Конкретному возрасту соответствуют определенные двигательные навыки.




С рождения до достижения ребёнком одного года происходит интенсивное двигательное развитие.

Рождение ребёнка. Ребёнок проходит родовые пути.

Ребёнок лежит на спине.

Поворачивается на один бок, на другой, на живот.

Поднимает руки, упирается.

Ползает по-пластунски.

Поднимает голову и охватывает пространство.

Садится.

Ползает на четвереньках.

Встаёт, сначала с помощью рук, потом без.

Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

·

· До периода ползания ребенок должен пройти важный этап подготовки всех групп мышц к этой сложной деятельности. Он должен научиться, не только держать голову, и удерживать её в равновесии во множестве разных положений тела, но и переворачиваться с живота на спину и обратно, опираться на руки.

·

· В 2–3 месяца ребёнок в норме удерживает голову. Причем не только поднимает ее в положении лежа на животе, но и подтягивает ее к своей груди, когда находится на руках у матери. Это один из первых произвольных навыков, необходимых для начала формирования вертикальной оси тела (из лежащего в горизонтальной плоскости малыш к концу первого года жизни превратится в уверенно стоящего и ходящего).

·

· Одновременно начинает формироваться опора на руки. В положении на животе ребёнок до двух–трёх- месячного возраста должен опираться на локти, а к 3–4 месяцам – и на раскрытые ладони. Этот навык необходим для освобождения рук – они понадобятся для дальнейшего движения, удержания веса тела на одной руке в период формирования переворотов, сидения и ползания.

·

Далее ребёнок учится переворачиваться со спины на живот и с живота на спину и активно крутиться в положении лежа. Обычно это происходит в 4–5 месяцев. Теперь он может перемещаться в пространстве (на кровати или на полу) и наконец–то дотянуться до интересной игрушки.

 

· Затем ребёнок начинает вертеться в положении на животе вокруг пупка. Навык нужен для формирования ползания сначала по-пластунски, а затем уже и на четвереньках. В положении на пупке малыш может одновременно поднимать руки и ноги «самолетиком». Эти навыки, приобретаемые в 5–6 месяцев, говорят о дальнейшем правильном формировании вертикальной оси тела и подготовке мышц к ползанию, сидению и прямохождению.

Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.

Ползание необходимо как для освоения нижнего поля зрения, так и для правильных скоординированных действий нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. В это же самое время малыш начинает произносить звуки, гулить, лепетать для того, чтобы общаться, пробуя свои способности управления языком.

Благодаря ползанию совершенствуется зрительное восприятие, развивается тактильная чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении внешних объектов и тела, а значит, также формируется возможность обозначения этих соотношений словами, понимание и употребление предлогов и слов, правильное восприятие сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. Ориентация в пространстве закладывается, прежде всего, на этапе ползания. Благодаря этому способу передвижения, формируются предпосылки для освоения грамматики родного языка.

Ползание также является профилактикой проблем с чтением и письмом. Если недостаточно развита координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие, у младшего школьника возможны проблемы при письме. У него будет грязь в тетрадях, плохой почерк. Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию, пропустили стадию ползания. Если ребёнок не осваивает этот важный этап физического развития, будет пропущен и важный этап развития мозга. Если развитие ребёнка происходило с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено.

У многих нынешних детей двигательное развитие происходит примерно следующим образом: ребёнок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как-то очень быстро повернулся, сразу сел. Не ползал вообще или ползал мало на четвереньках, или ползал только назад. Потом через очень короткое время встал. Получается, что некоторые этапы ребёнок просто не проходит, о их игнорирует. У ребёнка при этом имеется гипертонус (повышенный тонус) или гипотонус (пониженный тонус). Врачи часто ставят диагноз «мышечная дистония», а мамы могут жаловаться, что ребёнок ходит на пальцах ног, не опираясь на всю стопу.

Проблемы с тонусом могут сохраняться у ребёнка до 5, 8 и даже до 10 лет, а в некоторых случаях и до более позднего возраста. Такой ребёнок моторно неловок, неуклюж, очень травматичен.

При копировании эталона (специально разработанной геометрической фигуры), ребёнок также странным образом всё искажает, например, ребёнок может переворачивать рисунок на 90◦ при неизменном положении эталона (изменение направления восприятия с горизонтальной на вертикальную ось), что приводит к трудностям в овладении письмом, усвоении образа букв, формировании разрядности числа. Эта же фигура может быть перевёрнута и на 180 градусов. Некоторые рисунки даже невозможно узнать. Могут быть слепки из частей фигуры, фрагментарность, так называемая хаотичность, мозаичность восприятия. Ребенком может игнорироваться левая или правая сторона листа. И если ребёнок так воспринимает, так считывает окружающий мир, так его «видит», то он такой мир искажает. У такого ребёнка будут ошибки при письме.

Далее возникает целый ряд феноменов. Если искажается двигательная сфера – искажается и речевое развитие. Ребёнок может не говорить до 3–4 лет, или говорит односложные слова, у него нет фразовой речи, возникает проблема с произношением звуков («каша во рту»). Таким образом, можно видеть целый ряд проблем, когда из одного следует другое. Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Если ребёнок расторможен – у него могут быть неадекватные отношения с родителями, учителями и со сверстниками. А если ребёнок физически слабый, быстро устаёт, часто болеет, то это может вызвать гиперопеку со стороны родителей, и иногда ребёнок может стать капризным, не соблюдать социальные нормы поведения. Проблемы будут нарастать, и уже к 9–10 годам этот клубок бывает очень сложно распутать.

Многие особенности развития ребёнка можно скорректировать с помощью коррекционно-развивающих и формирующих занятий по «методу замещающего онтогенеза», пройдя с ним все этапы его сенсомоторного (двигательного) развития заново, начиная с рождения.

 

«Метод замещающего онтогенеза»

Предпочтение отдаётся телесно–ориентированным и двигательным методам.

Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга и учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

 

В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребёнка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены.

 

Воздействие на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдаётся двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность извне таких психических функций, как, например: эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, создаётся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

 

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему.

Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга». (А.В. Семенович)

1-й уровень

– «уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма». Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.

2-ой уровень

– «уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром». Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

3-й уровень

– «уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов». Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

 

В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка.

 

 

Занятия могут быть как групповые, так и индивидуальные. Группы могут состоять как из 6-8, так и из 2-4 человек. Это зависит от особенностей ребёнка и коррекционных задач, которые ставит перед собой психолог. Такое количество детей позволяет в полной мере осуществить принцип и индивидуального, и группового подхода, использовать сильные стороны каждого ребенка. В среднем программа занятий рассчитана на 7 - 9 месяцев.

 

Курс нейропсихологической коррекции показан детям, имеющим следующие проблемы:

- получил родовую травму;

- родился с помощью кесарева сечения;

- имел повышенный или пониженный тонус;

- частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-лёгочные заболевания, отиты, атопические дерматиты; лечение антибиотиками;

- имел травмы головы, получил общий наркоз;

- в анамнезе – ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

- мало ползал или не ползал совсем;

- ходил на цыпочках, поздно начал говорить;

- гиперактивен или излишне медлителен;

- импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;

- быстро утомляется, с трудом засыпает;

- не сразу откликается и понимает обращённую к нему речь;

- пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал;

- при чтении «проглатывает» окончания, угадывает слова;

- плохо запоминает; сравнивает, обобщает;

- пишет, рисует левой рукой; имеет задержку формирования мелкой моторики рук;

- не может описать картинку, скопировать рисунок;

- пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально;

- двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;

- с трудом высиживает 15 минут на одном месте;

- невнимателен, рассеян; не доводит дело до конца;

- часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашнее задание;

- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

 

Предлагаемые коррекционные программы комплексного нейропсихологического сопровождения развития детей, фундаментом которых является «метод замещающего онтогенеза», рассчитаны на занятия с детьми от 5 до12 лет

Каждое занятие включает в себя 4 основных блока упражнений:

Дыхательные упражнения

Глазодвигательные упражнения

Растяжки

Упражнения двигательного репертуара

а также программы:

«Развитие пространственных представлений».

Программа помогает ребёнку последовательно освоить все уровни пространственных представлений, необходимых для успешного усвоения основных дисциплин школьной программы (письмо, чтение, математика и др.);

«Развитие межполушарных связей ».

Программа направлена на развитие межполушарных связей, расширение поля зрительного восприятия, пространственных представлений, мелкой моторики, способности к произвольному самоконтролю. По окончании основного коррекционного курса предлагаются занятия по развитию познавательной сферы и коммуникативных навыков.

Цели и задачи коррекционно-развивающих занятий

 

Цель программы нейропсихологического сопровождения развития детей: воздействуя на сенсомоторный уровень с учётом общих закономерностей онтогенеза активизировать развитие всех высших психических функций (ВПФ).

 

Цели 1-го уровня: стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Задачи: оптимизация общего тонуса тела, проработка «проблемных зон». Развязывание синкинезий. Расширение полей зрительного восприятия. Формирование сенсомоторных взаимодействий.

 

Цели 2-го уровня: формирование операционального обеспечения психических процессов. Оптимизация и коррекция сенсомоторных взаимодействий. Формирование базовых составляющих произвольной саморегуляции.

Задачи: формирование сенсомоторных взаимодействий. Формирование пространственных представлений. Развитие целостного образа тела. Освоение внешнего и телесного пространства. Развитие зрительно-моторной координации. Развитие ловкости, меткости.

 

Цели 3-го уровня: формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции. Развитие ВПФ.

Задачи: ритуалы, правила игры и роли. Коммуникативные навыки. Развитие памяти, внимания, логического и образного мышления. Причинно-следственные отношения. Последовательность. Произвольное внимание. Развитие навыков сотрудничества.

 

Общая структура занятий

I. Ритуал приветствия. Маркировка пространства.

II. Основная часть. Система двигательного развития ребёнка по «методу замещающего онтогенеза»

с поэтапным включением всех 3-x уровней воздействия.

1. Дыхательные упражнения. Формирование произвольной саморегуляции. Формирование реципрокной координации.

2. Глазодвигательные упражнения. Расширение полей зрительного восприятия. Развязывание синкинезий глаза-язык.

3. Растяжки. Упражнения способствующие оптимизации общего тонуса тела. Повышение энергетического потенциала.

4. Упражнения двигательного репертуара. Развитие двигательной сферы.

Формирование реципрокной координации. Развязывание синкинезий глаза – язык – руки - ноги.

5. Релаксация.

6. Игры и упражнения, направленные на развитие целостного образа тела. Ориентировка в пространстве.

7. Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики.

8. Игры и упражнения направленные на развитие когнитивной сферы.

9. Игры и упражнения, направленные на развитие слухового внимания.

10. Игры и упражнения, направленные на развитие зрительно-моторной координации.

11. Игры и упражнения, направленные на развитие ловкости, меткости.

III. Обсуждение занятия, домашнее задание.

 

Система психомоторной коррекции детей это не только коррекция, это система их развития, и в плане подготовки к школе, и в плане дальнейшего обучения, и их поведения, и их успешности в дальнейшей жизни.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: