Тема 2.4 Дефектация и сортировка деталей
В процессе эксплуатации автомобилей происходит изменение их технического состояния вследствие изменения первоначальных размеров, формы, качества поверхностей деталей, а также других их дефектов.
Основная масса дефектов деталей, поступающих в ремонт, связана с их износом.
Для восстановления работоспособности узлов и агрегатов автомобиля необходимо восстановить первоначальное сопряжение и качество рабочих поверхностей сопряженных деталей.
Дефект детали – всякое отклонение ее параметра от величины, установленной техническими условиями или рабочим чертежом.
Классификация дефектов деталей:
1. по причине их возникновения
1.1 конструктивные
1.2 производственные
1.3 эксплуатационные
1.4 аварийные
2. по месту расположения
2.1 локальные – внутренние или наружные (трещины, риски и т.п.)
2.2 во всем объеме или по всей поверхности (несоответствие химического состава, качества механической обработки и т.д.)
2.3 в ограниченных зонах объема или поверхности детали (коррозийные повреждения, местный наклеп, зона неполной закалки)
3. по степени влияния на эффективность и безопасность испытания автомобиля
3.1 малозначительные – существенно не влияют на испытание автомобиля по назначению и его долговечность
3.2 значительные – существенно влияют на испытание и долговечность автомобиля
3.3 критические – испытание автомобиля по назначению недопустимо или невозможно
4. по возможности ремонта
4.1 устранимые – устранение которых технически возможно и экономически целесообразно
4.2 неустранимые
5. по степени проявления
5.1 явные
5.2 скрытые
6. по характеру
6.1 изменение размеров и геометрические формы рабочих поверхностей
|
6.2 нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей
6.3 механические повреждения
6.4 коррозионные повреждения
6.5 изменение физико-механических свойств металла детали.
Конструктивные дефекты (несоответствие с требованиями технического задания) являются причиной ускоренного износа или повреждения деталей, возникающей в условиях нормальной эксплуатации и появляются вследствие ошибок, допущенных при проектировании отдельных узлов и агрегатов автомобиля или из-за несовершенства конструкции (уловительные карманы в шейках коленчатого вала).
Производственные дефекты (несоответствие с требованиями НТД) возникают вследствие различных отклонений, допущенных в процессе изготовления автомобилей или их ремонта (нарушение или отклонение от технологического процесса изготовления или восстановления деталей, узлов, правильный подбор материалов зависит от опыта технолога).
Эксплуатационные дефекты возникают в процессе работы автомобиля и являются результатом естественного изнашивания деталей.
I - период приработки
II - нормальная работа детали
III -аварийная работа детали
tд – интенсивность нарастания износа
На величину tд можно повлиять путем проведения ТО-1 и ТО-2 через определенное число километров пробега.
Аварийные дефекты возникают в основном из-за усталости металла и нарушения правил технической эксплуатации (зимой – система охлаждения). Аварийные дефекты не зависят от работы ремонтных рабочих и ТО. Усталость возникает из-за нагрузок на металл.
|
Изменение размеров рабочих поверхностей деталей происходит в результате их изнашивания. А при неравномерном изнашивании по рабочим поверхностям возникают погрешности их геометрической формы (овальность, огранка, конусообразность и др.)
Например, в гильзе цилиндров изнашивается ее внутренняя рабочая поверхность (увеличивается диаметр, форма поверхности – по длине конус, по окружности - овал). Наибольший износ гильзы (увеличение диаметра) – в ее верхней части (в зоне трения верхнего компрессионного кольца).
Причины конусообразности рабочей поверхности гильзы:
1. резкое повышение температуры и давления газов при сгорании топлива, их проникновение под поршневые кольца и давление на поверхность гильзы.
2. ухудшение условий смазки верхней части гильзы, так как высокие температуры разжижают масляную пленку; смыв (частичный) смазки рабочей жидкостью.
3. создание условий для коррозионного износа в результате возникновения и действия серной и угольной кислот, образованных при соединении паров воды с газами, содержащими углекислые и сернистые соединения.
Причины овальности рабочей поверхности гильзы:
1. неравномерное давление поршня на стенки гильзы (в плоскости, перпендикулярной оси пальца давление больше и больше износ);
2. деформация блока цилиндров вследствие неправильной затяжки болтов крепления головки цилиндров и неравномерного нагрева его при работе двигателя;
3. перекос при установке гильзы в отверстие блока;
4. несоосности верхних и нижних посадочных поясков, неперпендикулярность нижней плоскости фланца к оси гильзы.
|
Причины износа шеек коленчатого вала:
1.действие циклических нагрузок от давления рабочих газов, причем неравномерность их действия вызывает неравномерный износ по окружности.
2.действие сил инерции от поступательно движущихся и вращающихся частей.
Сумма действия этих сил, например, вызывает наибольший износ шатунных шеек со стороны, обращенных к оси коренных шеек коленчатого вала, так как на эту сторону действуют инерционные силы.
Нарушение точности взаимного расположения рабочих поверхностей деталей проявляется в виде нарушения расстояний между осями цилиндрических поверхностей, непараллельности и неперпендикулярности осей и плоскостей, несоосности цилиндрических поверхностей и пр.
Причины этих дефектов:
1. неравномерный износ рабочих поверхностей;
2. внутренние напряжения в деталях, возникшие при их изготовлении;
3. остаточные деформации от больших (чрезмерных) эксплуатационных нагрузок на детали.
Все эти дефекты нарушают нормальную работу агрегатов, так как вызывают перекосы, дополнительные динамические нагрузки, увеличивается износ.
Так в коленчатом валу имеют место такие дефекты, как несоосность коренных шеек, непараллельность коренных и шатунных шеек, неперпендикулярность фланца крепления маховика к оси коленчатого вала, изменение радиуса кривошипа (в результате действия нагрузок и неравномерности износа).
Погрешность взаимного расположения поверхностей характерна для корпусных деталей (блок цилиндров, корпус КП).
Так при эксплуатации вследствие деформаций в блоке цилиндров возникают такие дефекты, как несоосность отверстий в опорах под коленчатый вал, непараллельность оси этих отверстий и оси отверстий под втулки распределительного вала, нарушение расстояния между этими осями, неперпендикулярность осей отверстий к посадочным пояскам под гильзы к оси коленчатого вала и пр.
Механические повреждения деталей возникают при действии на них нагрузок, превышающих допустимые, а также из-за усталости металла.
К ним относятся: трещины, пробоины, изломы, деформации (изгиб, скручивание, коробление).
Трещины возникают из-за усталости металла при действии циклических знакопеременных нагрузок в местах концентрации напряжений (рама, кузов, коленчатый вал, поворотная цапфа, рессоры и др.). Их размеры колеблются от микроскопических (специальные приборы) до видимости невооруженным глазом.
При действии динамических ударных нагрузок возникают поломки, например, коленчатых валов, шатунов, карданных валов, балок передних мостов, деталей рам и пр.
Коррозийные повреждения образуются в результате химического и электрохимического взаимодействия металла с коррозийной средой и появляются в виде окислительных пленок, пятен, раковин, точек.
Изменение физико-механических свойств материала детали выражается в снижении его твердости и упругих свойств.
Причины:
1. нагрев в процессе работы до температуры, влияющей на термообработку;
2. износ поверхностного слоя, упрочнение химико-термической обработкой;
3. усталость металла вызывает снижение упругости (пружина клапана)
Назначение и сущность