Тезисы о воспитании и воспитательной системе




(по работам Л.И. Новиковой) [1]

- Воспитание – управление процессом развития личности подрастающего человека через включение его в сложившуюся культуру, социальные отношения и процесс самореализации (Х.Й.Лийметс).

- Воспитание следует рассматривать как единство организованного и спонтанного.

- Школа, – как правило, – не только образовательное учреждение, но и учреждение воспитывающее, <…> правда, при некоторых условиях. И важнейшие из них: наличие в школе гуманистической воспитательной системы, педагогов-гуманистов, директора – лидера в детской среде, гибкого, недирективного стиля управления школой со стороны [органов народно­го образования].

- Воспитательная система школы функционирует и развивается в рамках школы как [образовательного учреждения]. <…> Сама школа, ее профиль, материальная база, состав педагогов, состав детей определяют контуры воспитательной системы, ее структуру, особенность составляющих ее компонентов, своеобразие и связь между ними. <…> Школа – система линейная, более жесткая, со сложившимся, заданным сверху, ставшим классическим, идущим от кибернетики стилем управления. Воспитательная система школы – система нелинейная, неравновесная, в значительной степени самоорганизующаяся, к тому же изначально открытая; она выхо­дит за рамки школы, включая в свою структуру и освоенную педагогами и детьми среду. В структуру школы как образовательного учреждения входят учащиеся, учителя, классные руководители и другие ее работники в соответствии со штатным расписанием. Входят в нее и различного рода организационные структуры, такие, как классы, кружки, секции, методи­ческие объединения, кафедры и т.д. В воспитательной системе школы мы имеем дело с детьми и взрослыми как личностями, с их общностями, которые складываются в рамках школьного коллектива. Значительная часть воспитательных задач реализуется в процессе обуче­ния. Вместе с тем многое в процессе обучения, если не прямо, то косвенно работает на личностное развитие ребят, на повышение их внутренней культуры, расширение кругозора, формирование отношения к окружающему миру. Мно­гое, но не все и не всегда. Цель любой воспитательной системы школы – используя воспитательные возможности учебного процесса и дополняя его, расширить представления ребят об окружающем их мире, помочь им через свой собственный опыт выработать позитивное отношение к общечеловеческим ценностям, стремление пропагандировать и сохранять их, познать себя и реализовывать свой личностный потенциал.

- Тем не менее должны, по-видимому, существовать такие параметры воспитанности, ориентируясь на которые каждая современная школа могла бы строить собственную модель. Основными такими параметрами личностного развития ребенка в настоящее время можно считать ориентацию его на общечеловеческие ценности, интеллигентность, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях и ответственность в поступках, «самостроительство».

- личность не только ученика, но и учителя находится под воздействием воспитательной системы школы, а ученик выступает в качестве не только ее цели, но и субъекта ее становления и развития.

- ребенок – цель любой воспитательной системы гуманистического типа, иначе она не была бы гуманистической. Но это значит, что личность ребенка является и результатом ее функционирования, и показателем эффективности.

- Сам же ребенок в рамках воспитательной системы реализует функции и объекта, и субъекта воспитания.

- показателем эффективности системы является тот воспитательный потенциал педагогов, который сложился в процессе предшествующего развития и является залогом успешности ее последующего развития.

- Авторские системы – явление не столь уж частое. Во многих случаях в педагогической печати речь шла и сейчас еще идет не о них, а об административных системах, то есть системах, задаваемых сверху, создаваемых в массовом опыте на основе спущенных сверху директивных указаний (приказов, циркуляров, распоряжений, рекомендаций).

- Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составом педагогов и школьников, присуще окружающей его среде.

- Среди понятий – таких, как «педагогическая система», «дидактическая система», «система воспитательной работы», – воспитательная система занимает особое место. Это наиболее широкое понятие, которое включает три предыдущих в качестве своих компонентов.

- Воспитательная система <…> не сводится к системе педагогической. С одной стороны, это – система психолого-педагогическая, с другой – социально-педагогическая, и влияет она на школьников не только как педагогический фактор (через учителей, уроки, учебники, домашние задания, классные часы), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через те отношения, которые складываются между детьми, педагогами, родителями, шефами; через психологический климат в коллективе, позволяющий объединять детей и взрослых в рамках данного заведения). Педагогическая система, таким образом, – более узкое понятие, чем воспитательная система, но она костяк воспитательной системы, ее остов.

- Под системой же воспитательной работы <…> систему взаимосвязанных воспитательных мероприятий (дел, акций), приводящих к поставленной цели. В лучшем случае это подсистема в общей воспитательной системе школы, в худшем – набор мероприятий, проводимых «для галочки», нередко под давлением извне. При многообразии заданий сверху и стремлении обеспечить их выполнение педагоги идут либо на сокращение мероприятий, либо на введение «особых приемов», якобы обеспечивающих решение самых сложных задач. «Комплексный подход», «погружение», «уплотненный опрос», «день самоуправления», «опорные сигналы» – все это лишь приемы, имеющие право на существование, но в контексте такого более широкого понятия, как «воспитательная система».

- В педагогике давно уже получило признание понятие «дидактическая система ». Как правило, дидактическую систему школы характеризуют через цели в сфере образования, содержание образования, процесс, методы и формы его организации. Естественно, что в процессе образования реализуются и воспитательные цели под влиянием содержания усваиваемого материала, форм и методов включения школьников в образовательный процесс. Другими словами, дидактическая система, если ее рассматривать с позиций воспитания, является подсистемой воспитательной системы.

- Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Ее компоненты: цели, выраженные в исходной концепции (то есть совокупности идей, для реализации которых она создается); деятельность, обеспечивающая реализацию целей; субъект деятельности, ее организующий и в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

- В самом общем виде в процессе создания и развития системы должен решаться ряд задач. Во-первых, это формирование у детей целостной картины мира – целостной и научно обоснованной. <…> Вторая, не менее важная задача, – формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины. Третья задача – приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения. Четвертая – развитие у подрастающего человека креативности, творческого начала как черты личности. И пятая – формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

- Субъект гуманистической воспитательной системы – это не только педагоги, но и сами дети <…>. Важнейшим условием ее эффективности является объединение детей и взрослых в коллектив – ядро гуманистической воспитательной системы школы.

- Не всякая совместная деятельность является системообразующей. Она должна быть творческой и личностно значимой.

- Отношения – предмет особой заботы педагогов.

- главный критерий эффективности гуманистической воспитательной системы – развитие личности ребенка. <…> воспитательная система любого уровня – не самоцель. Главное – личность развивающегося человека, включенного в эту систему. А это значит, что управлять надо и процессом взаимодействия системы и личности, процессом их взаимного влияния. Этот «личностный» аспект управления требует поиска путей оптимального включения личности (причем каждой – и ребенка, и педагога) в процессы целеполагания, совместной творческой деятельности, совершенствования межличностных и групповых отношений, возникающих в коллективе, создания ситуаций, побуждающих каждого (ребенка и взрослого) к рефлексии, самопознанию, самореализации.

- управление любой воспитательной системой можно рассматривать как трехаспектный процесс: управление процессом ее развития как целостной системы, управление, нацеленное на создание и укрепление этой целостности, и управление корректирующее (весьма условное название), направленное на включение каждого ребенка и взрослого в систему коллективных дел и отношений в наиболее для него благоприятной позиции.

- Эффективность подобного управления во многом зависит от реализации таких сложившихся в педагогике подходов, как личностный, деятельностный, дифференцированный, средовой.

- Педагогика – наука о мере. И надо быть очень тонким педагогом, чтобы уловить эту меру, управляя процессом воспитания. И, видимо, задача педагогов – выявить ее, чтобы эффективно реализовать в процессе управления воспитательной системой.

- Воспитательная система – не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация – все эти явления характеризуют процесс развития воспитательной системы.

- существует множество путей развития воспитательной системы. <…> … источники развития системы находятся не только и не столько вне системы, сколько внутри ее. <…> Можно, условно говоря, считать, что система хороша до тех пор, пока ее еще нет, то есть пока она является недостигнутой, перспективной целью, и она же становится недостаточно хорошей, когда складывается окончательно. В воспитательной системе, которая находится в процессе становления, обычно хорошо себя чувствуют люди творческие, нестандартные, поскольку они ощущают себя в большей мере субъектами, нежели элементами системы.

- Первый этап развития воспитательной системы – этап становления. <…> После этапа становления следует второй этап – более или менее стабильного развития воспитательной системы, который обычно наступает через пять-шесть лет после начала ее создания. <…> Третий этап, завершающий. Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает свое место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается, воспитательная система работает в заданном режиме. <…> В управление системой включается все большее количество активных участников – детей. Административно-приказные формы почти исчезают из арсенала руководства школой. Резко возрастает интенсивность самоуправления и саморегуляции. <…> возникает необходимость говорить о четвертом этапеобновлении и перестройке системы, а это может приобретать характер кризиса. <…>Четвертый этап может закончиться и смертью системы, когда после кризиса не следует нового витка развития, а происходит распад системообразующих связей. Смерть системы нередко связана с уходом из школы ее автора.

- Системный подход – это, прежде всего, способ мышления исследователя, помогающий изучать или строить объект как си­стему взаимосвязанных элементов, органично включенную в окружающую среду.

Тезисы о системном подходе в воспитании (по работам Л.И. Новиковой) [2]

- При осуществлении системного подхода к объекту необходимо: изучить внутреннюю структуру объекта, отдельные его элементы и связи между ними, характер взаимодействия; выявить внутренние противоречия, которые свойственны объекту и которые определяют процесс его развития; составить его интегра­ционные характеристики; осуществить анализ внешних связей объекта с окружающей его средой, с ее компонентами; рассмотреть объект в рамках более широких систем, в которые данный объект входит как эле­мент; изучить его поведение в этих системах; исследовать особенности зарождения объекта как системы, современное его состояние, тенденции к изменению.

- не разрозненные мероприятия, а лишь целостная, серьезно продуманная система многосторонних воздействий может обеспечить необходимый воспитательный эффект

- Школьная система воспитания строится на основе государст­венной системы и в тесном взаимодействии с системой региональной. Особенности школы как воспитательной системы заклю­чаются в ее целенаправленном воздействии на определенный контингент детей в течение всего времени обучения (с первого по выпускной класс). Кроме того, школьная система позволяет интегрировать знания и навыки, приобретаемые детьми из различных внешних источников – внешкольных учреждений, окружающей среды и т. п. В силу этого воспитательная система шко­лы является важнейшим звеном государственной воспитательной системы.

- Коллектив школы – ядро школьной воспитательной системы. <…>Школьный коллектив как система представляет собой органическое единство двух подсистем – коллективов ученического и педагогического.

- Управление воспитательной системой – сложный и много­аспектный процесс. Он состоит из двух взаимосвязанных процес­сов: получения информации о системе (ее состояние, влияющие на нее факторы и т. д.) и воздействия на нее.

- Управление любой воспитательной системой осуществляется на трех уровнях: социально-педагогическом; организационно-пе­дагогическом; психолого-педагогическом.

- Социально-педагогический уровень управления связан с опре­делением целей воспитания, созданием условий для нормального развития систем, с контролем за их функционированием. Он осу­ществляется силами специальных общественных институтов, в первую очередь органов [народного] образования.

- Организационно-педагогический уровень управления связан с организацией жизнедеятельности детей. Субъектом управления на данном уровне являются коллективы воспитателей и органы детского самоуправления.

- Психолого-педагогический уровень управления связан с раз­витием и корректировкой отношений в детской среде. Деятель­ность на этом уровне реализуется в основном педагогами-воспи­тателями, вступающими в непосредственные контакты с детьми.

- Воспитательная система школы <…> включает блоки целеполагания, систе­мообразующей деятельности, совокупного субъекта воспитания (педагогов, детей, причастных к школе родителей), систе­му регулируемых отношений, возника­ющих между ними в процессе совмест­ной деятельности и общения, часть ок­ружающей школу среды, целенаправлен­но используемой в рамках воспитательной системы школы, и управление «из­нутри», осуществляемое педагогами и детьми (самоуправление).

- Воспитательные системы <…> не статичны: в развитии каждой из них существует прошлое, настоящее и будущее. Сопостав­ление их и дает возможность охаракте­ризовать воспитательную систему школы как определенную педа­гогическую категорию, выявить основ­ные закономерности ее развития, оха­рактеризовать основные аспекты управ­ления этим процессом.

- Воспитательные системы – отнюдь не упорядоченные, не стабильные системы. Им свойственна неравновесность, самоорганизация.

- Воспитательные системы – сис­темы открытые, зависящие в своем развитии от окружения школы, его соци­ального, этнического, культурного, при­родного характера. Это обстоятельство предполагает изучение среды, ее воспи­тательного потенциала, возможностей его повышения.

- Воспитательная система школы и ее дидактическая система взаимосвя­заны и взаимообусловлены.

- Воспитательная система – не са­моцель: она создается и совершенствуется ради личностного развития школь­ников, эффективность ее зависит от усилий как педагогов, так и самих школьников.

- Ядром любой воспитательной системы школы является дифференцированное единство разно­типных коллективов. Школьный коллектив — это общность детей и взрос­лых, для обозначения которой исполь­зуются в разных случаях понятия об­щины, коллектива семейного типа, еди­ной команды и т. п.

- Воспитательных систем существует много, и раз­нообразие их продолжает расти, ибо оно обусловлено увеличением типов различ­ных образовательных учреждений, развитием творчества в сфере воспитания у школьных педагогов, подключением самих школьников и их родителей к
организации жизнедеятельности школь­ных ученических коллективов.

- помимо гуманистических воспи­тательных систем школ в нашем обще­стве существуют и функционируют и системы авторитарного типа…

- воспитательную систему школы следовало бы <…> рассмотреть через призму отношений…

 

Тезисы об организации образа жизни учащихся как условия развития и формирования личности ребёнка в воспитательной системе школы, строящей свою работу в логике средового подхода [3]

1. Первоначально определяется педагогическая цель. Для того чтобы сформулировать цель на уровне личности ребенка, целесообразно выявить, что необходимо ребенку (в классе, школе, кружке и др.) иметь для того, чтобы произошли изменения в характеристиках его личности, а также определить, что школьнику для этого требуется уметь.

2. Исходя из цели, проектируется требуемый для получения желаемого результата образ жизни учащихся. В связи с этим важно:

а). определить способы «бытия в со-бытии», обусловливающие, по мнению педагогов школы и экспертов по этой проблеме, обретение требуемых качеств и ведущих к изменениям в характеристиках личности и т.п. Необходимо расшифровывать способы в соответствии с передаваемой ими информацией (раскрыть лингвистический потенциал используемых слов педагогами конкретной школы);

б) обозначить в каких занятиях наиболее оптимально могут проявиться отобранные способы. Желательно выстроить систему занятий.

3. Провести диагностику наличного образа жизни учащихся по определенным параметрам и оценить его педагогический потенциал (для представления диагностики особую ценность представляют описательные возможности образа жизни как «способа бытия в со-бытии», обнаруживаемые в словах с морфемой «со-»).

4. Оценить среду, в которой будет происходить корректировка образа жизни, по параметрам возможного, вероятного и действительного, используя методики средовой диагностики. Если среда препятствует достижению цели, а образ жизни, который ведут дети, противоречит желаемому результату, то педагог не сможет сформировать или обеспечить развитие должных качеств личности ребенка.

5. Выстроить средообразовательную практику с учетом педагогической роли образа жизни учащихся.

В процессе организации образа жизни учащихся важно также учитывать возрастные индивидуальные особенности детей, индетерминирующие ход их жизни и специфику функционирования образа жизни.

 


[1] Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды/Под ред. Н.Л.Селивановой, А.В.Мудрика. Сост.Е.И.Соколова. – М., 2009.

[2] Там же.

[3] Боровская Е.В. Формирование образа жизни учащихся вшколе: учебно-методическое пособие / под ред. Ю.С. Мануйлова. – Нижний Новгород: РАСТР-НН, 2012. – 56 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: