Понятие и правовая характеристика интеллектуальной собственности




Термин «интеллектуальная собственность» использовался в праве в различных обозначениях:

- как понятие, которое охватывает все результаты творческой деятельности («объекты интеллектуальной собственности»[1]);

- для определения отрасли законодательства («законодательство об интеллектуальной собственности»[2]);

- как синоним понятия «исключительные права» (например, в ст. 128 ГК РФ). Как вариант предполагалось - «интеллектуальное право»[3].

Наряду с исследованием терминологии рассматривалась структура составляющих явления «интеллектуальная собственность» и их соотношении между собой (отрасли[4], подотрасли[5] и института[6]).

Согласно российскому гражданскому законодательству институт интеллектуальной собственности понимается как правоотношения, которые возникают по поводу охраняемых продуктов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которое к нимприравнены[7].

В подотрасли «право интеллектуальной собственности»[8] выделяют правовой институт авторского права, который обладает давней историей.

Человечество издавна стремилось защитить и сохранить то, что считается оригинальным, исключительными необычным. Более двухсот лет назад в европейских государствах появилось право на нематериальные продукты интеллектуальной деятельности (например: произведения искусства, литературы, изобретения и др.). При этом, оно было сформировано по аналогии положений, предусмотренных правом собственности на объекты, имеющиематериальные свойства.

Англия является родиной первого в истории закона об авторском праве. Возникновение авторско-правовой охраны было связано с развитием книгопечатания и книготорговли. Первоначально она сводилась к выдаче привилегий, которые суверен предоставлял определенным издателям, а в 1710 г. в стране был принят закон именуемый «Статут королевы Анны».

В законе 1710 г. регламентировалось исключительное право автора или его правопреемника на опубликованное произведение и устанавливались другие принципы охраны, которые оказали значительное влияние на развитие законодательства в ряде буржуазных стран. Статут регламентировал единственное исключительное право автора позволять переиздание своего произведения. В виде охраняемых объектов в нём указывались лишь книги. «Статут королевы Анны» действовал 200 лет вплоть до принятия Закона об авторском праве в 1911 г., который в наибольшей степени соответствовал социально-экономическим потребностям Великобритании начала XX в.[9]

Во французском Декрете Учредительного собрания 1789 г. было установлено: «Все, что автор открывает для публики, становится общественной собственностью». Далее были изданы два закона (1791 и 1793 гг.), которые первыми из нормативно-правовых актов гарантировали защиту любой формы творчества (драматического, литературного, изобразительного, музыкального) при воспроизведении всеми известными в то время методами.

По примеру Англии и Франции нормы авторского права были позаимствованы и иными европейскими государствами.

Так, в 1886 г. была провозглашена Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, а после и иные международные договоры (конвенции), которые регламентируют область интеллектуальной собственности.

В XIX в. французский опыт лёг в основу Всеобщей декларации прав человека[10], ст. 27 которой провозглашает право каждого на защиту его моральных прав и материальных интересов, которые являются результатом как научных, так литературных или художественных трудов, автором чего он признаётся.

В России авторское право берёт своё начало с 1828 г. Первоначально права авторов продуктов творческой деятельности в определённой степени отождествлялись с правом собственности, а иногда относились к движимому имуществу. Это было обусловлено теорией естественного права, согласно которой за создателем произведения признавалось право собственности на полученный творческий результат[11].

Так как в России всегда имело место цензура, то именно в царском Уставе о цензуре и печати[12], который был утвержден 22 апреля 1828 г., регламентировались нормы «О сочинителях и издателях книг». Согласно § 1 Положения о правах сочинителей, которое являлось приложением указанного Устава, сочинитель либо переводчик книги обладали исключительным правом пользования в период всей своей жизнь собственным изданием и её продажей по личному усмотрению как имуществом благоприобретенным. Срок авторского права был равен 25 годам со дня смерти автора, после его истечения произведение «становилось собственностью публики». Защита авторского права находилась в зависимости от соблюдения цензурных правил, так как «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную»[13].

В 1830 г. начало действовать новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которым существенно были дополнены правила 1828 г., что решило вопросы об охране частных писем, статей в журналах, хрестоматий и т.д.

После положения авторского права были регламентированы в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. - в Положении о художественной собственности.

В 70-е годы XIX в. в нашей стране началось формирование системы авторских обществ. Так 29 ноября 1870 г. было создано «Собрание русских драматических писателей».

С 1887 года все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи[14], а 20 марта 1911 г. был подписан Закон Российской империи, который именовался «Положением об авторском праве»[15]. Общая часть Закона регламентировала основные понятия авторского права, такие как охраняемые объекты, срок, в течении которого действовало авторское право, вопросы правопреемства, вероятность нарушения таких прав и способы защиты и т.п. В отдельных главах прописывались нормы об авторских правах на литературные, драматические, музыкальные, фотографические, художественные произведения.

Авторские права наравне с подданными империи признавались за иностранными гражданами; значение «литературной и художественной собственности» стало подпадать под «исключительные права». Также впервые законодатель закрепил авторские права на перевод произведений. Такое право имело силу в течение десяти лет со дня издания такого продукта интеллектуальной деятельности, при этом должно было соблюдаться условие о подготовке автором перевода в течение пяти лет со дня публикации самого оригинала.

Указанный закон просуществовал до 1917 г., когда ЦИК и СНК издали целый ряд декретов, многие из которых закрепили за государством монополию на произведения как литературы и искусства, так и науки. К примеру, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» регламентировал правомочие на объявление государственной монополии, предельный срок которогосоставлял пять лет на сочинения, которые подлежали изданию.

В 30-е годы XX века в СССР стали создаваться творческие союзы, которые в свою очередь учреждали управления, при этом каждое из них было занято своей областью охраны авторских прав.

В 1961 г. на основании Закона СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» были изданы Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившие в силу с 1 мая 1962 года., где авторскому праву был отведен раздел IV.

Исходя из Основ был принят Гражданский кодекс РСФСР 1964 г., который допускал свободное безвозмездное использование как на радио, так и на телевидении каких-либоизданных произведений, что в свою очередь значительно снижало степень охраны прав авторов.

С 1973 г. Советский Союз является участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г.

Далее был принят Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее по тексту - ЗоАП) и Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года № 3523-1, что ознаменовало новый этап в развитии отечественного авторского права.

Объектом правовой регламентации Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» были два вида правоотношений:

- отношения, которые связаны с творением произведений как литературы и искусства, так и науки (авторское право);

- правоотношения, которые возникают в связи с творением и пользованием исполнений, фонограмм, постановок, передач организаций эфирного либо кабельного вещания (смежные права).

Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» к числу субъектов авторского права впервые отнёс организации, которые управляют имущественными правами авторов и лиц, владеющих смежными правами на коллективной основе.

Также, впервые были конкретно обозначены авторские правомочия, которые в комплексе составлялисубъективное авторское право, а именно личные неимущественные права и имущественные права.

С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к соответствующим конвенциями в связи с чем нормы национального авторского права должны соответствовать указанным международным нормам.

С 1 января 2008 г. начала действовать часть четвертая ГК РФ. Федеральный законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»[16] признал утратившими силу некоторые нормативно-правовые акты России и РСФСР.

 


[1] Ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 30.10.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. - Ст. 3340.

[2] Ст. 68 Федерального конституционного закона от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ (ред. от 18.06.2017) «О референдуме Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. - № 27. - Ст. 2710.

[3] Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства // Российская юстиция. - 2000. - № 5. - С. 19.

[4] См.: Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: Дис. на соискание уч. ст. док. юрид. наук. - М., 2000. - С. 69.

[5] См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004. - С. 20.

[6] См.: Российское гражданское право: Учебник: В 2 т. Т. I: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Статут, 2011. – 958 c. - С. 702.

[7] См. ст. 128 ГК РФ.

[8] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2004. - С. 20.

[9] Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобождении, взыскании и административном управлении прав. - Лондон, 1998. - С. 22.

[10]Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995.

[11] См.: Канторович Я.А. Литературная собственность. С приложением всех постановлений действующего законодательства о литературной, художественной и музыкальной собственности. - СПб., 1895. - С. 11 - 18.

[12] Свод законов Российской империи. Т. 14.

[13] См.: Елизаров Е.А. Авторский договор в гражданском праве России // Внешнеторговое право. - 2006. - № 2; Чупова И.Д. История авторского права в России XIX века: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - М., 2000. - С. 9.

[14] Свод законов Российской империи. Свод законов гражданских. Т. X. Ч. 1. - СПб.: Государственная типография, 1990. - С. 61, 291 - 297.

[15] Собрание узаконений и распоряжений Правительства, изд. при Правительствующем сенате. - СПб., 1911. 1-е полугодие.- Ст. 560.

[16]Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2015) // Собрание законодательства РФ. – 2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5497.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: