.edu.ru/db/msg/1792> сенаторов происходят по мажоритарной системе в многомандатных и одномандатных округах от территориальных единиц:

· по 4 сенатора избираются от провинций (составляющий многомандантный мажоритарный округ);

· по 3 сенатора избирают Большие Канарские о-ва, о-в Тенерифе, о-в Мальорка;

· по 2 - города Сеута и Мелилья (находятся на африканской континенте);

· по 1 - острова, кроме вышеуказанных.

Основные полномочия парламента:

· принятие конституции и законов;

· принятие бюджета;

· избрание премьер-министра ("нижняя палата");

· участие в формировании высших органов государственной власти, высших судов;

· решение важнейших вопросов внутренней и внешней политики.

Каждая палата избирает из своего состава председателя палаты и депутацию. Депутация - особенность испанского парламента, своеобразный "мини-парламент". Каждая палата с учетом расстановки политических сил избирает депутацию в составе 21 человека. Мини-парламент состоит из двух палат - депутаций и работает в перерывах между сессиями, в период роспуска парламента и в других непредвиденных условиях.

Вообще же Генеральные кортесы могут быть досрочно распущены королем в трех случаях:

· с целью принятия новой конституции (парламент, принявший решение о разработке новой конституции либо о ее существенном изменении, должен быть распущен, а новую конституцию - принимать вновь избранный парламент);

· если парламент в течение 2 месяцев отклоняет кандидатуры на пост премьер-министра, предложенные королем;

· если парламент вынес правительству конструктивный вотум недоверия, а правительство с ним не согласилось и не ушло в отставку.

. Исполнительная и судебная власти Испании

Исполнительную власть в стране осуществляет правительство. Оно формируется по результатам парламентских выборов. Кандидатуру премьер-министра предлагает парламенту для утверждения король. Чтобы его кандидатура была утверждена, принимается во внимание расстановка политических сил в парламенте. Как правило, в качестве кандидата на пост премьер-министра предлагается лидер партии, победившей на выборах.

После утверждения премьер-министра парламентом король по представлению последнего назначает министров.

Премьер-министр играет значительную роль в политической жизни Испании. Однако, в отличие от других парламентских монархий, где монарх и премьер-министр - оба являются политическими лидерами страны (Великобритания), либо премьер-министр фактически главнее короля (Швеция), в Испании премьер-министр - второй политический лидер и находится "в тени" авторитета короля.

В Испании своеобразно используется институт конструктивного вотума недоверия. Вотум недоверия (резолюция порицания) правительству Испании может быть вынесен только в том случае, если указывается кандидатура нового премьер-министра. Однако если в ФРГ вынесение вотума недоверия автоматически влечет отставку правительства и избрание канцлером указанного в вотуме лица, то в Испании это не происходит автоматически.

Кандидат, указанный на пост премьер-министра при вынесении конструктивного вотума недоверия, становится таковым только в том случае, если правительство согласится с вынесенным ему конструктивным вотумом недоверия и уйдет в отставку.

Если правительство с вотумом недоверия не согласится, по инициативе правительства король распускает парламент (одну или обе палаты) и назначает новые выборы.

Судебную систему Испании составляют:

· мировые суды;

· муниципальные суды;

· суды первой инстанции округов;

· провинциальные суды;

· высокие суды автономных сообществ;

· национальный высокий суд;

· высокий суд;

· верховный суд.

Верховный суд - высшая судебная инстанция. Он включает шесть палат:

· по гражданским делам;

· по уголовным делам;

· по административным делам;

· по трудовым делам;

· по социальным делам;

· по делам о воинских преступлениях.

Управление судебной системой и судейским корпусом осуществляет Генеральный совет судебной власти, возглавляемый председателем Верховного суда и состоящий из 20 членов (по 10 членов, представленных каждой из палат парламента), назначаемых королем на 5 лет.

Вопросы конституционной юстиции в Испании решает Конституционный суд,имеющий давние традиции. Он состоит из 12 судей, назначаемых королем на 9 лет. Из них:

· 4 судей предлагает Конгресс депутатов;

· 4 - Сенат;

· 2 - правительство;

· 2 - генеральный совет судебной власти.

Каждые три года Конституционный суд обновляется на 1/3. Суд работает либо в пленарных заседаниях, либо по палатам. В случае равенства голосов решающим является голос председателя.

. Особенности территориальной организации страны

Испания - многонациональная и многоязычная стран. Преобладающей нацией являются кастильцы (собственно испанцы). Данная особенность предопределила форму национально-территориального устройства.

Испания пошла по пути Италии и согласно Конституции 1978 г. стала унитарным децентрализованным государством. Это означает, что Испания - не федерация <https://www.humanities.edu.ru/db/msg/1792>, а является единым государством, но ее административно-территориальные единицы самого верхнего уровня автономны.

Административно-территориальными единицами Испании являются:

· автономные сообщества (высший уровень) - их 17 по стране; автономные сообщества имеют компактную территорию, общую историю и культуру;

· следующий уровень составляют провинции, на которые делятся автономные сообщества - их 50;

· провинции делятся на муниципалитеты.

Автономные сообщества имеют свои органы управления, финансовую самостоятельность, но они не могут приобрести государственного статуса или выйти из состава Испании.

Автономные сообщества, на которые разделена Испания, имеют к тому же неодинаковый статус. Автономия <https://www.humanities.edu.ru/db/msg/1792> может быть:

· общей (ее имеет большинство сообществ);

· специальной;

· полной.

Полную автономию (высший уровень автономии, то есть автономию, при которой региону принадлежат все права, кроме некоторых, переданных Испании) имеют страна Басков, Каталония, Гасилия, Андалузия.

Специальной автономией пользуются Наварра, Канарские о-ва, города Сеута и Мелилья.

Несмотря на то, что Испания поделена на 17 автономных сообществ, имеющих разный уровень автономий, все испанцы в любом сообществе пользуются равными правами; автономия запрещено устанавливать внутренние таможни.

Автономии делятся на провинции, которые также имеют свои органы управления. Однако следует обратить внимание на одну деталь: выборы в "территориальную" палату парламента - Сенат - происходят не от 17 автономных сообществ, а от 50 провинций - территориальных единиц второго уровня.

. Регулирование правового статуса и порядок изменения Конституции

Конституция Испании 1978 г. подробно регламентирует правовой статус личности и закрепляет основополагающие личные (на жизнь, свободу и т.д.), а также политические и социальные права <https://www.humanities.edu.ru/db/msg/1792>, многие из которых либо не признавались, либо не соблюдались при режиме Франко.

К особенностям регулирования правового статуса личности испанской конституций можно отнести:

· возможность ограничения большого количества прав и свобод в случае чрезвычайных обстоятельств;

· наличие большого числа обязанностей;

· объявление труда обязанностью испанцев.

Конституцию Испании относится к числу "жестких". Предусмотрен сложный порядок ее изменения:

· все положения конституции, кроме основ конституционного строя, прав и свобод и положений о короле, изменяются 3,5 голосов депутатов каждой из палат парламента либо 2/3 голосов "нижней" палаты - Конгресса депутатов и абсолютным (более) большинством голосов "верхней" палаты - Сената; также по требованию 1/10 депутатов одной из палат может быть проведен референдум по этим изменениям;

· важнейшие положения конституции - основы конституционного строя, права и свободы человека, статус монархии - изменяются в особо сложном порядке; сначала изменения важнейших положений принимаются 2/3 голосов депутатов каждой из палат Генеральных кортесов, затем Генеральные кортесы распускаются и проводятся новые выборы; вновь избранные Генеральные кортесы должны вновь одобрить эти изменения опять 2/3 голосов членов каждой из палат, после чего дважды принятые поправки в обязательном порядке выносятся на всенародное обсуждение - референдум.

конституционный строй испания король


Список использованных источников и литературы:

 

1. https://rulers.narod.ru/dynasty/burbon1.htm#met4

. https://www.allmonarchs.net/spain.html

. www.bibliotekar.ru/dinastii/63.html

. https://worldconstitutions.ru/archives/149/5

. https://www.tenercity24.com/ru/node/2307

. https://web-local.rudn.ru/web-local/uem/ido/konst_p_zs/m17.htm

. https://distance.rpa-mu.ru/files/books/kpzs/thm1/tsm18.html

. https://krasinskiy.ru/Baglai.pdf

. https://www.inion.ru/files/File/2003_sovr_ispania.pdf



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: