Понятие о дефектах. Виды дефектов и их характеристика
Тема 2.4 Дефектация и сортировка деталей В процессе эксплуатации автомобилей происходит изменение их технического состояния вследствие изменения первоначальных размеров, формы, качества поверхностей деталей, а также других их дефектов. Основная масса дефектов деталей, поступающих в ремонт, связана с их износом. Для восстановления работоспособности узлов и агрегатов автомобиля необходимо восстановить первоначальное сопряжение и качество рабочих поверхностей сопряженных деталей. Дефект детали – всякое отклонение ее параметра от величины, установленной техническими условиями или рабочим чертежом. Классификация дефектов деталей: 1. по причине их возникновения 1.1 конструктивные 1.2 производственные 1.3 эксплуатационные 1.4 аварийные 2. по месту расположения 2.1 локальные – внутренние или наружные (трещины, риски и т.п.) 2.2 во всем объеме или по всей поверхности (несоответствие химического состава, качества механической обработки и т.д.) 2.3 в ограниченных зонах объема или поверхности детали (коррозийные повреждения, местный наклеп, зона неполной закалки) 3. по степени влияния на эффективность и безопасность испытания автомобиля 3.1 малозначительные – существенно не влияют на испытание автомобиля по назначению и его долговечность 3.2 значительные – существенно влияют на испытание и долговечность автомобиля 3.3 критические – испытание автомобиля по назначению недопустимо или невозможно 4. по возможности ремонта 4.1 устранимые – устранение которых технически возможно и экономически целесообразно 4.2 неустранимые 5. по степени проявления 5.1 явные 5.2 скрытые 6. по характеру 6.1 изменение размеров и геометрические формы рабочих поверхностей 6.2 нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей 6.3 механические повреждения 6.4 коррозионные повреждения 6.5 изменение физико-механических свойств металла детали.
Конструктивные дефекты (несоответствие с требованиями технического задания) являются причиной ускоренного износа или повреждения деталей, возникающей в условиях нормальной эксплуатации и появляются вследствие ошибок, допущенных при проектировании отдельных узлов и агрегатов автомобиля или из-за несовершенства конструкции (уловительные карманы в шейках коленчатого вала). Производственные дефекты (несоответствие с требованиями НТД) возникают вследствие различных отклонений, допущенных в процессе изготовления автомобилей или их ремонта (нарушение или отклонение от технологического процесса изготовления или восстановления деталей, узлов, правильный подбор материалов зависит от опыта технолога). Эксплуатационные дефекты возникают в процессе работы автомобиля и являются результатом естественного изнашивания деталей.
I - период приработки II - нормальная работа детали III -аварийная работа детали tд – интенсивность нарастания износа
На величину tд можно повлиять путем проведения ТО-1 и ТО-2 через определенное число километров пробега. Аварийные дефекты возникают в основном из-за усталости металла и нарушения правил технической эксплуатации (зимой – система охлаждения). Аварийные дефекты не зависят от работы ремонтных рабочих и ТО. Усталость возникает из-за нагрузок на металл.
Изменение размеров рабочих поверхностей деталей происходит в результате их изнашивания. А при неравномерном изнашивании по рабочим поверхностям возникают погрешности их геометрической формы (овальность, огранка, конусообразность и др.) Например, в гильзе цилиндров изнашивается ее внутренняя рабочая поверхность (увеличивается диаметр, форма поверхности – по длине конус, по окружности - овал). Наибольший износ гильзы (увеличение диаметра) – в ее верхней части (в зоне трения верхнего компрессионного кольца). Причины конусообразности рабочей поверхности гильзы: 1. резкое повышение температуры и давления газов при сгорании топлива, их проникновение под поршневые кольца и давление на поверхность гильзы. 2. ухудшение условий смазки верхней части гильзы, так как высокие температуры разжижают масляную пленку; смыв (частичный) смазки рабочей жидкостью. 3. создание условий для коррозионного износа в результате возникновения и действия серной и угольной кислот, образованных при соединении паров воды с газами, содержащими углекислые и сернистые соединения.
Причины овальности рабочей поверхности гильзы: 1. неравномерное давление поршня на стенки гильзы (в плоскости, перпендикулярной оси пальца давление больше и больше износ); 2. деформация блока цилиндров вследствие неправильной затяжки болтов крепления головки цилиндров и неравномерного нагрева его при работе двигателя; 3. перекос при установке гильзы в отверстие блока; 4. несоосности верхних и нижних посадочных поясков, неперпендикулярность нижней плоскости фланца к оси гильзы.
Причины износашеек коленчатого вала: 1.действие циклических нагрузок от давления рабочих газов, причем неравномерность их действия вызывает неравномерный износ по окружности. 2.действие сил инерции от поступательно движущихся и вращающихся частей. Сумма действия этих сил, например, вызывает наибольший износ шатунных шеек со стороны, обращенных к оси коренных шеек коленчатого вала, так как на эту сторону действуют инерционные силы. Нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей деталей проявляется в виде нарушения расстояний между осями цилиндрических поверхностей, непараллельности и неперпендикулярности осей и плоскостей, несоосности цилиндрических поверхностей и пр. Причины этих дефектов: 1. неравномерный износ рабочих поверхностей; 2. внутренние напряжения в деталях, возникшие при их изготовлении; 3. остаточные деформации от больших (чрезмерных) эксплуатационных нагрузок на детали. Все эти дефекты нарушают нормальную работу агрегатов, так как вызывают перекосы, дополнительные динамические нагрузки, увеличивается износ. Так в коленчатом валу имеют место такие дефекты, как несоосность коренных шеек, непараллельность коренных и шатунных шеек, неперпендикулярность фланца крепления маховика к оси коленчатого вала, изменение радиуса кривошипа (в результате действия нагрузок и неравномерности износа). Погрешность взаимного расположения поверхностей характерна для корпусных деталей (блок цилиндров, корпус КП). Так при эксплуатации вследствие деформаций в блоке цилиндров возникают такие дефекты, как несоосность отверстий в опорах под коленчатый вал, непараллельность оси этих отверстий и оси отверстий под втулки распределительного вала, нарушение расстояния между этими осями, неперпендикулярность осей отверстий к посадочным пояскам под гильзы к оси коленчатого вала и пр.
Механические повреждения деталейвозникают при действии на них нагрузок, превышающих допустимые, а также из-за усталости металла. К ним относятся: трещины, пробоины, изломы, деформации (изгиб, скручивание, коробление). Трещины возникают из-за усталости металла при действии циклических знакопеременных нагрузок в местах концентрации напряжений (рама, кузов, коленчатый вал, поворотная цапфа, рессоры и др.). Их размеры колеблются от микроскопических (специальные приборы) до видимости невооруженным глазом. При действии динамических ударных нагрузок возникают поломки, например, коленчатых валов, шатунов, карданных валов, балок передних мостов, деталей рам и пр.
Коррозийные повреждения образуются в результате химического и электрохимического взаимодействия металла с коррозийной средой и появляются в виде окислительных пленок, пятен, раковин, точек.
Изменение физико-механических свойств материала детали выражается в снижении его твердости и упругих свойств. Причины: 1. нагрев в процессе работы до температуры, влияющей на термообработку; 2. износ поверхностного слоя, упрочнение химико-термической обработкой; 3. усталость металла вызывает снижение упругости (пружина клапана)
Назначение и сущность Читайте также: Аффирмации для сектора семьи: Я создаю прекрасный счастливый мир для себя и своей семьи...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Пример оформления методической разработки: Методическая разработка - разновидность учебно-методического издания в помощь...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |