Тема 11. Правительство РФ.
Учебные вопросы:
Конституционно-правовой статус Правительства РФ.
Состав и порядок формирования Правительства РФ. Отставка
Правительства РФ.
Полномочия Правительства РФ. Акты Правительства. Взаимоотношения Правительства РФ с другими органами государственной власти.
Конституционный статус федеральных органов исполнительной власти России.
Конституционно-правовой статус Правительства РФ. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти. Федеральный конституционный закон РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г.
Состав и порядок формирования Правительства Российской Федерации. Председатель Правительства, заместители Председателя, федеральные министры. Порядок назначения Председателя Правительства Российской Федерации. Назначение членов Правительства РФ. Требования, предъявляемые к кандидатам на должности членов Правительства РФ.
Полномочия Правительства Российской Федерации. Полномочия в сфере бюджета и финансов. Полномочия в области социальной политики. Управление федеральной собственностью. Полномочия в области обороны, безопасности и внешней политики. Полномочия в сфере обеспечения прав и свобод граждан. Иные полномочия Правительства РФ. Акты Правительства Российской Федерации. Постановления Правительства РФ, порядок их принятия. Распоряжения Правительства РФ. Возможность отмены актов Правительства Президентом РФ. Порядок опубликования актов Правительства РФ.
Прекращение полномочий Правительства Российской Федерации. Основания и порядок отставки Правительства РФ. Выражение недоверия Правительству. Роль Президента в решении вопроса о прекращении полномочий Правительства РФ.
|
Федеральные органы исполнительной власти: министерства, службы, агентства. Порядок образования, компетенция, принимаемые акты. Руководство федеральными органами исполнительной власти.
Взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов федерации. Единство системы исполнительной власти по вопросам ведения РФ и предметам совместного ведения.
Конституционно-правовой статус Правительства РФ.
Согласно КРФ (ст.110) исп. власть РФ осущ. Прав-во. Оно явл. органом гос. власти РФ, возглавляющим единую систему исп. власти РФ, Это определение раскрывает юр.природу Прав-ва, отражает его место в системе органов гос.власти РФ и хар-зует его деят-ть. Как высший исп. орган гос. власти, Правительство осуществляет гос. управление.
Положение Прав-ва как высшего исп.органа обеспечивается его полномочиями, закрепленными в КРФ и ФКЗ от 17.12.1997 г. «О Прав-ве РФ » (с изм. и доп.).
Как высший исп.оган Прав-во в пределах своих полномочий организует исполнение КРФ, ФЗ, Указов Президента РФ, межд. договоров РФ осуществляет. систематический контроль за их исп. фед. орг. исп. власти и орг.исп.власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений зак-ва РФ.
Прав-во осущ. свою деят-ть на основе КРФ, ФЗ и нормативных указов Президента РФ.
Прав-во в своей деят-ти руководствуется принципами верховенства КРФ, ФЗ, народовластия, федерализма, разделения властей, отв-ти, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гр-на.
|
Состав и порядок формирования Правительства РФ. Отставка Правительства РФ
В состав Прав-ва входят Председатель Прав-ва, зам. Председателя Прав-ва и фед. министры (ч.2 ст.110).
Председатель Прав-ва назначается Президентом РФ с согласия ГД. Ст.111.
Председатель Прав-ва освобождается от должности Президентом по заявлению Председателя Прав-ва об отставке, в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий.
Президент уведомляет СФ и ГД об освобождении от должности Председателя Прав-ва в день принятия решения. Освобождение от должности Председателя Прав-ва одновременно влечет за собой отставку Прав-ва.
В случае временного отсутствия Председателя Прав-ва его обязанности исполняет его заместитель.
В случае освобождения от должности Председателя Прав-ва Президент вправе до назначения нового Председателя Прав-ва поручить исп-ие обязанностей Председателя зам. Председателя на срок до 2 месяцев.
В соотв. С КРФ (ст.112) Председатель Прав-ва не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о стр-ре фед.органов исп.власти.
Зам.Председателя Прав-ва и фед.министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Прав-ва. Зам.пред. и фед.министры вправе подавать заявления об отставке.
Прав-во действует в пределах срока полномочий Президента РФ и слагает свои полномочия перед вновь. избранным Президентом. Решение о сложении Прав-вом своих полномочий оформляется распоряжением Прав-ва в день вступления в должность Президента. В случае сложения полномочий Прав-во по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Прав-ва.
|
Прав-во может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Прав-ва (ст.117 ч.1, 2).
ГД может выразить недоверие Прав-ву. После выражения ГД недоверия Пра-ву Президент вправе объявить об отставке Прав-ва либо не согласиться с решением ГД. Если ГД в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Прав-ву Президент объявляет об отставке Прав-ва либо распускает ГД (ст.117 ч.3).
Ч.4,5 ст.117.
Члены.Прав-ва не вправе быть членами СФ, депутатами ГД, депутатами законодательных. органов гос. власти субъектов РФ и депутатами выборных ОМСУ, занимать другие должности в органах гос. власти и ОМСУ, заниматься предпринимательской деят-тью лично или через доверенных лиц, заниматься другой оплачиваемой деят-тью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деят-ти, быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах гос.власти, использовать внеслужебных целях инф-цию, ср-ва мат.-техн., фин. и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деят-ти; получать гонорары за публикации и выступления в кач-ве члена Прав-ва, получать в связи с осущ.своих полномочий от физ. и юрид. лиц не предусмотренные фед.зак-вом ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха, принимать без разрешения Президента РФ почетные и спец.звания, награды и иные знаки отличия иностр.гос-в, выезжать в служебные командировки за пределы РФ за счет физ.и юрид.лиц.